Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные признаки олигополии. Концентрация рынка и её показатели.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Олигополия – тип рыночной структуры, характеризующейся настолько малым числом крупных фирм, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Например, в большинстве стран почти все отрасли тяжёлой промышленности (металлургия, автомобилестроение, машиностроение, судостроение, самолётостроение, электроника, нефтехимия и др.) имеют именно олигополистическую структуру. Основные признаки олигополии: 1. В отрасли находятся несколько крупных фирм, которые обеспечивают подавляющую долю отраслевого объёма выпуска продукции. На практике при подсчёте числа фирм на рынке некоего магического числа, разграничивающего понятия «несколько» и «много», не существует. 2. Фирмы выпускают однородную или разнородную продукцию. В теории удобнее рассматривать однородную продукцию, однако нельзя точно определить однородность продукта, поскольку он может быть дифференцирован по какому-нибудь другому его признаку. 3. Действия продавцов можно назвать стратегическим. Зависимость поведения каждой фирмы от реакции конкурентов называется олигополистической взаимосвязью. В моделях, которые рассматривались до сих пор, производители не признавали взаимозависимости. При монополии нет других фирм, действия которых следовало бы учитывать, а при совершенной конкуренции каждая фирма знает, что она контролирует слишком малую часть рынка, чтобы её действия оказывали заметное влияние на других производителей. Аналогичным образом, каждая фирма на рынке монополистической конкуренции считает поведение других производителей независимым. 4. Фирмы могут влиять на цену. Контроль над ценой может доходит до значительного при тайном сговоре. 5. Присутствуетмножество покупателей,ни один из которых не является достаточно крупным, чтобы оказывать какое-либо влияние на цену. 6. Возможны существенные препятствия на входе в отрасль и выходе. 7. Доступ к информации ограничен.
Олигополия возникает благодаря слияниям и различным барьерам для вступления в отрасль. Барьеры похожи на барьеры при монополии. Однако размер этих барьеров различен в разных отраслях. В одних случаях преодолеть их относительно несложно, в других – практически невозможно. В результате рынок всё больше отдаляется от конкуренции, приобретает функцию рыночной власти и тем самым – господства на рынке. Степень преобладания на рынке одной или нескольких больших фирм называется концентрацией рынка. Для изучения концентрации рынка используют ряд показателей. 1. Коэффициент концентрации – процентное отношение продаж нескольких крупнейших фирм к общему отраслевому объёму продаж (обычно используют для четырёх или восьми фирм). Он не учитывает разницы между отраслями, в которых одна фирма доминирует на рынке и теми в которых несколько (например, четыре) крупных фирм делят её более менее поровну. Рынок, на котором одна фирма контролирует 77%, а остальные 23 – по 1%, будет иметь такой же коэффициент концентрации четырёх фирм, как и рынок, где пять фирм контролируют по 20% каждая. Этот недостаток можно преодолеть с помощью индекса Герфиндаля. 2. Индекс Херфиндаля – индекс рыночной концентрации, вычисляется как сумма квадратов долей рынка (выраженных в процентах) всех фирм, продающих продукцию на этом рынке.
H = р12 + р22 +…+ рn2, (6.1)
где рi – доля рынка i-той фирмы в %; n – количество конкурирующих фирм.
С увеличением концентрации рынка, Н увеличивается, достигая максимальной величины для монополии = 10000. А для 100 равноправных фирм, например, Н = 100. В отрасли с 10 равноправными фирмами Н составляет 1000; а если рынок делят всего 5 равноправных фирм, то Н = 2000. Чем больше Н, тем рынок менее конкурентный. В отличие от показателя «степени концентрации», индекс Герфиндаля может определить разницу между уровнями концентрации на рынках с равным числом фирм. Например, рынок с 8 равноправными фирмами имеет такой же показатель степени концентрации 8 фирм, как и рынок, где одна фирма контролирует 30%, а другие – по 10% каждая. Но индекс Херфиндаля для последнего рынка составит:
302 + 102 · 7 = 900 + 700 = 1600, в то время как для первого: 12,52 · 8 = 156,25 · 8 = 1250.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 830; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.206 (0.01 с.) |