Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рабочее движение в 1934—1939 гг. Восстановление единства профдвижения

Поиск

Развитие экономической и политической борьбы рабочего класса в 1934—1939 гг. характеризуется усилением влияния в организованном рабочем движении коммунистов, которые выступили инициаторами восстановления единого профцентра.

Этот процесс прошел два последовательных этапа. Первый этап борьбы за единство профдвижения, 1934—1935 гг., характеризуется тем, что оно развивалось снизу, в процессе забастовок, путем преодоления сопротивления национал-реформистских и правореформистских раскольников.

Важной вехой рабочего движения стала трехмесячная стачка текстильщиков в 1934 г., впервые охватившая целую отрасль промышленности. В ходе стачки было установлено единство действий профсоюзов, входивших в три различных профцентра.

Решающая роль коммунистов в стачке и руководимого ими профцентра настолько напугала реакцию, что колониальные власти поставили в 1934 г. компартию и ряд находившихся под ее влиянием профсоюзов вне закона. Это весьма осложнило действия авангарда левых сил.

Под лозунгом единства профдвижения прошли в 1935 г. крупные стачки докеров, железнодорожников.

По предложению руководства Красного конгресса профсоюзов в апреле 1935 г. произошло его воссоединение с Всеиндийским конгрессом профсоюзов на следующих основных условиях: признание принципа классовой борьбы, образование единого союза в каждой отрасли промышленности, отказ присоединяться к международным профцентрам, право вести пропаганду без взаимных нападок, обязательное подчинение меньшинства большинству (последнее условие было серьезной уступкой со стороны коммунистов, так как перед объединением в Красном конгрессе профсоюзов насчитывалось 10 тыс. членов, а в ВИКП — 80 тыс.).

Несмотря на саботаж некоторых правых профсоюзных лидеров, работа по объединению в рамках отраслей успешно завершилась в 1936 г. Первым же результатом объединения проф-центров было увеличение числа стачек, окончившихся полной или частичной победой бастовавших (47% всех стачек в 1936 г.). Забастовки стали более длительными и упорными.

На втором этапе борьбы за единство профдвижения, в 1936— 1939 гг., рабочий класс постепенно перешел от оборонительных боев, которые он вел в первой половине 30-х годов, к наступлению под лозунгами повышения заработной платы и признания профсоюзов предпринимателями и властями. Возросли и число стачек, и численность их участников (в среднем за год):

Воссоединение двух центров, принятие руководством объединенного ВИКП некоторых принципиальных положений, предложенных коммунистами, привели к усилению политической активности рабочего класса, что проявилось, в частности, в дни празднования 1 Мая в 1935 и 1936 тт. Под антиимпериалистическими лозунгами в 1936 г. была проведена «рабочая неделя». В этом году XV съезд ВИКП рассмотрел вопрос о широком участии рабочего класса в антиимпериалистическом движении, о методах освободительной борьбы и объявил важнейшей формой этой борьбы политическую стачку рабочего класса.

Объединение двух профцентров положительно сказалось на росте организованности рабочего класса: в 1936—1939 гг. общее число профсоюзов удвоилось. В массах трудящихся значительно выросло влияние ВИКП, что ослабляло позиции право-реформистских лидеров из Индийской федерации профсоюзов. Решающую роль в развитии экономической борьбы рабочего класса сыграли всеобщие забастовки 1937 г.: канпурских текстильщиков, железнодорожников Бенгальско-Нагпурской железной дороги, рабочих джутовых фабрик Бенгалии; они всколыхнули более отсталые слои рабочих.

Для сохранения своего влияния в рабочем классе руководство Индийской федерации профсоюзов согласилось на объединение с ВИКП, которое произошло в апреле 1938 г. на объединительном съезде в Нагпуре. Слияние произошло в значительной степени на идеологической платформе Федерации, выступавшей за классовое сотрудничество между рабочими и предпринимателями. В новом объединенном профцентре (ВИКП) руководящие позиции заняли «олгресоисты. Несмотря на некоторое ослабление политической активности ВИКП в 1938—1939 гг., завершение воссоединения индийского профдвижения положительно сказалось на экономической борьбе рабочего класса: в эти годы забастовочное движение распространялось на самые отсталые районы Индии, включая княжества.

В 1939 г. в основном завершилось объединение крупнейших отраслевых союзов: железнодорожников, моряков, докеров текстильщиков. Некоторые из объединенных союзов (железнодорожников, текстильщиков) провели в 1938—1939 гг. координационные конференции в масштабе всей отрасли, что положительно сказалось на позициях профсоюзов на уровне отдельных предприятий.

Рабочий класс, создавший свою партию и свои классовые профсоюзы в жестоких боях с империализмом и буржуазией, вступил в борьбу с национальной буржуазией за руководство национальным движением. Этим фактором в значительной степени определялось развитие событий внутри антиимпериалистического лагеря в середине второй половины 30-х годов.

Борьба развертывалась в двух основных областях: за руководство крестьянским движением и за создание единого антиимпериалистического фронта.

Крестьянское движение. Образование Всеиндийского крестьянского союза

Кисан сабха, созданные в предшествующий период, в 1934—1935 гг. продолжали борьбу за удовлетворение ряда основных экономических требований крестьянства: снижение ренты, налогов и пр. Основными формами движения были крестьянские митинги, походы, конференции в масштабах отдельных деревень, уездов, округов. Особенно активно кисан сабха действовали в провинциях Бихар, Пенджаб и Северном Мадрасе (область Андхра), где имелись крестьянские организации не только на окружном, но и на провинциальном уровне.

Большинство местных кисан сабха находились под влиянием коммунистов и крестьянских демократов. Попытки конгрес-систов овладеть организованным крестьянским движением потерпели неудачу. В этих условиях Н. Г. Ранга, В. В. Гири и группа других национал-реформистов начали подготовку к созданию под эгидой Национального конгресса общеиндийской крестьянской организации. На подготовительной конференции, проведенной в 1935 г., политический перевес был на стороне группы Ранга. Однако руководство провинциальных кисан сабха, давших согласие на объединение, находилось в руках левых сил, что оказалось на первом же съезде новой организации.

На учредительном съезде «Олл-Индиа кисан сабха» (Всеия-дийского крестьянского союза), проходившем в апреле 1936 г. в Лакнау одновременно с очередным съездом Национального конгресса (что должно было символизировать близость обеих организаций), национал-реформистам не удалось получить большинство в руководящем органе Союза — Центральном крестьянском совете.

На сессии Совета в августе того же года была принята Хартия крестьянских нрав — программный документ Союза, предусматривавший ликвидацию помещичьего землевладения типа заминдари, реформу системы налогообложения в районах райятвари, снижение арендной платы и т. д. Хартия, таким образом, нацеливала индийское крестьянство на борьбу с империализмом и феодализмом на основе возможно широкого фронта национальных сил, включая сельскую буржуазию и даже группы помещичьего класса в районах райятвари.

Значение Хартии заключалось в том, что она увязывала воедино антифеодальную борьбу крестьянства с национально-освободительным движением. Пропаганда положений Хартии местными кисан сабха помогла крестьянам осознать свои классовые интересы, пробуждала в них национальное и демократическое сознание.

Позиции левых сил во Всеиндийской кисан сабха укрепились на следующем ее съезде в декабре 1936 г., который, как и первый съезд, проходил одновременно и в том же месте, что и съезд Конгресса,— на этот раз в местечке Файзпур (Махараштра). Съезд одобрил Хартию крестьянских прав и после острой борьбы с группой Ранга принял в качестве своего символа не конгрессистский флаг, а флаг компартии — красный флаг с серпом и молотом. Генеральным секретарем организации был избран один из лидеров кисан сабха в провнции Бихар, революционный демократ С. С. Сараовати.

Создание Всеиндийского крестьянского союза составило важный рубеж в истории крестьянского движения Индии. Самый многочисленный класс индийского общества становился «классом для себя», начинал играть самостоятельную роль в национально-освободительной борьбе.

Борьба за руководство массовыми организациями рабочих и крестьян протекала в разных формах, что во многом зависело как от изменения внутриполитической обстановки в стране, так и от внутренней эволюции самого Национального конгресса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.144.203 (0.006 с.)