Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концентрация и монополизация СМИ.

Поиск

Времена, когда каждая газета была финансово самостоятельной, давно миновали. За последние полвека в мире сформировалось несколько десятков настоящих медиа-империй. В1982 году половину мирового рынка СМИ контролировали 50 крупных корпораций. В 1987 году их число сократилось до 29, в 1993 - до 20. Сейчас этих корпораций 17, а их обороты достигают поистине астрономических цифр. Лихорадка слияний началась в конце 80-х. Сейчас этот процесс пошел на спад. Скорее всего, потому, что сливаться уже просто нечему. Рынок поделен. Самым богатым медиа-магнатом считается американец австралийского происхождения Руперт Мердок, контролирующий около 16% всего мирового рынка прессы; общий капитал его медиа-империи оценивается в 40 млрд. долларов. То, что не успел купить австралиец, поделено между немцем Шпрингером, французом Эрасаном, англичанином Максвеллом и итальянцем Берлускони.

 

Концентрация – это процесс объединения, интеграции собственности на рынке средств массовой информации. Этот процесс наблюдается во всем мире и в нашей стране. Как экономическое явление, концентрация СМИ имеет объективную причину - это изменения в материально-технической базе СМИ, характерные для массовых коммуникаций всех развитых стран (прежде всего, создание и внедрение новых средств телекоммуникаций), которые, в свою очередь, объективно приводят: к централизации капиталов, оборачивающихся в сфере массовых коммуникаций; к выходу конкуренции между СМИ на качественно новый уровень; к формированию мощных информационно-финансовых групп со своими корпоративными интересами. Концентрация СМИ происходит в разнообразных формах. Имеет место, так называемое, `перекрестное владение` (между телевизионным и радиовещанием, между телерадиовещанием и периодическими печатными изданиями), `вертикальная интеграция` (т.е. вложение капитала в организации, связанные с основным бизнесом) в сфере СМИ, а также проникновение иностранного капитала.

Если проанализировать всю мировую практику, то можно выявить ряд общих экономические подходы по урегулированию процессов концентрации СМИ:
- ограничение концентрации в области периодической печати осуществляется в зависимости от размеров тиража и его доли в общенациональном тираже или тираже региона;
- ограничение доли в акционерном капитале;
- ограничение числа лицензий в руках одного лица;
- регулирование `перекрестного владения`;
- ограничение доли иностранного капитала;
- обеспечение прозрачности СМИ (публикация годового финансового отчета, списка основных акционеров, информации о продаже крупных пакетов акций и др.).

Монополизация – это процесс, когда компания занимает доминирующее положение на рынке. По нашему антимонопольному законодательству доминирующим положением на рынке считается сектор размером в 65% всего рынка. Как правило, одной компании сложно добиться монопольного положения на рынке. И для того, чтобы контролировать рынок и ставить ему свои условия СМИ концентрируются, интегрируются и делают всякие подобные мерзости.

Процесс простой – если государство не лимитирует и не регулирует компании, то они монополизируют экономические секторы. Если нет никаких правил регуляции в области средств массовой информации, тогда монополизация будет со стороны больших мультимедийных компаний.

Короче выход тут один – надо просто нормальное антимонопольное законодательство и пару статей в закон «о СМИ».

Вопрос следующий – а чем же плохи эти самые концентрации и монополизации? С одной стороны, понятно, что, объединившись, СМИ получают больше возможностей для выживания и противостояния каким либо рыночным или нерыночным хреновинам. Но с другой стороны, и этот ответ на вопрос – плюрализму мнений конец, а это не есть хорошо для гражданского общества.

 

2. Основные формы организации информационных предприятий (издательские дома, концерны, холдинги, группы

 

«Издательский дом» - издательско-производственный комплекс как форма объединения нескольких структур - газеты, журнала, издательства с типографией, возможно - книжного издательства. ИД «Коммерсант» - это ежедневная газета, два информационно-аналитических еженедельника и один специализированный автомобильный журнал. Причем в структуре ЗАО «Коммерсант. Издательский дом» вряд ли присутствует типография.

Права собственности на все продукты, производимые под маркой ИД «Коммерсант» принадлежат вышеназванному ЗАО.

Концерн - газета или журнал - лишь один из элементов такого концерна, их существование поддерживается и обеспечивается за счет общей прибыли, которую получают его владельцы. Концерн – это форма монополистического объединения, характеризующаяся единством собственности и контроля, наличием технологических и производственных связей между предприятиями-участниками, и не очень высокой степенью диверсификации.

Особенности концернов:

· входящие в концерн компании номинально остаются самостоятельными юридическими лицами в форме акционерных или иных хозяйственных обществ или товариществ, а фактически подчинены единому хозяйственному руководителю;

· головная компания концерна, как правило, организуется в виде холдинговой компании (преимущественно как смешанный холдинг) или на основе взаимодействия преобладающего и зависимых (ассоциированных) обществ;

 

Трест — объединение, в котором входящие в него предприятия сливаются в единый производственный комплекс и теряют свою юридическую, производственную и коммерческую самостоятельность, а руководство их деятельностью осуществляется из единого центра. Общая прибыль треста распределяется в соответствии с долевым участием отдельных предприятий.

Особенностями трестов являются:

· это самая жесткая из всех рассмотренных форм интеграции компаний;

· при этой форме интеграции объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий, а не какая-либо сторона, как в картеле или синдикате;

· трест отличается от других видов объединений сравнительной производственной однородностью деятельности, что проявляется в специализации на одном или нескольких аналогичных видах продукции;

· в рамках треста объединяемые компании теряют свою юридическую, хозяйственную, производственную и коммерческую самостоятельность;

· все объединяемые в трест предприятия подчиняются одной головной компании, осуществляющей единое оперативное руководство как всем производственным комплексом, так и связанными с ним обслуживающими и торговыми предприятиями.

Холдинг – слово это в переводе на русский язык означает «владеющий». Холдинг – это такая компания (одна), которая использует свой капитал для приобретения контрольных пакетов акций других компаний с целью установления контроля над ними. Как правило, холдинговая компания является «родительской» компанией, а ее приобретения «дочерними». Компания называется дочерней по отношению к другой, если та, другая, владеет более чем половиной номинальной стоимости ее акционерного капитала или держит в ней определенное количество акций и контролирует состав совета ее директоров. В качестве примера можно приводить холдинг «Медиа-мост».

Группа – речь идет о группе компаний. Если все внимательно прочитали, что такое холдинг, то, думается, уразумели, что такое «дочка». Так вот если какая-то компания имеет «дочки», а те в свою очередь тоже имеют «дочки», то они образуют одну группу. Причем чисто юридически (в тех странах где подобные объединения имеют право называться организационно-правовой формой), они близки как ближайшие родственники и обязаны, например в Великобритании, предоставлять даже единый годовой отчет.

 

5. ТИПОЛОГИЯ СМИ. КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ОСНОВАНИЯ,

МЕТОДЫ ТИПОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. ОСНОВНЫЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ.

 

В последнее время внимание к типологии как научному методу заметно возросло. В первую очередь, это связано с возможностью применения типологических раскладок в маркетинговых исследованиях.

Типообразующие факторы: главным типообразующими факторами являются - аудиторная направленность, стремление собрать вокруг издания или программы аудиторию с четко определенным набором черт (социально-демографических, социально-мировоззренческих, особенностей потребностей, запросов, интересов, предпочтений и т.д.). От того, каким аудиторным признакам будет уделяться данным СМИ наибольшее внимание, зависит:

1) проблемно-тематическая направленность, обращение к определенным пластам информации; при этом СМИ может быть по этому признаку универсальным, политематическим и монотематическим.

А от того, в каком свете будут освещаться проблемы и темы, зависит

2) социальная позиция СМИ, его политическая, экономическая и др. направленность в соответствии с представлением редакции о перспективах развития страны, ее месте и роли в мировом сообществе, линии поведения во внутренних и международных отношениях; при этом очень важно, какая позиция будет реализоваться в условиях плюрализма.

3) линия поведения относительно других СМИ, представляющих другие социальные позиции, отстаивающие интересы других социальных слоев.

Есть и другие типообразующие факторы (масштаб информации, регион распространения, стилевые формы, в т.ч. способы взаимодействия со своей аудиторией и др.), но они представляют как бы “второй пласт” типообразующих свойств.

 

Типология СМИ.

1. По типу коммуникационного средства:

- Печатные (аналоговые СМИ).

- Аудиовизуальные (электронные СМИ):

· Телевидение;

· Радио.

- Интернет.

 

2. По форме периодического распространения массовой информации:

- периодическое печатное издание (газета, журнал, альманах, бюллетень и пр.),

- радиопрограмма,

- телепрограмма,

- видеопрограмма,

- кинохроникальная программа и пр.

 

3. По типу собственника:

- частное СМИ;

- государственное;

- смешанное.

 

4. По языку СМИ:

- на одном языке,

- на нескольких языках.

 

5. По территории распространения продукции:

- региональное:

· республиканское

· областное

· районное.

-межрегиональное (два и более регионов),

- национальное (территория какой-либо страны),

- международное (несколько стран, например, журнал «Космо»).

 

6. По целевому назначению:

- публицистические;

- литературные;

- культурно-просветительские

- развлекательные;

- учебно-образовательные;

- методические (журнал «Литература в школе»);

- научные

- рекламные

- информационные

- спортивные

- эротические

- деловые, финасовые

- общественно-политические и пр.

 

7. По характеру аудитории:

- для этнических общностей (наций, народностей):

- для территориальных общностей (краевые, областные, районные СМИ);

- для профессиональных групп (военные, сельскохозяйственные и т.д.)

- для социальных групп (среднего класса, интеллигенции и т.д.);

- для возрастных групп (детей, подростков, молодежи, пожилых и т.д.);

- для женщин и мужчин;

- для малых групп (семья, клуб и т.д.)

- для групп верующих (православных, католиков и т.д.).

- для инвалидов и пр.

 

8 Периодичность выпуска:

- ежедневные

- еженедельные

- ежегодные (по нашему закону, реже чем раз в год – это уже не СМИ, а фигня какая-то).

 

9. По источникам финансирования:

- государственные дотации

- собственные средства учредителя

- рекламные доходы

- сбор от подписки

- спонсорские средства и пр.

 

10. По характеру политической ориентации:

- правящие (ведущую агитацию и пропаганду политической и экономической линии власти)

- оппозиционные (критикующие существующий режим и выдвигающую собственные альтернативные проекты развития общества)

 

12. По характеру обращения к тематическим пластам:

- универсальные,

- многопрофильные,

- специализированные.

 

СИСТЕМА СМИ.

ОСОБЕННОСТИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПЕЧАТНЫХ, ВЕЩАТЕЛЬНЫХ, СЕТЕВЫХ СМИ. ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРОДУКТ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

Журналисти­ка прямо связана с использованием развитых технических средств комму­никации (лат. communicatio «сообщение, средства сообщения»):

- прессы (средств распространения информации с помощью печатного воспроизве­дения текста и изображения на специальный приемник),

- радио (передачи звуковой информации с помощью электромагнитных волн), - телевидения (передачи звуковой и видеоинформации также с помощью электромагнитных волн на специальный приемник).

Благодаря использованию этих коммуникационных средств возникли три подсистемы журналистики: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного числа каналов - отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распростра­няться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, ок­ругах).

1. Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приоб­рела особое место в системе СМИ в связи с фиксацией информации на бумажном листе (на ткани, полимерном полотне и т.д., что не принци­пиально) с помощью типографской техники воспроизведения текстов и изображений в черно-белом или цветном варианте. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств. Свойства взаимоотношений прессы и ау­дитории:

Плюсы:

  1. Имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем «репертуаром» сообщений, включенных в номер или книгу, что в свою очередь дает возможность получить первичную целостную ориента­цию во всем объеме и разнообразии информации (на основе места про­изведения на странице, заголовков и подзаголовков, «лидов» и других выделенных частей произведений).
  2. Можно пользоваться возможностями «отложенного чте­ния» - после первичного ознакомления оставить материал для внима­тельного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте.
  3. Высокий и в связи с развитием радио и телевидения все повышающийся уровень аналитичности и комментированное информации;

Минусы:

  1. Если телевидение и особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать самой технологией обречена на дискретность вы­пуска номеров и книг. Таким образом, пресса проигрывает в оперативности информирова­ния.
  2. Печать доступна только грамотному че­ловеку.

 

Основа, на которой строится деятельность журналиста прессы, предполагает опору на специфику:

- относительно редкий выход, что позво­ляет и требует углубленной аналитичности информации;

- фиксированность на бумажном носителе, что дает возможность разнообразить режим «сня­тия» информации;

- возможность длительного хранения и различных форм использования зафиксированной на бумаге информации.

Подсистема печати в структуре системы массовой информации - са­мая развитая в журналистике и состоит из огромного разнообразия ви­дов газет, еженедельников, журналов, книг. Это многообразие соответст­вует особенностям различных жизненных циклов - дневного, недельного, месячного, годового и других, более протяженных. При этом можно изда­вать газеты тиражом в десятки миллионов экземпляров и листовки чис­лом в несколько десятков, книги в несколько сотен страниц и оператив­ные буклеты на двух-восьми страницах, скромные черно-белые текстовые издания и тонко передающие всю цветовую гамму художественные вкладки в журналы и фотокниги. При обращении читателя к прессе на первом месте оказываются стремление глубже ориентироваться в происходящем, разбираться в за­кономерностях жизни, затем - желание почерпнуть какую-либо утили­тарно-полезную информацию, с толком провести свободное время. Т.о. для прессы должно быть характерным сводное пред­ставление событийной информации, сопровождающееся ком­ментарием и обращением к фундаментальным закономерностям жизни; важна также практическая направленность информации, ориентация же на отдых может быть ослабленной и использоваться как фоновая.

 

2. Радиовещание (лат. radiare «излучать, испускать лучи») – второе по времени появления после печати. Наи­более характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая и паузы). Радиосвязь (использующая радиоволны - эфирное вещание, осуществляемая по проводам - проводное вещание) позволяет мгновенно передавать ин­формацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи (или - при передаче на очень большие расстояния или через космос - с небольшой задержкой). Отсюда воз­можность такой оперативности радиовещания, когда сообщение посту­пает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе.

Если первоначально радио было способно транслировать только ре­чевые сообщения, то по мере совершенствования передающей и прини­мающей радиотехники стала возможной передача звука всех типов - зву­чащей речи, музыки, шумов + запись и возможность монтажа. Благодаря этому радио способно создавать полнокровную звуковую картину мира.

Характерным для радио является вневизуальность (лат. viseo «виде­ние»). На первый взгляд это недостаток радио, на самом же деле, со­ставляя глубокую основу специфики радио, вневизуальность позволяет реализовать возможности звука в такой мере, в какой не позволяет сде­лать это телевидение.

Отсутствие видеоряда представляет слушателям радио две группы возможностей восприятия.

  1. «Чистый» звук вос­принимается более полно и глубоко, поскольку слушатель не отвлекается от своего внимания к звуку. Радио как бы отфильтровывает звук от всех других компонентов ситуации, неизбежно несущих при зри­тельном восприятии информацию, часто ненужную и даже нежелатель­ную, и тем самым сосредоточивает восприятие на нем «самом по себе».
  2. Вторая группа возможностей восприятия, связанная с отсутствием ви­деоряда, - это активизация воображения слушателей, позволяющая им проявить свои способности «фантазирования» мысленного образа. Ра­диотеатр, радиомемуары, чтение художественных произведений и пере­дача литературно — музыкальных композиций не принуждают слушателя через облик актера воспринимать Гамлета или короля Лира, а позволяют создавать с помощью музыки и текста свое видение персонажа, соответ­ствующее личному характеру восприятия художественного произведения (хотя актер или ведущий некоторым образом «задает рамки» слушатель­ской фантазии).

Негатив радио:

- принуждение - пе­редачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфир, притом в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Эти черты радио заставляют особенно внимательно изучать возможности тех или иных слоев аудитории и со­ставлять программы с максимальным учетом типичных форм распреде­ления времени, характера занятий, психического и физического состо­яния слушателей в различные временные отрезки. Соответственно повышается роль предваряющего передачи обзора их содержания (ти­па «сначала новости вкратце») и внутреннего строения, учитывающего закономерности сосредоточения, переключения и отвлечения внима­ния, а также, разумеется, большей опоры на предпочтения, интересы, мотивы аудитории при обращении к информации радио.

- при восприятии передач задействованы только слуховые рецепторы, благодаря чему появляется возможность совмеще­ния со слушанием передач многих других дел и занятий, где преимущест­венно заняты руки и зрение. В силу этого при таком совмещении слушание радиопередач становится фоновым, что неизбежно связано с потерями информации. Поэтому требуется соответствующая организация вещания с учетом распределения внимания, что ведет к необходимости повторов, акцентирования существенного, увеличению в программах времени, от­веденного для музыки и развлекательных клипов.

P.S. Ра­дио удовлетворяет стремление получать оперативную информацию, которому сопутствует желание интересно провести свобод­ное время, быть включенным в движение жизни, получить практические советы. Т.о. Журна­листы радио обязаны, прежде всего, оперативно освещать события дня (и в первую очередь - последних часов), причем активным фоном этой ин­формации может быть музыка или другая информация «культурного до­суга»; при этом непрерывность и разнообразие информационного пото­ка создают полную возможность ощутить «пульс жизни мира», а справочные сведения о погоде, программах передач, ответы на вопросы, реклама и т.д. удовлетворяют желание получить утилитарную информа­цию.

 

3. Телевидение (греч. tele «далеко» и лат. viseo «видение») появилось в 30-х годах и стало, как и радио, равноправным участником «триумвирата» средств массовой информации в 60-х годах XX века. В дальнейшем оно раз­вивалось опережающими темпами и по ряду параметров (событийная ин­формация, культура, развлечение) выдвинулось на первое место.

Телевидение обладает возможностью переда­вать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния[2]. Этот сигнал одно­временно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране теле­визора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. Иначе гово­ря, видеоряд на телевидении может быть подобным киноизображению и книжно-журнально-газетным формам представления видеоматериалов с теми ограничениями, ко­торые связаны с размерами, возможностями цветопередачи, разрешаю­щей способностью телевизионного экрана. На экране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст.

Как и на радио, на телевидении возможна организация оперативных передач как из студии, так и с места событий (хотя прямое включение име­ет ряд трудностей технического порядка, преодолеваемых с развитием ви­деотехники и каналов связи). ТВ круче радио, т.к. звуко- и видеоряд задействует оба важнейших типа рецепторов человека.

Аудиовизуальный синтез на телевидении может приобретать разные формы - «аудио» и «видео» могут выступать и на равных, но в необходи­мых случаях передачи делаются с акцентом либо на звуковой ряд, либо на видеоряд

Значимую, порой определяющую роль для качества передач имеет монтаж, умелое использование крупного плана, темпо-ритмической организации подачи материала. Специфика телевидения определяет особенности всех типов программ - и публицистических, и художественных, и научно-популярных.

- Для журналиста телевидения важно учитывать особенности восприя­тия программ аудиторией. Важное обстоятельство: телевидение требует умения обращаться одновременно и к миллионной аудитории, и к малой группе людей.

- Массовая аудитория обращается к телевидению преимущественно в свободное время, чаще всего вечером после рабочего дня или в дни отды­ха, что требует от журналистов умения сочетать информационную насыщенность с высоким уровнем увлекательности.

- «Принудительность» телепрограмм, т.е. не­возможность для зрителя изменить время просмотра передач, их поря­док, структуру и темпоритм, требует особенно тщательного подхода к со­ставлению программ.

P.S. Мотивы обращения к телевидению сходны с причинами обраще­ния к радио. Разница: на первое место здесь выдвигается желание провести у телевизора свободное вре­мя, а получение оперативной информации уходит на второй план. Т.о. тележурналисты лишь в том случае полно выполняют свои задачи, когда учитывают ориентацию зрителя на телевидение как фактор прове­дения свободного времени прежде всего. Но в то же время они обязаны готовить насыщенные передачи о событиях дня, что поможет не терять связи с миром и удовлетворить желание получать практические советы по самым разным вопросам.

 

4. Интернет. В последнее десятилетие ак­тивно развивается четвертый тип каналов информации - всемирная компьютерная сеть (представленная в наше время Интернетом), в ко­торой значительное место (наряду со специальной) занимает массовая информация. Это:

  • электронные версии и дайджесты газет,
  • т.н. сетевые га­зеты и журналы, радио- и теле-«сетевещание»,
  • сайты («странички») от­дельных журналистов, притом оперативно меняющие содержание и полу­чаемые в режиме реального времени.
  • Сайты политических деятелей.

Компьютерные сети соединяют в себе возможности всех типов СМИ, правда, печатные тексты могут читаться лишь с монитора.

 

Инфраструктура СМИ.

Инфраст­руктура (лат. инфра «под, ниже + структура») - система жизнеобеспечения деятельности журналистики. Эта система, с одной стороны, снабжает газеты, журналы, телерадиоорганизации всем необходимым для их успешной дея­тельности - информацией, техникой, средствами связи и т.д., а с другой - обеспечивает доставку информационной продукции потребителям.

Важнейшими частями инфраструктуры являются:

  • информационные агентства и службы обмена информацией,
  • производственно-технические подразделения,
  • службы связи,
  • система доставки и распространения,
  • ин­ституты научного обеспечения работы СМИ и формирования кадров для них,
  • ассоциации издательских и вещательных организаций и лиц,
  • госу­дарственные органы, ведущие регистрацию и лицензирование, наблюда­ющие за правильной реализацией программ деятельности СМИ и т.д.

1. Информационные агентства и службы - это система телеграфных агентств, агентств печати и аудиовизуальной информации, пресс-бюро, пресс-центров, служб по связи с общественностью, рекламных служб. Эти организации ведут разнообразную деятельность по сбору и обработке информации, ее распространению и снабжению ею органов СМИ, нала­живанию контактов с журналистами и т.д.

а) Информационные агентства заняты со­зданием массовой информации. Однако от газет, журналов, радио и теле­видения они отличаются тем, что по преимуществу не «выходят» непосредственно на массовую аудиторию, а снабжают сво­ей информацией газеты, журналы, радио и т.д. Однако, бывает и так, что И.С. выступают учредителями средств массовой ин­формации (так, ИТАР-ТАСС выпускает журнал «Эхо планеты»)

Характер передаваемой информации только поначалу был предельно краток. Со временем стали появляться развернутые сообщения, различные формы коммента­рия. Наряду со стандартной информацией, передаваемой всем подписчи­кам-абонентам, возникла так называемая эксклюзивная информация (англ. exclusive «исключительный»), подготавливаемая по специальному заказу редакции издания или программы только для помещения в этом канале информации. Агентства стали выпускать специализированные ве­стники, рассчитанные на конкретные группы «потребителей» - по тема­тике, характеру изложения материала, источникам сведений. А потом и аудио и видео. Ассошиэйтед Пресс, Франс Пресс, Рейтер, ИТАР-ТАСС.

б) Информационные службы – по сравнению с универсальными ИА, они более специализированы. Выделяют: небольшие региональные агентства, а также «не­зависимых» журналистов (за рубежом их называют free-lance, stringer). Кроме того, существуют как государственные, так и кооперативные и частные информационные агентства.

Есть ряд специали­зированных агентств

- по тематике (Агентство экономических новостей, Христианское информационное агентство),

- по характеру распространяе­мых материалов («Публицист» - агентство, распространяющее статьи крупных специалистов и известных публицистов),

- по источникам сведе­ний (Интерсепт, «Эфир-дайджест», создающие материалы на основе пе­редач зарубежных радиостанций),

- по способу распространения (ИТАР-ТАСС организовало службу информации для электронных банков данных).

в) Пресс-центры и службы связи с общественностью создаются минис­терствами, ведомствами, крупными фирмами, общественными организа­циями в целях налаживания отношений со средствами массовой инфор­мации, информирования общественности о своей деятельности, проведения пресс-конференций и брифингов.

Работники пресс-центров консультируют сотрудников газет, журналов, радио, телевидения и оказывают им помощь в установлении контактов с различными подразде­лениями ведомства, в получении информации о его деятельности (ха-ха). В пресс-центрах скапливается большой объем сведений, которыми могут восполь­зоваться журналисты, здесь же готовятся специальные пресс-релизы (выпуски с подборками материалов различного типа), предлагаемые раз­личным СМИ для публикации как в цельном виде, так и после дополнитель­ной, отвечающей требованиям редакции обработки. Другим направлением работы пресс-центров являются сбор, регистра­ция и систематизация материалов, касающихся сферы компетенции данно­го ведомства или прямо затрагивающих их деятельность (как в позитивном, так и в негативном плане).

Близкими к пресс-центрам по роду выполняемой работы являются службы связи с общественностью ( англ. «public relation»). Но их функции ши­ре, чем только налаживание контактов со СМИ, и более специфичны, по­скольку их основная задача - создание цельного образа (имиджа) «заказ­чика». Цель этих служб - налаживание взаимопонимания, формирование положительного общест­венного мнения даже в ситуациях, критических для «заказчика», во время принятия непопулярных решений. При этом используются как СМИ, так и другие каналы информирования - плакаты, листовки, наклейки, значки, воздушные шары с соответствующими надписями и т.п., организуются презентации, поездки, встречи.

г) рекламные агентств. Принимают заказы на под­готовку и размещение рекламных материалов, в том числе на страницах прессы и в программах радио и телевидения. В редакциях СМИ сущест­вуют специальные рекламные отделы, которые занимаются контактами с агентствами и службами рекламы и проводят рекламную политику своих изданий и программ.

д) Кроме того, в функционировании инфраструктуры журналистики уча­ствуют многие другие производители и хранители информации, которая может быть использована в СМИ:

- киностудии документальных и худо­жественных фильмов;

- звукозаписывающие фирмы;

- различные хранилища (библиотеки, архивы письменных и кино-, фотодокументов, фильмофонды, Книжная палата) и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1057; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.226.151 (0.019 с.)