Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мониторинг достижения детьми промежуточных результатов освоения Программы (5 лет)

Поиск
Объект Форма (метод/методика) Периодичность Сроки Ответственный
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками Наблюдение(Успех. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов: пособие для педагогов / под ред. И.А. Бурлаковой, М.И. Степановой. – М.: Просвещение, 2011. – 127 с.)      
2 раза в год Октябрь, май воспитатель, физ.воспитатель медсестра
Любознательный, активный Методика «Чего не хватает на этих рисунках?» 1 раз в год май Психолог
Наблюдение 2 раза в год Сентябрь, май Воспитатель
Эмоционально отзывчивый Тест «Сказка» 1 раз в год   Психолог
Наблюдение 2 раза в год Сентябрь, май Воспитатель
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками Методика «Не поделили игрушку» 1 раз в год апрель Психолог
Наблюдение 2 раза в год Сентябрь, май Воспитатель
Способный управлять своим поведением и планировать действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения Тест «Сделаем вместе» 1 раз в год апрель Психолог
Наблюдение 2 раза в год Сентябрь, май Воспитатель
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту Методика для выяснения пассивного словарного запаса 1 раз в год май Психолог
Наблюдение 2 раза в год Октябрь, май Воспитатель
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе Определение «Я-концепции» у детей 5-6 лет Методика «Осознанность ребенком отношения к нему близких людей» 1 раз в год март Психолог
Наблюдение 2 раза в год Октябрь, май Воспитатель
Овладевший необходимыми умениями и навыками Тест «Уровень развития ребёнка 5 лет» 1 раз в год апрель Психолог
Наблюдение 1 раз в год май Воспитатель, педагог музыки, ИЗО и др.специалисты
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности Методика «Обведи контур» 1 раз в год апрель Психолог
Наблюдение 1 раз в год май Воспитатель

Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»

Источник: Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2001. – 640 с.

Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.

8-9баллов — время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек.

6-7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек.

4-5 баллов — время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек.

2-3 балла — время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек.

0-1 балл — время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек.

1 Оценки даются в баллах, в десятибалльной системе и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства выводов об уровне психологического развития ребёнка. Наряду с такими общими выводами ребёнок в результате его обследования по той или иной методике получает частные оценки, которые позволяют более тонко судить об уровне его развития.

Точные критерии оценок в десятибалльной системе не заданы по той причине, что априори, до получения достаточно большого опыта применения методик, их определить невозможно. В этой связи исследователю разрешается прибавлять или отнимать один-два балла (в пределах заданного диапазона оценок) за наличие или, соответственно, отсутствие усердия со стороны ребёнка в процессе его работы над психодиагностическими заданиями. Такая процедура в целом мало влияет на конечные результаты, но позволяет лучше дифференцировать детей.

 

Тест «Сказка»

Источник: Тест «Сказка»[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.child-psy.ru

Этот тест можно проводить с детьми младшего возраста, пользующимися крайне простым языком для выражения своих чувств. Благодаря простоте теста, даже неподготовленный человек сможет провести его, следуя инструкциям, приведенным ниже.

Во всех используемых в тесте сказках имеется персонаж, с которым ребенок будет стараться идентифицировать себя. В зависимости от состояния ребенок будет реагировать на описанную в сказке ситуацию нейтрально или, наоборот, эмоционально. Все сказки заканчиваются вопросом, на который ребенок должен дать ответ.

Цель теста состоит в том, чтобы наблюдать за спонтанно возникающими эмоциональными явлениями, которые в поведении ребенка обычно не проявляются, но тем не менее присутствуют в нем.

Данная методика может проводиться дома, в семейной обстановке, поскольку не требует никаких особых условий. Тем не менее не исключено, что вам придется проявить определенную изобретательность, дабы получить желаемый результат.

Несколько советов

Прежде всего, ребенок не должен испытывать страх или тревогу, он должен почувствовать, что тест – это некая игра, похожая на многие другие. Вам также следует выбрать подходящий, удобный момент для проведения теста. Было бы замечательно, если бы ребенок сам попросил вас рассказать ему сказку. Имейте выдержку и терпение, не торопите ребенка с ответами и не спешите комментировать его высказывания; не следует также поспешно переходить от одной сказки к другой. Если ребенок проявляет тревогу или излишнюю возбудимость, слушая сказку, прервите повествование и попробуйте вернуться к ней позднее или в другой раз. Точно так же следует поступить, если ребенок проявляет безразличие, рассеянность или невнимательность. По-видимому, вы выбрали не самый подходящий момент. Обращайте пристальное внимание на тон голоса ребенка, на то, насколько быстро или, напротив, медленно он реагирует, не дает ли он поспешных ответов. Наблюдайте за его поведением, телесными реакциями, мимикой и жестами. Обратите внимание, в какой мере его поведение во время проведения теста отличается от обычного, повседневного поведения; не замечаете ли вы чего-то необычного, нетипичного для вашего ребенка.

Такие реакции ребенка и особенности поведения, как просьба прервать рассказ, стремление перебить рассказчика, предложение необычных, неожиданных окончаний историй; торопливые и поспешные ответы, изменения тона голоса, признаки волнения на лице (излишнее покраснение или бледность, потливость, небольшие тики); отказ отвечать на вопрос; возникновение настойчивого желания опередить события или начать сказку с начала, — все это признаки патологической реакции на тест и не исключено — сигналы какого-то психического расстройства. Этот факт вам необходимо будет учитывать при дальнейшем проведении теста и для подтверждения или опровержения полученных результатов обратиться к другим методикам. В любом случае не стоит спешить делать выводы, лучше всего обратиться к специалистам.

Вы также должны иметь в виду следующее. Детям свойственно, слушая, пересказывая или придумывая истории и сказки, искренне выражать свои чувства, в том числе и те, которые принято считать негативными, например агрессию. Некоторые истории могут вызывать у детей страх, но это страх, связанный с удовольствием и возбуждением. Было бы ошибкой считать, что ребенок защищен от подобных эмоций. Напротив, у него время от времени возникает желание вспоминать мрачные и будоражащие воображение ситуации и истории, и это не что иное, как признак психологического здоровья. Естественно, при условии, что это не носит навязчивого характера. Именно излишества должны вызывать у вас подозрение.

С другой стороны, если ребенок постоянно выказывает нежелание слушать рассказы, содержащие элементы, вызывающие тревогу и беспокойство, это также может быть признаком психологического расстройства. Избегание сложных ситуаций в жизни — это всегда признак неуверенности и страха, и если страх не является следствием реальной угрозы, то здесь можно говорить об определенном душевном расстройстве.

Данный тест не так прост в интерпретации результатов, как может показаться на первый взгляд. Прежде чем вы обретете достаточный опыт работы с тестом и полученными результатами, не следует считать себя непогрешимыми.

Следует помнить, что достойны внимания как положительные, так и отрицательные результаты, и теми и другими вы должны пользоваться в качестве ориентира в процессе непосредственного наблюдения за развитием ребенка, а также при проведении других тестов.

Первая сказка - "Птенец"

Цель этой сказки — выявить степень зависимости ребенка от одного из родителей или от их обоих.

"В гнездышке на дереве сидели птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер. Ветка, на которой держалось гнездо, — сломалась, и гнездышко упало вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?"

Какого типа ответы можно считать нормальным: "Он тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку"; "Полетит к маме, потому что испугался"; "Полетит к папе, потому что он сильней"; "Останется на земле, потому что не умеет летать, но будет звать на помощь, и папа (мама) прилетит и заберет его".

Какого типа ответы можно считать патологическими, то есть требующими внимания: "Не умеет летать, поэтому останется на земле"; "Попытается взлететь, но у него ничего не получится"; "Погибнет во время падения"; "Умрет от голода (или от дождя, холода и т. д.)"; "О нем все забудут, и кто-нибудь на него наступит" и так далее.

Позитивные ответы свидетельствуют о том, что ребенок обладает определенной самостоятельностью, способен принимать решения. Верит в собственные силы, может опираться на себя даже в сложных ситуациях. Негативные ответы говорят об обратном. Такой ребенок характеризуется зависимостью от других людей, в первую очередь своих родителей или тех, кто занимается его воспитанием. Он не привык принимать самостоятельные решения, видит опору в окружающих его людях. В первые месяцы жизни выживание ребенка всецело зависит от тех, кто о нем заботится. Зависимость для него – единственный способ получения инстинктивного удовлетворения.

Жесткая зависимость от матери формируется, когда ребенка при малейшем крике берут на руки. Малыш быстро привыкает к этому и не успокаивается ни при каких других условиях. В дальнейшем такой ребенок скорее всего будет очень привязан к матери, и, даже став взрослым мужчиной, он инстинктивно, бессознательно, будет искать защиты и помощи у матери.

Многое зависит от того, удалось ли ребенку в соответствующий момент личностного развития реализовать свои психологические потребности — в любви, доверии, самостоятельности и признании. Если родители не отказывали ребенку в признании и доверии, то позднее ему удается выработать навыки самостоятельности и инициативы, что и приводит к развитию его чувства независимости.

Есть и другой фактор формирования независимости. В период о 2 до 3 лет у ребенка развивается моторная и интеллектуальная самостоятельность. Если родители не ограничивают активность ребенка, то у него появляется самостоятельность. Как помочь ребенку почувствовать, что он способен на что-то? Психологическая задача этого периода для родителей – отделение и индивидуализация ребенка, которая осуществляется благодаря умению родителей давать ему возможность почувствовать себя "большим". Помощь, поддержка, но не опека, должны стать нормой поведения для родителей.

Некоторые матери, обладающие тревожным и властным характером, непроизвольно привязывают к себе детей до такой степени, что создают у них искусственную или болезненную зависимость от себя и даже своего настроения. Эти матери, испытывая страх одиночества, изживают его чрезмерной заботой о ребенке. Именно такая привязанность, принимая невротический характер, порождает в ребенке инфантильность, несамостоятельность, неуверенность в своих силах и способностях. К подобным результатам может привести и излишняя строгость отца, который не столько воспитывает, сколько дрессирует ребенка, требуя от него беспрекословного подчинения и наказывая при малейшем непослушании.

Вторая сказка - "Годовщина свадьбы родителей"

Цель сказки — выяснить, как ребенок видит свое положение в семье, какова, по его мнению, его роль во взаимоотношениях мать — отец; узнать, не испытывает ли он чувство ревности к союзу своих родителей; другими словами, не считает ли он себя обделенным вниманием со стороны родителей из-за проявления ими своих чувств друг к другу. Можно задать дополнительные вопросы, приведенные после сказки.

"Отмечается годовщина свадьбы родителей. Мама и папа очень любят друг друга и хотят весело отметить праздник. Они пригласили всех друзей и своих родителей.. Во время праздника их ребёнок встаёт и уходит в сад. Что произошло, почему он ушёл?"

Типичные нормальные ответы. "Пошел за цветами для мамы"; "Пошел немного поиграть"; "Ему стало с взрослыми скучно, поэтому он решил развлекаться один"; "Ему надоело находиться на празднике"; "Ему сделали замечание по поводу того, как он ест (сидит, ведет себя и т. д.)". Другие ответы, касающиеся скуки на празднике должны рассматриваться как нормальные, поскольку встречаются довольно часто.

Ответы, на которые следует обратить внимание."Ушел, потому что разозлился"; "Хотел остаться один"; "Ему стало грустно (одиноко)"; "Никто не обращал на него внимания, и он решил уйти".

Если вы столкнулись с такими ответами, вам следует задать дополнительные, уточняющие вопросы, по- просив ребенка дать более подробное объяснение. Вполне возможно, что ребенок не захочет продолжать разговор или объяснять свои ответы, а, возможно, внесет некоторые уточнения, которые помогут вам сделать более верное заключение. Уточнения могут быть такими: "Это праздник папы и мамы, поэтому на ребенка никто не обращал внимания"; "Было слишком шумно"; "Ему не позволяли играть"; "Папа (или мама) ни разу с ним не поиграл"; "Ему не дали конфету"; "Другие дети на празднике ему не понравились (или наоборот)"; "Когда в доме праздники, он всегда уходит играть один, ему не нравятся праздники" и т. д.

Без преувеличения можно сказать, что отношения между мужем и женой имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Недостаток опеки и контроля негативно сказывается на детях. Если родители проявляют к ребенку недостаточно интереса, а забота и внимание носят формальный характер, то такая невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенной потребности в любви и привязанности. А то, что при сильной привязанности супругов друг к другу ребенок вытесняется из семейной общности и остается существом, от которого в их глазах ничего не зависит, — сегодня не редкость.

Третья сказка - "Ягнёнок"

Цель сказки — выяснить, как ребенок перенес процесс отнятия от груди. У данной сказки есть второй вариант, - который дает возможность прояснить наличие или отсутствие чувства ревности к младшему брату, которого еще кормят грудью.

Первый вариант

"Жила-Была овца со своим ягнёнком. Ягненок был большой и кушал травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Но однажды у мамы не оказалось молока, и она не смогла нокормить его. Что делать ягненку?"

Обычные ответы. "Он будет есть травку"; "Поплачет, а потом станет кушать травку"; "Пойдет к другой овце и попросит у нее молока".

Ответы, на которые следует обратить внимание. "Умрет от голода"; "Уйдет к другой овце и к своей маме не вернется"; "Не будет слушаться маму, потому что она оставила его без молока"; "Будет сильно плакать, и мама достанет где-нибудь молока и принесет ему".

Второй вариант

"Жила-была овца со своим ягнёнком. Ягненок был большой и кушал травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Однажды маме принесли другого, совсем маленького ягненка, который кушает только молоко, потому что еще не умеет есть травку. Тогда мама сказала старшему ягненку, что теперь ему придётся обойтись без молока, потому что у нее не хватает молока на обоих ягнят, и с этого дня он должен будет есть только травку. Как поступил ягненок?"

Типичные нормальные ответы того же типа, что перечислены в первом варианте сказки плюс некоторые другие: "Постарается есть меньше молока и больше травки"; "Сперва он покапризничает, но ему понравится маленький ягненок, поэтому он будет есть только травку" и т. д.

Ответы, на которые следует обратить внимание. Те же, что и в первом варианте сказки плюс некоторые другие: "Он будет есть только травку, но будет очень злиться на маленького ягненка и на маму"; "Постарается прогнать маленького ягненка"; "Притворится послушным, а потом тайком унесет маленького ягненка и снова сможет пить молоко"; "Найдет другую маму для маленького ягненка"; "Будет бить маленького ягненка" и т. д.

Младенец получает питание путем сосания груди, в то же время сами сосательные движения доставляют ему удовольствие. Таким образом, первым объектом — источником удовольствия — становится для него материнская грудь. Кормя грудью, мать закладывает основы психического здоровья своего ребенка. Э. Эриксон писал, что "в это время ребенок живет и любит через свой рот, а мать живет и любит через свою грудь, выражая голосом, мимикой, позой тела готовность сделать все необходимое для ребенка". 3. Фрейд считал, что "сосание материнской груди есть самая важная вещь в жизни ребенка". Поэтому и отлучение от груди он называл "психологической травмой первых дней". То, как ваш ребенок перенес эту психологическую травму, какой след она оставила в его душе, вы можете узнать из результатов данного теста. Мать, конечно, не сможет восполнить то, что утратил ребенок с отнятием от груди, естественным путем, то есть предложив ему свою грудь. Но компенсировать это в некоторой степени можно, проявляя заботу о ребенке, уделяя ему свое внимание и демонстрируя ему свою любовь и одобрение.

Привязанность к матери, которая первоначально проистекает из инстинкта самосохранения (в частности, необходимости утоления голода), постепенно становится независимым от этого инстинкта, дифференцируется от него. Ребенок хочет находиться рядом с мамой и скучает без нее, даже когда его голод утолен и чувствует себя абсолютно счастливым, если мать занимается исключительно его кормлением и заботой о нем. Но когда появляется младенец, старший ребенок понимает, что мать принадлежит не только ему. Несложно понять, что ребенок смотрит на своих братьев и сестер как на врагов. Он ревнует к ним мать и хотел бы, чтобы их не было. Двухлетняя девочка, отец которой с гордостью показывает ей новорожденного брата и ожидает, что она придет в восторг, просто спрашивает: «А когда он снова умрет?» Одна женщина рассказывает, что, когда она кормила своего ребенка грудью, к ней довольно близко подобрался ее трехлетний сын, вооруженный каким-то острым предметом, и она с большим трудом остановила его, чтобы он не нанес увечье малышу. Можно привести множество подобных примеров. Известно немало случаев, когда двух- и трехлетние дети, оставленные наедине с малышами, наносили им серьезные травмы.

Вот высказывание ребенка о своей младшей сестре, характер которого типичен для подобных ситуаций: «Я надеюсь, что доктор сделает Дороти укол, и ей будет очень больно. И она будет кричать и кричать. А я буду смеяться и радоваться, что ей больно. Я притворюсь, как будто это совсем меня не волнует».

Четвертая сказка - "Похороны"

Цель этой сказки — выявить отношение ребенка к членам семьи, не только к родителям, но и сиблингам (единокровным братьям и сестрам). Не испытывает ли он желания смерти кого-либо из них. Нет ли у него агрессивных, деструктивных импульсов по отношению к ним.

"По улице идёт похоронная процессия, и все люди спрашивают, кто умер. Один человек показывает на один дом и говорит: "Умер человек, который жил в этом доме". Кто же умер?"

Типичные нормальные ответы: «Неизвестный человек»; «Дедушка (бабушка) какого-то ребенка»; «Человек, который был очень болен»; «Очень важный человек»; «Старик (старушка)» и т. д.

Ответы, на которые следует обратить внимание: «Мальчик (девочка)»; «Папа одного мальчика»; «Мама одного мальчика»; «Младший (старший) брат одного мальчика» и т. д.

Если ребенок еще мал, чтобы точно понимать идею смерти, содержание сказки может быть изменено:

"Однажды родители, дедушка с бабушкой, тёти и дяди и все дети пошли на станцию, и один из них сел на поезд и уехал далеко-далеко, и он больше никогда не вернётся. Кто уехал на поезде?"

Типичные нормальные ответы не должны включать кого-то из ближайшего окружения ребенка. «Не- известно кто»; «Никто не уехал»; «Уехал незнакомый человек» и т. д. Может быть назван человек, не являющийся членом семьи, или какой-то дальний, плохо знакомый ребенку родственник.

Ответы, на которые следует обратить внимание. Те же, что и в первом варианте, либо относящиеся к какому-нибудь лицу из круга семьи, не названного в рассказе и выбранного ребенком в качестве мишени своей агрессивности.

Эта сказка может прояснить отношения ребенка к родителям и окружающим его родственникам. Известно, что страх наказания и потери любви обычно удерживает ребенка от проявления агрессии как по отношению к взрослым, так и к сиблингам (например, младшему брату или сестре). Здесь, в своих ответах, он может выразить свое реальное отношение к ним. Говоря об агрессии, в данном случае следует иметь фрустрационный характер ее происхождения. То есть ребенок не может стать агрессивным без причины. Не исключено, что причина его враждебного отношения в том, что он столкнулся с некими барьерами, которые препятствуют удовлетворению той или иной его потребности. Это приводит ребенка к состоянию фрустрации. Подвергшись воздействию фрустрации, ребенок реагирует агрессией. Таким образом обнаружив агрессивное, враждебное отношение ребенка к члену семьи, следует задуматься не столько над его поведением, сколько над причиной его возникновения. Чем родители могли способствовать появлению враждебности в характере ребенка.

Следует иметь в виду, что выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у ребенка привычку к подобным действиям.

Что же касается агрессивного отношения ко второму ребенку в семье, то здесь картина более или менее ясна. Будучи некоторое время единственным ребенком в семье, получая всю любовь, нежность и ласку, он не научился делиться и проявлять интерес к другим. С появлением еще одного ребенка возникает борьба с целью добиться любви и внимания своих родителей. Проблема старшего из детей в том, что ему жалко терять то положение, которое установилось в семье, где он какое-то время был полновластным «хозяином». Теперь же он начинает сомневаться, любят ли его по-прежнему родители, будут ли они о нем заботиться, уделять внимание так же, как и раньше. И чтобы избавиться от этих сомнений, ребенок начинает борьбу со своим братом или сестрой, стараясь превзойти его или избавиться от соперника. Поэтому многие исследователи отмечают, что первенцы более агрессивны и эгоистичны. Есть все основания считать ревность малолетних детей серьезным явлением. Она причиняет ребенку столько же страдания, сколько мы испытываем во взрослой жизни, когда в наши отношения с любимым человеком вмешивается нежелательный конкурент. Различие заключается в том, что ребенок более стеснен в своих действиях, чем взрослый, и поэтому единственным воплощением его эмоций является желание. Он желал бы, чтобы его братья и сестры куда-нибудь удалились, он желает им смерти. Для маленького ребенка, еще не разобравшегося, что такое смерть, не существует разницы между смертью человека и просто разлукой с ним. Таким образом, желание смерти братьев и сестер вполне естественно для ребенка. Чем больше он дорожит своей матерью, тем сильнее это желание.

Пятая сказка - "Страх"

Как и в предыдущем варианте, это не сказка в строгом смысле слова. В данном случае это просто вопрос, направленный на исследование детских страхов.

Один мальчик сказал себе тихо-тихо: "Как страшно!" Чего он боится?

Обычные ответы. «Вел себя плохо и теперь боится, что его накажут»; «Прогулял урок в школе, по- этому боится, что мама будет его ругать»; «Боится темноты»; «Боится собаки»; «Ничего не боится, просто пошутил» и т. д.

Ответы, которые требуют внимания. «Боится, что его украдут»; «Боится чудовища, которое хочет украсть его и съесть»; «Боится, что его оставят одного»; «Боится дьявола»; «Боится, что какой-нибудь зверь залезет в кровать»; «Боится, что придет вор и ударит его ножом»; «Боится, что умрет мама (папа)» и т. д. Столкнувшись с подобными ответами, вам следует задать дополнительные, наводящие вопросы, дабы получить от ребенка более детальное описание и объяснение его страхов.

Шестая сказка - "Слонёнок"

Цель сказки — определить, не возникает ли у ребенка проблем в связи с развитием сексуальности. Более конкретная цель: выявить его отношение к так называемому комплексу кастрации.

Согласно детскому взгляду на сексуальность, пенис есть у всех людей. Столкнувшись с анатомическим различием между полами, мальчик объясняет его кастрацией, которая осуществляется отцом в качестве наказания за сексуальную активность. В результате у него возникает страх быть кастрированным. Девочка же ощущает скорее нехватку пениса, объясняя это несправедливостью.

"У одного мальчика был слонёнок, очень приятный с хорошеньким хоботком. Однажды мальчик вошёл в комнату и увидел, что у слонёнка что-то изменилось. Что у него изменилось и почему? "

Типичные нормальные ответы. «Слоненок перекрасился в другой цвет»; «Слоненок вырос и стал большим»; «Слоненок написал в постель»; «Он ушел, потому что ему захотелось погулять»; «Он поранил ногу и ему сделали гипс» и т. д.

Ответы, на которые следует обратить внимание. «У слоненка нет хобота, потому что его отрезали»; «Слоненок вел себя плохо, поэтому у него отвалился хобот»; «Хобот ему мешает, и он не знает, что делать»; «Слоненок умер»; «Вместо слоненка оказалось другое животное» и т. д.

Рекомендуется задать уточняющие вопросы, чтобы ребенок объяснил придуманное им окончание истории, рассказал, в чем заключалось плохое поведение слоненка, за что его наказали, кто мог обидеть слоненка или самого ребенка и т. д.

Каждый ребенок в определенный период начинает играть со своими половыми органами. В этот период его стремление к познанию направлено на изучение различий между полами. Он с удовольствием демонстрирует свои половые органы другим детям и требует того же взамен. Его страсть задавать вопросы, на что часто жалуются родители, зиждется как раз на взаимосвязи проблемы различий между полами и происхождения детей, которую он так или иначе смутно чувствует. К сожалению, та высокая точка развития, которой во многих отношениях ребенок достиг к этому времени, то есть к четырем или пяти годам, кажется взрослым высшей точкой развития у него дурных привычек. В это время ребенок ведет себя так, будто не существует ничего важнее, чем следование собственным желаниям и инстинктам, в то время как родители пытаются запретить ему проявлять интерес к телу и играть с его частями. Но в раннем детстве эти дарящие удовольствие области тела несут в себе определенное значение. Полученное с их помощью чувственное удовольствие служит подготовкой и предварением будущего полового акта.

Относительно страха кастрации. Он возникает в силу того, что родителям известны только два способа пресечения предосудительного детского поведения. Они могут предупредить ребенка: если не прекратишь сосать большой палец, мы его отрежем; эта угроза с незапамятных времен повторяется в разных вариантах. Смысл всегда в этом один — напугать ребенка нанесением серьезной травмы необходимой и наиболее высоко ценимой части тела, что вынуждало его отказываться от удовольствия, которое она ему доставляла. Или родители могут прибегнуть к другому варианту и сказать: если ты будешь это делать, мы не будем любить тебя, тем самым угрожая ребенку возможностью потери родительской любви. Эффективность обеих угроз обусловлена полным бессилием и беспомощностью ребенка перед всемогущим миром взрослых и его исключительной зависимостью от родительской опеки.

Седьмая сказка - "Песочный замок"

Цель сказки — выяснить отношение ребенка к собственности и его способность к проявлению альтруистического поведения.

Рекомендуется проводить с детьми в возрасте от двух до четырех лет. Дети более старшего возраста обладают большим диапазоном поведенческих реакций и могут находить компромиссные решения.

"Один мальчик построил из песка большой красивый замок, очень просторный, где мог играть один. Он построил его сам и очень гордился этим. Мама попросила подарить ей замок, потому что он понравился. Что седлает мальчик, оставит его себе или подарит маме?"

Типичные нормальные ответы. «Немножко поиграет, а потом подарит маме»; «Прежде чем подарить замок маме, покажет его папе (любому другому человеку)»; «Поделит его с мамой»; «Отдаст маме, но иногда будет просить обратно, чтобы поиграть» и т. д.

Ответы, на которые следует обратить внимание. «Захочет оставить себе, потому что замок очень красивый»; «Никому его не отдаст»; «Поиграет, а потом разрушит его»; «Будет играть всегда один»; «Почему он должен отдавать замок маме?» и т. д. Вместо мамы в рассказе может фигурировать брат (сестра) ребенка. В этом случае ответы ребенка будут касаться его взаимоотношений с сиблингом.

Следует отметить, что представления «мое» и «не мое» развиваются постепенно, параллельно с продвижением ребенка к индивидуальному статусу. Сперва они относятся к телу ребенка, потом к родителям, затем к переходным объектам. Как только у ребенка появляется концепция «моего», он начинает яростно и ревностно отстаивать свою собственность от любых посягательств. «У меня взяли» или «у меня отняли» ребенок понимает гораздо раньше, чем противоположные понятия, то есть тот факт, что надо уважать чужую собственность.

Восьмая сказка - "Прогулка"

Цель сказки — выявить проявленность Эдипова комплекса. В какой степени ребенок привязан к родителю противоположного пола и враждебен к родителю одного с ним пола.

Эдипов комплекс достигает своей высшей точки в период от 2,5 до 5 лет. Он проявляется в сексуальном влечении мальчика к матери и в соперничестве с отцом в борьбе за мать, а в случае с девочкой в точности наоборот.

Это задание следует проводить с учетом пола ребенка. Оптимальный вариант, если сказку ребенку расскажет родитель противоположного пола, то есть с мальчиком тест проводит мама.

Вариант для мальчика. "Один мальчик пошёл гулять в лес с мамой. Они долго гуляли, и им обоим было хорошо. огда они вернулись домой, то увидели, что выражение лица у папы изменилось. Какое выражение лица было у папы и почему? "

Вариант для девочки. "Одна девочка пошла гулять в лес с отцом. Они долго гуляли, и им обоим было хорошо. Когда они вернулись домой, то увидели, что выражение лица у мамы изменилось. Какое выражение лица было у мамы и почему? "

Типичные нормальные ответы. «У него довольное лицо, потому что они вернулись домой»; «У него усталое лицо, потому что он был на работе»; «У него было сердитое лицо, потому что они долго не возвращались, и он стал беспокоиться за них»; «Он пришел с работы, а дома никого нет и ужин не готов»; «Он злой, потому что сломалась машина, и он не смог ее починить».

Ответы, на которые следует обратить внимание. «Ему плохо, потому что он заболел»; «Он заболел, потому что они ушли и оставили его одного»; «Он злой, потому что, когда они ушли гулять, они закрыли его дома»; «Он сердитый, потому что хотел пойти с ними, но мальчик и мама его с собой не взяли»; «Он плакал, потому что думал, что они больше не вернутся» и т. д.

До трех лет любовь мальчика к своей матери определяется зависимостью от нее. Но в дальнейшем его любовь приобретает романтический характер, напоминая те чувства, которые испытывает к ней отец. Четырехлетний ребенок может, например, заявить, что он обязательно женится на своей матери, когда вырастет большой. Он абсолютно уверен, что его мать — самая красивая и лучшая женщина на свете. Стремление безраздельно владеть предметом своей любви — матерью — и нежелание ни с кем его делить соседствует с чувством ревности к отцу. Ребенок воображает, что его отец тоже испытывает чувство ревности и раздражения по отношению к нему, и это порождает смешанное чувство любви, ревности и страха. Он пытается вытеснить эти мысли, и, возможно, это становится причиной страшных снов, которые часто мучают мальчиков в этом возрасте. Ребенок ненавидит отца как соперника, который закрепил за собой право обладания материю, который уводит ее из дома, обращается с ней как со своей собственностью и настаивает на общей постели с ней. Но в то же время он любит его и восхищается им, потому что всегда может рассчитывать на его помощь, верит в его могущество и больше всего на свете хочет быть похожим на него.

Возникает неразрешимая проблема, заключающаяся в том, что чувства любви и восхищения у него вызывает тот человек, которого он одновременно ненавидит и которому желает смерти.

Позитивная сторона этого феномена в том, что сильные романтические привязанности к матери помогают духовному развитию детей и способствуют развитию здорового отношения к противоположному полу. С другой стороны, благодаря усиленной идентификации с отцом усиливается мужественность характера мальчика.

Девятая сказка - "Новость"

Цель сказки – попытаться выявить у ребенка наличие тревожного состояния, невысказанного беспокойства и чувства страха, а также скрытых желаний и ожиданий, о существовании которых взрослые родители могут не догадываться.

"Один мальчик вернулся домой с прогулки и мама ему говорит: "Хорошо что ты пришёл. Мне надо сказать тебе кое-что". Что именно хочет сообщить ему мама?"

Типичные нормальные ответы. «Сегодня к нам придут гости»; «Вечером мы пойдем к бабушке»; «Папа принес тебе щенка»; «По радио объявили, что будет гроза»; «Позвонила учительница и сказала, что завтра ваш класс едет на экскурсию»; «Мама хотела, чтобы мальчик сходил в магазин за молоком» и т.д.

Ответы, на которые следует обратить внимание. «Кто-то умер»; «Мама хочет наказать мальчика, за то, что он ушел гулять без разрешения»; «Мама хочет запретить ему играть с соседом с 3-го этажа»; «Мама и папа уезжают»; «Они с папой идут в кино, а его оставляют дома»; «Папа пришел домой пьяный и ударил маму»; «



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.34.148 (0.016 с.)