Производство общественных благ. Эффективный объем производства общественных благ. Роль государства в обеспечении предложения общественных благ. Понятие общественного выбора.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Производство общественных благ. Эффективный объем производства общественных благ. Роль государства в обеспечении предложения общественных благ. Понятие общественного выбора.



 

Производство общественных благ основано на значитель­ных внешних эффектах, поэтому кривая предложения образу­ется как результат суммирования предельных частных затрат производителя и возникающих внешних эффектов.

Объем выпуска общественного блага эффективен, если пре­дельная общественная выгода равна предельным издержкам. В рассматриваемом примере 2 ед. общественного блага являют­ся эффективным объемом производства. Если производить 1 ед. общественного блага, то предельные издержки будут по-преж­нему составлять 4 ден. ед., но предельная выгода вырастет до 5 ден. ед., что означает превышение над предельными издерж­ками. Следовательно, общественное благо будет недопроизводиться. Если производить 3 ед. общественного блага, то предель­ная выгода окажется меньше предельных издержек, опустив­шись до 2 ден. ед. Следовательно, будет производиться слиш­ком большое количество общественного блага.

Проблема «безбилетников» — это затрудненность осуще­ствления взаимовыгодных коллективных действий из-за воз­можности получения экономическими агентами выгоды без участия в общих издержках.

Одним из первых данную проблему проанализировал М. Олсон в работе «Логика коллективных действий». Его вывод о по­ведении коллективных субъектов сводится к следующему: ма­лые группы более эффективно обеспечивают своих членов об­щественным благом, чем большие. Следовательно, зависимость склонности к выявлению истинных предпочтений потребите­лей от их общего числа противоположна для частных и общест­венных благ. Если число потребителей относительно невелико, то каждый из них способен повлиять на цену частного блага, в результате возможно сознательное искажение индивидуаль­ных предпочтений ради собственной выгоды. У одного и того же малого числа потребителей вероятность выявления истин­ных предпочтений выше в случае потребления общественного блага, а не частного.

Однако данный вывод правомерен для тех общественных благ, которые обладают характеристиками конкурентности при потреблении и к которым нет исключительного доступа, это относится к ресурсам неограниченного доступа. В предоставле­нии чистого общественного блага существует прямая зависи­мость между размером группы, заинтересованной в приобрете­нии блага, и вероятностью того, что благо действительно будет предоставлено.

Предположим, два потребителя имеют одинаковые бюдже­ты — 60 ден. ед. и одинаковые цены спроса на общественное благо — 4 ден. ед. Затраты на дополнительную единицу блага равны 6 ден. ед. В случае, когда оба согласны нести расходы, их издержки распределяются пополам.

Суть проблемы «безбилетников» сохраняется при выполнении условия производства Парето-эффективного объема общественного блага, т.е. при равенстве предельных издержек предельным выгодам.

Парето-эффективная аллокация ресурсов зависит от способа определения необходимого объема производ­ства общественного блага, системы налогообложения, функций полезности индивидов и других причин, которые регулируются не только в рамках рыночного механизма. Рассмотренные под­ходы к проблеме «безбилетников» доказывают, что решить ее полностью нельзя, поэтому требуется вмешательство государст­ва. Оптимальная аллокация ресурсов и повышение благососто­яния потребителей с учетом необходимости производства обще­ственных благ и влияния внешних эффектов искажается ры­ночным механизмом. Государство берет на себя расходы, свя­занные с производством общественных благ. В одних случаях оно самостоятельно производит общественные блага, в дру­гих — финансирует их выпуск частными структурами. Но в обоих вариантах решение вопроса об оптимальном объеме производства общественных благ основывается на коллективных действиях. Практически каждый индивид ассоциирует себя с какой-либо социальной стратой и принадлежит к той или иной более узкой социальной группе. Угроза потери или стремление к обеспечению социального статуса нередко служат достаточ­ным стимулом для участия индивида в коллективных действи­ях. Именно коллективными стимулами определяются размеры производства тех или иных общественных благ.

Асс.Авдеенко Н.М.

Теория общественного выбора



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.212.120.195 (0.006 с.)