Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы бухгалтерской отчетности малых предприятий (МП)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Министерство Финансов РФ приказом №67н утвердило рекомендованные формы бухгалтерской отчетности (ф.№1, ф.№2). Рабочий план счетов МП Синтетические счета и субсчета у субъектов малого бизнеса, как правило, отражаются в сводных учетных регистрах отдельной строкой. Неограниченное увеличение их количества приводит к разрастанию регистров, усложнению их восприятия и пользования. Поэтому при разработке рабочего плана счетов синтетические субсчета имеет смысл выделять только для той информации, которая действительно обладает существенным значением для организации и получение которой важно в рамках всей деятельности. Например, информацию о расчетах по налогам можно вести в отдельных ведомостях. Для целей управления данная информация важна не в разрезе отдельных налогов, а в их совокупности, поэтому учет расчетов по каждому виду налогов предпочтительнее организовать в рамках аналитического учета. Приказ №64н позволяет объединять отдельные синтетические счета в один. Пунктами 8—19 приказа № 64н предусмотрено, что субъекты малого предпринимательства могут в своей деятельности объединять счета бухгалтерского учета. Таблица - Рабочий план счетов ЗАО «Купи-продай»
7. Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой форму свободного предпринимательства. На основе использования находящихся в его собственности или аренде земли и имущества оно осуществляет производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции. Положениями Гражданского кодекса РФ предусмотрены две формы существования крестьянских (фермерских) хозяйств: глава крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица или на базе имущества крестьянского (фермерского) хозяйства может быть создано хозяйственное товарищество или производственный кооператив. Крестьянское (фермерское) хозяйство самостоятельно определяет направление и вид своей деятельности, порядок использования и реализации продукции на договорной основе покупателям. Кроме того, оно взаимодействует со снабженческими, агросервисными и другими предприятиями и организациями, а также с финансовыми, кредитными и страховыми органами. Являясь юридическим лицом крестьянское (фермерское) хозяйство обязано вести учет своего имущества, обязательств и хозяйственных операций, методологические основы которого установлены Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Главные задачи учета – обеспечение контроля за наличием и использованием материальных ресурсов и денежных средств; своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности; выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов; формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах хозяйственной деятельности. Учет хозяйственной деятельности ведет, как правило, лично глава крестьянского (фермерского) хозяйства или любой из его членов, имеющий необходимые навыки. По желанию для выполнения обязанностей бухгалтера могут привлекаться специалисты со стороны. Учет хозяйственной деятельности обеспечивается систематическим ведением записей в журналах, книгах, ведомостях или на отдельных листах. С 1992г. крестьянские (фермерские) хозяйства руководствуются Рекомендациями по ведению учета производственной деятельности в крестьянском (фермерском) хозяйстве, разработанными Фондом поддержки и развития крестьянских (фермерских) хозяйств «Российский фермер» и согласованными с Госкомстатом СССР 6 июня 1991г. Основными учетными регистрами, рекомендуемыми для ведения в крестьянском (фермерском) хозяйстве являются: книга учета имущества крестьянского (фермерского) хозяйства (форма № 1-КХ); книга учета продукции и материалов (форма № 2-КХ); книга учета труда (форма № 3-КХ); журнал учета хозяйственных операций (форма № 4-КХ) и ведомость финансовых результатов (форма № 5-КХ). Учет имущества ведется в книге учета имущества крестьянского (фермерского) хозяйства (форма № 1 –КХ) по разделам: 1. Земельная площадь. 2. Основные средства. 3. Скот и птица. Записи в раздел 1 производят на основании государственного акта на право пожизненного наследуемого владения, собственности на земельный участок или договора на его аренду, в соответствии с решением органа местного самоуправления. В этом разделе отражается площадь, занятая отдельными угодьями. Из общей земельной площади выделяют сельскохозяйственные угодья, приусадебный участок, площадь, занятую лесом, и прочие земли. Записи производят один раз в год по состоянию на 1 января. В разделе 3 учитывают поголовье животных и птицы, их движение по группам: коровы и быки-производители; молодняк крупного рогатого скота на выращивании и откорме; свиноматки основные и хряки-производители; поросята на выращивании и откорме; овцы (козы) взрослые; прочие. В этом разделе отражают наличие, поступление и выбытие животных (количество голов). По купленным и проданным животным указывают живую массу и стоимость их приобретения или реализации. Стоимость животных на конец года определяется по средней реализационной цене, а живая масса – путем контрольного взвешивания отдельных животных соответствующей группы. Для оприходования продукции растениеводства и животноводства, произведенной в хозяйстве, учета ее расходования и контроля за использованием покупной продукции и материалов в крестьянском (фермерском) хозяйстве ведут книгу учета продукции и материалов (форма № 2-КХ). Записи осуществляют в течение года по мере совершения хозяйственных операций. Продукция и материалы учитываются по каждому году в следующих разделах: 1. Продукция растениеводства. 2. Продукция животноводства. 3. Покупные материалы. Учет оплаты труда членов крестьянского (фермерского) хозяйства и привлеченных работников ведут в книге учета труда (форма № 3-КХ). Записи производят в календарной последовательности по разделам: 1. Учет рабочего времени. 2. Учет оплаты труда. Все расходы крестьянского (фермерского) хозяйства, связанные с производством, переработкой и реализацией продукции (выполнением работ, оказанием услуг), доходы, полученные от основного вида деятельности, расходы и доходы от других видов деятельности, платежи в бюджет, страховым и другим организациям, а также расчетные операции и движение денежных средств крестьянского (фермерского) хозяйства учитывают в журнале учета хозяйственных операций (форма № 4-КХ). Журнал состоит из приходной и расходной частей. Записи осуществляют в календарной последовательности по мере совершения хозяйственной операции. Финансовый результат деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства формируется в ведомости финансовых результатов (форма № 5-КХ). Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» все организации, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность, включающую в себя бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к ним, предусмотренные нормативными актами, пояснительную записку. Российским законодательством не предусмотрены льготы крестьянским (фермерским) хозяйствам при составлении бухгалтерской отчетности.
Лекция 2 Учет денежных средств на предприятиях малого бизнеса
1. Учет расчетов с подотчетными лицами; 2. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками; 3. Учет расчетов с покупателями и заказчиками; 4. Учет расчетов с прочими дебиторами и кредиторами.
1. В связи с тем, что учет расчетов является достаточно обширным, в рамках настоящего вопроса будут рассмотрены только: 1) учет расчетов с подотчетными лицами; 2) учет расчетов с поставщиками и подрядчиками; 3) учет расчетов с покупателями и заказчиками; 4) учет расчетов с прочими дебиторами и кредиторами. Учет расчетов с подотчетными лицами. Учет расчетов с подотчетными лицами в зависимости от принятой в организации формы бухгалтерского учета можно вести: - в журнале-ордере №7 - при применении Единой журнально-ордерной формы, утвержденной письмом Министерства финансов СССР от 8 марта 1960 г. № 63; - в журнал - ордере № 3 - при применении Журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденной письмом Министерства финансов СССР от 6 июня 1960 г. № 176; - в Ведомости учета расчетов и прочих операций № В-5, утвержденной приказом № 64н, - при применении упрощенной формы бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета; - в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности № К-1, утвержденной приказом № 64н, при применении простой формы бухгалтерского учета. Кроме того, организации, применяющие УСН, отражают отдельные операции, связанные с расчетами с подотчетными лицами, в Книге учета доходов и расходов, утвержденной приказом Министерства по налогам и сборам РФ от 28 октября 2002 г. №БГ-3-22/606. Учет расчетов с подотчетными лицами регулируется пп. 10, 11 и 17 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (утв. письмом ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. № 18). Выдача денег под отчет осуществляется на основании расходного кассового ордера (унифицированная форма № КО-2). Список лиц, которым разрешается выдача подотчетных сумм, должен быть утвержден приказом руководителя организации. Обращаем внимание бухгалтеров, что лица, которым разрешено получение подотчетных сумм, обязательно должны быть проинформированы о том, какие документы они должны иметь для оправдания сумм понесенных расходов. Это позволит избежать ситуаций, когда бухгалтеру приходится отказывать подотчетному лицу в возмещении понесенных расходов. Ввиду отсутствия необходимых оправдательных документов. На основании документов о произведенных расходах подотчетным лицом составляется авансовый отчет по утвержденной форме. Постановлением Госкомстата России от 1 августа 2001 г. № 55 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № АО-1 «Авансовый отчет» утверждена форма авансового отчета, которая введена в действие с 1 января 2002 г. Если подотчетное лицо, придя в организацию, непосредственно передает канцелярские товары сотрудникам для использования, а не сдает их на склад материально ответственному лицу, то применение счета 10 «Материалы» для отражения указанной операции, просто не отражает реальную картину тех операций, которые происходят в организации. К тому же такой подход явно не удовлетворяет требованию рациональной организации бухгалтерского учета, закрепленному в п. 7 ПБУ 1/08. Поэтому использование счета 10 «Материалы» в этих ситуациях необязательно. Прежде всего, хотелось бы отметить, что по практике налоговых проверок налоговые инспектора требуют обязательной расшифровки сумм канцелярских товаров, приобретенных организацией. Во-вторых, для отнесения на издержки производства (обращения) необходим оправдательный документ, подтверждающий, что канцелярские товары действительно переданы подотчетным лицом. Это условие можно выполнить путем расписки на оборотной стороне товарного чека или иного документа, выданного подотчетному лицу при приобретении канцелярских товаров, сотрудника организации, которому переданы канцтовары, с указанием его должности, даты и подписи, например: «Канцелярские товары получены для нужд бухгалтерии. 12.10.20__ г. Главный бухгалтер <подпись>». Срок, в течение которого подотчетное лицо обязано отчитаться за полученные подотчетные суммы, устанавливается руководителем организации. Остаток подотчетных сумм вносится подотчетным лицом в кассу организации не позднее трех дней по окончании установленного срока, что оформляется приходным ордером (унифицированная форма № КО-1). Учет расчетов с подотчетными лицами ведется на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Согласно п. 16 приказа №64н субъекты малого предпринимательства могут вести учет расчетов с подотчетными лицами на счете 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами». На взгляд ученых, такой вариант можно использовать там, где суммы, выдаваемые подотчет, и количество операций с подотчетными лицами невелики. Если же организации необходимо отслеживать информацию о том, сколько подотчетных средств и каким сотрудникам выдано, тогда целесообразнее все-таки учитывать указанные суммы на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами». 2. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в зависимости от принятой в организации формы бухгалтерского учета можно вести: - в журнале-ордере № 6 или № 6-а и ведомости № 6 - при применении Единой журнально-ордерной формы, утвержденной письмом Министерства финансов СССР от 8 марта 1960 г. №63, - в журнале-ордере №3 и ведомости №3 - при применении Журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденной письмом Министерства финансов СССР от 6 июня 1960 г. № 176; - в Ведомости учета расчетов с поставщиками № В-7, утвержденной приказом № 64н, - при применении упрошенной формы бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета; - в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности № К-1, утвержденной приказом № 64н, - при применении простой формы бухгалтерского учета. Кроме того, у организаций, применяющих УСН, отдельные операции, связанные с расчетами с поставщиками и подрядчиками, могут отражаться в Книге учета доходов и расходов, утвержденной приказом Министерства по налогам и сборам РФ от 28 октября 2002 г. № БГ-3-22/606. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Однако в ряде случаев применение одного счета для расчетов со всеми поставщиками и подрядчиками бывает неудобно. Например, торговым организациям, скорее всего, хотелось бы получать отдельно информацию о расчетах с поставщиками товаров и данные о расчетах с прочими поставщиками. Поэтому в рамках счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» зачастую оправданно открывать субсчета: 60-1 «Расчеты с поставщиками товаров» (для торговых организаций) или «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по основной деятельности» (для организаций производства и сферы услуг); 60-9 «Расчеты с прочими поставщиками и подрядчиками». Кроме того, по мнению авторов, совершенно нецелесообразно выделение на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчетов 60-1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по поставленным товарам (выполненным работам, оказанным услугам)» и 60-2 «Расчеты по авансам выданным», которое часто можно встретить в программных продуктах («1С», «БЭСТ-Офис»). Аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками всегда осуществляется по каждому контрагенту в отдельности. Поэтому у организации есть данные о том, должна ли она поставщику (сальдо по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками») или поставщик должен организации (сальдо по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»). Таким образом, итоговую информацию о том, сколько должна организация поставщикам, отражает остаток по кредиту счета 60, а о том, сколько авансов было поставщикам выдано, - остаток по дебету счета 60. Выделение вышеуказанных субсчетов удлиняет номенклатуру используемых счетов, усложняет учетный процесс (т. е. субсчет авансов выданных должен закрываться на субсчет поставленных товаров (продукции, выполненных работ, оказанных услуг), однако практически не добавляет никакой полезной и нужной информации в систему бухгалтерского учета). 3. Учет расчетов с покупателями и заказчиками в зависимости от принятой в организации формы бухгалтерского учета можно вести: - в журнале-ордере № 11 и ведомости № 16 - при использовании метода начисления или № 16а (при использовании кассового метода) - при применении Единой журнально-ордерной формы, утвержденной письмом Министерства финансов СССР от 8 марта 1960 г. № 63; - в журнале-ордере № 6 - при применении Журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденной письмом Министерства финансов СССР от 6 июня 1960 г. № 176; - в Ведомости учета расчетов и прочих операций № 6 (отгрузка) - в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности № К-1, утвержденной приказом № 64н, - при применении простой формы бухгалтерского учета. Кроме того, у организаций, применяющих УСН, отдельные операции, связанные с расчетами с поставщиками и подрядчиками, могут отражаться в Книге учета доходов и расходов, утвержденной приказом Министерства по налогам и сборам РФ от 28 октября 2002 г. № БГ-3-22/606. Учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Пунктом 16 приказа № 64н субъектам малого предпринимательства предоставлено право вести учет расчетов с покупателями и заказчиками на счете 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами». Указанный вариант целесообразно использовать в организациях, у которых операции по продаже с отсрочкой платежа редки и выбиваются из общей суммы продаж с одновременной оплатой. Более целесообразным представляется использовать данное право, разделив всех покупателей и заказчиков на основных, т. е. тех, от которых получают все или значительную часть доходов от основной деятельности, и прочих, от которых получают прочие доходы и незначительные суммы доходов от обычной деятельности. Тогда основных покупателей можно учитывать на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», а прочих - на счете 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами». Аналогично ситуации со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», нельзя согласиться с часто встречающимся на практике выделением на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчетов 62-1 «Расчеты с покупателями и заказчиками по поставленным товарам (выполненным работам, оказанным услугам)» и 62-2 «Расчеты по авансам полученным», которое часто можно встретить в программных продуктах («1С», «БЭСТ-Офис»). Аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками всегда осуществляется по каждому контрагенту в отдельности, поэтому у организации есть данные о том, должен ли ей покупатель (сальдо по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками») или организация должна отгрузить ему продукцию (товары) (выполнить работы, оказать услуги) (сальдо по кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»). Таким образом, итоговую информацию о том, сколько авансов получено организацией от покупателей, отражает всегда остаток по кредиту счета 62, а о том, сколько покупатели должны организации, - остаток по дебету счета 62. Выделение вышеуказанных субсчетов удлиняет номенклатуру используемых счетов, усложняет учетный процесс (т.е. субсчет авансов полученных должен закрываться на субсчет поставленных товаров (продукции) (выполненных работ, оказанных услуг)), однако практически не добавляет никакой полезной и нужной информации в систему бухгалтерского учета). 4. Учет расчетов с прочими дебиторами и кредиторами в зависимости от принятой в организации формы бухгалтерского учета можно вести: - в журнале-ордере № 8 и ведомости № 7 - при применении Единой журнально-ордерной формы, утвержденной письмом Министерства финансов СССР от 8 марта 1960 г. № 63; - в журнале-ордере № 3 - при применении Журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденной письмом Министерства финансов СССР от 6 июня 1960 г. № 176; - в ведомости учета расчетов и прочих операций № В-5, утвержденной приказом № 64н, - при применении упрощенной формы бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета; - в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности № К-1, утвержденной приказом № 64н, - при применении простой формы бухгалтерского учета. Кроме того, у организаций, применяющих УСН, отдельные операции, связанные с расчетами с прочими дебиторами и кредиторами, могут отражаться в Книге учета доходов и расходов, утвержденной приказом Министерства по налогам и сборам РФ от 28 октября 2002 г. № БГ-3-22/606. Учет расчетов с прочими дебиторами и кредиторами ведется на счете 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами». Согласно п. 16 приказа № 64н субъекты малого предпринимательства на указанном счете могут также отражать данные по счетам: - 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»; - 63 «Резервы по сомнительным долгам»; - 71 «Расчеты с подотчетными лицами»; - 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»; - 75 «Расчеты с учредителями»; 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»; 79 «Внутрихозяйственные расчеты». Лекция 3 «Учет внеоборотных активов на предприятиях малого бизнеса» 1. Организация учета основных средств 2. Документальное оформление поступления основных средств 3. Учет амортизации основных средств 4. Учет нематериальных активов
1. Организация учета основных средств Основными документами по регулированию бухгалтерского учета основных средств являются ПБУ 6/01 и Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 13 октября 2003 г. № 91н. Учет основных средств и сумм амортизационных отчислений в зависимости от принятой в организации формы бухгалтерского учета может вестись: - в журнале-ордере № 13 и разработочной таблице № 6 – при применении журнально-ордерных форм счетоводства; - в Ведомости учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (износа) № В-1, утвержденной приказом № 64н, - при применении упрощенной формы бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета; - в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности № К-1, утвержденной приказом № 64н, - при применении простой формы бухгалтерского учета; - в Книге учета доходов и расходов, утвержденной приказом Министерства по налогам и сборам РФ от 28 октября 2002 г. № БГ-3-22/606, организациями, применяющими УСН и выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на расходы. Единицей учета основных средств является инвентарный объект. В качестве инвентарного объекта могут выступать; - объект со всеми приспособлениями и принадлежностями; - отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций; - обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. Если у одного объекта основных средств есть несколько частей, имеющих разный срок полезного использования, то каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Пообъектный учет основных средств ведется на инвентарных карточках учета основных средств (унифицированная форма № ОС-6). Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект. В организации, имеющей небольшое количество объектов основных средств, пообъектный учет рекомендуется осуществлять в инвентарной книге с указанием необходимых сведений об основных средствах по их видам и местам нахождения. Заполнение инвентарных карточек (инвентарной книги) производится на основании акта (накладной) приемки-передачи основных средств (унифицированная форма №001), технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и списание объектов основных средств. Учет поступления основных средств Учет поступления основных средств необходимо разделить на: - признание основных средств; - документальное оформление поступления основных средств и ввода их в эксплуатацию; - порядок определения первоначальной стоимости основных средств. Признание основных средств Согласно п. 4 ПБУ 6/01 для признания актива основным средством необходимо единовременное выполнение следующих условий: - использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации; - использование в течение длительного времени, т. е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; - не предполагается последующая перепродажа данных активов; - способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. В книге уже отмечалось, что отмена стоимостного ограничения привела к тому, что многочисленные дешевые активы длительного срока использования (тройники, валенки, калькуляторы и т. п., ранее называемые МБП) попали в категорию основных средств, что вынуждает организации начислять по ним амортизацию. Для избежания указанной ситуации п. 18 ПБУ 6/01 позволено основные средства не более 40 000 руб. единовременно списывать на расходы периода. Однако такой подход только отчасти решает указанную проблему. Дело в том, что учет основных средств (документирование, списание и т.д.) более трудоемок, нежели учет МБП или материалов. Поэтому предлагается организациям по возможности устанавливать в учетной политике срок полезного использования многих МБП менее одного года, в результате чего они попадают в категорию материалов, а не основных средств. Данное положение удовлетворяет требованию рациональности и не противоречит требованию существенности (во-первых, ввиду низкой стоимости указанных активов, во-вторых, ввиду того что их стоимость все равно может единовременно списываться на расходы в соответствии с п. 18 ИБУ 6/01). Определенные затруднения возникают в связи с применением понятия «операционный цикл». Министерство финансов РФ уже достаточно широко использует его в своих документах, однако нормативного закрепления данный термин до сих пор не получил. В МСФО под операционным циклом понимается период времени между приобретением материалов, используемых в производственном процессе, и их продажей в обмен на денежные средства или инструменты, легко обратимые в денежные средства. Однако такое определение позволяет двояко подойти к понятию «операционный цикл». Во-первых, под операционным циклом может подразумеваться период времени с момента перечисления оплаты поставщику за сырье и материалы (вне зависимости от того, является ли данное перечисление пост- или предоплатой) до момента получения денежных средств за готовую продукцию (опять же вне зависимости от того, получает ли организация аванс или же оплата поступает в погашение дебиторской задолженности). Во-вторых, под операционным циклом может подразумеваться период времени с момента возникновения права собственности на сырье и материалы до момента перехода права собственности на готовую продукцию покупателю. Очевидно, что в сегодняшних российских условиях периоды времени, исчисленные по двум указанным способам, могут существенно различаться. По мнению авторов, в своей деятельности организациям целесообразно использовать первый подход, так как кругооборот денежных средств более точно характеризует финансово-хозяйственную деятельность организации, нежели кругооборот прав собственности. В связи с тем, что определение данного термина в нормативной базе отсутствует, организациям, для которых данное понятие представляет значимость при ведении бухгалтерского учета, целесообразно закрепить указанное определение в учетной политике организации. Документальное оформление поступления основных средств Для правильного документального оформления поступления основных средств бухгалтеру необходимо разделить моменты поступления и ввода в эксплуатацию основных средств. Поступление основных средств в организацию может быть оформлено различными документами в зависимости от того, как это основное средство поступило в организацию (за плату, безвозмездно, в качестве взносов в уставный капитал, в результате их строительства или создания, а также на условиях аренды (лизинга)). Это могут быть сопроводительные документы продавца, акт приемки-передачи (не унифицированная форма, а гражданско-правовой документ) и др. Однако наличие указанных документов не является основанием для того, чтобы признать полученные активы основными средствами и отразить их по дебету счета 01 «Основные средства». Основанием для зачисления объектов в состав основных средств является акт (накладная) приемки-передачи основных средств, составленный по унифицированной форме № ОС-1. Данным актом оформляются операции: - по вводу объектов в эксплуатацию (за исключением тех случаев, когда ввод объектов в действие должен в соответствии с действующим законодательством оформляться в особом порядке); - по внутреннему перемещению основных средств из одного структурного подразделения организации в другое; - по передаче основных средств со склада (из запаса) в эксплуатацию; - по исключению из состава основных средств при передаче, продаже другой организации. На основании акта (накладной) приемки-передачи основные средства зачисляются на счет 01 «Основные средства». Порядок определения первоначальной стоимости основных средств Первоначальная стоимость основных средств, поступивших за плату, определяется как сумма фактических затрат организации на их приобретение, сооружение и изготовление. При этом в сумму фактических затрат включаются: - суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу); - суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам; - суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств; - регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств; - таможенные пошлины; - невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств; - начисленные до принятия инвестиционного объекта основных средств к бухгалтерскому учету проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения, сооружения или изготовления этого объекта; - вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств; - иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств. Следует иметь в виду, что общехозяйственные и иные аналогичные расходы включаются в первоначальную стоимость основных средств, только в случае, когда они непосредственно связаны с их приобретением, сооружением или изготовлением. В случае, когда закупочная стоимость основных средств (или одна из других составляющих первоначальной стоимости) выражена в условных денежных единицах, первоначальная стоимость данных основных средств увеличивается или уменьшается на сумму возникающих суммовых разниц. При этом обращаем внимание на то, что указанные суммовые разницы уменьшают или увеличивают первоначальную стоимость основных средств, только если они получены до момента ввода основных средств в эксплуатацию. В противном случае они классифицируются как внереализационные расходы и отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Пример. ООО «Производство» (далее - Общество) приобретает основные средства стоимостью 1000 у. е.. Согласно условиям поставки Общество перечисляет предоплату в сумме 400 у. е. за две недели до поставки основных средств и уплачивает оставшиеся 600 у. е. через две недели после даты поставки. На дату совершения предоплаты курс одной условной единицы был равен 31,50 руб., на дату поставки - 32,00 руб. и на дату окончательной оплаты -32,50 руб. Перечисление предоплаты отражается в бухгалтерском учете записью Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» К-т сч. 51 «Расчетный счет» - 31,50 х 400 = 12 500 руб. Поступление основных средств отражается бухгалтерской проводкой Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 32,00 х 1000 = 32 000 руб. Однако с момента совершения предоплаты до момента поставки курс условной единицы изменился, что привело к появлению суммовой разницы в размере 400 х (32,00 - 31,50) = 200 руб. Указанную суммовую разницу необходимо отразить в бухгалтерском учете, уменьшив на нее первоначальную стоимость основных средств: Д-Т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 200 руб. (сторно). Перечисление суммы в окончательный расчет по поставке оформляется бухгалтерской записью Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» К-т сч. 51 «Расчетный счет» - 32,50 х 600 = 19 500 руб. Так как с момента поставки до момента окончательной оплаты курс условной единицы снова изменился, получена суммовая разница в размере 600 х (32,50 - 32,00) = 300 руб. Если оплата основных средств была осуществлена до момента ввода их в эксплуатацию, то на данную суммовую разницу необходимо увеличить первоначальную стоимость приобретенных основных средств: Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 300 руб. Если основные средства были введены в эксплуатацию до момента возникновения суммовых разниц, то такая разница относится на результаты деятельности организации: Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками* - 300 руб. Если закупочная стоимость основных средств (или любая иная составляющая их первоначальной стоимости) выражена в иностранной валюте, тогда первоначальная стоимость определяется с учетом пересчета закупочной стоимости (или иной составляющей) и рубли по официальному курсу ЦБ РФ на дату принятия к учету ос<
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.108.3 (0.015 с.) |