Правовое регулирование аудиторской и оценочной деятельности: источники, правовое положение субъектов, меры государственного регулирования и контроля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое регулирование аудиторской и оценочной деятельности: источники, правовое положение субъектов, меры государственного регулирования и контроля.



ФЗ «Об оценочной деятельности» 1998:

под оценочной деятельностью понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;

цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны, юридические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется настоящим Федеральным законом (оценщики), а с другой - потребители их услуг (заказчики).

К объектам оценки относятся:

отдельные материальные объекты (вещи);

совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);

право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;

права требования, обязательства (долги);

работы, услуги, информация;

иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих

олностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе:

Действие настоящей статьи не распространяется на отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имуществом, закрепленным за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении, за исключением случаев, если распоряжение имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается с согласия собственника этого имущества, а также на отношения, возникающие в случае распоряжения государственным или муниципальным имуществом при реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, и в случаях, установленных Федеральным законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта".

Основанием для проведения оценки объекта оценки является договор между оценщиком и заказчиком.

Договор между оценщиком и заказчиком заключается в письменной форме и не требует нотариального удостоверения.

Договор должен содержать:

основания заключения договора;

вид объекта оценки;

вид определяемой стоимости (стоимостей) объекта оценки;

денежное вознаграждение за проведение оценки объекта оценки;

сведения о страховании гражданской ответственности оценщика.

В договор в обязательном порядке включаются сведения о наличии у оценщика лицензии на осуществление оценочной деятельности с указанием порядкового номера и даты выдачи этой лицензии, органа, ее выдавшего, а также срока, на который данная лицензия выдана.

Договор об оценке как единичного объекта оценки, так и ряда объектов оценки должен содержать точное указание на этот объект оценки (объекты оценки), а также его (их) описание.

В отношении оценки объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, договор заключается оценщиком с лицом, уполномоченным собственником на совершение сделки с объектами оценки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Надлежащим исполнением оценщиком своих обязанностей, возложенных на него договором, являются своевременное составление в письменной форме и передача заказчику отчета об оценке объекта оценки (далее - отчет).

Оценщик имеет право:

применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки;

требовать от заказчика при проведении обязательной оценки объекта оценки обеспечения доступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления этой оценки;

получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления данной оценки;

запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки объекта оценки, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной; в случае, если отказ в предоставлении указанной информации существенным образом влияет на достоверность оценки объекта оценки, оценщик указывает это в отчете;

привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки объекта оценки иных оценщиков либо других специалистов;

отказаться от проведения оценки объекта оценки в случаях, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте оценки либо не обеспечил соответствующие договору условия работы;

требовать возмещения расходов, связанных с проведением оценки объекта оценки, и денежного вознаграждения за проведение оценки объекта оценки по определению суда, арбитражного суда или третейского суда.

Оценщик обязан:

соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования настоящего Федерального закона, а также принятых на его основе нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении оценки объекта оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки объекта оценки;

обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки объекта оценки;

предоставлять заказчику информацию о требованиях законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, об уставе и о кодексе этики соответствующей саморегулируемой организации (профессионального общественного объединения оценщиков или некоммерческой организации оценщиков), на членство в которой ссылается оценщик в своем отчете;

предоставлять по требованию заказчика лицензию на осуществление оценочной деятельности, страховой полис и документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности;

не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика в ходе проведения оценки объекта оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

хранить копии составленных отчетов в течение трех лет;

Оценка объекта оценки не может проводиться оценщиком, если он является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом юридического лица либо заказчиком или физическим лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, или состоит с указанными лицами в близком родстве или свойстве.

Контроль за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации

Контроль за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации осуществляют органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации (далее - уполномоченные органы), в рамках своей компетенции, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Функциями уполномоченных органов являются:

контроль за осуществлением оценочной деятельности;

регулирование оценочной деятельности;

взаимодействие с органами государственной власти по вопросам оценочной деятельности и координация их деятельности;

согласование проектов стандартов оценки;

согласование перечня требований, предъявляемых к образовательным учреждениям, осуществляющим профессиональную подготовку оценщиков в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, разрабатываются и утверждаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Профессиональное обучение оценщиков осуществляется высшими государственными или частными учебными заведениями, специально создаваемыми для этой цели, или на базе факультетов (отделений, кафедр) высших государственных или частных учебных заведений, имеющих право осуществлять такое обучение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дополнительно к государственному регулированию саморегулирование оценочной деятельности осуществляется саморегулируемыми организациями оценщиков и распространяется на членов таких саморегулируемых организаций.

В целях саморегулирования оценочной деятельности оценщики вправе объединяться в ассоциации, союзы, иные некоммерческие организации.

Саморегулируемые организации оценщиков могут выполнять следующие функции:

защищать интересы оценщиков;

содействовать повышению уровня профессиональной подготовки оценщиков;

содействовать разработке образовательных программ по профессиональному обучению оценщиков;

разрабатывать собственные стандарты оценки;

разрабатывать и поддерживать собственные системы контроля качества осуществления оценочной д

Требованиями к осуществлению оценочной деятельности для физического лица являются:

соблюдение законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности;

государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;

наличие документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными с уполномоченным Правительством Российской Федерации органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности профессиональными образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки работников.

Требованиями к осуществлению оценочной деятельности для юридического лица являются:

соблюдение законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности;

государственная регистрация в качестве юридического лица;

наличие в штате юридического лица не менее одного работника, для которого данное юридическое лицо является основным местом работы и который имеет документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными с уполномоченным Правительством Российской Федерации органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности профессиональными образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки работников.

ФЗ «Об аудиторской деятельности»(2001)

Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - аудируемые лица).

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Для целей настоящего Федерального закона под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности

Аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные аудиторы), могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

под сопутствующими аудиту услугами понимается

постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

налоговое консультирование;

Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

2. Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.

3. Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги. Индивидуальный аудитор не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.

 

Аудиторская организация - коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги.

2. Аудиторская организация осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии на условиях и в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности.

3. Аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества.

4. Не менее 50 процентов кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, - не менее 75 процентов.

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе:

1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;

2) проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;

3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;

4) отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в случаях:

непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации;

выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;

обязаны:

1) осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом;

2) предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;

3) в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

4) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

если:

организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом

объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;

организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют подпункту 3 пункта 1 настоящей статьи. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности - единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;

внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности (далее - аттестация) - проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификацион

аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.


63. Договор о возмездном оказании услуг: понятие, признаки, субъекты, порядок заключения, существенные условия, особенности исполнения; договор на оказание платных правовых услуг; договор на ведение реестра акционеров.

ГК, ФЗ «О связи», «Об образовании», «Об аудиторской деятельности» «Об оценочной деятельности»

п.1 ст.779такой договор, по которому одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги

Консенсуальный, взаимный, возмездный.

Стороны: заказчик ↔ исполнитель

По общему правилу любые субъекты гражданского права, исходя из объема и характера их правоспособности.

В отдельных случаях для исполнителя нужна лицензия /ФЗ “О лицензировании…”/.

 

Предмет: оказание услуги – осуществление определенных действий или определенной деятельности.

Является существенным условием договора, по общему правилу единственным.

 

Цена – т.к. существенным условием не является, то если она не определена в договоре, применяются правила ст.424.

В отдельных случаях цена устанавливается не соглашением сторон, а в одностороннем порядке (если договор присоединения), либо регулируется нормативно.

 

Срок – т.к. существенным условием не является, то если она не определена в договоре, применяются правила ст.314.

Но, исходя из природы складывающихся отношений, срок может приобретать свойство существенного условия – например, так называемые абонентские договоры (абонемент в клуб).

 

Содержание и прекращение договора возмездного оказания услуг

 

Обязанности исполнителя:

- оказать услугу по заданию заказчика

При этом законодатель исходит из презумпции личного исполнения договора оказания услуг, но договором может быть предусмотрено иное. *т.к. услуга воплощается в самой деятельности исполнителя у заказчика нет возможности контролировать эту деятельность

Если исполнитель без согласия заказчика привлечет 3е лицо к исполнению договора, то его расходы на привлечение не должны быть возмещены заказчиком.

 

Невозможность исполнения услуги:

- возникла по вине заказчика: убытки подлежат оплате в полном объеме;

- по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает: фактически понесенные расходы.

 

 

Обязанности заказчика:

- оплатить оказанную услугу

Согласно п.1 ст.781, заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг ← существенным условием не является.

Действует общий принцип – последующая оплата: сначала услуга, потом оплата.

Если срок не оговорен в договоре, применяются правила ст.314 – в разумный срок после оказания услуги.

В случае нарушения – взыскание % по ст.395.

 

 

Прекращение договора

- по общим основаниям;

- специальные основания:

> п.1 ст.782 – возможность одностороннего отказа от договора заказчиком: заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг во всякое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов;

а. ограниченная ответственность – только часть реального ущерба;

б. оплата вознаграждения – аналогично с подрядом – пропорционально выполненной

части.

> п.2 ст.782 – возможность одностороннего отказа от договора исполнителем: исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков;

а. нет механизма понудить к исполнению и должен исполнить только лично;

б. Определение КС РФ от 06.06.2002 г. – односторонний отказ от публичного

договора является недопустимым ← п.2 не может применяться к таким

договорам, которые являются публичными.

Объектом договора выступает услуга. специфика услуги - в отсутствии овеществлённого результата. Результат по договору воплощается непосредственно в действиях исполнителя. Продаётся не сам результат, а действия, к нему приводящие. Результат может присутствовать, но не предопределяется деятельностью исполнителя. Результат может и не наступить даже в том случае, если исполнитель надлежащим образом оказывал услуги. услуга как объект характеризуется тем, что исполнитель не может гарантировать результат.

1. оплата происходит за саму деятельность, а не за наступивший результат. Т.е. недостижение результата не лишает исполнителя требовать оплаты вознаграждения. 2. количество и качество оказываемых услуг должно оцениваться непосредственно по самим действиям, совершаемым исполнителем. Достижение же определённого результата является лишь дополнительным критерием качества деятельности исполнителя. Да и то только в том случае, когда такой результат является объективным, т.е. всецело предопределён действиями исполнителя. 3. поскольку обязанностью исполнителя является осуществление определённой деятельности, а не достижение результата, исполнитель может нести имущественную ответственность только за ненадлежащее оказание самих услуг, но не за то, что результат не наступил. Любое условие, которое устанавливает ответственность за недостижение какого-либо результата, является ничтожным. Все эти три момента воплощены в современном ГК.

- консенсуальный, взаимный и возмездный договор.

- Если заказчиком является гражданин для бытовых нужд, а на стороне исполнителя выступает предприниматель, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, то такой договор станет публичным договором со всеми вытекающими последствиями.

- Элементы договора возмездного оказания услуг.

- Стороны: заказчик и исполнитель-могут выступать любые субъекты, исходя из их объёма и характера право и дееспособности. Однако в отдельных случаях выступление в качестве исполнителя требует наличие лицензии. ФЗ «О лицензировании» знает целый ряд таких ситуаций: турагенсткая, оценочная, аудиторская, медицинская деятельность и т.п.

- Предмет договора- оказание услуг, это «осуществление определённых действий или определённой деятельности». Условие о предмете-является существенным условием данного договора. Однако судебная практика снисходительно относится к вопросам регламентации данного условия в рамках конкретных договоров.судебная практика не требует чёткого перечисления всех действий, которые могут быть совершены исполнителем. Достаточно общего указания на определённую деятельность.

- Цена. Несмотря на то, что законодатель признаёт возмездность конституирующим признаком данного договора (см. название), положения ГК не содержат никаких специальных правил относительно цены. Следовательно, цена не является существенным условием, т.к. ГК цена по общему правилу - это восполнимое условие. Однако, это условие не всегда восполнимо в тех случаях, когда услуги являются уникальными. Цена в договоре, как правило, определяется соглашением сторон. Но в отдельных случаях цена может устанавливаться в одностороннем порядке. Пример: прокат роликовых коньков, когда цена либо принимается потребителем, либо нет.

- Срок. Срок не является существенным условием в договоре возмездного оказания услуг. При его отсутствии данное условие будет восполняться по общ. правилам. Однако, это только общее правило. В отдельных случаях условие о сроке может стать существенным. Пример: билет на концерт известного певца.

Содержание договора и его прекращение.

- Обязанности исполнителя.

- В рамках данного договора у исполнителя, по сути, есть только одна обязанность - он обязан оказать услугу по заданию заказчика. презумпции личного исполнения.

- Исполнитель обязан оказать услугу. последствия невозможности исполнения обязательства по оказанию услуг, содержит два правила. 1. если невозможность возникла по вине заказчика, то услуги подлежат оплате всё равно в полном объёме. 2. если невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые не отвечает ни одна из сторон, заказчик должен возместить исполнителю фактически понесённые расходы. Ответственность исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности -общие правила ст. 401 ГК.

- Обязанности заказчика. Обязанность заказчика так же только одна - оплатить услуги. При этом, ГК указывает, что он должен оплатить услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре. Но ни сроки, ни порядок оплату услуг не являются существенным условием договора. При отсутствии указания на порядок оплаты возможно применения правила из гл. ГК о договоре подряда, согласно которому оплата происходит после сдачи результата работ, т.е. после оказания услуг. Срок -разумный срок. Ответственность заказчик за невыполнение обязанности по оплате регулируется общей нормой - ст. 395 ГК.

- Прекращение договора. Прежде всего, прекращение договор возмездного оказания услуг возможно в силу общих оснований. Кроме того, существуют два специальных основания. Первое: заказчик может в одностороннем порядка отказаться от договора при условии оплаты фактически понесённых исполнителем расходов. Второе:исполнитель вправе в любое время отказаться от договора при условии полного возмещения заказчику причинённых тем убытков. КС: «Обязательность заключеня публичного договора, каковым является договор о предоставлении платных медицинских услуг, при наличии возможности предоставить соответствующие услуги означает и недопустимость одностороннего отказа исполнителя от исполнения обязательств по договору, если у него имеется возможность исполнить свои обязательства (предоставить лицу соответствующие услуги), поскольку в противном случае требование закона об обязательном заключении договора лишалось бы какого бы то ни было смысла и правового значения». Т.е. публичность договора влечёт для исполнителя невозможность отказаться не только от заключения договора, но и от его исполнения. Для публичного договора правила п. 2 ст. 782 ГК неприменимы. Второй аргумент КС касался медицинского наполнения данных отношений - клятвы Гиппократа. Поэтому, думается, что это толкование КС можно распространить и на иные договоры безвозмездного оказания услуг. Т.е. в рамках публичных договоров правило п. 2 ст. 782 ГК применяться не должно.


64. Правовое регулирование деятельности по перевозкам грузов, пассажиров, багажа: источники, правовое положение субъектов, система договоров; меры государственного регулирования и контроля.

Источники правового регулирования:

Гл.40 ГК – 17 статей – регулирование лишь основных вопросов перевозки, т.к. каждая разновидность перевозки специфична, необходимо конкретное регулирование;

транспортные уставы и кодексы:

- железнодорожная – Устав железнодорожного транспорта от 10.01.2003г.;

- внутренняя водная – Кодекс внутреннего водного транспорта от 07.03.2001г.;

- морская – Кодекс торгового мореплавания от 03.04.1999г.;

- воздушная – Воздушный кодекс от 19.02.1997г.;

- автомобильная – Устав автомобильного транспорта от 08.01.1969г.

В случае коллизии между нормами ГК и специальных уставов и кодексов:

- п.2 ст.3 ГК – нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК;

- п.2 ст.784 - общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами;

- Павлов – специальные уставы и кодексы будут иметь преимущество только в случаях, специально предусмотренных ГК.

подзаконные нормативные акты – большинство; например, Постановление Правительства № 71 от 06.02.2003г. и № 111 от 02.03.2005г., а также Приказы министерств. Пример: постановление правительства 1992: «о мерах по обеспечению стабильной работы транспорта при перевозках экспортных грузов»

система договоров Сущность договора перевозки состоит в пространственном перемещении грузов, пассажиров, багажа → является необходимым элементом обязательств по перевозке (имманентная цель); необходимо для отграничения перевозочных отношений от смежных.

Особенности договора перевозки:

1) пространственное перемещение грузов, пассажиров, либо багажа происходит при помощи транспортных перевозочных средств;

2) данное обязательство опосредует экономические отношения по оказанию услуг, при этом лицо, оказывающее услуги, отличается от лица, присваивающего полученных эффект → появляется специальный субъект – перевозчик;

3) перемещение объекта осуществляется на / в транспортном средстве.

 

Исторически договор перевозки “вырос” из договора подряда; даже некоторые современные законодательства рассматривают перевозку как вид подряда.

Является самостоятельным договором, но в нем содержатся элементы других договоров → входит в общую родовую группу договоров по оказанию услуг.

Классификация:

1) в зависимости от вида транспорта:

a. на автомобильном транспорте;

b. на железнодорожном транспорте;

c. на морском транспорте;

d. на внутреннем водном (речном) транспорте;

e. на воздушном транспорте;

f. *на трубопроводном транспорте: сочетает поставку и перевозку – э/снабжение;

2) по характеру перевозимого объекта:

a. перевозка грузов;

b. перевозка пассажиров;

c. перевозка багажа;

3) по территориальному признаку:

a. внутригосударственная перевозка;

b. международная перевозка;

4) по субъектному признаку – в зависимости от количества транспортных организаций, участвующих в перевозочном процессе:

a. в местном сообщении – осуществляется одной транспортной организацией в пределах границ своей деятельности;

b. в прямом сообщении – осуществляется несколькими организациями в пределах одного вида транспорта;

c. в прямом смешанном сообщении – осуществляется по единому перевозочному документу транспортными организациями не менее чем двух видов различного транспорта.

Так как сейчас не существует железных дорог как самостоятельных ю/лиц, то группы “а” и “b” ставятся под сомнение – перевозчик един – РЖД.

Перевозка в прямом смешанном сообщении осталась: прямое значит по единому документу – требует особого правового регулирования, т.к. необходимо упорядочить взаимоотношения перевозчиков – ст.788 устанавливает существование перевозки в прямом смешанном сообщении, а также говорит о необходимости приятия единого закона.

Следует отличать от комбинированной перевозки, субъектами которой являются грузоотправитель и оператор комбинированной перевозки, который самостоятельно заключает договоры со всеми перевозчиками и несет ответственность за их действия.

Субъекты: в зависимоти от вида перевозки: Грузоотправителем может быть любой субъект, с учетом объема его дееспособности.

1. Перевозчиком всегда является предприниматель, у которого есть лицензия на осуществление перевозочной деятельности. Если есть множественность: на стороне перевозчика имеется фактическая множественность: перевозчик1 является представителем всех соперевозчиков, поэтом обязываясь перед грузоотправителем, он принимает обязанность на всех соперевозчиков; “-” – представительство между пер-м1 и пер-м3 не может возникнуть, т.к. между ними нет договора → фикция представительства;

2. каждый соперевозчик является представителем грузоотправителя перед следующим перевозчиком; “-” – договор перевозки заключается только между пер-м1 и отправителем;

3. Витрянский: договор заключается только с пер-м1, он является субъектом перевозочных отношений, а остальные перевозчики – 3и лица, привлекаемые перевозчиком к исполнению; “+” – нет фикций; “-” – по какому основанию 3е лицо отвечает перед грузоотправителем: Витрянский – т.к. это установлено законом ← не ответ.

c. договор является 3х сторонним; “-” – грузополучатель не участвует в заключении договора, а также гражданское законодательство не знает 3х сторонних договоров, а знает только 2х сторонние и многосторонние, в которых цель у всех участников одна;

d. грузоотправитель и грузополучатель – одна сторона, а перевозчик – другая сторона договора; “-” – у грузоотправителя и грузополучателя разные права и обязанности, поэтому они не могут быть объединены в один субъект;

e. является договором об исполнении 3ему лицу; “-” – у грузополучателя есть право требования;

f. является договором в пользу 3его лица, т.е. грузополучатель является выгодоприоб-ретателем; “-” – согласно ст.430, договором 3ему лицу могут быть предоставлены только права, но у грузополучателя есть и обязанности: - оплатить провозную плату;.

- принять груз.

Если пассажиры: перевозчик ↔ пассажир



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.126 с.)