Схема микробиологической диагностики спид 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема микробиологической диагностики спид



МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ: сыворотка крови, венозная кровь, пунктат костного мозга и периферических узлов, слюна, сперма, слезная жидкость, СМЖ, грудное молоко, секционный материал
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ВИРУСОЛОГИЧЕСКИЙ, СЕРОЛОГИЧЕСКИЙ (ОСНОВНОЙ),МОЛЕКУЛЯРНО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ (ОСНОВНОЙ)

 

Вирусологический метод Серологический метод Молекулярно-биологический метод
I ЭТАП: заражение культур клеток H2, MOLT, CEM. II ЭТАП: индикация вируса в зараженной культуре: а) в пробирочных культурах - по ЦПД (обнаружение симпластов), при культивировании на матрасах – по образованию бляшек. III ЭТАП: идентификация выделенного вируса: а) РИФ; б) ПЦР.     I ЭТАП: ИФА с цельным инактивированным ВИЧ, адсорбированным на твердом носителе; II ЭТАП: иммуноблоттинг – исследование сыворотки крови на наличие антител против отдельных вирусных антигенов сердцевины и поверхностной оболочки: (gp 41,120,160, р55, 24, 17 – для ВИЧ - 1; gp 105, 36, 140, р56, 26, 18 – для ВИЧ – 2). Тесты 4 поколения: выявление АГ р24 и суммарных антител. Антиген р24 появляется в крови спустя 2 недели после инфицирования (выявляется методом ИФА в период от 2 до 8 недель), через 2 месяца от начала инфицирования исчезает, появляется вновь при развитии СПИД. Дополнительные методы: - латекс-агглютинация; - иммунохроматография. Цитохимический метод Уровень СD4 Т – клеток в 1 мкл крови: при показателе менее 200 /мкл диагноз СПИД устанавливается без наличия СПИД-индикаторных болезнях.    
  1. ПЦР в режиме реального времени, методы развлетвленной ДНК и NASBA (ДНК провируса ВИЧ – качественный метод, РНК ВИЧ – количественный – через 10 – 14 суток после инфицирования);
  2. ММГ
Выявляют 3 группы ВИЧ-1: «М» (main), «О» (outlier), «N» (non – M/non – O). . В группе «М» - 11 подтипов: A1, A2, B, C, D, F1, F2, G, H, J, K. CRF – «циркулирующие рекомбинантные формы».

 


Глава 2. Контрольно-обучающие материалы.

2.1. Контрольные вопросы.

2.2. Тестовые задания.

2.3. Ситуационные задачи.

2.4. Ответы для самоконтроля.

 

2.1. Контрольные вопросы.

2.1.1. Наличие какого фермента патогенности можно выявить у стафилококков с помощью желточно-солевого агара?

2.1.2. Какие виды стафилококков самые распространенные в настоящее время?

2.1.3. Сколько видов включает род Staphylococcus?

2.1.4. Какие виды стафилококков продуцируют фермент плазмокаогулазу?

2.1.5. Что означает MRSA, VRSA?

2.1.6.Назовите морфологические признаки стафилококков при окраске методом Грама.

2.1.7. Что такое убиквитарные стафилококки?

2.1.8. Цель применения пробы Дика?

2.1.9. Главная особенность стрептококков – возбудителей скарлатины?

2.1.10.Почему бактериологический метод диагностики гонореи является основным?

2.1.11.В чем заключается диагностическое значение антилизоцимной активности стафилококков?

2.1.12.Перечислите экспресс-методы диагностики пневмококковой инфекции?

2.1.13.Почему при изучении колоний пневмококка используют увеличительные приборы?

2.1.14.Определение титра анти – О - стрептолизиновых антител используется для диагностики какого заболевания?

2.1.15.Почему для правильного выбора материала с целью лабораторного исследования необходимо знание патогенеза инфекции?

2.1.16.С какой целью проводится типирование (серотипирование, фаготипирование) выделенного возбудителя инфекции?

2.1.17.С помощью каких методов лабораторных исследований можно уточнить выбор препарата для этиотропного лечения?

2.1.18.Чем принципиально различается выбор методов лабораторной диагностики при инфекциях с острым и хроническим течением?

2.1.19.Каковы объективные причины длительности бактериологической диагностики инфекций?

2.1.20.За счет чего удается сократить сроки исследования при экспресс-диагностике?

2.1.21.В каких случаях при лабораторной диагностике инфекционных болезней предпочтение отдается: а) микроскопическим методом; б) бактериологическим методам; в) серологическим методам; г) кожно-аллергическим пробам?

2.1.22.Какие из серологических реакций отличаются: а) наиболее высокой чувствительностью; б) простотой и доступностью; в) универсальностью; г) возможностью быстрого получения результатов (экспресс-диагностики)?

2.1.23.В каких двух направлениях могут применяться серологические реакции с диагностической целью?

2.1.24.Какие из серологических реакций применяются для: а) выявления и идентификации антигена; б) определения и титрования антител; в) оценки выраженности антибактериального и антитоксического иммунитета; г) выявления неполных антител?

2.1.25.В каких реакциях применяются меченые антигены и антитела?

2.1.26.Назовите три основных вида метки?

2.1.27.Что собой представляют антиглобулиновые тесты и для чего они используются?

2.1.28.В чем преимущества, недостатки кожных тестов, проводимых непосредственно в организме человека?

2.1.29.Какие питательные среды используют для выделения бактерий?

2.1.30.Какие питательные среды используют для дифференциации бактерий?

2.1.31.Какие тесты используются для идентификации бактерий?

2.1.32.В чем заключаются особенности культивирования анаэробных бактерий?

2.1.33.Сущность генотипических методов идентификации бактерий (ПЦР, генетические зонды, сэндвич-гибридизация)?

2.1.34.В чем состоят трудности и недостатки лабораторной диагностики вирусных инфекций?

2.1.35.С какой целью при вирусологическом исследовании проводится типирование возбудителей?

2.1.36.Почему при вирусных инфекциях осуществляют ретроспективную диагностику?

2.1.37.Какие биологические особенности отдельных видов вирусов используются при их дифференцировке и идентификации?

2.1.38.Перечислите тесты индикации вирусов при культивировании в организме лабораторных животных?

2.1.39.В чем заключается сущность цветной пробы Солка при культивировании вирусов в культуре тканей?

2.1.40.Что такое РГА в вирусологии?

2.1.41.Перечислите тесты индикации вирусов при культивировании в культуре клеток?

2.1.42.Какие признаки указывают на персистенцию вирусов в курином эмбрионе?

2.1.43.Что происходит в дифференциально-диагностической питательной среде при культивировании бактерий?

2.1.44.Для чего используют селективные (элективные) питательные среды?

2.1.45.Перечислите морфологические признаки колоний?

2.1.46.Какие существуют этапы приготовления фиксированных препаратов в бактериологии?

2.1.47.Почему при серологической диагностике вирусных инфекций соблюдается принцип «парных сывороток»?

2.1.48.Какими методами осуществляют определение чувствительности бактерий к антибиотикам?

2.1.49.С какой целью обрабатывают кислотой клинический материал при исследовании возбудителей туберкулеза?

2.1.50.Почему бактериологический метод диагностики туберкулеза является длительным?

2.1.51.В чем заключается сущность преаналитического, аналитического и постаналитического этапов лабораторной диагностики инфекционных болезней?

2.1.52.Укажите особенность культивирования риккетсий и хламидий?

2.1.53.При каких заболеваниях проводят РПГА (РНГА) и РТПГА (РТНГА)?

 

2.2. Тестовые задания

(выберите правильный ответ)

 

2.1.2. Для выявления валютиновых включений в клетках возбудителя дифтерии используется метод:

1) Нейссера

2) Бури-Гинса

3) Циля-Нильсена

4) Грама

5) Ожешко

2.2.2. Кислотоустойчивые бактерии выявляют методом:

1) Нейссера

2) Бури-Гинса

3) Циля-Нильсена

4) Грама

5) Ожешко

2.2.3. При использовании метода Ожешко споры бактерий окрашиваются в цвет:

1) фиолетовый

2) красный

3) голубой

4) не окрашиваются

5) желтый

2.2.4. При окраске мазков по методу Циля-Нильсена некислотоустойчивые бактерии окрашены в цвет:

1) синий

2) красный

3) желтый

4) розовый

5) не окрашиваются

2.2.5. Для выявления жгутиков используется метод:

1) Бури-Гинса

2) Ожешко

3) Нейссера

4) Морозова

5) Циля-Нильсена

2.2.6. Светооптический микроскоп обеспечивает увеличение объектов...

1) в сотни раз

2) в десятки тысяч раз

3) в сотни тысяч раз

2.2.7. Наименьшим фокусным расстоянием (расстояние от фронтальной линзы до препарата) характеризуется объектив:

1) х 8

2) х 10

3) х 40

4) х 90

5) х 7

2.2.8. Наибольшей площадью поля зрения характеризуется объектив:

1) х 8

2) х 10

3) х 40

4) х 90

5) х 7

2.2.9. При иммерсионной микроскопии используется объектив:

1) х 8

2) х 10

3) х 40

4) х 90

5) х 7

2.2.10.Для работы с иммерсионной системой микроскопа используют...

1) этиловый спирт

2) ацетон

3) смесь Никифорова

4) формалин

5) кедровое масло

2.2.11.При приготовлении фиксированного препарата...

1) высушивание предшествует фиксации

2) фиксация предшествует высушиванию

3) окрашивание следует после высушивания

4) окрашивание предшествует фиксации

5) фиксация следует за окрашиванием

2.2.12.Дифференцирующим веществом при окраске препаратов методом Грама является...

1) генцианвиолет

2) фуксин

3) вода

4) этиловый спирт

5) раствор Люголя

2.2.13.Микроскопический метод исследования позволяет...

1) определить форму, размеры и строение бактерий

2) идентифицировать микроорганизмы

3) определить вид микроорганизмов

4) выявить биохимические свойства

5) установить диагноз заболевания

2.2.14.Для выявления индола при изучении протеолитических свойств бактерий применяется индикатор...

1) ацетат свинца

2) щавелевоуксусная кислота

3) индикатор Андреде

4) серная кислота

5) этиловый спирт

2.2.15.Для выявления сероводорода при изучении протеолитических свойств бактерий применяется индикатор...

1) ацетат свинца

2) щавелевоуксусная кислота

3) индикатор Андреде

4) серная кислота

5) этиловый спирт

2.2.16.Дифференцирующим фактором в средах Эндо, Левина, Плоскирева является...

1) глюкоза

2) лактоза

3) сахароза

4) агар-агар

5) желчь

2.2.17.Элективным фактором в среде Плоскирева является...

1) глюкоза

2) лактоза

3) соли желчных кислот и бриллиантовый зеленый

4) комплекс витаминов

5) соли Моро

2.2.18.Для создания анаэробных условий при культивировании бактерий используют

1) физико-механический, химический и биологический методы

2) бактериоскопический и бактериологический методы

3) метод флотации и седиментации

4) метод овокультур

5) молекулярно-биологические методы

2.2.19.Консистенция питательных сред зависит от концентрации...

1) хлористого натрия

2) воды

3) агар-агара

4) желчных кислот

5) глюкозы

2.2.20.Универсальной средой для культивирования бактерий является...

1) солевой бульон

2) среда Плоскирева

3) МПА (МПБ)

4) среда Эндо

5) ВСА

2.2.21.При культивировании микробов по методу Фортнера анаэробиоз достигается за счет...

1) вытеснения воздуха инертным газом

2) химического окисления

3) роста аэробов

4) горение свечи

5) роста анаэробов

2.2.22.Образование колоний малинового цвета на среде Эндо свидетельствует о способности микроорганизма...

1) ферментировать глюкозу

2) ферментировать лактозу

3) образовать индол

4) образовать сероводород

5) синтезировать пигмент

2.2.23.Дифференцирующим фактором в ЖСА является...

1) соли желчных кислот

2) 10% хлористый натрий

3) глюкоза

4) лактоза

5) лецитин

2.2.24.Элективным фактором солевого бульона является...

1) соли желчных кислот

2) 10% хлористый натрий

3) глюкоза

4) лактоза

5) лецитин

2.2.25.Питательные среды, содержащие 1,5-3% агар-агар, являются...

1) жидкими

2) плотными

3) полужидкими

4) вязкими

5) сыпучими

2.2.26.Питательные среды для избирательного выделения бактерий определенного вида называют...

1) элективными

2) дифференциально-диагностическими

3) накопительными

4) простыми

5) сложными

2.2.27.Микроорганизмы, развивающиеся в условиях низких температур, называют...

1) мезофилами

2) термофилами

3) психрофилами

4) ксерофитами

5) мезофитами

2.2.28.Влаголюбивые микроорганизмы-

1) гидрофиты

2) ксерофиты

3) мезофиты

4) психрофилы

5) анаэробы

2.2.29.Для изучения чувствительности бактерий к антибиотикам применяют методы:

1) физические

2) химические

3) биологические

4) диско-диффузные, серийные разведения, Е-тест, редокс

5) комплексные

2.2.30.Количество микроорганизмов в толстом кишечнике соответствует...

1) 109 - 1011

2) 104 - 105

3) 102 - 103

4) 300 КОЕ/г

5) 500 КОЕ/г

2.2.31.Для выделения стафилококков из клинического материала используют питательные среды:

1) ВСА

2) ЖСА

3) Эндо, Левина, Плоскирева

4) кровяной агар

5) Кита-Тароци

2.2.32.Размеры вирусов выражаются в...

1) метрах

2) сантиметрах

3) микрометрах

4) миллиметрах

5) нанометрах

2.2.33.К внутриклеточным вирусиндуцированным включениям относят...

1) тельца Бабеша-Негри, Гварниери, Пашена

2) зерна Валютина

3) зерна Муха

4) фагосомы

5) элементарные тельца

2.2.34.Вирусы культивируют...

1) на плотных питательных средах

2) в жидких питательных средах

3) в живых моделях

4) в бир реакторах

5) в анаэробных условиях

2.2.35.Питательными средами для культуры клеток являются...

1) среда Вильсона-Блера

2) среда Мак-Коя

3) МПА (МПБ)

4) кровяной агар

5) среда 199, Игла, Хенкса

2.2.36.Реакция гемадсорбции в вирусологии используют для...

1) идентификация вируса

2) выявления ГЗТ

3) титрования вирусов

4) индикация вируса в культуре клеток

5) обнаружения вируса в организме животного

2.2.37.Реакция торможения гемагглютинации используется в вирусологии для...

1) тдентификации вирусов

2) выявления ГЗТ

3) индикации вирусов

4) титрования вирусов

5) выявления вирусов в культуре клеток

2.2.38.Бактериофаги применяют в диагностике для...

1) терапии инфекционных болезней

2) фаготипирования бактерий

3) сероидентификации

4) серодиагностики

5) определения чувствительности к антибиотикам

2.2.39.Единицы измерения вирулентности бактерий-

1) ЕД

2) ЕС

3) DLM, DL50, DI

4) ЕА

5) АЕ (МЕ)

2.2.40.К ферментам патогенности бактерий относятся...

1) синтазы, лигазы, изомеразы

2) гиалуронидаза, плазмокоагулаза, нейраминидаза

3) фибринолизин, лактоза

4) сахаролитические ферменты

5) конститутивные ферменты

2.2.41.Сероидентификация включает определение:

1) антигена с помощью известных антител диагностической сыворотки

2) антител с помощью известного антигена-диагностикума

2.2.42.Серодиагностика включает определение:

1) антигена с помощью известных антител диагностической сыворотки

2) антител с помощью известного антигена-диагностикума

2.2.43.Компонентами РПГА (РНГА) являются:

1) эритроцитарный диагностикум, исследуемая сыворотка

2) корпускулярный диагностикум

3) гемолитическая система, комплемент

4) комплемент, эритроциты барана

5) гемолитическая сыворотка, комплемент

2.2.44.К компонентам реакции агглютинации относятся:

1) эритроцитарный диагностикум

2) гемолитическая сыворотка

3) гемагглютинины

4) корпускулярный антиген, исследуемая сыворотка

5) антиглобулиновая сыворотка

2.2.45.Компонентами реакции гемолиза являются:

1) эритроциты барана, гемолитическая сыворотка, комплемент

2) гемолитическая система, исследуемая сыворотка

3) комплемент, эритроциты барана

4) эритроциты барана, гемолитическая сыворотка

2.2.46.Разновидности реакции агглютинации:

1) РПГА, реакция Кумбса, реакция Видаля

2) РП, РН, РИА, ИФА

3) РА, РН, РП

4) ИФА, РИА, РА

2.2.47.К реакциям с использованием меченых компонентов относят:

1) РСК, РПГА, РН

2) ИФА, РИА, РИФ

3) ИФА, РСК, РН

4) РИА, РА, РПГА

5) РН, ИФА, РСК, РА

2.2.48.Определение титра антител к О – стрептолизину проводится для диагностики...

1) ревматизма

2) стафилококковой инфекции

3) ревматоидного артрита

4) кори

5) стрептококкового сепсиса

2.2.49.Основные морфологические признаки пневмококков...

1) капсула, диплококк, грам положительная окраска

2) стрептобациллы

3) наличие внутриклеточных включений

4) парные расположения в мазке

5) подвижность

2.2.50.Наиболее распространенный молекулярно-генетический метод...

1) ИФА

2) РИА

3) ПЦР

4) ЛЦР

5) ДНК-зонды

2.3. Ситуационные задачи

2.3.1. Из носовой полости студентов, прошедших обследование на стафилококковое бактерионосительство, выделены штаммы стафилококков, у которых был определен ряд биологических свойств. Указать, кто из студентов по результатам бактериологического исследования является резидентным бактерионосителем золотистого стафилококка. Результаты бактериологического исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Обследуемые студенты Вид стафилококка Свойства
Плазмокоагулаза Лецитиназа Антилизоцимная активность
А. S. aureus + + + (3 мкг/мл)
Б. S. aureus + + -

2.3.2. В послеоперационной палате хирургического отделения у 2 больных развились гнойно-воспалительные процессы, вероятно, стафилококковой этиологии. Для выявления источника госпитальной инфекции был обследован медицинский персонал на стафилококковое носительство. Результаты бактериологического метода представлены в таблице 2. Подтвердилась ли стафилококковая этиология послеоперационного осложнения. Выявлен ли бактерионоситель. Явился ли стафилококковый бактерионоситель источником госпитальной инфекции?

Таблица 2

Обследуемый контингент Исследуемый материал Среда для посевов Изучение колоний Идентификация чистой культуры
ПМО (КОЕ/ тампон) Лецитиназная активность М-ия Пигмент Анаэробное расщеп-е манита Плазмокоагулаза Гемолизин АЛА Антибиотикограмма Фаговар Вид
Больной Отделяемое раны ЖСА 5·103 + гр. «+» кокки гроздьями желт. + + + 5мкг/мл - 42Е S. aureus
Медсестра Мазок из носа ЖСА 1·103 + гр. «+» кокки гроздьями желт. + + + 5мкг/мл - 42Е S. aureus
Санитарка Мазок из носа ЖСА 5·102 - гр. «+» кокки гроздьями белый - - - 5мкг/мл + - S. epidermidis

2.3.3. У больной, находящейся в терапевтическом отделении, на основании клинических и рентгенологических данных заподозрено крупозное воспаление легких. В мокроте обнаружены грам «+» диплококки. Достаточно ли этих данных для подтверждения диагноза? Если нет, то нужно оценить результаты проведенного бактериологического исследования (таблица 3).

Таблица 3

Выделение чистой культуры Идентификация чистой культуры
Исследуемый материал Элективная среда для посева Характеристика колоний Морфология клеток Определение вирулентности в организме белой мыши
Объект изучения Метод окраски Микроскопия
Мокрота Кровяной агар Бесцветные, мелкие, прозрачные колонии с зоной гемолиза и апикального аутолиза гр. «+» диплококки в виде пламени свечи Белая мышь – мазок-отпечаток из селезенки простой, фуксин капсула не окрашена, диплококки и фон розовые
Биохимические свойства (стрептотест)
                               
HIP PHS LAP GLP aGA ESL ARG URE MAN SOR TRE LAC RAF INU MLB RIB
- - + - + - + - - - + + + + - -
                                           

2.3.4. На прием к врачу в областной кожвендиспансер обратился больной с жалобами на болезненность при мочеиспускании и выделение гноя из уретры. Врач заподозрил у больного гонорею и отправил необходимый исследуемый материал в микробиологическую лабораторию. Какой исследуемый материал был взят от больного? Какие проведены исследования? (Результаты бактериоскопического и серологического методов представлены в таблице 4).

Таблица 4

Бактериоскопический метод
Исследуемый материал Метод диагностики Вариант Микроскопия
Гной из уретры Бактериоскопический 1,2 незавершенный фагоцитоз гонококков (гонококки внутри лейкоцитов и вне лейкоцитов)
Серологический метод
Исследуемый материал Иммунологическая реакция Ингредиенты реакции Вариант Результат
Опыт Контроль сыворотки Контроль антигена
Сыворотка крови РСК 1. Диагностикум гонококковый 2. Сыворотка больного 3. Комплемент 4. Гемолитическая сыворотка 5. Эритроциты барана   - (гемолиз)     + (отсутствие гемолиза) -   - -   -
                   

2.3.5. В инфекционную больницу поступила девочка 2 лет с высокой температурой, жалобами на боли в горле. На слизистой зева с трудом снимающиеся серовато-белые налеты. Лечащий врач поставил диагноз дифтерии зева, ввел немедленно 5000 АЕ противодифтерийной антитоксической сыворотки и направил в лабораторию клинический материал (пленки из зева) для исследования. Оценить результат бактериологического исследования (таблица 5). Подтвердился ли клинический диагноз дифтерии? Правильной ли была тактика лечащего врача?

Таблица 5

Исследуемый материал Элективная среда Характеристика колоний Идентификация чистой культуры
Морфология Ферментация Проба на уреазу Проба на цистиназу Проба на токсигенность
Глюкозы Крахмала
Пленка из зева Кровяной теллуритовый агар Темно-серого цвета окраска методом Нейссера (тело клетки - желтое, зерна волютина - синие) + + - + На чашке Петри с реакцией диффузной преципитации в геле полосы преципитации

2.3.6. Всем детям начальной школы была своевременно проведена ревакцинация дифтерийным анатоксином. Спустя 2 месяца одна ученица заболела дифтерией. Для оценки уровня антитоксического противодифтерийного иммунитета в коллективе была поставлена РПГА. Оценить результат РПГА при обследовании школьников (таблица 6). У кого из обследованных ребят напряженный антитоксический иммунитет к дифтерии? Кому из детей необходимо ввести специфический антитоксин. Чем объяснить причину заболевания дифтерией одной ученицы?

Таблица 6

Обследуемые школьники Метод диагностики Исследуемый материал Диагностический препарат для РПГА Разведения сыворотки*
1/100 1/200 1/400 К.С.
№ 1 Серологический Сыворотка крови Диагностикум эритроцитарный дифтерийный анатоксинный + + + -
№ 2 + - - -
№ 3 - - - -

*Примечание: «+» - осадок в виде «перевернутого зонтика» (склеенные эритроциты)

«-» - осадок в виде «пуговки» (не склеенные эритроциты барана)

2.3.7. Больной лечился в инфекционной больнице по поводу «Брюшного тифа». Перед выпиской из стационара был обследован для выявления критериев реконвалесценции. Но в желчи был обнаружен возбудитель (Salmonella typhi). Проведен серологический метод диагностики: поставлена реакция РНГА с vi-брюшнотифозным эритроцитарным диагностикумом. Подтвержден ли диагноз брюшнотифозного носительства? (таблица 7).

Таблица 7

Серологический метод
Диагностикум Разведение сыворотки больного
1/20 1/40 1/80 Контроль
vi-брюшнотифозный эритроцитарный + + - -

2.3.8. В инфекционную больницу поступил больной с жалобами на неукратимую рвоту и частый жидкий стул в виде «рисового отвара». Из анализа выявлено наличие туристической поездки в Индию давностью 7 дней. Для подтверждения предварительного диагноза холеры проведено бактериологическое исследование испражнений больного (таблица 8). Подтвержден ли диагноз холеры? Какой биовар холерного вибриона выделен из испражнений больного (Эль-Тор, классический, Бенгалии)?

Таблица 8

Исследуемый материал Среда для посева Идентификация чистой культуры
Морфология Подвижность Биохимические свойства Антигенные свойства
Испражнения, рвотные массы Щелочной агар грам «+» палочки в виде запятой + H2S -   INO -   SOR - MAN +   LIP +   ESL - LYS +   PHE -   TRE - IND +   MAL -   DUL - ORN +   ADO -   GLU + SCI -   CEL - URE -   PHA + ONP +   ARA - VPT +   SUC + с О-1 сывороткой РА «+»   с О-139 сывороткой РА «-»
Определение биовара V. cholerae
Исследуемая культура Среда с полимиксином Действие бактериофага Агглютинация куриных эритроцитов Гемолиз эритроцитов барана Реакция Фогес-Проскауэра Результат
Выделенная чистая культура V. cholerae 01 + Фаг Эль-Тор + + + + Vibreo cholerae eltor
                                       

 

2.4. Ответы для самоконтроля.

2.1. Контрольные вопросы:

2.1.1. Лецитиназа (лецитовителлаза).

2.1.2. Staphylococcus aureus, Staphylococcus epidermides, Staphylococcus intermedius, Staphylococcus saprophyticus.

2.1.3. 30 видов.

2.1.4. Staphylococcus aureus.

2.1.5. Метициллин – резистентный S. aureus, ванкомицин – резистентный S. aureus.

2.1.6. Грамположительные кокки, располагающиеся в виде гроздьев.

2.1.7. Вездесущий, то есть полиорганотропный.

2.1.8. Определение наличия антитоксических противострептококковых антител при диагностике скарлатины.

2.1.9. Наличие эритрогенного экзотоксина у стрептококков группы А, В, С.

2.1.10.Диагностический критерий триады признаков: грамотрицательные кокки, диплококки «бобовидной» формы, явление незавершенного фагоцитоза.

2.1.11.Фактор персистенции стафилококков.

2.1.12.РИФ, ИФА, ПЦР, классические методы Нейфельда и Сейбина.

2.1.13.Колонии пневмококков мелкие, прозрачные, с зоной апикального аутолиза.

2.1.14.Определение титра ОСА используется для диагностики ревматизма.

2.1.15.Знание патогенеза инфекционного заболевания позволяет правильно выбрать вид клинического материала.

2.1.16.С целью идентификации возбудителя.

2.1.17.Определение фагочувствительности, антибиотикорезистентности (метод серийных разведений, дискодиффузный, редокс-потенциал, Е-тест).

2.1.18.При острых инфекциях основные методы диагностики: бактериоскопический, бактериологический; при хронических заболеваниях – серологический, аллергологический.

2.1.19.Длительность бактериологического метода диагностики зависит от периода генерации возбудителя, времени культивирования.

2.1.20.Экспресс-диагностика позволяет выявить возбудителя по генетическим маркерам, антигенной структуре.

2.1.21.Выбор метода зависит от биологических свойств возбудителя, патогенетических факторов.

2.1.22.ИФА, РИА.

2.1.23.Серодиагностика, Сероидентификация.

2.1.24.а) ИФА, РИФ; б) ИФА, РСК, РА; в) РПГА, РН; г) реакция Кумбса.

2.1.25.ИФА, РИА, РИФ.

2.1.26.Ферментные, флюоресцентные, радиоизотопные метки.

2.1.27.РИФ (непрямой метод), реакция Кумбса (антиглобулиновые антитела позволяют выявить комплекс АГ-АТ).

2.1.28.Преимущество кожных тестов позволяет выявить специфическую сенсибилизацию организма, недостатки заключаются в использовании введения аллергенов.

2.1.29.Элективные питательные среды.

2.1.30.Дифференциально-диагностические питательные среды.

2.1.31.Фаготипирование, серотипирование, чувствительность к антибиотикам (резистовары).

2.1.32.Необходимо создание анаэробных условий.

2.1.33.Идентификация микроорганизмов по изучению строения генетического кода.

2.1.34.Сложные методы культивирования вирусов в живых моделях, медленное нарастание титра специфических антител.

2.1.35.Типирование возбудителей необходимо проводить в эпидемиологических целях и для выбора этиотропной терапии.

2.1.36.При вирусных инфекциях отмечается медленное нарастание специфических антител, так как вирусы являются облигатными внутриклеточными паразитами.

2.1.37.Факторы инфекциозности.

2.1.38.Появление клинических симптомов вирусного заболевания, гибель лабораторного животного, патолого-анатомические изменения в органах и тканях.

2.1.39.Сущность цветной пробы Солка заключается в изменении цвета индикатора в условиях отсутствия вируса и сохранения цвета индикатора при наличии вируса в культуре клеток..

2.1.40.Реакция гемагглютинации (цель: определение наличия гемагглютининовых рецепторов у вирусов).

2.1.41.Цветная проба Солка, ЦПД, внутриклеточные включения, феномен «стерильных бляшек», реакция гемадсорбции, пробы с индикаторным вирусом.

2.1.42.Результаты овоскопии, изменения в структуре хорион-аллантоисной оболочки, РГА, дефекты эмбриона.

2.1.43.В результате биохимических процессов вызванных бактериями, происходит расщепление дифференцирующего фактора, изменяется рН среды, окислительно-востановительный потенциал, цвет.

2.1.44.Селективные питательные среды используют для стимулирующего роста определенного вида микроорганизма.

2.1.45.Морфологические признаки колоний: размеры, цвет, поверхность, форма, контур края, рельеф, прозрачность, запах, консистенция, структура.

2.1.46.Этапы приготовления фиксированных препаратов: равномерное непосредственное нанесение исследуемого материала (возбудителя) на предметное стекло; высушивание; фиксация; окрашивание.

2.1.47.При вирусных инфекциях отмечается медленное нарастание титра антител, поэтому используется «принцип парных сывороток», диагностическим признаком является нарастание титра антител в 4 и более раз.

2.1.48.Методы: диско-диффузные, серийные разведения, редокс-потенциал, Е-тест, использование автоматизированных систем определения антибиотикорезистентности возбудителей.

2.1.49.Возбудители туберкулеза являются кислотоустойчивыми микобактериями за счет высокого содержания липидов, восков, окси-кислот.

2.1.50.Длительный период генерации туберкулезной палочки.

2.1.51.Преаналитический этап: выбор и взятие клинического материала в зависимости от патогенетического периода с соблюдением правил асептики и антисептики, транспортирование в лабораторию; аналитический период: проведение методов исследования; постаналитическая-интерпретация результатов микробиологической диагностики.

2.1.52.В живых моделях (организм лабораторных животных, куриный эмбрион, культура клеток).

2.1.53.При диагностике особо опасных инфекций.

2.2. Тестовые задания:

2.2.1. 1) 2.2.14. 2) 2.2.27. 3) 2.2.40. 2)
2.2.2. 3) 2.2.15. 1) 2.2.28. 1) 2.2.41. 1)
2.2.3. 2) 2.2.16. 2) 2.2.29. 4) 2.2.42. 2)
2.2.4. 1) 2.2.17. 3) 2.2.30. 1) 2.2.43. 1)
2.2.5. 4) 2.2.18. 1) 2.2.31. 2) 2.2.44. 4)
2.2.6. 1) 2.2.19. 3) 2.2.32. 5) 2.2.45. 1)
2.2.7. 4) 2.2.20. 3) 2.2.33. 1) 2.2.46. 1)
2.2.8. 1) 2.2.21. 3) 2.2.34. 3) 2.2.47. 2)
2.2.9. 4) 2.2.22. 2) 2.2.35. 5) 2.2.48. 1)
2.2.10. 5) 2.2.23. 5) 2.2.36. 4) 2.2.49. 1)
2.2.11. 1) 2.2.24. 2) 2.2.37. 1) 2.2.50. 3)
2.2.12. 4) 2.2.25. 2) 2.2.38. 2)  
2.2.13. 1) 2.2.26. 1) 2.2.39. 3)  

2.3. Ситуационные задачи:

2.3.1. Решение. Студент А. является резидентным бактерионосителем золотистого стафилококка, так как в результате бактериологического исследования выделен стафилококк, обладающий видовыми признаками S. aureus (коагулазоположительный, продуцирующий лецитовителлазу) и имеющий антилизоцимную активность 3мкг/мл (фактор персистенции). Студент Б. не является бактерионосителем резидентного типа, так как выделенный S. aureus не имеет антилизоцимной активности.

2.3.2. Решение. Стафилококковая этиология гнойно-воспалительного процесса подтвердилась, так как из отделяемого раны выделили S. aureus с высоким ПМО=5·103 КОЕ/тампон, обладающий гемолитической и антилизоцимной активностью. В результате проведенного обследования выявлен резидентный стафилококковый бактерионоситель – медицинская сестра у которой выделен S. aureus с умеренно высоким ПМО=1·103 КОЕ/тампон, с гемолитической м антилизоцимной активностью. Стафилококковый бактерионоситель является источником госпитальной инфекции, так как фаготип и антибиотикограмма стафилококка, высеянного из отделяемого раны больного, совпадает с фаготипом и антибиотикограммой стафилококка, выделенного из слизистых носовой полости медицинской сестры.

2.3.3. Решение. Вид выделенного микроорганизма Streptococcus pneumoniae. При проведении бактериологического исследования обнаружены факторы вирулентности: гемолизин и капсула. Данных бактериоскопического исследования недостаточно, так как для доказательства стрептококковой этиологии необходимы биохимическая активность и обнаружение факторов патогенности.

2.3.4. Решение.

Вариант № 1: диагноз заболевания – острая форма гонореи, так как в мазке гноя из уретры обнаружены грам «-» бобовидные кокки внутри фагоцитов, а РСК отрицательная (антитела не синтезировались).

Вариант № 2: диагноз заболевания – хроническая гонорея, фаза обострения, так как РСК положительная, а в мазке обнаружен незавершенный фагоцитоз гонококков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.76.51 (0.195 с.)