Модель, основанная на тайном сговоре: картель 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель, основанная на тайном сговоре: картель



Если фирмы-олигополисты видят возможности (одинаковые или очень похожие условия спроса и издержек) совместного увеличения своих доходов путём повышения цен и ограничения объёмов выпуска и заключают соглашение о дележе рынка с этой целью, то они образуют картель. Образуются, главным образом, тайно, так как запрещены законодательно. Тайный сговор означает, что конкуренции на период сговора между олигополистическими фирмами не существует. Таким образом, олигополия превращается в чистую монополию с соответствующими последней условиями максимизации прибыли и последствиями: уменьшение объёма выпуска, повышение цены, увеличение прибыли.

Но у картеля есть внутренние проблемы, затрудняющие их образование и делающие их нестабильными:

1. Различия в спросе и издержках будут означать, что будут отличаться и цены, максимизирующие прибыль для каждой фирмы. Очевидно, что не будет одной цены, которая является приемлемой для всех. Поэтому тайное соглашение о ценах зависит от способности достичь компромиссов и уступок, добиться взаимопонимания. Таким образом, чем больше различаются издержки фирм, тем менее вероятно их сотрудничество; чем больше колебания спроса, тем труднее заключить соглашение.

2. Дифференциация товаров может как увеличивать, так и снижать вероятность сотрудничества. Например, с этой проблемой столкнулась ОПЕК, когда её члены попытались установить цену на нефть. Но в реальной жизни не существует единого товара под названием «нефть», зато имеется множество различных видов нефти, а некоторые производители расположены значительно ближе к потребителям, чем другие. Поэтому члены ОПЕК имеют определённые преимущества, выраженные в ценах.

3. Когда цены обсуждаются с каждым потребителем отдельно, то вероятность успешного тайного сговора становится меньше. Например, при двусторонней олигополии.

4. При больших по сравнению с общими размерами рынка заказах вероятность успешного тайного сговора снижается. Фирма, нарушив соглашение, чтобы получить крупный заказ, может заработать такую сумму, что угроза последующего наказания не будет оказывать на неё упреждающего воздействия. Некоторые правительства используют этот факт, чтобы поощрять более конкурентное ценообразование.

5. Чем больше фирм, тем труднее достичь тайного соглашения о ценах.

6. Поскольку картель устанавливает цену выше долгосрочных средних издержек АС, постольку он действует как магнит для предпринимателей. Следовательно, успешный тайный сговор требует того, чтобы олигополисты были в состоянии блокировать вступление новых производителей.

7. В случае спада кривые спроса и предельного дохода олигополистов сдвигаются влево, каждая фирма отодвигается на более высокую точку на своей кривой АТС (АС). В таких условиях фирмы, чтобы избежать серьёзных сокращений прибыли, снижают цены в надежде приобрести продажи за счёт конкурентов.

8. Чем сложнее тайное соглашение, тем меньше вероятность того, что оно будет успешным.

9. Установление квот на выпуск продукции приводит к тому, что у каждого члена картеля есть стимул обмануть своих коллег, если он уверен, что все играют честно или что все жульничают.

10. Чем больше времени затрачивается на обнаружение нарушителя соглашения, тем больше соблазн вести нечестную игру.

11. Чем меньше вероятность выявления нарушителя соглашения, тем больше у фирм стимулов вести нечестную игру.

12. Правовые препятствия: антимонопольное законодательство. Именно в силу этой причины получило развитие такое менее явное средство регулирования цен, как лидерство в ценах.

Олигополия и эффективность

Так как существует множество моделей олигополии, то ответить на вопрос об общественной эффективности олигополии как рыночной структуры довольно трудно.

Если основываться на традиционной точке зрения, то можно отметить следующее: поскольку олигополия близка к монополии, то она ведёт к тем же самым экономическим последствиям, самыми важными из которых являются:

1) неэффективное распределение ресурсов, то есть Р > МС;

2) неэффективное использование ресурсов, то есть Р > АТСmin.

3) неэффективное распределение продукции, то есть Р > МС.

Можно даже утверждать, что олигополия является фактически менее желательной, чем чистая монополия, по той простой причине, что чистая монополия подвергается в большинстве случаев государственному регулированию, с целью уменьшения злоупотребления рыночной властью. А тайное соглашение между олигополистами может дать результат, к которому приводит чистая монополия, хотя при этом сохраняется внешняя видимость конкуренции нескольких независимых фирм.

Традиционная точка зрения оспаривается точкой зрения, в соответствии с которой крупные олигополистические фирмы с рыночной властью необходимы для достижения быстрых темпов НТП. Утверждается, что:

1) НИОКР по разработке новых продуктов и технологий являются очень дорогими, поэтому только крупные фирмы способны их финансировать;

2) существование входных барьеров даёт некоторую уверенность олигополисту в том, что он будет устойчиво получать прибыль, часть которой можно направить на НИОКР.

Если эта точка зрения верна, то она предполагает, что с течением времени олигополистические отрасли будут способствовать быстрому улучшению продукта, более низким издержкам производства на единицу продукции, более низким ценам и, может быть, большему объёму производства и большей занятости, чем были бы в той же самой отрасли, если бы она была организована на конкурентных началах. И существуют примеры, которые говорят о том, что многие промышленные отрасли, например, производство телевизоров и другой электронной продукции, бытовых электроприборов, автомобильных покрышек, отличались улучшенным качеством продукции, снижающимися ценами и увеличивающимися уровнями выпуска и занятости.

У сторонников традиционной точки зрения имеются контраргументы. Они считают, что олигополисты имеют сильный стимул к тому, чтобы сдерживать НТП: зачем торопиться и внедрять новый продукт, когда успех этого продукта приведёт к моральному износу всего оборудования, предназначенного для производства существующего продукта. Во многих олигополистических отраслях (например, стальная и алюминиевая промышленности), заинтересованность в НИОКР остаётся довольно умеренной.

С другой стороны, в некоторых отраслях отсутствие кооперации, соперничество и независимость поведения фирм могут быть столь велики, что цены и объёмы производства приближаются к уровням, характерным для совершенной конкуренции, и, соответственно, экономическая прибыль приближается к нулю. К тому же, суть олигополии в сплаве координации и конкуренции. А конкуренция заставляет отдельных участников олигополии явно или скрыто нарушать соглашения, практиковать тайные скидки, позволяющие увеличить объём продаж. В результате монопольный уровень прибыли не достигается.

Но главным оправданием существования олигополии является то, что она, по-видимому, наилучшим образом приспособлена для тех видов деятельности, где существует гигантская экономия на масштабах производства.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.005 с.)