Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сваталова Тамара АлександровнаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ГБУ ДПО ЧИППКРО Сваталова Тамара Александровна Педагогическая диагностика в условиях введения ФГОС ДО
Челябинск 2016
Оглавление Введение. 4 Педагогическая диагностика в условиях ФГОС. 11 Требования к мониторингу с позиций ФГОС дошкольного образования. 14 Особенности организации и проведения мониторинга социализации и социокультурного развития детей дошкольного возраста (3-8 лет). 18 Алгоритм разработки и реализации системы мониторинга. 33 Формы мониторинга. 35 Мониторинг организации работы по охране жизни и укреплению здоровья детей в дошкольном учреждении 38 Портрет выпускника. 42 Компетентность художественно-эстетического развития. 42 Интеллектуальная компетентность. 42 Компетентность физического развития. 42 Социально-личностная компетентность. 43 Организация и содержание мониторинга. 45 Форма и процедура мониторинга. 49 Программа Н.Е. Вераксы «От рождения до школы». 52 Цель и задачи диагностической работы.. 53 История развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста. 57 Ведущие показатели развития ребенка в этот период: 57 Страхи младшего дошкольного возраста. 57 Физическое развитие детей 3-5 лет. 58 Три года.. 58 Четыре года. 59 Пять лет. 59 Таблица речевого развития: 59 Развитие детской речи от 2 до 6 лет. 60 Познавательная деятельность: 3,5-4,5 года. 62 Изобразительная деятельность: 62 Игра: 63 Общение: 63 Навыки: 63 Показатели внимания: 63 Показатели развития внимания: 64 Показатели развития памяти: 64 Показатели развития мышления: 65 Признаки отставания в развитии когнитивной сферы 3,5 - 4,5 года. 67 Признаки отставания в развитии эмоциональной сферы. 67 Показатели нормального развития в возрасте детей с 4,5 - до 5,5 лет. 68 Познавательная деятельность: 68 Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации: 68 Изобразительная деятельность. 69 Игра: 69 Общение. 69 Навыки: 69 История развития ребенка в период от 5,5 до 7лет. 70 Познавательная деятельность: 73 Моторика: 74 Изобразительная деятельность: 74 Игра: 74 Общение: 74 Навыки: 75 Показатели развитие внимания. 75 Показатели развития памяти: 75 Показатели развития мышления: 76 Отличия ребёнка до кризиса и после кризиса. 78 Признаки трудностей в развитии у детей дошкольного возраста. 79 Показатели готовности ребёнка к школе. 84 1.Личностная готовность. 84 2.Интеллектуальная готовность. 84 Волевая готовность. 85 Карта развития ребенка. 86 Памятка по организации мониторинга динамики развития детей. 88 Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка». 88 Беседа «Что – почему – как». 89 Беседа по картинке «Отражение чувств». 91 Беседа «Необитаемый остров». 94 Индивидуальная беседа на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы.. 95 Методика исследования словесно-логического мышления (по Й. Ерасеку). 96 Инструкция: «Ответь мне, пожалуйста, на несколько вопросов». 96 Беседа «Какой Я?». 98 Тест простых поручений. 99 Мониторинг достижения детьми промежуточных результатов освоения Программы (5 лет). 103 Методика «Чего не хватает на этих рисунках?». 106 Методика «Не поделили игрушку». 125 Тест «Сделаем вместе». 127 Методика для выяснения пассивного словарного запаса. 129 Определение «Я-концепции» у детей 5-6 лет. 131 Методика «Осознанность ребенком отношения к нему близких людей». 133 Тест «Уровень развития ребёнка 5 лет». 135 Методика «Обведи контур». 136
Введение
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384 утвержден и введен в действие с 1.01.2014 года Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены принципы образовательной политики, а именно поддержки разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности[1] детства как важного этапа в общем развитии человека, уважение личности ребенка; личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей; реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Стандарт учитывает также о сновные принципы дошкольного образования: полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество Организации с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учет этнокультурной ситуации развития детей. Стандарт направлен на решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования) и т.д. Стандарт включает в себя требования к структуре Программы и ее объему; условиям реализации Программы; результатам освоения Программы. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6 Стандарта. Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ. При разработке Программы Организация определяет продолжительность пребывания детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость Групп. Организация может разрабатывать и реализовывать в Группах различные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе Групп кратковременного пребывания детей, Групп полного и продленного дня, Групп круглосуточного пребывания, Групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных Групп. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Настоящие требования являются ориентирами для: а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации; б) решения задач: формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями; изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет; информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: аттестацию педагогических кадров;- оценку качества образования; оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей); оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте: - ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; - использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; - владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; - стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; - проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; - проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; - у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.). Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: - ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; - ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; - ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; - ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; - у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; - ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; - ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Формы мониторинга
В ФГОС ДО прописаны основные формы мониторинга: критериально-ориентированные методики нетестового типа (наблюдения за ребенком, беседы, экспертные оценки) и критериально-ориентированное тестирование, скрининг-тесты и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тесты, пробы, аппаратурные методы и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных. Метод наблюдения, по мнению специалистов, является одним на самых распространенных видов диагностики особенностей поведения и психического развития детей. Он позволяет описать реальную жизнь ребенка, дает много живых интересных фактов и позволяет исследовать ребенка в естественных условиях его жизни. Однако использование этого, иногда единственно возможного при взаимодействии с детьми (особенно раннего возраста) метода требует определенных знаний и навыков. Правила наблюдения 1. Прежде всего необходимо определить, ЧТО именно будет предметом наблюдения (освоение навыков самообслуживания, выполнение режимных моментов, особенности взаимодействия с детьми или со взрослыми и т.д.). 2. Составить реалистичную схему наблюдений. 3. Наблюдать в различных обстоятельствах. 4. Записывать сразу результаты наблюдений. 5. Отмечать дату и время наблюдения. 6. Записи должны быть краткими, точными, конкретными и объективными. 7. Соблюдать конфиденциальность. Критерии объективности 1. Отразило ли наблюдение основное действие. 2. Передает ли оно содержание того, что было сказано. 3. Дает ли описание представление о главных действующих лицах. 4. Содержит ли описание сведения о времени, месте действия. 5. Содержит ли конкретные реакции всех участников. 6. Соблюдена ли последовательность событий. Правила проведения обратной связи 1. Придерживайтесь своих наблюдений — не обобщайте. 2. Представляйте свои наблюдения как описание — старайтесь не обвинять. 3. Будьте предусмотрительны: ваше мнение лишь одно из многих. 4. Сосредоточьтесь на том, что, а не почему происходит. Обратная связь будет полезной для родителей, если: 1) родители смогут понять информацию; 2) родители смогут принять информацию; 3) родители смогут что-то сделать на базе информации. Мониторинг организации работы по охране жизни и укреплению здоровья детей в дошкольном учреждении
Определение качества реализации образовательного процесса по физическому развитию в МДОУ предполагает учет всех основных его компонентов, особенно медико-социальных условий пребывания воспитанников в учреждении, состояния физкультурно-оздоровительной работы. На постоянном контроле руководителя МДОУ находиться вопросы соблюдения «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», организации питания воспитанников (наличие согласованного с учреждением Роспотребнадзора меню, сбалансированность, диетическое и дополнительное питание, выполнение натуральных норм, витаминизация); организации медицинского обслуживания (соблюдение инструкции по охране жизни и укреплению здоровья детей, сбалансированность в режиме учебных, коррекционных, дополнительных занятий, игровой деятельности, соблюдение требований к максимально допустимому объему недельной образовательной нагрузки); организации физкультурно-оздоровительной работы (система мероприятий, мониторинг физического развития и состояния здоровья воспитанников, соответствующая документация). Основанием для проведения анализа работы по охране жизни и здоровья детей являются отчетная медицинская документация, акты приема МДОУ к новому учебному году, акты обследования физкультурных снарядов и некоторые другие документы. В дошкольном детстве закладываются и формируются основы физического, психического здоровья ребенка. В ФГОС ДО предусматривается комплексный подход в реализации задачи укрепления физического и психического здоровья детей. Критерии эффективного функционирования здоровьесберегающей системы в условиях дошкольного учреждения и ее соответствия целевому назначению выражаются в уровне психофизического развития детей, темпах изменения физических качеств, функциональном состоянии организма, приобретении устойчивых культурно-гигиенических навыков и привычек здорового образа жизни и на этом фоне — значительное снижение заболеваемости. Одним из объектов системы мониторинга является физическое развитие дошкольников. Анализ теории и педагогической практики дает основания утверждать, что здоровье и физическое развитие ребенка должны стать точкой приложения усилий по медико-психолого-педагогическому сопровождению ребенка, в том числе и в условиях дошкольного учреждения, не только медиков, но и педагогов и психологов. Повышение качества деятельности МДОУ по здоровьесбережению требует принятия управленческих решений на различных уровнях системы дошкольного образования, их непременным условием обоснованности выступает достоверная информация: об уровне здоровья детей, сформированности физических качеств и т.п. Основная задача руководителей в организации здоровьесберегающей системы в дошкольном учреждении — обеспечение ее управляемости, которая должна строиться на основе системного подхода, комплексно решающего как социальные, медицинские, так и психолого-педагогические проблемы детей дошкольного возраста. Цель психолого-педагогического мониторинга работы по охране жизни и укреплению здоровья детей: своевременная коррекция оздоровительной и образовательной деятельности, условий среды дошкольного учреждения для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на физическое развитие детей. Анализ заболеваемости дошкольников является традиционным для работников детских садов. Как показывает практика, анализ этот зачастую проводится неправильно, потому и не принимаются соответствующие решения, позволяющие реально влиять на уровень заболеваемости детей в учреждении. Общеизвестно, что заболеваемость детей имеет различные причины и далеко не всегда эти причины связаны с деятельностью детского сада, вместе с тем не следует пренебрегать и немалыми возможностями детского сада в профилактике заболеваемости и охране здоровья дошкольников. Изучение уровня заболеваемости проводится по двум показателям: «число случаев заболеваемости на 1000 детей» и «количество дней, пропущенных по болезни одним ребенком в среднем». Известно, что уровень заболеваемости детей нормированию не подлежит, однако есть средние значения показателей заболеваемости, на которые следует ориентироваться: во-первых, для сравнения средними значениями являются показатели заболеваемости детей за прошлые годы в том же самом учреждении, во-вторых, значения средних показателей заболеваемости по району, городу, области за анализируемый период. Затем оценивается уровень заболеваемости по группам заболеваний: детские инфекционные, желудочно-кишечные и т.д. Делаются выводы, по каким группам заболеваний произошел рост, а по каким — снижение значений показателей. Важно для последующей коррекционной работы с детьми учитывать также количество воспитанников, имеющих отклонения в развитии опорнодвигательного аппарата, связанные с нарушением осанки, сколиоз, понижение остроты зрения (в сравнении с прошлыми временными периодами) и т.п. Портрет выпускника
Пять лет. 1.Контроль над движениями тела заметно улучшается. Все навыки, которые ребенок приобрел до этого возраста, совершенствуются. 2.В этом возрасте малыш хорошо ловит мяч двумя руками (с небольшого расстояния), ударяет его о землю несколько раз и ловит, ездит на двухколесном велосипеде (без страховочных колесиков в том числе), катается на роликах, прыгает через скакалку, ловко преодолевает препятствия, ходит по бревну, делает простые танцевальные движения. Таблица речевого развития:
Личностная готовность. Формирование готовности к принятию новой «социальной позиции» - позиции школьника, имеющего круг определённых обязанностей и прав и занимающего особое положение среди людей. Эта личностная готовность выражается, прежде всего, в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. 1.Большинство детей старшего дошкольного возраста стремятся поступить в школу, некоторых она привлекает внешними атрибутами: «У меня будет новый портфель», «Школа у нас во дворе новая и большая», «У меня друг в школе учится». 2. Многие дети объясняют своё желание пойти в школу тем, что в школе они будут заниматься учебной деятельностью: «Хочу учиться, чтобы быть как папа», «Научусь читать и писать», «В школе задачки интересные решают». Замечания: 1.Справедливо замечание, что если ребёнок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии интеллектуальной готовности к школе учиться ему всё равно будет трудно. Успехи таких детей, как правило, носят крайне неустойчивый характер. 2. Однако особое опасение вызывают те дошкольники, которые не хотят идти в школу. Некоторые из них ориентируются на печальный «опыт» школьной жизни старших братьев или сестёр: «Не хочу, там двойки ставят, а потом дома ругают». Другие запуганы школой. Если ребёнку постоянно твердят: «Ты же двух слов связать не можешь, как ты в школу пойдёшь?» «Вот пойдёшь в школу, там тебе покажут!» - вряд ли можно рассчитывать на то, что у него возникнет желание учиться. Волевая готовность. 1.Оформление основных элементов волевого действия: ребёнок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определённое усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. 2.Старший дошкольник способен управлять своими движениями, вниманием, преднамеренно заучивать стихотворение, преодолеть боль, подчинить своё желание необходимости сделать что-либо.
Карта развития ребенка Фамилия, имя, дата рождения________________________________________ Дошкольное учреждение, дата заполнения_____________________________
Беседа «Что – почему – как» Источник: Нгуен, М.А. Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника / Нгуен М.А. // Ребёнок в детском саду. – 2008. – № 1. – С. 83-85. Цель: выявить степень готовности ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нём. Инструкция. Воспитатель говорит детям: «Сейчас я прочитаю вам рассказ. Ваша задача: слушать внимательно, а потом ответить на мои вопросы». Текст для девочек: «Меня зовут Аня. Я учусь в первом классе. У меня есть старшая сестра Таня. Однажды мы ехали на машине и попали в аварию. Мы были легко ранены. У Тани была сломана правая рука, но она скоро зажила. А у меня на лице была глубокая царапина, и через месяц остался шрам. Шрам небольшой, но все ребята в школе его замечают, особенно мальчик по имени Вова. Вова – заводила среди ребят. И вы знаете, он и его друзья стали надо мной смеяться. Мне было очень обидно. Я даже не хотела больше ходить в школу. Таня узнала об этом. На днях я всё-таки как обычно пошла в школу с Таней. Около входа стоял Вова с друзьями. Увидев меня, они начали о чём-то шептаться и смеяться. Моя сестра сразу подошла к ним и что-то сказала Вове. Я стояла далеко от них, поэтому ничего не слышала. Я только знаю, что именно после разговора с Таней Вова и его друзья перестали надо мной смеяться. Я горжусь тем, что я – младшая сестра Тани и тем, что у меня есть старшая сестра, которая всегда мне поможет. Но я до сих пор не знаю, что же Таня сказала Вове и ребятам. Как вы думаете, что она им сказала?» Текст для мальчиков: «Меня зовут Антон. У меня есть старший брат Юра. Недавно я начал учиться кататься на велосипеде. Первое время я часто падал, и соседские мальчики надо мной смеялись. Мне было очень обидно. Я даже хотел забросить велосипед. Но Юра решил мне помочь. В один прекрасный день мы с Юрой вышли во двор с велосипедом. Там нас увидели ребята. Они начали о чём-то шептаться и смеяться. Мой старший брат сразу подошёл к ним и что-то сказал. Я стоял далеко от них, поэтому ничего не слышал. Я только знаю, что именно после разговора с Юрой мальчики перестали надо мной смеяться. Я горжусь тем, что я – младший брат Юры и тем, что у меня есть старший брат, который всегда мне поможет. Но я до сих пор не знаю, что же Юра сказал ребятам. Как вы думаете, что он им сказал?» Обработка результатов. Ребёнок, отвечая на вопросы психолога, должен решить определённую проблему, связанную с отношениями между детьми, их оценкой ситуаций и пониманием эмоциональных состояний других людей. Ответы оцениваются по трёхбалльной шкале (в соответствии с критериями, используемыми в тесте Д. Векслера). Что Таня (Юра) сказала (сказал) ребятам? · 0 баллов – ребёнок не отвечает или даёт такие варианты ответа: «Не смейтесь», «Что вы делаете?», «Как вам не стыдно». · 1 балл – «Старшая сестра (старший брат) угрожала (угрожал) ребятам; · 2 балла – конструктивное решение проблемы. Варианты конструктивного решения: - старшая сестра (старший брат) просит ребят оставить младшую сестру (младшего брата) в покое, иначе она (он) пожалуется учителям и родителям; - старшая сестра (старший брат) объясняет ребятам что так делать нельзя, что это плохо; - старшая сестра (старший брат) объясняет ребятам проблему своей младшей сестры (своего младшего брата) и настаивает на том, чтобы ребята прекратили над ней (над ним) смеяться. Почему Таня (Юра) так поступила (поступил)? · 0 баллов – ребёнок не понимает вопроса. · 1 балл – «Чтобы не смеялись»; «Чтобы не обижали». · 2 балла – «Люди чувствуют себя плохо, если над ними смеются» Как бы ты поступил(а) в такой ситуации? · 0 баллов – ответ отсутствует. · 1 балл – «Надо попросить взрослых поговорить с обидчиками». · 2 балла – ребёнок сам принимает решение, опираясь на свои чувства – чувства обиженного человека. Уровни развития эмоционального интеллекта: · Низкий: 0 – 2 балла; · Средний: 3 – 4 балла; · Высокий: 5 – 6 баллов. Оценка результатов. 3 балла – ребенок самостоятельно, правильно определяет эмоциональные состояния сверстников и взрослых, объясняет их причину, делает прогнозы дальнейшего развития ситуации; 2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого; 1 балл – ребенок затрудняется в определении эмоциональных состояний изображенных на картинках людей, не может объяснить их причину, предположить дальнейшее развитии ситуации. Беседа «Необитаемый остров» Источник: Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / под.ред. О.В. Дыбиной. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 64 с. Цель: выявить умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, спокойно отстаивать свое мнение. Содержание. Методика проводится с подгруппой детей. Взрослый предлагает детям пофантазировать, представить, что они отправляются на необитаемый остров и порассуждать, опираясь на вопросы: – С чего бы вы начали свое существование на острове? – Решите какие предметы необходимо взять с собой. – Чем будет заниматься каждый из вас. Разделите обязанности между собой. – На острове много хищных зверей. Как будете защищать от них? – На остров надвигается страшный ураган. Что вы будете предпринимать? Оценка результатов. 3 балла – ребенок проявляет инициативу в общении, принимает на себя функцию организатора, вносит свои предложения, распределяет обязанности, проявляет умения выслушать, согласовать свои предложения, уступить, убедить; 2 балла – ребенок отличается недостаточной, но положительной активностью в общении, принимает предложения инициатора, соглашаясь, может возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением; 1 балл – ребенок не вступает в общение, не проявляет активности, пассивно следует за инициативными детьми, не высказывая ни своего мнения, ни желания, либо проявляет отрицательную направленность в общении, с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, настаивает на своем. Беседа «Какой Я?» Источник: Методика «Какой Я?» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://azps.ru Эта методика предназначается для определения самооценки ребёнка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом (таблица), спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Оценка результатов Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности. Выводы об уровне развития: 10 баллов — очень высокий; 8-9 баллов — высокий.; 4-7 баллов — средний.; 2-3 балла — низкий.; 0-1 балл — очень низк
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 613; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.46.87 (0.013 с.) |