Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные виды деятельности субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации

Поиск

В силу своей специфики подавляющее количество малых пред­приятий в Российской Федерации создается в следующих трех ос­новных сферах деятельности:

1. Торговля. Характерная черта малого предпринимательства — способность подстраиваться под местный рынок. Не претендуя на захват глобального рынка, малые предприятия ориентируются на место нахождения потребителя. Многочисленные ларьки, палатки, павильоны и магазинчики позволяют, с одной стороны, удовлетворять существующие потребности рынка, с другой — работать рентабельно в связи с эффективной организацией деятельности.

2. Посредничество. Посредничество — распространенный вид деятельности организаций в промышленно развитых странах. Передача отдельных функций по логистике или продвижению това­ров на рынок позволяет организациям крупного и среднего бизнеса оптимизировать затраты, повысить эффективность указанных операций, «дотянуться» до труднодоступных ресурсных рынков или рынков сбыта, вынести специфические проблемы отдельных рынков за рамки организации, экономя тем самым на финансовых и трудовых ресурсах.

3. Сфера услуг. Развитие сферы услуг в последнее время становится одним из наиболее перспективных направлений роста экономики большинства развитых стран. При этом предоставление услуг зачастую требует присутствия организации, которая их оказывает, в месте нахождения потребителя. Таким образом, рынок услуг, так же как и рынок товаров, склонен к ориентации на конкретного потребителя, что приводит к необходимости индивидуализации услуги (т. е. к видоизменению в интересах покупате­ля). Кроме того, с увеличением благосостояния населения происходит объективный процесс снижения доли расходов потребителей на товары и увеличения доли расходов на приобретение услуг.

5. Максимальное упрощение процедур ведения бухгалтерского учета без нанесения ущерба выполнению поставленных перед ним задач – вот основной принцип организации бухгалтерского учета в любой организации. Для малых предприятий он особенно актуален в связи с ограниченными финансовыми ресурсами, поэтому эффективность деятельности бухгалтерской службы для них имеет особую важность.

Грамотная постановка бухгалтерского учета в организации позволяет:

1) обеспечить сохранность имущества;

2) обеспечить эффективность управления ресурсами;

3) исчислить финансовый результат деятельности;

4) определить налоговые обязательства.

Знать эти задачи крайне важно для руководителя любой организации, так как выбор оптимальных путей их решения является основой для построения эффективной системы бухгалтерского учета и, что более важно, управления организацией.

Изучение специфики деятельности малых предприятий показывает, что из указанного перечня задач могут быть востребованы не все. Например, перед системой бухгалтерского учета организации, в которой работает один человек, являющийся одновременно ее учредителем, не стоит задача обеспечения сохранности имущества, так как все оно находится в единоличном пользовании. В небольшой организации, которая работает по договорам поручения в качестве поверенного, может отсутствовать необходимость в определении эффективности управления ресурсами. Организация, осуществляющая разовые операции, может не нуждаться в исчислении финансового результата деятельности, так как он будет равен разнице между поступлением и расходованием денежных средств. На­конец, бухгалтерский учет организации, уплачивающей единый на­лог на вмененный доход, не выполняет задачу исчисления налого­вых обязательств, так как они рассчитываются на основе небухгал­терских данных.

Обеспечение эффективного управления ресурсами

Данная задача в большей степени, чем остальные, требует индивидуального подхода для ее решения. Поначалу может показаться, что она аналогична предыдущей, однако это не так. Действительно, обеспечение сохранности имущества является необходимым условием для эффективного управления ресурсами, но не наоборот. Например, на складе могут находиться залежалые запасы, при этом задача сохранности имущества будет выполнена, а эффективность управления ресурсами — нет. Так как данная задача очень многогранна, предлагаем остановиться только на эффективности использования материальных ресурсов, так как они являются объектами бухгалтерского учета.

В настоящее время получает широкое распространение так называемый АВС - подход, суть которого заключается в том, что все материальные ресурсы, которые потребляются организацией в своей деятельности, можно разделить на три группы:

1) дорогостоящие (запасы группы А);

2) средние (запасы группы В);

3) малоценные (запасы группы С).

Аналогичное деление можно произвести и для товарных запасов торговых организаций. При этом практика показывает, что запасы группы А немногочисленны по наименованиям, но составляют 20—60% стоимости продукции (товарооборота). Запасов группы В по наименованиям гораздо больше, чем запасов группы А, и составляют они где-то 40—60% стоимости продукции (товарооборота); наконец, запасы группы С наиболее многочисленны по наименованиям, но составляют не более 20% стоимости продукции (товарооборота).

Очень часто бухгалтер мечтает о том, чтобы учесть все «до последнего винтика». Хотя можно встретить и руководителей, которые готовы потратить значительные средства только для того, чтобы знать, что никто из сотрудников не прибрал для домашнего пользования пару листов бумаги. Здесь уместно вспомнить одно из правил бухгалтерского учета: затраты на получение информации не должны превышать возможный экономический эффект от управленческих решений, принимаемых на ее основе. Соотнося вышеуказанное деление материальных ценностей с этим правилом, становится очевидным, что для каждой группы необходимо разра­ботать свой метод учета. Возможно, он будет единым для всех ре­сурсов, однако важно понимать, что не каждый способ бухгалтер­ского учета, используемый для материальных ценностей группы А, может подходить для группы С, и наоборот.

Исчисление финансового результата деятельности

Как это ни покажется странным, но многие руководители не знают, что бухгалтерский учет призван служить интересам руко­водителя. Вера в то, что учет нужен только для исчисления нало­говых обязательств, столь сильна, что для управленческих нужд организации выдумывают свои доморощенные способы учета. При этом руководители стремятся максимально удалиться от бух­галтерского учета. В итоге это приводит к возникновению двойно­го учета, который является самым низкоэффективным способом получения информации о деятельности организации, особенно на малых предприятиях. Организуя учет таким образом, руково­дитель, как правило, считает, что он выполнил сразу две важные задачи:

1) организовал получение информации о деятельности организации и ее финансовых результатах;

2) дал возможность бухгалтеру манипулировать расходами с це­лью минимизации налоговых платежей, разделив бухгалтерский и управленческий учет.

Однако давайте рассмотрим подробнее, решены ли на самом деле указанные задачи.

Каждый руководитель имеет право получать ту информацию о деятельности организации, которую он желает. В его власти разра­ботать свои собственные принципы определения результатов дея­тельности организации. Можно изобретать и свой «велосипед». Но было бы ошибкой думать, что каждый бизнесмен-руководитель может изобрести что-то лучшее, чем сделано до него специалиста­ми и проверено жизнью на протяжении пяти веков. За это время многочисленными теоретиками и практиками разработаны такие способы учета определения финансовых результатов организации, которые соответствуют сегодняшним условиям и позволяют полу­чать полные и достоверные данные.

Воспринимая бухгалтерский учет только как инструмент для исчисления налоговых обязательств, руководители организаций оценивают работу бухгалтерского аппарата исключительно обрат­но пропорционально сумме налоговых платежей, т. е. чем меньше организация заплатила налогов, тем лучше сработала ее бухгалте­рии. Однако если бухгалтер существует только для расчета налогов, то чем его зарплата отличается по существу от самого налогового платежа? В этой ситуации его заработную плату необходимо исключить из фонда оплаты труда организации и включить в статью налогов как расходы по получению информации о налоговых платежах.

Всеэто говорится для того, чтобы мы все одинаково понимали, что бухгалтерский учет ведется для получения информации о деятельности организации, ее финансовых результатах, обладает богатым инструментарием по сбору, обработке и хранению данных о финансово-хозяйственной деятельности, пригодных для управленческих нужд. Если учет в организации поставлен так, что эти задачи не выполняются, то зарплата бухгалтера становится дополнительным налоговым платежом.

 

Определение налоговых обязательств

 

Даннуюзадачу комментировать излишне. Еще раз отметим, что бухгалтерский учет как наука существует более 500 лет. В свою очередь, налоговому законодательству чуть более 100 лет, т. е. бухгалтерский учет существовал задолго до появления налогового законодательства. Поэтому здесь будет уместно вспомнить В. В. Маяковского: «...если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?».

Из всего сказанного следует, что перед тем как разрабатывать систему бухгалтерского учета организации, необходимо:

1) определить перечень задач, которые должен выполнять бухгалтерский учет в данной организации;

2) определить приоритеты между задачами;

3) выбрать эффективные способы решения поставленных задач.

Какизвестно, перечень способов ведения бухгалтерского учета организации закрепляется в ее учетной политике, поэтому необхо­димо рассмотреть, что это за документ, каковы его содержание и значение для всей системы бухгалтерского учета организации.

 

6. Согласно п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденного приказом Ми­нистерства финансов РФ от 9 декабря 1998г. №60н, под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета. К ним относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, пога­шения стоимости активов, организации документооборота, инвен­таризации, применения счетов бухгалтерского учета, обработки информации, система регистров бухгалтерского учета и иные соот­ветствующие способы и приемы. При этом всегда возникает во­прос: что же это за способы, которые должны находить отражение в учетной политике?

Прежде всего, каждому бухгалтеру необходимо знать и уметь выделять три составляющие части учетной политики: методологи­ческую, методическую и организационную. Рассмотрим каждую из них по порядку.

Методологическая часть учетной политики содержит положе­ния, которые регулируют методологию ведения бухгалтерского учета. Для того чтобы определить, относится тот или иной способ ведения бухгалтерского учета к методологическому, достаточно за­дать себе вопрос: а влияет ли избрание того или иного способа на показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности? Например, способ списания сырья и материалов в производство (ФИФО, ЛИФО, средняя себестоимость, себестоимость единицы запасов) может оказывать влияние сразу на целую группу показателей бух­галтерской отчетности: показатель остатка сырья и материалов в бухгалтерском балансе, величина незавершенного производства, се­бестоимость продукции и, как следствие, финансовый результат.

Методическая часть учетной политики состоит из способов ве­дения бухгалтерского учета, которые описывают порядок отраже­ния финансово-хозяйственных операций в системе бухгалтерского учета. В отличие от методологической части учетной политики данные приемы не оказывают влияния на показатели бухгалтерской отчетности. Они, как правило, регулируют технику отраже­ния операций на счетах бухгалтерского учета. Например, отражение в бухгалтерском учете операций по приобретению сырья и материалов с использованием или без использования счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» никак не повлияет на показатели бухгалтерской отчетности.

Организационная часть учетной политики описывает организа­цию системы бухгалтерского учета. Способы ведения бухгалтерского учета, относящиеся к указанной части учетной политики, фиксируют форму, по которой ведется бухгалтерский учет, способ организации бухгалтерской службы, функции работников бухгалтерского аппарата и другие организационные аспекты бухгалтерского процесса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.143.1 (0.012 с.)