Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концентрация и монополизация СМИ.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Времена, когда каждая газета была финансово самостоятельной, давно миновали. За последние полвека в мире сформировалось несколько десятков настоящих медиа-империй. В1982 году половину мирового рынка СМИ контролировали 50 крупных корпораций. В 1987 году их число сократилось до 29, в 1993 - до 20. Сейчас этих корпораций 17, а их обороты достигают поистине астрономических цифр. Лихорадка слияний началась в конце 80-х. Сейчас этот процесс пошел на спад. Скорее всего, потому, что сливаться уже просто нечему. Рынок поделен. Самым богатым медиа-магнатом считается американец австралийского происхождения Руперт Мердок, контролирующий около 16% всего мирового рынка прессы; общий капитал его медиа-империи оценивается в 40 млрд. долларов. То, что не успел купить австралиец, поделено между немцем Шпрингером, французом Эрасаном, англичанином Максвеллом и итальянцем Берлускони.
Концентрация – это процесс объединения, интеграции собственности на рынке средств массовой информации. Этот процесс наблюдается во всем мире и в нашей стране. Как экономическое явление, концентрация СМИ имеет объективную причину - это изменения в материально-технической базе СМИ, характерные для массовых коммуникаций всех развитых стран (прежде всего, создание и внедрение новых средств телекоммуникаций), которые, в свою очередь, объективно приводят: к централизации капиталов, оборачивающихся в сфере массовых коммуникаций; к выходу конкуренции между СМИ на качественно новый уровень; к формированию мощных информационно-финансовых групп со своими корпоративными интересами. Концентрация СМИ происходит в разнообразных формах. Имеет место, так называемое, `перекрестное владение` (между телевизионным и радиовещанием, между телерадиовещанием и периодическими печатными изданиями), `вертикальная интеграция` (т.е. вложение капитала в организации, связанные с основным бизнесом) в сфере СМИ, а также проникновение иностранного капитала. Если проанализировать всю мировую практику, то можно выявить ряд общих экономические подходы по урегулированию процессов концентрации СМИ: Монополизация – это процесс, когда компания занимает доминирующее положение на рынке. По нашему антимонопольному законодательству доминирующим положением на рынке считается сектор размером в 65% всего рынка. Как правило, одной компании сложно добиться монопольного положения на рынке. И для того, чтобы контролировать рынок и ставить ему свои условия СМИ концентрируются, интегрируются и делают всякие подобные мерзости. Процесс простой – если государство не лимитирует и не регулирует компании, то они монополизируют экономические секторы. Если нет никаких правил регуляции в области средств массовой информации, тогда монополизация будет со стороны больших мультимедийных компаний. Короче выход тут один – надо просто нормальное антимонопольное законодательство и пару статей в закон «о СМИ». Вопрос следующий – а чем же плохи эти самые концентрации и монополизации? С одной стороны, понятно, что, объединившись, СМИ получают больше возможностей для выживания и противостояния каким либо рыночным или нерыночным хреновинам. Но с другой стороны, и этот ответ на вопрос – плюрализму мнений конец, а это не есть хорошо для гражданского общества.
2. Основные формы организации информационных предприятий (издательские дома, концерны, холдинги, группы
«Издательский дом» - издательско-производственный комплекс как форма объединения нескольких структур - газеты, журнала, издательства с типографией, возможно - книжного издательства. ИД «Коммерсант» - это ежедневная газета, два информационно-аналитических еженедельника и один специализированный автомобильный журнал. Причем в структуре ЗАО «Коммерсант. Издательский дом» вряд ли присутствует типография. Права собственности на все продукты, производимые под маркой ИД «Коммерсант» принадлежат вышеназванному ЗАО. Концерн - газета или журнал - лишь один из элементов такого концерна, их существование поддерживается и обеспечивается за счет общей прибыли, которую получают его владельцы. Концерн – это форма монополистического объединения, характеризующаяся единством собственности и контроля, наличием технологических и производственных связей между предприятиями-участниками, и не очень высокой степенью диверсификации. Особенности концернов: · входящие в концерн компании номинально остаются самостоятельными юридическими лицами в форме акционерных или иных хозяйственных обществ или товариществ, а фактически подчинены единому хозяйственному руководителю; · головная компания концерна, как правило, организуется в виде холдинговой компании (преимущественно как смешанный холдинг) или на основе взаимодействия преобладающего и зависимых (ассоциированных) обществ;
Трест — объединение, в котором входящие в него предприятия сливаются в единый производственный комплекс и теряют свою юридическую, производственную и коммерческую самостоятельность, а руководство их деятельностью осуществляется из единого центра. Общая прибыль треста распределяется в соответствии с долевым участием отдельных предприятий. Особенностями трестов являются: · это самая жесткая из всех рассмотренных форм интеграции компаний; · при этой форме интеграции объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий, а не какая-либо сторона, как в картеле или синдикате; · трест отличается от других видов объединений сравнительной производственной однородностью деятельности, что проявляется в специализации на одном или нескольких аналогичных видах продукции; · в рамках треста объединяемые компании теряют свою юридическую, хозяйственную, производственную и коммерческую самостоятельность; · все объединяемые в трест предприятия подчиняются одной головной компании, осуществляющей единое оперативное руководство как всем производственным комплексом, так и связанными с ним обслуживающими и торговыми предприятиями. Холдинг – слово это в переводе на русский язык означает «владеющий». Холдинг – это такая компания (одна), которая использует свой капитал для приобретения контрольных пакетов акций других компаний с целью установления контроля над ними. Как правило, холдинговая компания является «родительской» компанией, а ее приобретения «дочерними». Компания называется дочерней по отношению к другой, если та, другая, владеет более чем половиной номинальной стоимости ее акционерного капитала или держит в ней определенное количество акций и контролирует состав совета ее директоров. В качестве примера можно приводить холдинг «Медиа-мост». Группа – речь идет о группе компаний. Если все внимательно прочитали, что такое холдинг, то, думается, уразумели, что такое «дочка». Так вот если какая-то компания имеет «дочки», а те в свою очередь тоже имеют «дочки», то они образуют одну группу. Причем чисто юридически (в тех странах где подобные объединения имеют право называться организационно-правовой формой), они близки как ближайшие родственники и обязаны, например в Великобритании, предоставлять даже единый годовой отчет.
5. ТИПОЛОГИЯ СМИ. КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ОСНОВАНИЯ, МЕТОДЫ ТИПОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. ОСНОВНЫЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ.
В последнее время внимание к типологии как научному методу заметно возросло. В первую очередь, это связано с возможностью применения типологических раскладок в маркетинговых исследованиях. Типообразующие факторы: главным типообразующими факторами являются - аудиторная направленность, стремление собрать вокруг издания или программы аудиторию с четко определенным набором черт (социально-демографических, социально-мировоззренческих, особенностей потребностей, запросов, интересов, предпочтений и т.д.). От того, каким аудиторным признакам будет уделяться данным СМИ наибольшее внимание, зависит: 1) проблемно-тематическая направленность, обращение к определенным пластам информации; при этом СМИ может быть по этому признаку универсальным, политематическим и монотематическим. А от того, в каком свете будут освещаться проблемы и темы, зависит 2) социальная позиция СМИ, его политическая, экономическая и др. направленность в соответствии с представлением редакции о перспективах развития страны, ее месте и роли в мировом сообществе, линии поведения во внутренних и международных отношениях; при этом очень важно, какая позиция будет реализоваться в условиях плюрализма. 3) линия поведения относительно других СМИ, представляющих другие социальные позиции, отстаивающие интересы других социальных слоев. Есть и другие типообразующие факторы (масштаб информации, регион распространения, стилевые формы, в т.ч. способы взаимодействия со своей аудиторией и др.), но они представляют как бы “второй пласт” типообразующих свойств.
Типология СМИ. 1. По типу коммуникационного средства: - Печатные (аналоговые СМИ). - Аудиовизуальные (электронные СМИ): · Телевидение; · Радио. - Интернет.
2. По форме периодического распространения массовой информации: - периодическое печатное издание (газета, журнал, альманах, бюллетень и пр.), - радиопрограмма, - телепрограмма, - видеопрограмма, - кинохроникальная программа и пр.
3. По типу собственника: - частное СМИ; - государственное; - смешанное.
4. По языку СМИ: - на одном языке, - на нескольких языках.
5. По территории распространения продукции: - региональное: · республиканское · областное · районное. -межрегиональное (два и более регионов), - национальное (территория какой-либо страны), - международное (несколько стран, например, журнал «Космо»).
6. По целевому назначению: - публицистические; - литературные; - культурно-просветительские - развлекательные; - учебно-образовательные; - методические (журнал «Литература в школе»); - научные - рекламные - информационные - спортивные - эротические - деловые, финасовые - общественно-политические и пр.
7. По характеру аудитории: - для этнических общностей (наций, народностей): - для территориальных общностей (краевые, областные, районные СМИ); - для профессиональных групп (военные, сельскохозяйственные и т.д.) - для социальных групп (среднего класса, интеллигенции и т.д.); - для возрастных групп (детей, подростков, молодежи, пожилых и т.д.); - для женщин и мужчин; - для малых групп (семья, клуб и т.д.) - для групп верующих (православных, католиков и т.д.). - для инвалидов и пр.
8 Периодичность выпуска: - ежедневные - еженедельные - ежегодные (по нашему закону, реже чем раз в год – это уже не СМИ, а фигня какая-то).
9. По источникам финансирования: - государственные дотации - собственные средства учредителя - рекламные доходы - сбор от подписки - спонсорские средства и пр.
10. По характеру политической ориентации: - правящие (ведущую агитацию и пропаганду политической и экономической линии власти) - оппозиционные (критикующие существующий режим и выдвигающую собственные альтернативные проекты развития общества)
12. По характеру обращения к тематическим пластам: - универсальные, - многопрофильные, - специализированные.
СИСТЕМА СМИ. ОСОБЕННОСТИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПЕЧАТНЫХ, ВЕЩАТЕЛЬНЫХ, СЕТЕВЫХ СМИ. ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРОДУКТ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Журналистика прямо связана с использованием развитых технических средств коммуникации (лат. communicatio «сообщение, средства сообщения»): - прессы (средств распространения информации с помощью печатного воспроизведения текста и изображения на специальный приемник), - радио (передачи звуковой информации с помощью электромагнитных волн), - телевидения (передачи звуковой и видеоинформации также с помощью электромагнитных волн на специальный приемник). Благодаря использованию этих коммуникационных средств возникли три подсистемы журналистики: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного числа каналов - отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). 1. Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в системе СМИ в связи с фиксацией информации на бумажном листе (на ткани, полимерном полотне и т.д., что не принципиально) с помощью типографской техники воспроизведения текстов и изображений в черно-белом или цветном варианте. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств. Свойства взаимоотношений прессы и аудитории: Плюсы:
Минусы:
Основа, на которой строится деятельность журналиста прессы, предполагает опору на специфику: - относительно редкий выход, что позволяет и требует углубленной аналитичности информации; - фиксированность на бумажном носителе, что дает возможность разнообразить режим «снятия» информации; - возможность длительного хранения и различных форм использования зафиксированной на бумаге информации. Подсистема печати в структуре системы массовой информации - самая развитая в журналистике и состоит из огромного разнообразия видов газет, еженедельников, журналов, книг. Это многообразие соответствует особенностям различных жизненных циклов - дневного, недельного, месячного, годового и других, более протяженных. При этом можно издавать газеты тиражом в десятки миллионов экземпляров и листовки числом в несколько десятков, книги в несколько сотен страниц и оперативные буклеты на двух-восьми страницах, скромные черно-белые текстовые издания и тонко передающие всю цветовую гамму художественные вкладки в журналы и фотокниги. При обращении читателя к прессе на первом месте оказываются стремление глубже ориентироваться в происходящем, разбираться в закономерностях жизни, затем - желание почерпнуть какую-либо утилитарно-полезную информацию, с толком провести свободное время. Т.о. для прессы должно быть характерным сводное представление событийной информации, сопровождающееся комментарием и обращением к фундаментальным закономерностям жизни; важна также практическая направленность информации, ориентация же на отдых может быть ослабленной и использоваться как фоновая.
2. Радиовещание (лат. radiare «излучать, испускать лучи») – второе по времени появления после печати. Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая и паузы). Радиосвязь (использующая радиоволны - эфирное вещание, осуществляемая по проводам - проводное вещание) позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи (или - при передаче на очень большие расстояния или через космос - с небольшой задержкой). Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе. Если первоначально радио было способно транслировать только речевые сообщения, то по мере совершенствования передающей и принимающей радиотехники стала возможной передача звука всех типов - звучащей речи, музыки, шумов + запись и возможность монтажа. Благодаря этому радио способно создавать полнокровную звуковую картину мира. Характерным для радио является вневизуальность (лат. viseo «видение»). На первый взгляд это недостаток радио, на самом же деле, составляя глубокую основу специфики радио, вневизуальность позволяет реализовать возможности звука в такой мере, в какой не позволяет сделать это телевидение. Отсутствие видеоряда представляет слушателям радио две группы возможностей восприятия.
Негатив радио: - принуждение - передачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфир, притом в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Эти черты радио заставляют особенно внимательно изучать возможности тех или иных слоев аудитории и составлять программы с максимальным учетом типичных форм распределения времени, характера занятий, психического и физического состояния слушателей в различные временные отрезки. Соответственно повышается роль предваряющего передачи обзора их содержания (типа «сначала новости вкратце») и внутреннего строения, учитывающего закономерности сосредоточения, переключения и отвлечения внимания, а также, разумеется, большей опоры на предпочтения, интересы, мотивы аудитории при обращении к информации радио. - при восприятии передач задействованы только слуховые рецепторы, благодаря чему появляется возможность совмещения со слушанием передач многих других дел и занятий, где преимущественно заняты руки и зрение. В силу этого при таком совмещении слушание радиопередач становится фоновым, что неизбежно связано с потерями информации. Поэтому требуется соответствующая организация вещания с учетом распределения внимания, что ведет к необходимости повторов, акцентирования существенного, увеличению в программах времени, отведенного для музыки и развлекательных клипов. P.S. Радио удовлетворяет стремление получать оперативную информацию, которому сопутствует желание интересно провести свободное время, быть включенным в движение жизни, получить практические советы. Т.о. Журналисты радио обязаны, прежде всего, оперативно освещать события дня (и в первую очередь - последних часов), причем активным фоном этой информации может быть музыка или другая информация «культурного досуга»; при этом непрерывность и разнообразие информационного потока создают полную возможность ощутить «пульс жизни мира», а справочные сведения о погоде, программах передач, ответы на вопросы, реклама и т.д. удовлетворяют желание получить утилитарную информацию.
3. Телевидение (греч. tele «далеко» и лат. viseo «видение») появилось в 30-х годах и стало, как и радио, равноправным участником «триумвирата» средств массовой информации в 60-х годах XX века. В дальнейшем оно развивалось опережающими темпами и по ряду параметров (событийная информация, культура, развлечение) выдвинулось на первое место. Телевидение обладает возможностью передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния[2]. Этот сигнал одновременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. Иначе говоря, видеоряд на телевидении может быть подобным киноизображению и книжно-журнально-газетным формам представления видеоматериалов с теми ограничениями, которые связаны с размерами, возможностями цветопередачи, разрешающей способностью телевизионного экрана. На экране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст. Как и на радио, на телевидении возможна организация оперативных передач как из студии, так и с места событий (хотя прямое включение имеет ряд трудностей технического порядка, преодолеваемых с развитием видеотехники и каналов связи). ТВ круче радио, т.к. звуко- и видеоряд задействует оба важнейших типа рецепторов человека. Аудиовизуальный синтез на телевидении может приобретать разные формы - «аудио» и «видео» могут выступать и на равных, но в необходимых случаях передачи делаются с акцентом либо на звуковой ряд, либо на видеоряд Значимую, порой определяющую роль для качества передач имеет монтаж, умелое использование крупного плана, темпо-ритмической организации подачи материала. Специфика телевидения определяет особенности всех типов программ - и публицистических, и художественных, и научно-популярных. - Для журналиста телевидения важно учитывать особенности восприятия программ аудиторией. Важное обстоятельство: телевидение требует умения обращаться одновременно и к миллионной аудитории, и к малой группе людей. - Массовая аудитория обращается к телевидению преимущественно в свободное время, чаще всего вечером после рабочего дня или в дни отдыха, что требует от журналистов умения сочетать информационную насыщенность с высоким уровнем увлекательности. - «Принудительность» телепрограмм, т.е. невозможность для зрителя изменить время просмотра передач, их порядок, структуру и темпоритм, требует особенно тщательного подхода к составлению программ. P.S. Мотивы обращения к телевидению сходны с причинами обращения к радио. Разница: на первое место здесь выдвигается желание провести у телевизора свободное время, а получение оперативной информации уходит на второй план. Т.о. тележурналисты лишь в том случае полно выполняют свои задачи, когда учитывают ориентацию зрителя на телевидение как фактор проведения свободного времени прежде всего. Но в то же время они обязаны готовить насыщенные передачи о событиях дня, что поможет не терять связи с миром и удовлетворить желание получать практические советы по самым разным вопросам.
4. Интернет. В последнее десятилетие активно развивается четвертый тип каналов информации - всемирная компьютерная сеть (представленная в наше время Интернетом), в которой значительное место (наряду со специальной) занимает массовая информация. Это:
Компьютерные сети соединяют в себе возможности всех типов СМИ, правда, печатные тексты могут читаться лишь с монитора.
Инфраструктура СМИ. Инфраструктура (лат. инфра «под, ниже + структура») - система жизнеобеспечения деятельности журналистики. Эта система, с одной стороны, снабжает газеты, журналы, телерадиоорганизации всем необходимым для их успешной деятельности - информацией, техникой, средствами связи и т.д., а с другой - обеспечивает доставку информационной продукции потребителям. Важнейшими частями инфраструктуры являются:
1. Информационные агентства и службы - это система телеграфных агентств, агентств печати и аудиовизуальной информации, пресс-бюро, пресс-центров, служб по связи с общественностью, рекламных служб. Эти организации ведут разнообразную деятельность по сбору и обработке информации, ее распространению и снабжению ею органов СМИ, налаживанию контактов с журналистами и т.д. а) Информационные агентства заняты созданием массовой информации. Однако от газет, журналов, радио и телевидения они отличаются тем, что по преимуществу не «выходят» непосредственно на массовую аудиторию, а снабжают своей информацией газеты, журналы, радио и т.д. Однако, бывает и так, что И.С. выступают учредителями средств массовой информации (так, ИТАР-ТАСС выпускает журнал «Эхо планеты») Характер передаваемой информации только поначалу был предельно краток. Со временем стали появляться развернутые сообщения, различные формы комментария. Наряду со стандартной информацией, передаваемой всем подписчикам-абонентам, возникла так называемая эксклюзивная информация (англ. exclusive «исключительный»), подготавливаемая по специальному заказу редакции издания или программы только для помещения в этом канале информации. Агентства стали выпускать специализированные вестники, рассчитанные на конкретные группы «потребителей» - по тематике, характеру изложения материала, источникам сведений. А потом и аудио и видео. Ассошиэйтед Пресс, Франс Пресс, Рейтер, ИТАР-ТАСС. б) Информационные службы – по сравнению с универсальными ИА, они более специализированы. Выделяют: небольшие региональные агентства, а также «независимых» журналистов (за рубежом их называют free-lance, stringer). Кроме того, существуют как государственные, так и кооперативные и частные информационные агентства. Есть ряд специализированных агентств - по тематике (Агентство экономических новостей, Христианское информационное агентство), - по характеру распространяемых материалов («Публицист» - агентство, распространяющее статьи крупных специалистов и известных публицистов), - по источникам сведений (Интерсепт, «Эфир-дайджест», создающие материалы на основе передач зарубежных радиостанций), - по способу распространения (ИТАР-ТАСС организовало службу информации для электронных банков данных). в) Пресс-центры и службы связи с общественностью создаются министерствами, ведомствами, крупными фирмами, общественными организациями в целях налаживания отношений со средствами массовой информации, информирования общественности о своей деятельности, проведения пресс-конференций и брифингов. Работники пресс-центров консультируют сотрудников газет, журналов, радио, телевидения и оказывают им помощь в установлении контактов с различными подразделениями ведомства, в получении информации о его деятельности (ха-ха). В пресс-центрах скапливается большой объем сведений, которыми могут воспользоваться журналисты, здесь же готовятся специальные пресс-релизы (выпуски с подборками материалов различного типа), предлагаемые различным СМИ для публикации как в цельном виде, так и после дополнительной, отвечающей требованиям редакции обработки. Другим направлением работы пресс-центров являются сбор, регистрация и систематизация материалов, касающихся сферы компетенции данного ведомства или прямо затрагивающих их деятельность (как в позитивном, так и в негативном плане). Близкими к пресс-центрам по роду выполняемой работы являются службы связи с общественностью ( англ. «public relation»). Но их функции шире, чем только налаживание контактов со СМИ, и более специфичны, поскольку их основная задача - создание цельного образа (имиджа) «заказчика». Цель этих служб - налаживание взаимопонимания, формирование положительного общественного мнения даже в ситуациях, критических для «заказчика», во время принятия непопулярных решений. При этом используются как СМИ, так и другие каналы информирования - плакаты, листовки, наклейки, значки, воздушные шары с соответствующими надписями и т.п., организуются презентации, поездки, встречи. г) рекламные агентств. Принимают заказы на подготовку и размещение рекламных материалов, в том числе на страницах прессы и в программах радио и телевидения. В редакциях СМИ существуют специальные рекламные отделы, которые занимаются контактами с агентствами и службами рекламы и проводят рекламную политику своих изданий и программ. д) Кроме того, в функционировании инфраструктуры журналистики участвуют многие другие производители и хранители информации, которая может быть использована в СМИ: - киностудии документальных и художественных фильмов; - звукозаписывающие фирмы; - различные хранилища (библиотеки, архивы письменных и кино-, фотодокументов, фильмофонды, Книжная палата) и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1057; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.226.151 (0.019 с.) |