Антимонопольное законодательство



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антимонопольное законодательство



В предыдущих темах мы отметили, что монополия приводит к недостаточности рынка. В этом случае есть два способа контроля, заменяющие рынок или дополняющие его:

1) регулирование структуры рынказаключается в изменении структуры отрасли с целью сделать её более конкурентной;

2) регулирование поведения фирмы – заключается в ограничение действий фирмы, направленное на повышение конкурентоспособности рынка. Речь идёт о прямом регулировании цен.

 

Регулирование структуры рынкаосуществляется при помощи антимонопольного законодательства (А3) – это набор законов и норм, предназначенных для сдерживания или предотвращения развития монополии. Старейшим из антимонопольных законов считается Закон Шермана, принятый в 1890 г. в США.

Исторически сложились две системы АЗ: американская и западноевропейская. Критерием их различий выступает отношение к монополии.

Американские АЗ являются более строгими и имеют более широкий спектр применения, чем АЗ большинства других стран. Некоторые даже считают, что эти законы мешают американской экономике эффективно конкурировать на международных рынках.

Западноевропейское АЗ – запрещает не саму монополию, а злоупотребления монопольной властью. Правительство учитывает плюсы и минусы больших компаний при осуществлении антимонопольной политики, препятствуя проявлению антиконкурентного поведения, но не сдерживает эффективное крупномасштабное производство.

А3 большинства стран запрещает:

  1. Договариваться о ценах.
  2. Параллельное поведение – фирма А последовательно копирует решения фирмы В о ценах на продукцию.
  3. Ценовой демпинг (временное снижение цен).
  4. Дискриминацию цен в форме разорительной конкуренции.
  5. Слияние фирм: горизонтальное и вертикальное, если такие действия уменьшили конкурентную борьбу.
  6. Разделение рынков сбыта.
  7. Соглашения по ограничению выпуска продукции.
  8. Лишение конкурентов возможности действовать на данном рынке, блокирование закупок, поставок.
  9. Бойкот – полное или частичное прекращение деловых отношений с аутсайдерами-поставщиками или потребителем продукции в целях навязывания своих условий её реализации.
  10. Искаженную информацию о качестве продукции.
  11. Ложную рекламу.
  12. Шантаж поставщиков и др.

 

В Республике Беларусь также есть АЗ: «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» от 10.12.92 г. (ред. 02.12.02 г.) и «О естественных монополиях» от 16.12.02 г. (ред. 20.07.06 г.). Основным критерием определения доминирующего положения является доля хозяйствующего субъекта на рынке определённого товара, превышающая предельную величину, устанавливаемую Министерством предпринимательства и инвестиций. Для хозяйствующих субъектов – производителей продукции и услуг (кроме продукции производственно-технического назначения) она составляет: для одного – 30%, двух – 54%, трёх – 72%, четырёх – 95%; для хозяйствующих субъектов – производителей продукции производственно-технического назначения, соответственно – 45, 67, 86 и 100%. Исходя из этих критериев, в стране почти все рынки являются монополизированными.

В реальной экономической жизни антимонопольная политика правительства определяется не только А3. В силу того, что законодательные положения и нормы сформулированы достаточно широко (это важно, поскольку предсказать заранее, что именно окажется помехой конкуренции, трудно), то их конечным толкованием занимается судебная власть.

Долгие годы активное и строгое исполнение АЗ имело широкую поддержку среди представителей практически всех направлений экономической мысли. В последние годы эти взгляды претерпели существенную трансформацию.

1. На первый план при анализе стало выдвигаться внимание к благосостоянию потребителей и эффективности рыночного процесса. Вследствие этого, целый ряд ограничений на практику слияний (кроме крупных горизонтальных) был отменён. Так же претерпела изменение и государственная политика в области дискриминации цен.

2. Сторонники теории общественного выбора считают, что АЗ не всегда отвечает общенациональным и общенародным интересам, а защищают интересы узкого круга предпринимателей, государственных чиновников, парламентского лобби и прочих немногочисленных и влиятельных групп.

3. Экономисты современной австрийской школы видят в буквальном исполнении АЗ упадок и разрушение предпринимательского процесса и свободного рынка. Они утверждают, что АЗ по своей природе не даёт сторонам, свободно вступающим в рыночные отношения, принимать или не принимать взаимовыгодные соглашения, которые являются основным механизмом координации и настройки в рыночной экономике.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.212.120.195 (0.007 с.)