ТОП 10:

Лабораторная микробиологическая диагностика



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Лабораторная микробиологическая диагностика

Инфекционных болезней

(графическое изображение)

 

 

Киров 2013

 


 

 

УДК

ББК

Печатается по решению Центрального методического совета Кировской ГМА от _________ 2013 г. (протокол № ______)

 

Лабораторная микробиологическая диагностика инфекционных болезней (графическое изображение). Учебное пособие для студентов медицинских высших учебных заведений/сост.: Колеватых Е.П., Короткова Е.И., Ветик Е.А., Смирнова А.И., Мочалова Е.В., Трофимова Н.П. – Киров: Кировская государственная медицинская академия, 2013.- 90 с.

 

В настоящем учебном пособии представлены схемы и таблицы лабораторной микробиологической диагностики инфекционных болезней бактериальной и вирусной этиологии. Диагностика инфекционных заболеваний рассматривается с позиций оптимального применения комплекса методов: бактериоскопического, вирусологического, микроскопического, биологического, серологического, аллергологического, молекулярно-биологического анализа; дана характеристика современным видам исследований.

Предназначено для студентов медицинских вузов.

 

Рецензент:

 

© Колеватых Е.П. – Киров, 2013

© ГБОУ ВПО Кировская ГМА Минздрава России,2013


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

стр.

Предисловие ............................................................................................................ Методические указания .......................................................................................... Список сокращений ................................................................................................ Глава 1. Микробиологическая диагностика инфекционных болезней .............. 1.1. Алгоритм лабораторной диагностики микробных заболеваний ....... 1.2. Стафилококковые инфекции ................................................................ 1.3. Стрептококковые инфекции ................................................................. 1.4. Менингококковые инфекции ................................................................ Глава 2. Контрольно-обучающие материалы ....................................................... 2.1. Вопросы для самоконтроля .................................................................. 2.2. Тестовые задания ................................................................................... 2.3. Ситуационные задачи ............................................................................ 2.4. Ответы ..................................................................................................... Контрольно-обучающий блок ................................................................................ Заключение .............................................................................................................. Рекомендуемая литература .................................................................................... Приложения .............................................................................................................  

 

 


СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

 

АГ АТ ВОЗ ВСА ГЖХ ЖСА ИЭМ ИХЛА ИФА КУА ЛЦР МПА МПБ ММГ РА РБН РБТЛ РГА РДП РИБТ РИФ РНИФ РИА РКоА РЛА РЛЛ РЛМА РМАЛ РН РСК РНГА РПГА РТГА РТПГА РТМЛ СМЖ - антигены - антитела - всемирная организация здравоохранения - висмут-сульфитный агар - газо-жидкостная хроматография - желточно-солевой агар - иммунная электронная микроскопия - иммунохемилюминесцентный анализ - иммуноферментный анализ - казеиновый угольный агар - лигазная цепная реакция - мясо-пептонный агар - мясо-пептонный бульон - метод молекулярной гибридизации - реакция агглютинации - реакция биологической нейтрализации - реакция бластной трансформации лейкоцитов - реакция гемагглютинации - реакция диффузной преципитации - реакция иммобилизации бледных трепонем - реакция иммунофлюоресценции - реакция непрямой иммунофлюоресценции - радиоиммунный анализ - реакция ко-агглютинации - реакция латекс-агглютинации - реакция лейкоцитолиза - реакция латекс-микроагглютинации - реакция микроагглютинации-лизиса - реакция нейтрализации - реакция связывания комплемента - реакция непрямой гемагглютинации - реакция пассивной гемагглютинации - реакция торможения гемагглютинации - реакция торможения пассивной гемагглютинации - реакция торможения миграции лейкоцитов - спинно-мозговая жидкость

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Лабораторная диагностика болезней человека основана на обнаружение в организме больного инфекционных агентов, их компонентов (антигенов, нуклеиновых кислот) или продуктов жизнедеятельности (токсинов, ферментов, летучих жирных кислот), специфических антител к возбудителям, маркеров сенсибилизации. Микробиологические исследования инфекционных заболеваний проводят в бактериологических, вирусологических, иммунологических и молекулярно-биологических лабораториях разных категорий в соответствии с делением микробов на группы по степени их биологической опасности: базовые (I категория) – основные или общего типа лаборатории, которые в связи с конкретными особенностями работы могут быть оборудованы защитными устройствами (учебные лаборатории медицинских вузов, лаборатории службы здравоохранения первичного звена, больницы первичного звена, диагностические лаборатории); режимные (II категория) – изолированные лаборатории или лаборатории удержания (специальные диагностические лаборатории); лаборатории особого режима (максимально изолированные) или лаборатории максимального удержания (III категория) - лаборатории особо опасных инфекций. Работа с микробами проводится в лабораториях, которые в зависимости от основных задач могут быть научно-исследовательскими, диагностическими или производственными. Углубление знаний о природе микроорганизмов и разделение инфекций на бактериальные, вирусные, грибковые, протозойные и другие отражается на профильной деятельности микробиологических лабораторий. Адекватная и современная диагностика возможна лишь при соблюдении правил отбора клинического материала, сроков и требований по доставке в лабораторию, использование стандартных методов исследования и правильной интерпретации полученных данных. В указанном пособии связаны особенности преаналитического, аналитического и постаналитического этапов лабораторной диагностики бактериальных и вирусных инфекций.

В настоящее время микробиологические исследования имеют приорететное развитие, так как востребованы во всех видах медицинской помощи. Разработка показаний для микробиологической диагностики инфекционных заболеваний, стандартизация лабораторных методов – актуальные задачи совершенствования клинической бактериологии и вирусологии. Особое значение приобретают методы экспресс-диагностики, которые позволяют поставить микробиологический диагноз в течение короткого промежутка времени (от нескольких минут до нескольких часов) с момента транспортирования исследуемого материала в лабораторию: РИФ, ИФА, РИА, ПЦР, ГЖХ и др. Наряду с традиционными классическими методами микробиологической диагностики в последние годы важное значение приобретают молекулярно-биологические методы (ПЦР, ЛЦР, ДНК-зонды, газо-жидкостная хроматография, иммуноблот, микрочипы и т.д.), основанные на идентификации нуклеиновых кислот (ДНК, РНК), специфических для конкретного микроорганизма, и включают гибридизацию на основе ДНК-зондов и детекцию в ПЦР. Внедрение в клиническую практику тест-систем на базе иммуноферментного и иммунохемилюминесцентного анализа, которые способны выявлять антитела различных классов, позволило значительно повысить информативность методов диагностики инфекционных заболеваний, их клиническую и аналитическую чувствительность и специфичность.

Составляя учебное пособие, авторы попытались придать ему удобную для восприятия и запоминания форму изложения. Сведения о диагностике инфекционных заболеваний систематизированы в схемы и таблицы. Указанные алгоритмы помогут оптимизировать ускорить процесс констатации конкретных причин инфекционного процесса.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности: 060103 – «Педиатрия», 060101 – «Лечебное дело», 060201 – «Стоматология», Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Предназначено для студентов 2-3 курсов лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов, изучающих медицинскую микробиологию, вирусологию, иммунологию.

Согласно учебной программе продолжительность изучения темы «Микробиологическая диагностика» составляет 30 часов: 10 часов – раздел «Общая микробиология», 20 часов – «Частная микробиология», в том числе – 12 часов по самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работе. Форма обучения в виде лекций, практических занятий с выполнением лабораторных работ по идентификации микроорганизмов, взятии клинического материала, интерпретации результатов исследования, постановке серологических реакций, кожно-аллергических проб, опытов по фаготипированию, осуществлении методов генодиагностики.

Учебный цикл составляет совокупность модулей (общая микробиология: морфология, физиология, генетика, экология микроорганизмов; учение об инфекции; прикладная иммунология; частная микробиология: бактериология, вирусология) основной образовательной программы, обеспечивающей усвоение знаний, умений и формирование компетенций в сфере научной и профессиональной деятельности. Усвоение представленной информации должно способствовать развитию профессиональных компетенций в диагностической практике врача.

Для получения базисных знаний необходимо изучение дисциплин математического, естественнонаучного и медико-биологического цикла: физика, математика (математические методы решения интеллектуальных задач и их применение в медицине) медицинская информатика (сбор, хранение, поиск, переработка, преобразование, распространение информации в медицинских и биологических системах, использование информационных компьютерных программ в медицине и здравоохранении), химия, биохимия, биология (химико-биологическая сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном и клеточном уровнях, законы генетики, ее значение для медицины, закономерности наследственности и изменчивости), анатомия, гистология, физиология (анатомо-физиологические, возрастно-полевые и индивидуальные особенности организма человека).

Знание закономерностей и особенностей идентификации и индикации микроорганизмов послужит в дальнейшем основой для освоения клинических дисциплин: инфекционные и терапевтические болезни, хирургия, дерматовенерология, фтизиатрия.

 

В самостоятельную аудиторную работу студентов входит выполнение тестовых заданий, решение ситуационных задач, проведение этапов микробиологического исследования, необходимых для диагностики инфекционных заболеваний.

Самостоятельная внеаудиторная деятельность студентов включает посещение медицинской библиотеки, пользование сетью Интернет, подготовку рефератов, участие в организации конференций, симпозиумов, «круглых столов» студенческого научного общества.

В учебном пособии сочетаются теоретические основы с прикладными аспектами дисциплины. С целью самоконтроля имеется конкретно-обучающий раздел с контрольными вопросами, ситуационными задачами, тестовыми заданиями.

В результате изучения методов микробиологической диагностики инфекционных болезней студенты должны знать: этапы приготовления фиксированных препаратов, правила взятия клинических образцов, особенности транспортирования инфекционного исследуемого материала, принципы бактериологического, биологического, молекулярно-биологического, иммунологического анализа, алгоритмы выделения чистых культур возбудителей, постановки серологических реакций.

Студенты должны уметь: пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; управлять физическим, химическим и биологическим оборудованием; работать с увеличительной техникой; проводить взятие клинического материала, транспортировать с соблюдением правил асептики и антисептики в микробиологическую лабораторию; организовать этапы лабораторного исследования.

Студенты должны владеть: базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет; методами стерилизации, дезинфекции и антисептической обработки инструментов и оборудования в лаборатории бактериологического и иммунологического исследования клинического материала; техникой микроскопирования объектов, постановки серологических реакций, культивирования микроорганизмов, проведения фаго-, гено-, бактериоцинотипирования, определения биохимической активности инфекционных агентов, антибиотикочувствительности.

 

Глава 1. Микробиологическая диагностика инфекционных болезней.

1.1. Алгоритм лабораторной диагностики микробных заболеваний.

 

     
 
Исследуемый клинический материал
 
 
Методы: экспресс-метод, микроскопический, бактериологический (вирусологический), биологический, молекулярно-биологический, серологический, аллергологический
 
 
Микроскопический метод: приготовление фиксированных препаратов, исследование нативного материала, окраска методом Грама, Циля-Нильсена, Ожешко, Бурри-Гинса и тд.

 

   
 
 
 
Биологический метод: 1 этап: заражение восприимчивых животных (п/к, в/м, в/в, per os, интраназально, интрацеребрально, интратрахеально, внутрибрюшинно и тд.); 2 этап: индикация (клинические симптомы, гибель животного, патолого-анатомические изменения в органах и тканях, приготовление мазков-отпечатков из органов, микроскопия, посев клинических и секционных образцов на питательные среды, инкубирование (температура, длительность); 3 этап: критерии бактериологического метода.
 
 
Аллергологический метод: выявление сенсибилизации макроорганизма in vivo (кожно-аллергические пробы) и in vitro (РТМЛ. РБТЛ, Ig E, реакция дегрануляции тканевых базофилов, базофильный тест Шелли и тд.
 
 
Серологический метод: осуществление иммунологических реакций (РА, РНГА/РПГА, РП, РЛ, РН, ИФА, РИА, РИФ и тд.)
 
 
Экспресс-методы: ИЭМ, РИФ, ИФА, РИА, ПЦР
 
 
Молекулярно-биологические методы: ПЦР, ЛЦР, гибридизация нуклеиновых кислот, иммуноблоттинг, ГЖХ и тд.

 

 



ПРИЛОЖЕНИЕ I. ХАРАКТЕРИСТИКА ПАТОГЕННЫХ АНАЭРОБОВ

 

Признаки Cl. perfringens Cl. novyi Cl. septicum Cl. histolyticum Cl.tetani Cl. botulinum
Подвижность - + + + + +
Образование капсулы + - - - - -
Форма колоний на кровяном агаре Круглые гладкие с зеленоватой зоной гемолиза Шероховатые с зоной гемолиза Нежный кружевной рост с зоной гемолиза Мелкие, гладкие с зоной гемолиза 1.мелкие кружевные; 2.мелкие с зоной гемолиза Мелкие с ровными или изрезанными краями с зоной гемолиза
Рост в столбике сахарного агара S-в виде комков ваты R-чечевицеобразные S S,R Мелкие, плотные неправильной формы S, R R
Ферментация углеводов Глюкоза Лактоза Сахароза + К, Г + К, Г + К, Г   + К, Г - - + К, Г + К, Г -   - - - + /- К, Г - -- + К, Г - -
Протеолитическая активность Желатин     Лакмусовое молоко ГД (гидролиз)     СГ ГД     СГ ГД     СГ ГД     СП (свертывание, пептонизация)     ГД (рост в столбике в виде елочки)   - ГД   -
Рост на среде Виллиса-Хоббса Липазная активность (белая опалесценция) Лецитиназная (жемчужная опалесценция) +   - -   + -   - -   - -   - -   -
  Образование индола и H2S   + + + + + +
Токсины, обладающие свойствами ферментов α β γ δ ε ζ η θ ι κ λ μ ν, энтеротоксин у серотипов А и С α β γ δ ε ζ η θ α β γ δ α β γ δ ε Тетаноспазмин, тетанолизин экзотоксин 7 типов (наиболее распространены А, B, E)
                   

 

ПРИЛОЖЕНИЕ II. ХАРАКТЕРИСТИКА ТОКСИНОВ ПАТОГЕННЫХ АНАЭРОБОВ.

 

α (альфа), β (бета), γ (гамма) - лецитиназа С

δ (дельта) - гемолизин

ε (эпсилон) - липаза

ζ (зета) - желатиназа

η (эта) - тропомиозиназа

θ (тета) - эластаза Дерматонекротическое, гемолитическое, летальное действие

ι (йота) - фибринолизин

κ (каппа) - коллагеназа

λ (лямбда) - протеиназа

μ (мю) - гиалуронидаза

ν (ню) - ДНК-аза


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Лабораторная микробиологическая диагностика

Инфекционных болезней

(графическое изображение)

 

 

Киров 2013

 


 

 

УДК

ББК

Печатается по решению Центрального методического совета Кировской ГМА от _________ 2013 г. (протокол № ______)

 

Лабораторная микробиологическая диагностика инфекционных болезней (графическое изображение). Учебное пособие для студентов медицинских высших учебных заведений/сост.: Колеватых Е.П., Короткова Е.И., Ветик Е.А., Смирнова А.И., Мочалова Е.В., Трофимова Н.П. – Киров: Кировская государственная медицинская академия, 2013.- 90 с.

 

В настоящем учебном пособии представлены схемы и таблицы лабораторной микробиологической диагностики инфекционных болезней бактериальной и вирусной этиологии. Диагностика инфекционных заболеваний рассматривается с позиций оптимального применения комплекса методов: бактериоскопического, вирусологического, микроскопического, биологического, серологического, аллергологического, молекулярно-биологического анализа; дана характеристика современным видам исследований.

Предназначено для студентов медицинских вузов.

 

Рецензент:

 

© Колеватых Е.П. – Киров, 2013

© ГБОУ ВПО Кировская ГМА Минздрава России,2013


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

стр.

Предисловие ............................................................................................................ Методические указания .......................................................................................... Список сокращений ................................................................................................ Глава 1. Микробиологическая диагностика инфекционных болезней .............. 1.1. Алгоритм лабораторной диагностики микробных заболеваний ....... 1.2. Стафилококковые инфекции ................................................................ 1.3. Стрептококковые инфекции ................................................................. 1.4. Менингококковые инфекции ................................................................ Глава 2. Контрольно-обучающие материалы ....................................................... 2.1. Вопросы для самоконтроля .................................................................. 2.2. Тестовые задания ................................................................................... 2.3. Ситуационные задачи ............................................................................ 2.4. Ответы ..................................................................................................... Контрольно-обучающий блок ................................................................................ Заключение .............................................................................................................. Рекомендуемая литература .................................................................................... Приложения .............................................................................................................  

 

 


СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

 

АГ АТ ВОЗ ВСА ГЖХ ЖСА ИЭМ ИХЛА ИФА КУА ЛЦР МПА МПБ ММГ РА РБН РБТЛ РГА РДП РИБТ РИФ РНИФ РИА РКоА РЛА РЛЛ РЛМА РМАЛ РН РСК РНГА РПГА РТГА РТПГА РТМЛ СМЖ - антигены - антитела - всемирная организация здравоохранения - висмут-сульфитный агар - газо-жидкостная хроматография - желточно-солевой агар - иммунная электронная микроскопия - иммунохемилюминесцентный анализ - иммуноферментный анализ - казеиновый угольный агар - лигазная цепная реакция - мясо-пептонный агар - мясо-пептонный бульон - метод молекулярной гибридизации - реакция агглютинации - реакция биологической нейтрализации - реакция бластной трансформации лейкоцитов - реакция гемагглютинации - реакция диффузной преципитации - реакция иммобилизации бледных трепонем - реакция иммунофлюоресценции - реакция непрямой иммунофлюоресценции - радиоиммунный анализ - реакция ко-агглютинации - реакция латекс-агглютинации - реакция лейкоцитолиза - реакция латекс-микроагглютинации - реакция микроагглютинации-лизиса - реакция нейтрализации - реакция связывания комплемента - реакция непрямой гемагглютинации - реакция пассивной гемагглютинации - реакция торможения гемагглютинации - реакция торможения пассивной гемагглютинации - реакция торможения миграции лейкоцитов - спинно-мозговая жидкость

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Лабораторная диагностика болезней человека основана на обнаружение в организме больного инфекционных агентов, их компонентов (антигенов, нуклеиновых кислот) или продуктов жизнедеятельности (токсинов, ферментов, летучих жирных кислот), специфических антител к возбудителям, маркеров сенсибилизации. Микробиологические исследования инфекционных заболеваний проводят в бактериологических, вирусологических, иммунологических и молекулярно-биологических лабораториях разных категорий в соответствии с делением микробов на группы по степени их биологической опасности: базовые (I категория) – основные или общего типа лаборатории, которые в связи с конкретными особенностями работы могут быть оборудованы защитными устройствами (учебные лаборатории медицинских вузов, лаборатории службы здравоохранения первичного звена, больницы первичного звена, диагностические лаборатории); режимные (II категория) – изолированные лаборатории или лаборатории удержания (специальные диагностические лаборатории); лаборатории особого режима (максимально изолированные) или лаборатории максимального удержания (III категория) - лаборатории особо опасных инфекций. Работа с микробами проводится в лабораториях, которые в зависимости от основных задач могут быть научно-исследовательскими, диагностическими или производственными. Углубление знаний о природе микроорганизмов и разделение инфекций на бактериальные, вирусные, грибковые, протозойные и другие отражается на профильной деятельности микробиологических лабораторий. Адекватная и современная диагностика возможна лишь при соблюдении правил отбора клинического материала, сроков и требований по доставке в лабораторию, использование стандартных методов исследования и правильной интерпретации полученных данных. В указанном пособии связаны особенности преаналитического, аналитического и постаналитического этапов лабораторной диагностики бактериальных и вирусных инфекций.

В настоящее время микробиологические исследования имеют приорететное развитие, так как востребованы во всех видах медицинской помощи. Разработка показаний для микробиологической диагностики инфекционных заболеваний, стандартизация лабораторных методов – актуальные задачи совершенствования клинической бактериологии и вирусологии. Особое значение приобретают методы экспресс-диагностики, которые позволяют поставить микробиологический диагноз в течение короткого промежутка времени (от нескольких минут до нескольких часов) с момента транспортирования исследуемого материала в лабораторию: РИФ, ИФА, РИА, ПЦР, ГЖХ и др. Наряду с традиционными классическими методами микробиологической диагностики в последние годы важное значение приобретают молекулярно-биологические методы (ПЦР, ЛЦР, ДНК-зонды, газо-жидкостная хроматография, иммуноблот, микрочипы и т.д.), основанные на идентификации нуклеиновых кислот (ДНК, РНК), специфических для конкретного микроорганизма, и включают гибридизацию на основе ДНК-зондов и детекцию в ПЦР. Внедрение в клиническую практику тест-систем на базе иммуноферментного и иммунохемилюминесцентного анализа, которые способны выявлять антитела различных классов, позволило значительно повысить информативность методов диагностики инфекционных заболеваний, их клиническую и аналитическую чувствительность и специфичность.

Составляя учебное пособие, авторы попытались придать ему удобную для восприятия и запоминания форму изложения. Сведения о диагностике инфекционных заболеваний систематизированы в схемы и таблицы. Указанные алгоритмы помогут оптимизировать ускорить процесс констатации конкретных причин инфекционного процесса.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности: 060103 – «Педиатрия», 060101 – «Лечебное дело», 060201 – «Стоматология», Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Предназначено для студентов 2-3 курсов лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов, изучающих медицинскую микробиологию, вирусологию, иммунологию.

Согласно учебной программе продолжительность изучения темы «Микробиологическая диагностика» составляет 30 часов: 10 часов – раздел «Общая микробиология», 20 часов – «Частная микробиология», в том числе – 12 часов по самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работе. Форма обучения в виде лекций, практических занятий с выполнением лабораторных работ по идентификации микроорганизмов, взятии клинического материала, интерпретации результатов исследования, постановке серологических реакций, кожно-аллергических проб, опытов по фаготипированию, осуществлении методов генодиагностики.

Учебный цикл составляет совокупность модулей (общая микробиология: морфология, физиология, генетика, экология микроорганизмов; учение об инфекции; прикладная иммунология; частная микробиология: бактериология, вирусология) основной образовательной программы, обеспечивающей усвоение знаний, умений и формирование компетенций в сфере научной и профессиональной деятельности. Усвоение представленной информации должно способствовать развитию профессиональных компетенций в диагностической практике врача.

Для получения базисных знаний необходимо изучение дисциплин математического, естественнонаучного и медико-биологического цикла: физика, математика (математические методы решения интеллектуальных задач и их применение в медицине) медицинская информатика (сбор, хранение, поиск, переработка, преобразование, распространение информации в медицинских и биологических системах, использование информационных компьютерных программ в медицине и здравоохранении), химия, биохимия, биология (химико-биологическая сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном и клеточном уровнях, законы генетики, ее значение для медицины, закономерности наследственности и изменчивости), анатомия, гистология, физиология (анатомо-физиологические, возрастно-полевые и индивидуальные особенности организма человека).

Знание закономерностей и особенностей идентификации и индикации микроорганизмов послужит в дальнейшем основой для освоения клинических дисциплин: инфекционные и терапевтические болезни, хирургия, дерматовенерология, фтизиатрия.

 

В самостоятельную аудиторную работу студентов входит выполнение тестовых заданий, решение ситуационных задач, проведение этапов микробиологического исследования, необходимых для диагностики инфекционных заболеваний.

Самостоятельная внеаудиторная деятельность студентов включает посещение медицинской библиотеки, пользование сетью Интернет, подготовку рефератов, участие в организации конференций, симпозиумов, «круглых столов» студенческого научного общества.

В учебном пособии сочетаются теоретические основы с прикладными аспектами дисциплины. С целью самоконтроля имеется конкретно-обучающий раздел с контрольными вопросами, ситуационными задачами, тестовыми заданиями.

В результате изучения методов микробиологической диагностики инфекционных болезней студенты должны знать: этапы приготовления фиксированных препаратов, правила взятия клинических образцов, особенности транспортирования инфекционного исследуемого материала, принципы бактериологического, биологического, молекулярно-биологического, иммунологического анализа, алгоритмы выделения чистых культур возбудителей, постановки серологических реакций.

Студенты должны уметь: пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; управлять физическим, химическим и биологическим оборудованием; работать с увеличительной техникой; проводить взятие клинического материала, транспортировать с соблюдением правил асептики и антисептики в микробиологическую лабораторию; организовать этапы лабораторного исследования.

Студенты должны владеть: базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет; методами стерилизации, дезинфекции и антисептической обработки инструментов и оборудования в лаборатории бактериологического и иммунологического исследования клинического материала; техникой микроскопирования объектов, постановки серологических реакций, культивирования микроорганизмов, проведения фаго-, гено-, бактериоцинотипирования, определения биохимической активности инфекционных агентов, антибиотикочувствительности.

 

Глава 1. Микробиологическая диагностика инфекционных болезней.

1.1. Алгоритм лабораторной диагностики микробных заболеваний.

 

     
 
Исследуемый клинический материал
 
 
Методы: экспресс-метод, микроскопический, бактериологический (вирусологический), биологический, молекулярно-биологический, серологический, аллергологический
 
 
Микроскопический метод: приготовление фиксированных препаратов, исследование нативного материала, окраска методом Грама, Циля-Нильсена, Ожешко, Бурри-Гинса и тд.

 

   
 
 
 
Биологический метод: 1 этап: заражение восприимчивых животных (п/к, в/м, в/в, per os, интраназально, интрацеребрально, интратрахеально, внутрибрюшинно и тд.); 2 этап: индикация (клинические симптомы, гибель животного, патолого-анатомические изменения в органах и тканях, приготовление мазков-отпечатков из органов, микроскопия, посев клинических и секционных образцов на питательные среды, инкубирование (температура, длительность); 3 этап: критерии бактериологического метода.
 
 
Аллергологический метод: выявление сенсибилизации макроорганизма in vivo (кожно-аллергические пробы) и in vitro (РТМЛ. РБТЛ, Ig E, реакция дегрануляции тканевых базофилов, базофильный тест Шелли и тд.
 
 
Серологический метод: осуществление иммунологических реакций (РА, РНГА/РПГА, РП, РЛ, РН, ИФА, РИА, РИФ и тд.)
 
 
Экспресс-методы: ИЭМ, РИФ, ИФА, РИА, ПЦР
 
 
Молекулярно-биологические методы: ПЦР, ЛЦР, гибридизация нуклеиновых кислот, иммуноблоттинг, ГЖХ и тд.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.150 (0.023 с.)