Алгоритм разработки и реализации системы мониторинга. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Алгоритм разработки и реализации системы мониторинга.



 

При разработке системы мониторинга необходимо ответить на несколько вопросов, в первую очередь — что оценивать? То есть поставить цель, выбрать объект мониторинга, определив критерии, которые обеспечивают адекватность и полноту информации. Далее осуществляется поиск ответа на вопрос — как оценивать? — выбор и обоснование диагностического инструментария. Затем отвечаем на вопросы — кто оценивает? когда оценивать? где фиксировать результаты? Но самое главное, на что должны ответить разработчики системы мониторинга, это — ЗАЧЕМ оценивать? ДЛЯ ЧЕГО? Мониторинг не является самоцелью: мониторинговые процедуры нужны для оптимального построения образовательной работы с дошкольниками. По результатам оценки уровня развития дошкольников педагог планирует воспитательно-образовательную работу с детьми и родителями.

Исходя из этого, алгоритм разработки и реализации системы мониторинга можно представить следующим образом:

1. Определение и формулировка целей и задач мониторинга в соответствии с ФГОС ДО, примерной общеобразовательной программой, приоритетным направлением деятельности образовательного учреждения.

2. Отбор критериев планируемых результатов освоения общеобразовательной программы (портрет выпускника — интегративные качества).

3. Определение объекта и форм мониторинга. По поводу объекта мониторинга в «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы до-школьного образования» даются разъяснения: раздел 3.6. «В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др.»

4. Подбор диагностического инструментария. Важно определить наиболее эффективные, менее затратные по времени и объективные по содержанию формы мониторинга, в зависимости от конкретной ситуации в образовательном учреждении. «Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных».

5. Определение периодичности и ответственных исполнителей. «Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса».

6. Проведение диагностических исследований, в соответствии с этическими нормами и правилами диагностической работы.

7. Количественный и качественный анализ данных с последующей рефлексией полученных результатов, сравнение с индикативными показателями, формулировка выводов. Сопоставление полученных данных с запланированными показателями дает возможность увидеть, насколько эффективна педагогическая деятельность, поможет наметить план по устранению выявленных недостатков. Обработка данных служит дальнейшему хранению и использованию информации в виде таблиц, диаграмм, графиков и т.д.

8. Разработка методических рекомендаций для воспитателей и родителей.

9. Корректировка планов воспитательно-образовательной работы с детьми.

10. Повторная диагностика с целью выявления динамики психического развития воспитанников и оценки эффективности педагогической деятельности.

Формы мониторинга

 

В ФГОС ДО прописаны основные формы мониторинга: критериально-ориентированные методики нетестового типа (наблюдения за ребенком, беседы, экспертные оценки) и критериально-ориентированное тестирование, скрининг-тесты и др.

Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тесты, пробы, аппаратурные методы и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Метод наблюдения, по мнению специалистов, является одним на самых распространенных видов диагностики особенностей поведения и психического развития детей. Он позволяет описать реальную жизнь ребенка, дает много живых интересных фактов и позволяет исследовать ребенка в естественных условиях его жизни. Однако использование этого, иногда единственно возможного при взаимодействии с детьми (особенно раннего возраста) метода требует определенных знаний и навыков.

Правила наблюдения

1. Прежде всего необходимо определить, ЧТО именно будет предметом наблюдения (освоение навыков самообслуживания, выполнение режимных моментов, особенности взаимодействия с детьми или со взрослыми и т.д.).

2. Составить реалистичную схему наблюдений.

3. Наблюдать в различных обстоятельствах.

4. Записывать сразу результаты наблюдений.

5. Отмечать дату и время наблюдения.

6. Записи должны быть краткими, точными, конкретными и объективными.

7. Соблюдать конфиденциальность.

Критерии объективности

1. Отразило ли наблюдение основное действие.

2. Передает ли оно содержание того, что было сказано.

3. Дает ли описание представление о главных действующих лицах.

4. Содержит ли описание сведения о времени, месте действия.

5. Содержит ли конкретные реакции всех участников.

6. Соблюдена ли последовательность событий.

Правила проведения обратной связи

1. Придерживайтесь своих наблюдений — не обобщайте.

2. Представляйте свои наблюдения как описание — старайтесь не обвинять.

3. Будьте предусмотрительны: ваше мнение лишь одно из многих.

4. Сосредоточьтесь на том, что, а не почему происходит.

Обратная связь будет полезной для родителей, если:

1) родители смогут понять информацию;

2) родители смогут принять информацию;

3) родители смогут что-то сделать на базе информации.

Мониторинг организации работы по охране жизни и укреплению здоровья детей в дошкольном учреждении

 

Определение качества реализации образовательного процесса по физическому развитию в МДОУ предполагает учет всех основных его компонентов, особенно медико-социальных условий пребывания воспитанников в учреждении, состояния физкультурно-оздоровительной работы. На постоянном контроле руководителя МДОУ находиться вопросы соблюдения «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», организации питания воспитанников (наличие согласованного с учреждением Роспотребнадзора меню, сбалансированность, диетическое и дополнительное питание, выполнение натуральных норм, витаминизация); организации медицинского обслуживания (соблюдение инструкции по охране жизни и укреплению здоровья детей, сбалансированность в режиме учебных, коррекционных, дополнительных занятий, игровой деятельности, соблюдение требований к максимально допустимому объему недельной образовательной нагрузки); организации физкультурно-оздоровительной работы (система мероприятий, мониторинг физического развития и состояния здоровья воспитанников, соответствующая документация). Основанием для проведения анализа работы по охране жизни и здоровья детей являются отчетная медицинская документация, акты приема МДОУ к новому учебному году, акты обследования физкультурных снарядов и некоторые другие документы.

В дошкольном детстве закладываются и формируются основы физического, психического здоровья ребенка. В ФГОС ДО предусматривается комплексный подход в реализации задачи укрепления физического и психического здоровья детей.

Критерии эффективного функционирования здоровьесберегающей системы в условиях дошкольного учреждения и ее соответствия целевому назначению выражаются в уровне психофизического развития детей, темпах изменения физических качеств, функциональном состоянии организма, приобретении устойчивых культурно-гигиенических навыков и привычек здорового образа жизни и на этом фоне — значительное снижение заболеваемости.

Одним из объектов системы мониторинга является физическое развитие дошкольников. Анализ теории и педагогической практики дает основания утверждать, что здоровье и физическое развитие ребенка должны стать точкой приложения усилий по медико-психолого-педагогическому сопровождению ребенка, в том числе и в условиях дошкольного учреждения, не только медиков, но и педагогов и психологов. Повышение качества деятельности МДОУ по здоровьесбережению требует принятия управленческих решений на различных уровнях системы дошкольного образования, их непременным условием обоснованности выступает достоверная информация: об уровне здоровья детей, сформированности физических качеств и т.п. Основная задача руководителей в организации здоровьесберегающей системы в дошкольном учреждении — обеспечение ее управляемости, которая должна строиться на основе системного подхода, комплексно решающего как социальные, медицинские, так и психолого-педагогические проблемы детей дошкольного возраста. Цель психолого-педагогического мониторинга работы по охране жизни и укреплению здоровья детей: своевременная коррекция оздоровительной и образовательной деятельности, условий среды дошкольного учреждения для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на физическое развитие детей.

Анализ заболеваемости дошкольников является традици­онным для работников детских садов. Как показывает практи­ка, анализ этот зачастую проводится неправильно, потому и не принимаются соответствующие решения, позволяющие реаль­но влиять на уровень заболеваемости детей в учреждении. Обще­известно, что заболеваемость детей имеет различные причины и далеко не всегда эти причины связаны с деятельностью детского сада, вместе с тем не следует пренебрегать и немалыми возмож­ностями детского сада в профилактике заболеваемости и охране здоровья дошкольников. Изучение уровня заболеваемости проводится по двум показателям: «число случаев заболеваемости на 1000 детей» и «количество дней, пропущенных по болезни одним ребенком в среднем». Известно, что уровень заболеваемости де­тей нормированию не подлежит, однако есть средние значения показателей заболеваемости, на которые следует ориентировать­ся: во-первых, для сравнения средними значениями являются показатели заболеваемости детей за прошлые годы в том же са­мом учреждении, во-вторых, значения средних показателей за­болеваемости по району, городу, области за анализируемый пе­риод.

Затем оценивается уровень заболеваемости по группам заболе­ваний: детские инфекционные, желудочно-кишечные и т.д. Де­лаются выводы, по каким группам заболеваний произошел рост, а по каким — снижение значений показателей. Важно для после­дующей коррекционной работы с детьми учитывать также коли­чество воспитанников, имеющих отклонения в развитии опорно­двигательного аппарата, связанные с нарушением осанки, сколи­оз, понижение остроты зрения (в сравнении с прошлыми времен­ными периодами) и т.п.


Портрет выпускника

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 2036; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.219.167.163 (0.013 с.)