Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Договор строительного подряда: понятие, признаки, субъекты, порядок заключения, существенные условия, особенности исполнения; разновидности (подвиды).

Поиск

Договор строительного подряда (ДСП) - договор на выполнение работ, один из самых распространенных видов подрядных обязательств. Общие нормы для подряда - §1 гл.37 ГК, спец. правила - §3 гл.37 ГК; действующий ГК не предполагает специального закона о ДСП (только для подряда для гос. нужд), но помимо кодекса к источникам правового регулирования отношений в области ДСП относятся: ФЗ «Об инв. деят-ти в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»(1999); ФЗ «Об инв. деят-ти в РСФСР» (1991 только в части не противоречащей …) ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ»(1999); Град.кодекс; ФЗ «Об архитектурной деят-ти в РФ» (1995), положения данных и др. законов развиты в постановлениях прав-ва РФ, приказах мин-в, актах утв. Госстроем и т.п., например, в: постановлении Прав-ва «О порядке проведения гос. экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации» (2000). Важно: нормативно-технические нормы: СНиПы, инструкции (многие из них еще в СССР – продолжается процесс обновления)

Понятие: по ДСП подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы. А заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ. Принять их результат и уплатить обусловленную цену.(ст.740 ГК)

ДСП: консенсуальный, возмездный и взаимный; предпринимательская деятельность – основная сфера применения.

Субъекты:

56*(из подготовки к ГП). Понятие и элементы договора строительного подряда.

ГК, фз об инв. Деятельности осуществляемой в форме кап. вложений, градостроительный кодекс. Фз об арх. деятельности, акты утв. Правительством и Госстроем, нормативно-тех. нормы, срок, цена, взаимодействие – создание необходимых условий, заказчик к.п. не инвестор а специализированные организации, подрядчик – строительные и строй-монтажные организации, развита система генерального подрядчика. Предмет…, цена – смета, проектно-сметная документация, оплата по соглашению, закону или после сдачи, часто авансирование, сроки – календарные планы и графики, форма – письменная, административно-п. предпосылки, ТЭО, гос. экспертиза(экспертный совет, ГУ гос. вневед. экспертизы, органы гос. Управления, экспертиза не дольше 3 месяцев, утверждение гос. органами если частно, то инвесторами, часто подрядные торги – тендеры.
57*.(из подготовки к ГП)Права и обязанности сторон по договору строительного подряда
.

Заказчик подготовка, тесное сотрудничество, контроль и надзор(м.б. инженер и.о.) особенности сдачи-приемки, для гос. в 2 этапа, испытание результата, сдача этапами – переход РСГ, спец. акты, если сторона не согласна, то пометка, изменение проектно-сметной документации – 10 % (если мелкие отступления можно если они не повлияли…), если необходимо но нет согласия заказчика 10 дней – приостановление, надзор о недостатках обязательно сообщать, иначе не сможет ссылаться, не вмешивается в деятельность, только если не нарушения ГОСТов СНИПов, + если архитектор, консервирование, страхование. Ответственность ГП и АП. Срок обнаружения недостатков – 5 лет.

- ГК прямо называет возможные предметы договора строительного подряда:

- строительство или реконструкция объекта недвижимости

- выполнение монтажных, пусконаладочных и иных работ, неразрывно связанных со строящимся объектом

- работы по капитальному ремонту объектов недвижимости.

Этот перечень носит примерный характер.

2) Особенности субъектного состава. Подрядчик-общ.пр-ло-предприниматель. В подавляющих случаях требуется наличие лицензии. Заказчик- любые лица.

- Перечень существенных условий договора. Сущ. условиями являются предмет, цена и срок. Но отношение к данному вопросу судебной практики является привольным.

- Организационная предпосылка выполнения работ по строительству- утверждение и составление проекта сметной документаци и. Проект сметной документации - включает в себя тех. документацию, определяющую объём, содержание работ и другие требования заказчика, + смету, с помощью которой опр. не только цена, но и уточняется предмет договора. условия об обязанности передать проектно-сметную документацию и сроках такой передачи так же являются существенным условием договора строительного подряда. Т.е. в договоре должно быть определено, то и в какой срок предоставляет эту рекомендацию.

- Ещё один специфический момент состоит в специальных правилах, регламентирующих возможность изменения проектно сметной документации. 1-ое правило ГК: при необходимости проведения дополнительных работ, не учтённых в технической документации, подрядчик обязан сообщить об этом заказчику, который не позднее 10 дней должен дать ответ о своём согласии или несогласии. Если ответ не будет получен, то подрядчик обязан приостановить выполнение работ с отнесением убытков, вызванных простоем на заказчика. В противном случае он принимает на себя риск продолжения работ и не вправе требовать оплаты выполненных дополнительных работ. Акт приёмки дополнительных работ доказывает только сам акт выполнения работ, но не наличие согласия заказчика на выполнение эти работ. Если заказчик соглашается на выполнение дополнительных работ, подрядчик не вправе отказать от их выполнения, за исключением случаев, когда эти работы не могут быть выполнены по не зависящим от подрядчика причинам.2-ое правило ГК: заказчик вправе в одностороннем порядке вносить изменения в техническую документацию при условии, что дополнительные работы не превышают 10% от стоимости строительства и не меняют характера работы. Любые иные изменения могут вноситься в техническую документацию только с согласия подрядчика. 3-е пр-ло ГК:заказчик вправе требовать изменения сметы, если по независящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на 10%. Если порог не превышен, то подрядчик лишается основания для изменения сметы. Этот риск несёт подрядчик.

- Специфика содержания договора строительного подряда: характерны тесное взаимодействие и сотрудничество сторон. Указ.в ГК -под дополнительными обязанностями закон понимает предоставление подрядчику земельного участка, обеспечение транспортировки грузов в адрес подрядчика, временное подведение электросетей и т.п. Однако эти положения носят факультативный характер.Последствием нарушения обязанности по сотрудничеству является то, что подрядчик вправе приостановить выполнение работ +специальное последствие: сторона, не осуществляющая сотрудничество, лишается права на возмещение убытков, которые могут возникнуть у неё в том случае, если препятствие для выполнения работ не будет устранено.

- Заказчик получает право контроля или надзора за выполнением работ. –Когтроль-самостоятельно либо с помощью специально привлечённого лица - «инженера» или организации. Это одновременно является и обязанностью для заказчика(это касается только явных недостатков). сфера строительства - это сфера сочетания, как частных, так и публичных интересов. возведение объекта недвижимости определённо затрагивает публичную сферу. Следовательно, у подрядчика появляются квази публично-правовые обязанности.

- Особенности сдачи и приёмки работ по данному договору. если заказчик- государственная организация, либо строительство ведётся за счёт бюджетных средств, приёмка результата работ осуществляется в два этапа. На первом -осуществляется приёмка рабочей комиссией, куда входят представители подрядчика и заказчика, а так же представители проектной организации и специально уполномоченных государственных органов. На 2 - осуществляется приёмка государственной приёмочной комиссией. В том случае, если строительство ведётся за счёт частных источников финансирования, осуществление сдачи или приёмки может проходить в один этап. При этом следует иметь в виду, что многочисленные ведомственные акты указывают на необходимость участия в приёмке работ представителей государственных органов и органов местного самоуправления.В том случае, если привлечение в комиссию представителей государственных органов является обязательным, то в случае их отсутствия, приёмка не считается состоявшейся- не возникает никаких последствий приёмки: обязанности по оплате, перехода риска случайной гибели и т.п. В отдельных случаях стороны могут установить, что приёмке результатов работ могут предшествовать испытания. Следовательно, обязанность по приёмке возникает только при положительном результате испытаний.

- Одной из особенностей сдачи работ по строительному подряду является то, что заказчик, получив уведомление о готовности результата работ, должен немедленно приступить к приёмке. «немедленно» - разумный срок, необходимый и достаточный, т.е. при первой возможности. Приёмка работ оформляется актом, который подписывается сторонами. При этом, никаких формальных требований к данному акту законодатель не выдвигает. Главное, чтобы из этого акта следовало, кто, когда, у кого и какие работы принял. Акт подписывается обеими сторонами. Однако в договоре строительного подряда законодатель делает ряд отступлений от этого правила. Так, в некоторых обстоятельствах, юридическое значение будет иметь и односторонний акт, составленный подрядчиком. Такой акт будет иметь юридическую силу до тех пор, пока он не был признан недействительным решением суда, при условии, что мотивы отказа заказчика от подписания акта являются обоснованными. Эта возможность предусмотрена для того, чтобы пресечь неблагоприятные последствия вследствие уклонения заказчика от подписания акта. Во всяком случае, обязательным условием является уведомление заказчика. Если заказчик был уведомлён, но отказ заказчика является обоснованным, то такой акт подрядчика будет признан не создающим никаких правовых последствий. Если же заказчик отказался незаконно, то такой породит все соответствующие последствия.

- Обычно приёмка производится по результатам работы в целом. Однако, договором может быть предусмотрено выполнение отдельных этапов работ и, следовательно, приёмка отдельных этапов. Приёмка каждого из этапов будет осуществляться по тем же правилам, что и приёмка целого. Однако нужно различать с одной стороны принятие отдельного этапа работ и подписание промежуточного акта. Принятие отдельного этапа и, соответственно, порождение последствий может происходить только в том случае, когда принятие работы поэтапно было прямо установлено договором. А подписание промежуточного акта лишь служит констатацией выполнения ряда работ и может служить только основанием для расчётов между сторонами. Но подписание промежуточного акта не получает того юридического значения и, следовательно, не переносит риска случайной гибели. Ведь риск случайной гибели до сдачи работ лежит на подрядчике.

- Особенности ответственности.1 из оснований ответственности является нарушение или отступление от требований, предусмотренных технической документацией и СНИПами. 2. основанием ответственности является недостижение указанных в технической документации показателей объектов строительства, в т.ч. производственной мощности. Одновременно закон закрепляет некую индульгенцию для подрядчика, говоря, что подрядчик не несёт ответственности за мелкие отступления от технической документации, если это не повлияло на качество выполненного результата работ.

- наряду с гражданско-правовой ответственностью возможно применение к подрядчику в том числе и административно-правовой ответственности за определённые нарушения, которые указаны в КоАПе


61. Правовое регулирование деятельности по возмездному оказанию услуг: источники, правовое положение субъектов, система договоров; меры государственного регулирования и контроля.

ГК (гл.39), Закон «О защите прав потребителей» 1995; ГК является первым из кодифицированных актов гражданского законодательства, который дает легальное определение договора возмездного оказания услуг.

Римское право: найм вещей найм работ найм услуг

аренда подряд личный найм (трудовые отношения)

Есть отношения, которые не являются ни подрядными, ни трудовыми → отношения возмездного оказания услуг.

 

Специфический предмет – услуга – нет овеществленного результата. Экономическая ценность заключается в самой деятельности. Услуга неотрывна от деятельности исполнителя → продается сама деятельность.

В услуге есть результат, но: - невозможно изначально гарантировать его достижение;

- он предопределяется не действиями исполнителя → его наличие / отсутствие не является прямо зависимым от качества услуг;

- он не овеществлен и воплощается в самой деятельности.

 

Принципы отношений возмездного оказания услуг:

1) оплата производиться за сам процесс оказания услуг – независимо от достижения результата;

2) количество и качество оказываемых услуг должно оцениваться по самим действиям, совершаемым исполнителем.

 

Качество определяется по деятельности; достигнутый результат является лишь дополнительным критерием. Наличие результата может выступать в качестве дополнительного критерия только в том случае, если этот результат всецело предопределен действиями исполнителя → может устанавливаться дополнительное вознаграждение исполнителя (*результат должен всецело зависеть от деятельности исполнителя!).

Согласно Информационному письму ВАС РФ № 48 от 29.09.1999г., вознаграждение за правовые услуги не может ставиться в зависимость от решения суда или государственного органа, которое будет принято в будущем, т.к. их результат зависит от публичной правовой деятельности государства.

Должен быть объективный критерий качества услуг – например, в медицинских услугах.

Следует различать ситуации, когда результат объективен и предопределяется факторами, не связанными с деятельностью исполнителя – условие о вознаграждении является ничтожным;

Если результат субъективен и предопределяется индивидуальными качествами услуги – условие о вознаграждении является действительным.

 

Особенности правового регулирования возмездного оказания услуг:

1) несмотря на самостоятельность договора возмездного оказания услуг, он близок с подрядом; так, в соответствии со ст.783, общие положения о подряде (статьи 702-729) и положения о бытовом подряде (статьи 730-739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779-782, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг. В настоящее время отдельные обязательства по оказанию услуг получили столь широкое распространение, что законодательно закреплены в виде отдельного договора. Гл.39 непосредственно регулирует только те договоры, которые не закреплены законодательно – остаточный принцип. Так, согласно п.2 ст.779, правила Гл.39 не применяются, в частности, к договорам подряда, перевозки, транспортной экспедиции, хранения, поручения и т.п.;

2) Гл.39 предназначена для регулирования отношений, которые, с одной стороны, не могут быть эффективно урегулированы нормами о подряде, а, с другой стороны, по степени своей значимости и индивидуальным свойствам не достигли еще той степени, при которой окажется необходимым выделение каждой из них в отдельный вид;

3) услуги достаточно разнообразны – предусмотреть единое регулирование для всех невозможно, а также существуют специальные нормативные акты, регулирующие отдельные виды оказания услуг подробно.

В отдельных случаях является публичным договором – заказчиком является гражданин, заказывающий услуги для удовлетворения личных нужд, а исполнителем выступает предприниматель, осуществляющий соответствующую деятельность.

Меры гос.рег и контроля: Лицензирование, аккредитация, стандартизация, сертификация и спец. учет.

Прямое воздействие гос-ва на договорные отношения в сфере услуг:

а) лицензирование большинства видов деятельности в сфере услуг (медицинские, образовательные, ветеринарные, туристические, транспортные, услуги связи, страховые, банковские, услуги профессиональных участников рынка ценных бумаг и др.). Заключая договор, необходимо убедиться в наличии лицензии. Сделки, совершенные субъектом без лицензии, когда она необходима в силу закона, являются оспоримыми.

В сфере связи лицензия выдается по результатам торгов (аукциона, конкурса) в случаях, если:

—доступный для оказания услуг радиочастотный спектр ограничивает возможное количество операторов на данной территории;

— на территории имеются ограниченные ресурсы сети связи общего пользования, в том числе ограниченный ресурс нумерации. Соответственно, федеральный орган исполнительной власти в сфере связи устанавливает, что количество операторов на данной территории должно быть ограничено.

б) специальное государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий. Все виды деятельности указанных субъектов, перечисленные в ФЗ «О естественных монополиях», относятся к услугам. В отношении указанных субъектов применяется:

— ценовое регулирование путем установления твердого тарифа или его предельного уровня. В последнем случае при заключении договоров об оказании услуг услугодатель-монополист не имеет права предлагать клиенту оплату по тарифу, превышающему предельно допустимый.

К универсальным услугам отнесены услуги телефонной связи с использованием таксофонов и услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа

— определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения. Например, недопустимость одностороннего приостановления исполнения договорного обязательства путем пре-кращения подачи электроэнергии больницам, детским садам, военно-стратегическим объектам государства по формальной причине непоступления платежей за пользование электроэнергией;

в) установление обязанности любого монополиста — лица, занимающего доминирующее положение на рынке определенного товара (работ, услуг), заключать договор с покупателями (заказчиками) при наличии для этого производственно-технической возможности. При этом запрет отказываться от заключения договоров касается и любого лица из группы лиц занимающей в целом на рынке определенного товара доминирующее положение.

г) регулирование ресурса нумерации в сфере связи. Федеральный орган власти в сфере связи распределяет этот ресурс среди операторов связи, а в; случаях, предусмотренных законом, изменяет нумерацию, вправе изымать полностью или частично ресурс, выде-ленный оператору связи

д) возложение обязанности (на основе акта индивидуального регулирования — распоряжения) на операторов связи, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования, оказывать универсальные услуги связи. Такая обязанность возлагается в каждом отдельном случае Правительством РФ по представлению феде-рального органа в области связи (Федерального агентства связи) в случае, если по каким-либо причинам невозможно было выявить победителя конкурса на предоставление универсальных услуг связи или провести конкурс из-за отсутствия заявок для участия в нем. По общему же правилу оператор для оказания универсальных услуг связи отбирается на конкурсной основе

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.255.63 (0.013 с.)