Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учет на предприятиях малого бизнеса

Поиск

Учет поступления товаров

Учет поступления товаров можно разделить на три составляю­щие:

- документальное оформление поступления товаров;

- способы отражения приобретения товаров в бухгалтерском учете;

- порядок определения фактической себестоимости товаров,

Документальное оформление поступления товаров

Поступление товаров в организацию может осуществляться:

- по договорам купли-продажи, договорам поставки, другим аналогичным договорам или другим документам в соответст­вии с действующим законодательством;

- путем внесения их в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации;

- путем их получения организацией безвозмездно (включая договор дарения).

Операции по поступлению, хранению и реализации товаров оформляются унифицированными формами первичных докумен­тов, утвержденными постановлением Госкомстата России от 25 де­кабря 1998 г. № 132, или формами, самостоятельно разработанными организацией с учетом требований ст. 9 Федерального закона «О бух­галтерском учете» (прил. 1) и закрепленными в ее учетной политике.

Приемка товаров осуществляется членами приемной комиссии, уполномоченными на то руководителем организации. В условиях малого предприятия приемка может осуществляться непосредственно кладовщиком или материально ответственным лицом в при­сутствии представителя поставщика товаров или организации пе­ревозчика. На фактическое количество поступивших товаров со­ставляется акт о приемке товаров (ф. ТОРГ-1) или иной документ о поступлении товаров по форме, самостоятельно разработанной организацией с учетом требований ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

При наличии расхождений между документами поставщика по ассортименту, количеству и качеству приемку товаров приостанав­ливают и в обязательном порядке вызывают представителя постав­щика или грузоотправителя. При невозможности участия предста­вителя поставщика вместо него может быть приглашен компетент­ный представитель незаинтересованной организации.

Если поступают отечественные товары, то на товарно-материальные ценности, по которым установлены расхождения между данными поставщика и фактическим количеством или качеством, в четырех экземплярах составляется акт об установленном расхож­дении по количеству и качеству при приемке товарно-материаль­ных ценностей (ф. ТОРГ-2).

Если поступают импортные товары, то на товарно-материальные ценности, по которым установлены расхождения между данными поставщика и фактическим количеством или качеством, в пяти эк­земплярах составляется акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров (ф. ТОРГ-3).

Указанные акты в дальнейшем являются основанием для на­правления претензионного письма поставщику или транспортной организации.

Контроль за наличием материальных запасов

Задача контроля за наличием материальных запасов заключа­ется в информировании руководства организации о наличии или отсутствии тех или иных отдельных видов материальных запасов, поддержании на складе количества материальных запасов, доста­точного для обеспечения бесперебойного производственного про­цесса. Данная задача выполняется путем оперативного отслежива­ния текущих объемов материальных запасов и информирования руководства, когда их количество достигает точки заказа. Под точкой заказа понимается минимально необходимое для обеспече­ния бесперебойного процесса производства количество матери­альных запасов, которое будет потреблено за то время, пока будет осуществляться поставка следующей партии данных материаль­ных запасов.

 

Учет поступления материалов

Учет поступления материалов можно разделить на три состав­ляющие:

- документальное оформление поступления материалов;

- способы отражения приобретения материалов в бухгалтерском учете;

- порядок определения фактической себестоимости материалов.

 

Документальное оформление поступления материалов

Поступление материальных запасов в организацию может осуществляться:

- по договорам купли-продажи, договорам поставки, другим аналогичным договорам или другим документам в соответст­вии с действующим законодательством;

- путем изготовления материалов силами организации;

- путем внесения в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации;

- безвозмездно (включая договор дарения).

При отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными о поставке кладовщиком составляется в одном экземпляре приходный ордер по унифицированной форме № М-4 или форме, самостоятельно разработанной организацией с учетом требований ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете». Вместо приходного ордера допускается проставление на сопроводительных документах поставщика штам­па, содержащего все необходимые реквизиты приходного ордера.

При наличии расхождений между документами поставщика по ассортименту, количеству и качеству приемку материальных запа­сов осуществляет приемная комиссия. В состав комиссии обяза­тельно входят материально ответственное лицо покупателя и пред­ставитель поставщика. При невозможности участия представителя поставщика вместо него может участвовать представитель незаин­тересованной организации. Указанная комиссия составляет в двух экземплярах акт о приемке материалов по унифицированной фор­ме № М-7 или форме, самостоятельно разработанной организацией с учетом требований ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете». В акте указываются данные о поставке по сопроводительным документам и фактические данные. Акт подпи­сывается всеми членами комиссии. Один экземпляр акта остается в организации, другой передается поставщику вместе с претензи­онным письмом.

При иных способах поступления материалов в организацию оно отражается в приходном ордере по форме № М-4 или форме, само­стоятельно разработанной организацией с учетом требований ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

 

Материалов

Отражение в бухгалтерском учете поступления материалов в организацию может осуществляться:

- с применением счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;

- без применения вышеуказанных счетов.

Использование счетов 15 и 16 целесообразно использовать в следующих случаях:

- при учете материальных запасов по учетным ценам. Применение учетных цен позволяет не только установить контроль за стоимостью материальных ресурсов, но и решить методиче­скую проблему, возникающую в ситуациях, когда со склада осуществляется отпуск материальных запасов, фактическая стоимость поступления которых еще до конца не сформиро­вана. Например, суммовые разницы можно включить в стои­мость материальных запасов только после их оплаты. Однако момент отпуска этих запасов в производство может предше­ствовать дате их оплаты;

- при сложной структуре себестоимости материальных запасов. В отдельных случаях себестоимость материальных запасов может иметь сложную структуру: закупочная стоимость, фрахт, страховка, доведение до состояния, пригодного к ис­пользованию, и т. д. При этом отдельные виды расходов сложно будет отнести напрямую на стоимость конкретных материальных запасов. В этом случае применение счета 15 удобно, так как на нем легко выделить информацию только о тех материальных ресурсах, которые были поставлены в от­четном периоде;

- при длительности процесса заготовления материальных запа­сов. Если процесс заготовления материальных запасов зани­мает продолжительное время, например поставка из-за грани­цы, тогда применение счета 15 удобно тем, что позволяет раз­делить фактически готовые к использованию в производстве ресурсы (числятся на счете 10 «Материалы») и ресурсы, на­ходящиеся в процессе заготовления.

Пример. Согласно принятой в ООО «Котловик» учетной поли­тике процесс заготовления материалов отражается в бухгалтерском учете без использования счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости матери­альных ценностей».

Поступили материалы от поставщика:

Д-т сч. 10 «Материалы»

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

- 10 000 руб.

Пример. Согласно принятой в ООО «Порядок» (далее - Обще­ство) учетной политике процесс заготовления материалов отражает­ся в бухгалтерском учете с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

Отгружены материалы поставщиком транспортной организации. Согласно условиям договора поставки право собственности на мате­риалы перешло к Обществу:

Д-т сч. 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

- 10 000 руб.

Выставлен транспортной организацией акт за оказанные услуги по доставке материалов:

Д-т сч. 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

- 1500 руб.

Приобретенные материалы поступили на склад Общества:

Д-т сч. 10 «Материалы»

К-т сч. 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

- 11500 руб.

 

Порядок определения фактической себестоимости материалов

Согласно п. 5 ПБУ 5/01 материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимо­сти. Пунктом 6 ПБУ 5/01 определено, что фактической себестои­мостью материально-производственных запасов признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, к которым, в частности, относятся:

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщи­ку (продавцу);

- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;

- таможенные пошлины;

- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретени­ем материально-производственных запасов;

- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материально-производственные запасы;

- затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов;

- затраты по содержанию заготовительно-складского подразде­ления организации;

- затраты за услуги транспорта по доставке материально-произ­водственных запасов до места их использования, если они не включены в цену материально-производственных запасов, ус­тановленную договором;

- затраты по доведению материально-производственных запа­сов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают затраты организации по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не свя­занные с производством продукции, выполнением работ и
оказанием услуг;

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов.

Следует иметь в виду, что общехозяйственные и иные анало­гичные расходы включаются в фактическую себестоимость матери­альных запасов только в том случае, когда они непосредственно связаны с их приобретением.

Пример. Курьер ООО «Котловик» пользуется для проезда транспортной картой, которую ему оплачивает организация в связи с разъездным характером работы. В обязанность курьера входят как доставка закупаемых материалов от поставщика в организацию, так и выполнение иных функций (рассылка документации, получение выписок банка, доставка продукции покупателям и др.). Оплата транспортной карты (как и зарплата курьера) относится к общехо­зяйственным расходам и не включается в фактическую себестои­мость материалов.

В ООО «Порядок» также есть курьер, которому оплачивается транспортная карта. Однако в отличие от ООО «Котловик» здесь в курьерские функции входит исключительно доставка приобретае­мых у поставщиков материалов. Оплата транспортной карты (как и зарплата курьера) в этом случае включается в фактическую себе­стоимость приобретаемых материалов

В случае, когда скупочная стоимость материалов (или одна из других составляющих фактической себестоимости) выражена в ус­ловных денежных единицах, фактическая себестоимость данных материалов увеличивается или уменьшается на сумму возникаю­щих суммовых разниц. При этом бухгалтерам необходимо разли­чать курсовые и суммовые разницы. Первые образуются, когда обязательство выражено в конкретной иностранной валюте, вто­рые (суммовые) - в условных единицах.

Согласно п. 12 ПБУ 5/01 фактическая себестоимость материа­лов, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению. Поэтому суммовые разницы, возникающие после при­нятия к учету материалов, не могут изменять фактическую себе­стоимость материальных запасов и зачисляются на счет 91 «Про­чие доходы и расходы».

Пример. ООО «Котловик» (далее - Общество) приобретает ма­териалы стоимостью 300 у. е. Согласно условиям поставки стои­мость материалов определяется в условных единицах па дату их оп­латы, при этом Общество перечисляет предоплату в сумме 200 у. е. за две недели до поставки товаров и уплачивает оставшиеся 100 у. с. через две недели после даты поставки. На дату совершения предоп­латы курс одной условной единицы был равен 31,50 руб., на дату поставки - 32,00 руб. и на дату окончательной оплаты - 32,50 руб. Согласно принятой в Обществе учетной политике процесс заготов­ления материальных запасов отражается в бухгалтерском учете без использования счетов 15 «Заготовление и приобретение материаль­ных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных цен­ностей».

Перечисление предоплаты отражается в бухгалтерском учете записью

Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т сч. 51 «Расчетный счет»

- 31,50 х 200 = 6300 руб.

Поступление материалов отражается бухгалтерской проводкой:

Д-т сч. 10 «Материалы»

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

- 32,00 х 300 = 9600 руб.

Однако с момента совершения предоплаты до момента поставки курс условной единицы изменился, что привело к появлению сум­мовой разницы в размере 100 руб.: 200 х (32,00 - 31,50). Указанную суммовую разницу необходимо отразить в бухгалтерском учете, уменьшив на нес фактическую себестоимость приобретаемых мате­риалов:

Д-т сч. 10 «Материалы»

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

- 100 руб. (сторно).

Перечисление суммы в окончательный расчет по поставке оформляется бухгалтерской записью:

Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т сч. 51 «Расчетный счет»

- 32,50 х 100 = 3250 руб.

Так как с момента поставки до момента окончательной оплаты курс условной единицы снова изменился, получена суммовая разни­ца в размере 100 х (32,50 - 32,00) - 50 руб. Данную суммовую раз­ницу необходимо списать на счет 91 «Прочие доходы и расходы»:

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

- 50 руб.

Если стоимость материалов выражена в иностранной валюте, тогда в фактическую стоимость включается оценка указанных ма­териалов в рублях по официальному курсу ЦБ РФ на дату приня­тия к учету.

Пример. ООО «Порядок» (далее - Общество) приобретает им­портные материалы стоимостью 300 долл. США. Согласно условиям поставки Общество перечисляет предоплату в сумме 200 долл. США за две недели до поставки материалов и уплачивает оставшиеся 100 долл. США через две недели после даты поставки. На дату совершения предоплаты курс доллара США был равен 31,50 руб., на дату постав­ки - 32,00 руб. и на дату окончательной оплаты - 32,50 руб. Со­гласно принятой в Обществе учетной политике процесс заготовления материалов отражается в бухгалтерском учете без использования счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Перечисление предоплаты отражается в бухгалтерском учете записью

Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т сч. 51 «Расчетный счет»

- 31,50 х 200 = 6300 руб.

Поступление материалов отражается бухгалтерской проводкой

Д-т сч. 10 «Материалы»

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

- 32,00 х 300= 9600 руб.

Однако с момента совершения предоплаты до момента поставки курс доллара изменился, что привело к появлению курсовой разни­цы в размере 200 х (32,00 - 31,50) = 100 руб. Указанная курсовая разница в отличие от суммовой не уменьшает фактическую себе­стоимость приобретаемых материалов, а относится на счет 91 «Про­чие доходы и расходы» в качестве внереализационного дохода:

Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»

- 100 руб.

Перечисление суммы в окончательный расчет по поставке оформляется бухгалтерской записью

Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т сч. 51 «Расчетный счет»

- 32,50 х 100 = 3250 руб.

Так как с момента поставки до момента окончательной оплаты курс доллара США снова изменился, получена курсовая разница в размере 100 х (32,50 - 32,00) = 50 руб. Данная курсовая разница также не влияет па фактическую себестоимость приобретенных ма­териалов:

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

- 50 руб.

 

Инвентаризация материалов

Порядок проведения инвентаризации материальных запасов ре­гулируется Положением по ведению бухгалтерского учета и бух­галтерской отчетности в Российской Федерации (пп. 26, 29) и Ме­тодическими указаниями по инвентаризации имущества и финан­совых обязательств, утвержденными приказом Министерства фи­нансов РФ от 13 июня 1995 г. №49.

Инвентаризация имущества проводится в целях установления соответствия данных бухгалтерского учета фактическому наличию материальных ценностей, что позволяет выявить:

- фактическое наличие материальных запасов;

- ошибки при внесении данных с первичных документов в ре­гистры бухгалтерского учета;

- ошибки при отпуске материальных запасов или их приеме;

- потери материальными ценностями своих первоначальных качеств;

- неиспользуемые материальные запасы;

- пропажи или хищения материальных ценностей;

- соблюдение правил и условий хранения материальных запасов.

Все это позволяет сделать вывод о том, что инвентаризация материальных запасов необходима не только для составления бух­галтерской отчетности, но и для информирования руководства ор­ганизации о фактическом состоянии дел. Нормы и положения вы­шеуказанных документов, хотя и пестрят такими словами, как «обязаны», «должны» и т. П., на самом деле выработаны на основе 500-летнего опыта бухгалтерского учета. Эти требования фактиче­ски идут не из нормативных актов, а из жизни, практики. Соблю­дение указанных норм позволяет избежать ошибок, успешно про­вести инвентаризацию даже в очень сложных ситуациях, предъ­явить при обнаружении недостачи претензии материально ответст­венным лицам на грамотной правовой основе. В противном случае, если дело вдруг дойдет до суда, виновность материально ответст­венных лиц может быть не доказана, что приведет к получению организацией прямых убытков.

Подробно порядок проведения инвентаризации здесь рассмат­риваться не будет, так как он описан в вышеуказанных докумен­тах. Остановимся только на основных моментах.

Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведе­ния, перечень объектов инвентаризации утверждаются руководите­лем организации в ее учетной политике. Для проведения инвента­ризаций приказом руководителя создается инвентаризационная комиссия. Комиссия состоит из председателя (которым является руководитель организации или его заместитель) и членов (глав­ный бухгалтер, юрист, руководители подразделений). Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Инвентаризация материальных запасов проводится на основа­ИИ приказа руководителя (форма № ИНВ-22). До начала провер­ки фактического наличия имущества инвентаризационная комис­сия получает последние на момент инвентаризации отчеты о дви­жении материальных запасов. Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответствен­ность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Инвентаризация проводится в присутствии материально ответ­ственных лиц. Сведения о фактическом наличии материальных за­пасов заносятся в инвентаризационную опись товарно-материаль­ных ценностей (форма № ИНВ-3). При выявлении расхождений между фактическим количеством материальных запасов и их учет­ными данными составляется сличительная ведомость (форма № ИНВ-19), в которую заносятся только расхождения между фак­тическим наличием материально-производственных запасов и их количеством, числящимся по данным бухгалтерского учета.

Выявленные при инвентаризации излишки материально-произ­водственных запасов приходуются организацией по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты:

Д-т сч. 10 «Материалы»

К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы».

Если по результатам инвентаризации была выявлена недостача материально-производственных запасов или их порча в пределах норм естественной убыли, эти суммы относятся на издержки производства или обращения (расходы). Если по результатам инвентаризации была выявлена недостача материально-производственных запасов или их порча сверх норм естественной убыли, то суммы недостачи сверх норм возмещаются за счет виновных лиц.

Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыска­ИИ с них убытков, то суммы недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации.

Выявленные недостачи отражаются бухгалтерской записью

Д-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

К-т сч. 10 «Материалы».

Далее происходит классификация недостач. Недостачи в преде­лах норм естественной убыли оформляются бухгалтерской записью

Д-т сч. 20 «Основное производство»

К-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

При согласии материально ответственного лица с возмещением суммы недостачи:

Д-т сч. 731 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»2

К-т сч. 94 «Недостачи и потерн от порчи ценностей».

В случае отказа материально ответственного лица от возмещения причиненного ущерба и направления дела в суд делается запись

Д-т сч. 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты но претензиям»

К-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

 

6. Учет готовой продукции

Согласно п. 2 ПБУ 5/01 под готовой продукцией понимается часть материально-производственных запасов, предназначенная для продажи, представляющая собой конечный результат произ­водственного цикла: активы, законченные обработкой (комплекта­цией), технические и качественные характеристики которых соот­ветствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством.

Бухгалтерский учет готовой продукции призван решать следую­щие задачи:

- отражать наличие и движение готовой продукции на складах организации;

- обеспечить сохранность готовой продукции на складах;

- информировать руководство организации о достижении минимально необходимого уровня запасов готовой продукции на складах для обеспечения бесперебойного процесса ее от­грузки покупателям;

- иные задачи, поставленные руководством организации.

Выпуск готовой продукции с оприходованием ее на склад оформляется накладной на передачу готовой продукции в места хранения (унифицированная форма № МХ-18). Накладная состав­ляется в двух экземплярах материально ответственным лицом, ко­торое передает готовую продукцию. Один экземпляр остается у пе­редающей стороны, другой получает принимающая сторона.

Учет готовой продукции может вестись по плановой либо фак­тической себестоимости. Учет готовой продукции по плановой себе­стоимости применяется в тех случаях, когда организации необхо­димо определять финансовый результат от основной деятельности в течение месяца. В этом случае учет готовой продукции ведется с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

Выпуск готовой продукции при ее учете по плановой себестои­мости отражается бухгалтерской записью

Д-т сч. 43 «Готовая продукция»

К-т сч. 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

В случае учета готовой продукции по фактической себестоимо­сти ее выпуск ведется только в натуральных измерителях и опера­тивно в бухгалтерском учете не отражается.

На основании накладных на передачу готовой продукции в мес­тах хранения ведется Журнал учета поступления продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения (унифициро­ванная форма № МХ-5).

Унифицированная форма документа, на основании которого производится отгрузка продукции покупателю, не утверждена. И качестве такого документа может быть использована накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15), товарно-транс­портная накладная (форма №ТОРГ-12) или форма, самостоятель­но разработанная организацией с учетом требований ст. 9 Феде­рального закона «О бухгалтерском учете».

Если учет готовой продукции ведется по плановой себестоимо­сти, то при ее отгрузке производится бухгалтерская запись:

Д-т сч. 90 «Продажи»

К-т сч. 43 «Готовая продукция».

На основании документов на отпуск готовой продукции состав­ляется Журнал учета расхода продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения (унифицированная форма № МХ-6).

В конце каждого отчетного периода происходит калькулирование фактической себестоимости готовой продукции. При этом если учет готовой продукции ведется в организации по плановой себестоимости, то она уже отнесена на расходы периода, поэтому организации остается только выявить отклонения между фактиче­ской и плановой себестоимостью и учесть их. Для этого в бухгалтерском учете необходимо сделать следующие записи:

Д-т сч. 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»

К-т сч. 20 «Основное производство»

- на сумму фактической себестоимости выпущенной продукции.

После отражения указанной записи сальдо по счету 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» отражает отклонения между фактиче­ской и плановой себестоимостью продукции. Если сальдо по де­бету счета, то имеет место перерасход, который списывается на чет 90 «Продажи»:

Д-т сч. 90 «Продажи»

К-т сч. 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

Если сальдо по кредиту счета, то имеет место экономия, которая [Также списывается на счет 90 «Продажи», но методом красного сторно:

Д-т сч. 90 «Продажи»

К-т сч. 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

Если бухгалтерский учет готовой продукции ведется по факти­ческой себестоимости, то организация сначала определяет себестоимость готовой продукции, которая отражается записью

Д-т сч. 43 «Готовая продукция»

К-т сч. 20 «Основное производство».

После чего необходимо определить стоимость реализованной готовой продукции. При этом следует учитывать, что реализован­ная готовая продукция может быть произведена в разных отчет­ных периодах, в результате чего их фактическая стоимость, как правило, различна, поэтому в учетной политике организации необ­ходимо закрепить способ определения стоимости реализованной готовой продукции. Способы те же самые, которые используются при учете материалов и товаров:

- ФИФО;

- ЛИФО;

- по средней себестоимости;

- по себестоимости каждой единицы готовой продукции.

Указанные способы уже были рассмотрены выше, поэтому снова останавливаться на них не будем, отметим только, что при учете готовой продукции по фактической себестоимости способ скользя щей средней неприменим.

Рассчитанная по выбранному методу фактическая себестоимость реализованной продукции отражается в бухгалтерском учете записью

Д-т сч. 90 «Продажи»

К-т сч. 43 «Готовая продукция».

Интернет - ресурсы

1. Официальный сайт Министерства Финансов РФ – [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http: //www. minfin.ru/index.htm

2. Официальный сайт Справочно-правовой системы «Гарант» - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www. garant.ru/index.htm

3. Официальный сайт Справочно-правовой системы «Консультант Плюс» - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru

 

 

Учет на предприятиях малого бизнеса

[Текст]: курс лекций / сост. В.В. Петрушина

 

 

Курск

 

 

УДК 657.658

ББК 65.052: 65.290.31

К 27

 

Учет на предприятиях малого бизнеса [Текст]: курс лекций / сост. В.В. Петрушина – Курск: Изд-во Курской ГСХА, 2016. – 116 с.

 

 

Курс лекций подготовлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки бакалавров 38.03.01 Экономика, программой дисциплины «Бухгалтерская финансовая отчетность» для студентов экономических специальностей.

В данном курсе лекций рассмотрены критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса в Российской Федерации;сущность и особенности бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса;действующие формы регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия и пути их совершенствования;состав и порядок составления упрощенной формы бухгалтерской отчетности;порядок предоставления форм отчетности.

Для студентов сельскохозяйственной академии, обучающихся по направлению подготовки Экономика 38.03.01 профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

 

С О Д Е РЖ А Н И Е

 

Введение  
Лекция 1. Основы организации бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса  
Лекция 2. Учет денежных средств и финансовых вложений на предприятиях малого бизнеса  
Лекция 3. Учет внеоборотных активов на предприятиях малого бизнеса  
Лекция 4. Учет товарно- материальных ценностей на предприятиях малого  
Лекция 5. Учет затрат на производство и расходов на продажу  
Лекция 6. Организация налоговых расчетов в рамках бухгалтерского учета  
Лекция 7. Отчетность субъектов малого бизнеса и анализ важнейших показателей их финансового состояния  
Список использованных источников  
   

 

Дисциплина «Учет на предприятиях малого бизнеса» является одной из дисциплин, формирующих профессиональную подготовку студентов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Целью изучения данной дисциплины является всесторонняя подготовка специалистов к работе в современных условиях.

Учет на предприятиях малого бизнеса служит основным источником информации о деятельности малых предприятий, так как бухгалтерский учет собирает, накапливает и обрабатывает экономически существенную информацию о совершен­ных или запланированных хозяйственных операциях и результатах хозяйственной деятельности. Таким образом, учет на предприятиях малого бизнеса служит инструментом планирования и контроля достижения экономических целей предприятия, которые можно свести к двум важнейшим экономическим побуждениям предпринимательства.

Основной задачей курса является выработка у специалистов знаний, навыков и умений в области бухгалтерской финансовой отчетности.

В данном курсе лекций рассмотрены основы организации бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса; организация налоговых расчетов в рамках бухгалтерского учета; ведение бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса; отчетность субъектов малого бизнеса и анализ важнейших показателей их финансового состояния.

 

Лекция 1. Основы организации бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса

1. Роль и значение малого предпринимательства в экономике. Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям в РФ.

2. Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям в странах Европейского союза.

3. Система нормативного регулирования малого предпринимательства в РФ.

4. Особенности функционирования субъектов малого предпринимательства.

5. Принципы организации бухгалтерского учета на малом предприятии.

6. Разработка основных элементов учетной политики малого предприятия.

7. Особенности бухгалтерского учета в крестьянско-фермерских хозяйствах.

 

1.Согласно ст. 4 ФЗ от 24 июля 2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» к субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации, удовлетворяющие следующим критериям:

1. В уставном капитале доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%.

2. Доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%.

3. Средняя численность их работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек.

4. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год не должна превышать 400 млн. руб. (согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 22.07.08г. № 556).

С 01.01.2009 г. отменено ежеквартальное представление деклараций по налогам и сборам при УСНО и ЕСХН. Планируется отмена применения ККТ плательщиками ЕНВД, увеличение предельного размера дохода для УСНО.

2. В разных странах в настоящий момент используются различные критерии при отнесении организаций к предприятиям малого бизнеса. В западных странах выделяют четыре основных критерия для признания организаций в качестве малых предприятий:

1. Котирование акций на бирже. Акции малого предприятия не могут котироваться на бирже. В противном случае такое предприятие относится к крупным вне зависимости от того, удовлетворяет ли оно критериям, приведенным ниже.

2. Валюта баланса не более 2,5 млн. евро.

3 Выручка от реализации не более 5 млн. евро.

4. Среднее число занятых не более 50 человек.

Для отнесения организации к субъектам малого предпринима­тельства она в течение двух следующих друг за другом отчетных периодов должна удовлетворять в обязательном порядке первому критерию и любым двум из трех последних критериев.

Те же самые критерии установлены в Великобритании и Авст­ралии. Исключения составляют только Канада (где определение малого предприятия отсутствует) и США. В этих странах крите­рии отнесения к малым предприятиям следующие:

1. Выручка от продаж менее 25 млн. долл. США.

2. Предприятие зарегистрировано в США или Канаде.

3. Предприятие не является инвестиционной компанией.

4. Имеется дочернее предприятие, большая часть капитала ко­торого принадлежит материнской компании.

3. Основным нормативным документом, регулирующим малое предпринимательство в Российской Федерации, является Федеральный закон от 24.07.07г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Также необходимо отметить следующие нормативные акты:

1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000г. N 117-ФЗ.

2. Определение Конституционного Суда РФ от 13.06.2006 N 319-О.

3. Определение Конституционного Суда РФ от 16.10.2007 N 677-О-О.

4. Письмо Минфина России от 23.10.2006 N 03-11-05/237.

5. Письмо Минфина России от 17.01.2008 N 03-04-06-01/6.

6. Федеральный закон от 21.11.1996г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

7. Письма Минфина России от 20.04.2009г. N 03-11-06/2/67, от 13.04.2009г. N 07-05-08/156.

8. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятел



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.241 (0.018 с.)