Особенности организации и проведения мониторинга социализации и социокультурного развития детей дошкольного возраста (3-8 лет) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности организации и проведения мониторинга социализации и социокультурного развития детей дошкольного возраста (3-8 лет)



На основе требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (п. 1.5., раздел 1 «Общие положения»), по: «обеспечению государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования … по построению вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития ребёнка, осуществляющегося … через оценку индивидуального развития детей», авторы программы «Социокультурные истоки» разработали систему мониторинга нравственного и социокультурного развития детей 3 – 8 лет. Пункт 3.2.3., ФГОС ДО раздела III. «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования», гласит: «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);2) оптимизации работы с группой детей». Мониторинг в программе «Социокультурные истоки» отражает идеальные социокультурные ожидания развития ребенка дошкольного возраста, а не среднестатистический уровень достижений детей этого возраста. Мониторинг отвечает задачам Стандарта индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей. Программа мониторинга отвечает экологическим принципам охраны и защиты прав ребёнка и его семьи, а также принципам конфиденциальности. Мониторинг социокультурного развития и социализации ребёнка-дошкольника описывает социальный портрет ребенка дошкольного возраста на разных этапах его развития, даёт педагогу целевые ориентиры для дальнейшей работы, позволяет оказать грамотную педагогическую поддержку индивидуального развития детей и скорректировать работу с группой воспитанников. ФГОС ориентирует современное дошкольное образование на индивидуализацию и социализацию ребёнка-дошкольника. Социализация, духовно-нравственное и социокультурное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач отечественного образования. Исходя из многочисленных взглядов современной науки на понятие «социализации», уточним, что мы имеем в виду в данном случае. Социализация рассматривается «как процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта». В мониторинге социокультурного развития детей с позиций социализации отслеживаются результаты усвоения ребёнком определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие нашей российской культуры. Непременным условием социализации является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным и нравственным совершенствованием. В образовательном процессе задачи духовно-нравственного воспитания, социокультурного развития и социализации ребёнка очень часто переплетаются (интегрируются) между собой и являются единым целым. А поскольку ребёнок – существо целостное, в мониторинге развития ребёнка эти задачи не разделяются. Таким образом, мониторинг процесса социализации входит составной частью мониторинга нравственного и социокультурного развития детей дошкольного возраста.

Изучение эффективности процесса социализации, нравственного и социокультурного развития является важным средством для поиска путей дальнейшего совершенствования воспитательно-образовательного процесса, уточнения подходов и способов социализации, содержания и форм духовно-нравственного и социокультурного развития детей дошкольного возраста. Оценка результатов социокультурного развития дошкольников необходима для регулирования этого процесса в детском саду и в семье.

Мониторинг социокультурного развития ребёнка 3-8 лет в процессе освоения программы носит индивидуальный характер, проводится во второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группах детского сада. Развитие ребёнка отслеживается два раза в год – на промежуточном (в январе) и итоговом (в мае) этапах мониторинга. Итоговый мониторинг в подготовительной к школе группе является заключительным этапом.

Отчётливо понимая, что духовно-нравственное становление — это сугубо личностный путь каждого, путь долгих и трудных поисков и сомнений, путь осмысления своего места в этом мире, а ребёнок-дошкольник находится только в начале этого пути, в мониторинге идёт речь о формировании только социокультурного развития.

Измерить внутренний мир любого человека, в том числе и маленького ребёнка, уровень развития его духовности и нравственности очень сложно и до конца невозможно. Поэтому доля субъективизма в оценке развития дошкольника всегда будет присутствовать. Снизить степень субъективизма позволяет система обоснованных критериев и показателей, используемых в мониторинге для оценки уровня сформированности социокультурного развития личности ребёнка дошкольного возраста.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе проведения активных форм обучения. В качестве показателей оценки основных характеристик развития личности ребёнка в мониторинге выделяются внешние (наблюдаемые) проявления этих характеристик у ребёнка в поведении, в деятельности, во взаимодействии с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, которые отражают становление этой характеристики на протяжении всего дошкольного детства.

Для построения развивающего образования система мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребёнка учитывает необходимость организации образовательной работы в зоне его ближайшего развития. Поэтому диапазон оценки выделенных показателей по пяти аспектам качества образования определяется уровнем развития интегративной оценки – от возможностей, которые ещё не доступны ребёнку, до способности проявлять характеристики в самостоятельной деятельности и поведении. Данные показатели мы отслеживаем в социокультурном аспекте качества образования.

Общая картина по группе позволяет выделить детей, которые нуждаются в особом попечении и внимании педагога и в отношении, которое необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.

Данные мониторинга отражают динамику становления основных (ключевых) характеристик, которые развиваются у детей на протяжении всего образовательного процесса и представлены в мониторинге в этапах социокультурного развития ребёнка-дошкольника в процессе освоения программы

Прослеживая динамику развития основных (ключевых) характеристик в этапах социокультурного развития, выявляя, имеет ли она прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий педагогов и родителей на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить аспекты качества образования, в которых ребёнок нуждается в помощи.

Показатели развития ребёнка по программе «Социокультурные истоки» отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве. Отечественными учёными для Стандарта дошкольного образования были разработаны целевые ориентиры, которые стали критериями оценки качества дошкольного образования. В целевых ориентирах появились такие качества как положительное отношение к миру, другим людям и самому себе, чувство собственного достоинства; активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, стараться разрешать конфликты, способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. В данной части Стандарта соединяются современные представления о целях образования с традициями отечественной педагогики, представленными в программе Целевые ориентиры образовательного Стандарта дополняются показателями оценки основных (ключевых) характеристик развития личности ребёнка по программе. Оценка индивидуального развития детей по программе проводится педагогом в ходе внутреннего мониторинга ключевых характеристик развития личности ребёнка, результаты которого, как уже было сказано, используются только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования.
При проведении мониторинга мы основываемся на следующих принципах его организации:

-сопоставимость системы показателей целям и задачам развития детей каждой возрастной группы по программе;


— от зоны актуального развития — до зоны ближайшего развития (возможность отследить то, что ребёнок сегодня ребёнок способен делать самостоятельно, а что – при некоторой поддержке взрослого);

— открытость, прозрачность процедуры оценки социокультурного развития личности ребёнка (родители являются полноправными участниками образовательного процесса);

— сравнимость данных сегодняшних достижений ребенка не только с этапами развития ребёнка по «Истокам», но и с его собственными достижениями, полученными ранее;

— прогностичность (получение данных, позволяющих прогнозировать возможные изменения и пути достижения целей);

— экологичность (сравниваются, прежде всего, результаты развития «сегодняшнего» ребёнка с ним «вчерашним»).

Мониторинг социализации и социокультурного развития дошкольников осуществляется с использованием следующих методов:

— беседа с ребёнком по теме итоговых занятий по курсу пропедевтики «Истоки» и книгам для развития детей 3-7 лет;

— живое наблюдение за ребёнком в различных видах детской деятельности;
и его активностью в ходе проведения итоговых занятий по программе «Социокультурные истоки»;

— анкетирование родителей;

— анализ продуктов детской деятельности (работа детей в книгах для развития и альбомах для рисования).

Мониторинг позволяет получить объективную информацию о состоянии и динамике социокультурного развития детей в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Данный мониторинг развития детей дошкольного возраста разработан с учётом следующих требований:

— предполагает использование в педагогической диагностике только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объём информации в оптимальные сроки;

— позволяет осуществлять оценку динамики социокультурного развития детей как внутри возрастного периода, так и в отношении преемственности последовательных возрастных периодов;

— направлен на исследование социокультурного развития и личностных качеств ребёнка, формируемых в разных видах детской деятельности;
— включает использование разных методов сбора информации: наблюдение за ребёнком в активных занятиях по Истокам и в повседневной деятельности, беседу по книгам для развития. Для получения объективной картины, в случае необходимости, можно провести анализ продуктов детской деятельности, анкетирование родителей, что позволяет добиться точности получаемых данных мониторинга;

— обеспечивает сбалансированность методов диагностики, что исключает переутомление воспитанников и нарушение хода образовательного процесса.

Мониторинг содержательного аспекта позволяет отследить общий уровень освоения детьми социальных знаний, знаний о нравственности, о главных жизненных ценностях человека и общества, о культуре и традициях родного народа.

Коммуникативный аспект качества образования позволяет оценить развитие умений эффективного общения ребёнка со сверстниками и взрослыми.
В управленческом аспекте качества образования отслеживается развитие у детей управленческих способностей, в том числе умение управлять знаниями о нравственности и делать выбор в сторону добра.

Психологический аспект качества образования позволяет отследить развитие у ребёнка эмоционально-чувственной сферы и мотивации на совершение добрых дел и поступков.

Социокультурный аспект качества образования даёт возможность проследить социокультурное развитие личности ребёнка, направленное на переосмысление прошлого и настоящего жизненного опыта и развитие способности ориентироваться на будущее, а также использование ребёнком полученных знаний о нравственности в реальной ситуации, соотнесение их с усвоенной системой ценностей.

Основными методами диагностики детей по коммуникативному, управленческому, психологическому, социокультурному аспектам качества образования являются:

— целенаправленное наблюдение за детьми в ходе проведения активных занятий и в повседневной деятельности в естественной среде (в игре, в ходе режимных моментов, в процессе организованной образовательной деятельности)

— анализ продуктов детской деятельности;

— беседа с родителями.

В мониторинге представлена таблица поэтапных достижений социокультурного развития детей дошкольного возраста. Данные показатели позволят педагогу при выполнении мониторинга более грамотно подойти к определению уровня сформированности основ духовно-нравственного развития дошкольников.

Мониторинг формирования основ духовно-нравственного развития детей 3-8 лет, выполненный по пяти аспектам качества образования, позволяет максимально полно представить и более точно определить уровень развития каждого ребенка и возрастной группы в целом и проследить их динамику.

Наблюдаемые проявления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка, которые выделены в качестве показателей их оценки, оцениваются педагогами количественно в зависимости от его возраста, индивидуальных особенностей и ситуации, в которой они проявляются.
На основе полученной оценки можно судить не только о соответствии развития характеристик конкретного ребенка возрастным возможностям, т.е. о зоне актуального развития, но и зоне его ближайшего развития, если приводимые в дневниках возможности еще в полной мере не «принадлежат» ребенку, но устойчиво проявляются в ситуации присутствия взрослого или с его помощью.

Если педагог сомневается в оценивании, то ему необходимо провести
дополнительно наблюдение за ребенком в определенных видах свободной деятельности и, возможно, потребуется беседа с родителям.

Дневники развития ориентированы на то, что в итоге мониторинга на основе наблюдения будет представлена информация об общей картине развития всех детей группы и о месте каждого ребенка в ней.

Применение данного метода при оценке становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка дает довольно полную и достоверную диагностическую картину и имеет большую ценность для организации образовательного процесса. Дневник развития как диагностический инструмент дает возможность педагогу одновременно оценить качество текущего образовательного процесса и составить индивидуальную картину развития ребенка в соответствии с заданными целевыми ориентирами.

Периодичность проведения оценки развития основных (ключевых) характеристик позволит оценить динамику их развития у каждого ребенка, что важно для анализа эффективности созданных психолого-педагогических условий, образовательного процесса. Неизменяющийся характер развития основных (ключевых) характеристик с низкими показателями или динамика регрессивного характера у ребенка требуют взаимодействия педагога с психологом не только для анализа особенностей развития данного ребенка, но и социальной ситуации развития, характера взаимодействия окружающих с ним. Поэтому при необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи) организации, осуществляющей образовательную деятельность, или Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Психологическая диагностика позволит понять причины подобной динамики и разработать необходимые мероприятия для создания данному ребенку оптимальных условий развития.

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Информация, занесённая педагогом в дневники развития детей и таблицы результатов, обрабатывается, проводится качественный и количественный анализ результатов формирования основ духовно- нравственного развития каждого ребёнка и дошкольной группы.

Воспитателем группы в сотрудничестве с педагогом-психологом и старшим воспитателем дошкольного учреждения вырабатываются рекомендации, при необходимости определяются пути коррекции дальнейшего развития ребёнка-дошкольника.

Таким образом, грамотно выполненный мониторинг формирования основ духовно-нравственного развития дошкольников, позволяет:

Ø отслеживать и повышать качество реализации программы «Социокультурные истоки»;

Ø выявлять разнообразные факторы риска, прогнозировать предполагаемые результаты и формировать систему профилактики в социокультурном развитии детей;

Ø совершенствовать воспитательный процесс дошкольной организации на основе оперативного планирования корректирующих мероприятий по духовно-нравственному развитию педагогов, детей и их родителей;

Ø определять дальнейшие цели и задачи, основные направления, содержание и механизмы реализации основ духовно-нравственного развития и воспитания всех участников образовательного процесса;

Ø обеспечивать индивидуальный подход в духовно-нравственном воспитании и развитии ребёнка-дошкольника;

Ø оптимизировать работу с группой дошкольников.

 

Мониторинг результатов образовательной деятельности

Анализ результатов образовательной деятельности является самым сложным разделом анализа работы дошкольного учреждения. Результаты образования вообще не всегда поддаются количественной оценке, нередко отодвинуты во времени (то есть могут проявиться спустя много лет), далеко не всегда разделяются по субъектам их достижения (результаты получены благодаря той ли деятельности воспитателя, то ли заботе родителей, то ли активности и способностям самого ребенка). Более того, инструмента для надежного измерения результатов дошкольного образования нет, в частности, приоритетные цели дошкольного образования — психофизическое и личностное развитие ребенка — не имеют нормативных (критериальных) оценок.

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы дошкольного образования должен быть направлен на определение соответствия педагогической деятельности целям и задачам дошкольного учреждения, ФГОС ДО и внутреннему стандарту. Система мониторинга будет эффективной при условии соблюдения следующих принципов: системности, целенаправленности, объективности, адекватности, целостности и преемственности.

Мониторинг представляет собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации о состоянии образовательной системы или отдельных ее элементов, а также об удовлетворении образовательных потребностей родителей.

Мониторинг — специально организованное, целевое наблюдение, постоянный контроль и диагностика состояния на базе существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений.

Мониторинг — это не только системная диагностика, но и выявление, и оценивание проведенных педагогических действий, обеспечивающих обратную связь, осведомляющую о соответствии фактических результатов конечным целям.

«Система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга».

В процессе мониторинга должны использоваться критериально - ориентированные методики нетестового типа, критериально - ориентированное тестирование, скрининг-тесты и др. «Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тесты, пробы, аппаратурные методы и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных. Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса».

В проведении мониторинга участвуют все участники образовательного процесса.

Все полученные данные создают единую картину здоровья и развития детей в каждой группе и в учреждении в целом. Выявление причин отклонений и их последствий, выработка необходимых рекомендаций по организации работы по охране жизни и укреплению здоровья детей, их психического развития проводятся заведующим, заместителем заведующего по основной деятельности, психологом, старшей медицинской сестрой с участием творческой группы педагогов. Итоги мониторинга докладываются и обсуждаются, принимаются решения по его итогам на педагогическом совете, ПМПК. Точность оценки и объективность анализа обеспечиваются подбором современного аналитико-диагностического инструментария, включая компьютерные технологии.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития, с целью определения степени освоения ребенком образовательной программу и влияния образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

Мониторинг детского развития и образовательного процесса проводится два раза в год (в октябре и апреле), а в январе диагностика с целью своевременного выявления недостатков в развитии детей. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.

Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом разделе образовательной программы. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы.

Одной из основных идей современного развития дошкольного образования является интеграция, что предполагает усиление интереса к уникальной формирующейся личности ребенка и ставит задачу развития интегративных качеств воспитанников. Решение этой задачи диктует целесообразность организации системы мониторинга учреждении, предусматривающей получение педагогом обратной информации об эффективности психолого-педагогического взаимодействия с детьми. «Обучение и воспитание в дошкольном возрасте носит целостный характер и может быть распределено в образовательном процессе по предметным областям (математические представления, развитие речи, изобразительная и музыкальная деятельность и т.п.) лишь условно....Именно поэтому диагностика в дошкольном возрасте не может в полной мере опираться на выявление знаний, умений и навыков. Для ребенка этого возраста в первую очередь важно не столько, каким объемом предметных знаний определенной образовательной области он владеет, сколько то, каким способом эти знания были ребенком освоены. Таким образом, определенный набор знаний, которым обладает дошкольник, далеко не всегда указывает на реальные результаты его образования.

Психолого-педагогическая работа должна быть нацелена не на усвоение знаний, умений, формирование навыков, а на развитие личности, интегральные характеристики которой представлены в ФГОС ДО. В то же время в педагогической литературе в большом количестве представлены такие системы диагностики детей дошкольного возраста, в которых выявляются знания детей по всем разделам реализуемых программ. Педагоги - практики, вооружившись подобного рода рекомендациями, устраивают «экзамен» детям, порой с пристрастием «допрашивая» детей. Добросовестные воспитатели, учитывая, что у детей дошкольного возраста наглядно-образное мышление, разрабатывая такие системы мониторинга, подбирают огромное количество картинок, что усложняет и без того интенсивную работу педагогов. «В этих случаях знания, умения и навыки детей становятся единственным ориентиром деятельности дошкольного образовательного учреждения, ее самоцелью, а образовательный процесс превращается в муштру, что противоречит предназначению дошкольного возраста....Это еще больше усложняет методы диагностики, соответствующей именно этому возрасту, поскольку для определения реального уровня развития ребенка требуются не простые «экзаменационные» вопросы, а очень тонкий, специальный психологический инструментарий...

Поэтому перед педагогическими работниками встает проблема проектирования такой системы мониторинга, которая позволит оценить уровень форсированности интегральных характеристик, степень приближенности к «идеальному» портрету ребенка-выпускника ДОУ. В связи с этим важно осуществите научно-обоснованный отбор диагностических методик, обеспечивающих четкую и оперативную оценку промежуточных и итоговых результатов воспитания и обучения, направленных на оценку интегральных качеств личности.

В основе создания мониторинга лежит системный подход к управлению качеством образования, включающий в себя оценку качества достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, оценку качества профессионального уровня педагогов; оценку качества удовлетворенности родителями образовательных запросов.

Для проектирования системы мониторинга необходимо провести анализ целевого компонента, представленного в нормативных документах, определяющих основные направления, задачи и содержание дошкольного образования.

На основании анализа цели и задач образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования проектируется содержание системы мониторинга, подбирается соответствующий диагностический инструментарий, актуальный для учреждения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 1443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.036 с.)