ТОП 10:

Политика лейбористов в Индии. Курс на расчленение страны



Под давлением событий в Индии лейбористское правительство было вынуждено расчленение страны пойти на уступки национально-освободительному движению в стране. В феврале в Индию направилась миссия английского кабинета в составе министра по делам Индии Петиклоуренса, морского министра Александера и министра торговли Криппса. 15 марта 1946 г. Эттли зачитал в палате общин вторую декларацию об индийской политике лейбористов, в которой объявлялось о предоставлении Индии статуса доминиона. В своем заявлении Эттли признал, что движение за национальную независимость является всенародным, что в него втянута армия.

В конце марта миссия трех министров прибыла в Индию и начала длительные, продолжавшиеся в течение всего апреля переговоры с лидерами Национального конгресса и Мусульманской лиги. На позиции обеих партий оказали влияние результаты закончившихся в начале апреля 1946 г. выборов в провинциальные законодательные собрания.

Выборы, в которых принимало участие менее 13% населения и которые проходили но куриальной системе, способствовали выдвижению на авансцену политической жизни религиознообщинных отношений. Национальный конгресс получил абсолютное большинство голосов по общей (индусской) «уриж во всех провинциях, а по мусульманской — лишь в Северо-Западной пограничной провинции. Мусульманская лига получила большинство голосов по мусульманской курии во всех провинциях с индусским большинством и в Беигаяии, где мусульмане составляли большинство. В двух других провинциях с мусульманским большинством — Пенджабе и Синде — голоса по мусульманской курии разделились между Мусульманской лигой и оппозиционными ей местными партиями.

Выборы показали, что, во-первых, подавляющее большинство избирателей выступали за сохранение единства Индии; во-вторых, выдвинутый Мусульманской лигой лозунг Пакистана оказался привлекательным для большинства избирателей-мусульман в провинциях с преобладающим немусульманским населением; в-третьих, Мусульманская лига завоевала прочные позиции в мусульманской общине по всей Индии.

Национальный конгресс получил всего 930 мест в провинциальных законодательных собраниях, а Мусульманская лига — 497, но сформировать провинциальное правительство она сумела лить в Бенгалии.

Хотя, как уже было сказано, правом голоса обладала небольшая часть населения Индии, избиратели, как правило, представляли политически наиболее сознательную часть его и оказывалж определяющее влияние на формирование общественного мнения.

Впервые в выборах приняла участие Компартия Индии, которая выдвинула 108 своих кандидатов. Из них прошли 9; всего компартия собрала около 700 тыс. голосов. В избирательном манифесте партия выдвинула широкую программу социальных преобразований: конфискация помещичьего землевладения, национализация ключевых отраслей промышленности, введение системы рабочего (контроля на фабрично-заводских предприятиях и т. д. Предусматривалось демократическое решение национального вопроса на основе права наций на самоопределение, избрание учредительного собрания демократическим путем. Конечной целью борьбы объявлялась полная независимость страны. Несмотря на то что позиции компартии еще были слабыми, ее участие в выборах способствовало ознакомлению с идейными взглядами коммунистов широких кругов индийской общественености.

Результаты выборов укрепили как решимость руководства Национального конгресса отстаивать единство Индии, так и, напротив, решимость руководства Мусульманской лиги добиваться проведения идеи создания Пакистана.

Переговоры, на которых английская сторона искусно играла на противоречиях между Конгрессом и Лигой, закончились провалом. 16 мая 1946 г. была опубликована декларация английского правительства, в которой хотя формально и отвергалась идея расчленения Индии, в то же время содержалось утверждение об опасности для мусульманского меньшинства быть поглощенным индусским большинством в едином доминионе. Поэтому правительство выдвинуло следующий «компромиссный» план:

1. Доминион Индия будет представлять союз провинций и княжеств, имеющих самую широкую автономию. В ведении центрального правительства сохраняются лишь вопросы обороны, внешних сношений и коммуникаций.

2. Провинции Британской Индии будут объединены в три зоны: первую — с преобладанием индусского населения, куда войдут провинции севера, центра и юга страны; вторую — западную, состоящую из провинций с мусульманским большинством — Пенджаб, Синд и Северо-Западная пограничная провинция; третью — восточную, состоящую из провинций Бенгалия и Ассам, где мусульмане также составляют большинство. В каждой зоне образуется зональное правительство.

3. Учредительное собрание, которое будет состоять из депутатов, избранных провинциальными законодательными собраниями, а также назначенных князьями, выработает общеиндийскую конституцию и конституции трех зон — соответственно в трех секциях учредительного собрания депутатами от соответствующих провинций.

4. Выборы в Учредительное собрание будут проводиться по трем куриям: индусской, мусульманской и сикхской (из расчета один депутат на 1 млн. жителей). Утверждение каждой статьи проекта конституции предполагает одобрение ее не только абсолютным большинством пленума учредительного органа, но и большинством депутатов индусской и мусульманской курий.

Английские предложения предусматривали создание таких условий работы учредительного собрания, которые затруднили бы и в конечном счете сорвали достижение соглашения между Конгрессом и Лигой. Несмотря на все оговорки, это свидетельствовало о том, что английские правящие круги взяли курс на поддержку Мусульманской лиги в ее стремлении образовать Пакистан за счет расчленения страны. Программа Мусульманской лиги соответствовала интересам английского империализма, который, будучи уже не в состоянии сохранить колониальный статус Индии, вынашивал планы такого политического урегулирования, которое крайне ослабило бы страну в экономическом и военном отношении и создало бы основу для сохранения ее зависимости от прежней метрополии.

В то же время колониальная администрация предприняла действия, направленные как на предотвращение решения вопроса о будущем статусе Индии другим путем, так и на всемерную оттяжку «передачи власти».

На пути к свободе

Образование временного правительства. Дальнейшее обострение внутриполитической обстановки

Реакция Конгресса и Лиги на предложения миссии трёх министров не была одинаковой. Руководство Мусульманской лиги не только одобрило английский план, но и дало согласие на участие во временном правительстве, об образовании которого было объявлено Уэйвеллом также 16 мая. Мусульманскую лигу привлекало то, что формирование правительства предполагалось осуществить на куриальной основе, причем по мусульманской курии кандидатуры выдвигались лишь Мусульманской лигой, а по индусской — соответственно Национальным конгрессом.

Последний пункт отвергался Национальным конгрессом, отстаивавшим светский характер организации. Руководство Конгресса провело с членами миссии и вице-королем дополнительные переговоры, пытаясь внести некоторые изменения в английские предложения. Но после полученного разъяснения о том, что план миссии либо должен быть принят целиком, либо отвергнут, руководство оказалось вынужденным принять английские предложения как основу для разработки конституции.

Поскольку Конгресс отказался войти во временное правительство, которое создавалось как исполнительный совет при вице-короле, не ответственный перед учредительным собранием, Лига объявила, что она принимает предложение о его формировании. Однако вице-король отклонил предложение Лиги и образовал исполнительный совет из чиновников.

В этих условиях Совет Мусульманской лиги заявил об отказе партии участвовать не только во временном правительстве, но и в работе учредительного собрания. Лига объявила, что она начнет прямую борьбу за Пакистан.

Хотя в июне состоялись выборы в учредительное собрание, его открытие затруднялось тем обстоятельством, что две крупнейшие, помимо конгрессистокой, фракции — Лиги и сикхов — бойкотировали его работу. Это соответствовало интересам англичан. Поскольку большинство депутатов от Северо-Западной пограничной провинции и Ассама состояло из противников раздела страны по религиозно-общинному принципу, это мешало осуществлению плана создания восточной и западной «мусульманских» зон.

В июне председателем Конгресса вместо Азада был избран Джавахарлал Неру, которому вице-король предложил в качестве вице-премьера сформировать временное правительство на правах Исполнительного совета при вице-короле (он оставался главой правительства). Это предложение было принято, и 24 августа был объявлен состав нового Исполнительного совета, в котором вяценпремьером был Неру, министрами — видные лидеры Конгресса В. Патель, Р. Прасад и другие, а также представители общин христиан, сикхов и парсов.

Несмотря на ограниченные компетенции временного правительства, первые шаги, особенно во внешнеполитической области, показали, что его политика резко отличается от политики колониальной администрации.

Реакция Лиги на образование правительства была весьма бурной. Джинна расценил это событие как акт предательства англичан по отношению к мусульманам и объявил день 16 августа началом прямой борьбы за Пакистан. В Калькутте были спровоцированы крупные индусско-мусульманские погромы, которые перекинулись на соседние районы Бихара и Бенгалии. Погромы начались и в Бомбее.

Ганди выступил с резким осуждением погромов и побывал на месте индусско-мусульманских столкновений. Он поддержал создание отрядов самообороны, организаторами которых, как правило, были коммунисты и другие демократы.

В сентябре Лига вошла во временное правительство, но продолжала бойкотировать учредительное собрание. Английское правительство, воспользовавшись этим, предложило изменить порядок голосования статей будущей конституции: она не распространялась на те провинции, большинство депутатов от которых не участвовали в заседании. Это давало возможность Мусульманской лиге сорвать принятие учредительным собранием решения о сохранении единой Индии, на чем наета-ивал Неру.

В октябре 1946 г. в Миру те состоялся первый после войны съезд Национального конгресса, на котором президентом был избран А. Крипалани. Съезд одобрил политическую линию руководства Национального конгресса и высказался за превращение Индии в суверенную республику.

На сессии учредительного собрания в декабре 1946 г. Неру выступил с этим же (предложением, оговорив, однако, сохранение монархии в княжествах — членах Индийского Союза.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.252.123 (0.006 с.)