Структура урока по ознакомлению с детской литературой в школе V вида



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура урока по ознакомлению с детской литературой в школе V вида



I.Тема урока и его место в ряду других уроков по данной теме (начало, продолжение или завершение изучаемой темы). В формулировке темы отражается жанр произведения, его название и автор.

II.Тип урока (урок знакомства с новым произведением, урок анализа произведения, комбинированный урок, обобщающий урок).

III.Оборудование урока (средства обучения)

1. учебная литература: основной учебник, дополнительная литературы, дидактические материалы и др.

2. наглядные пособия;

3. средства зрительной наглядности (печатные средства: репродукции картин и иллюстрации, демонстрационные карточки и таблицы, раздаточный материал; экранные средства: диафильмы, диапозитивы и слайды., транспаранты);

4. средства слуховой наглядности (грампластинки, магнитофонные записи),

5. зрительно-слуховые средства (диафильмы со звуковым сопровождением, кинофильмы, кинофрагменты, видеозаписи).

IV. Цель урока (формулируется в соответствии с темой, программными требованиями и жанровыми характеристиками изучаемого произведения)

V. Задачи урока (в задачах отражается ориентация на формирование литературоведческой компетенции и лингвориторической компетенции учащихся; задачами определяются по каждому из основных направлений работы:1–е сознательность чтения; 2–е - правильность; 3-е – выразительность; 4-е – беглость).

VI. Примерный план урока (структура)

1. Оргмомент (создание мотивационной базы, сообщение темы урока)

2. Подготовительная (предтекстовая) работа:

1) Рассказ учителя об авторе басни (с демонстрацией портрета писателя, сообщение биографических сведений и др.)

2) Беседа или викторина по материалам изученных басен;

3) Беседа о повадках животных – действующих лиц басни «Квартет»);

4) Предварительная словарная работа.

3. Чтение басни учителем или прослушивание магнитофонной записи, просмотр фильма.

4. беседа, включающая вопросы эмоционально-оценочного и тематического плана.

5. Чтение басни «по цепочке»

6. Физкультурная минутка

7. Анализ конкретного содержания басни:

1) Уточнение структуры и композиции басни (деление текста на части, составление картинного плана, вербального плана, подбор символов к пунктам плана и др.);

2) Установление и характеристика действующих лиц (нахождение в тексте материала о действующем лице, определение характерных черт, словесные и графические портреты, выяснение мотивов поведения);

3) Определение главной мысли конкретного содержания басни;

4) Формулировка вывода по конкретному содержанию басни.

VII. Раскрытие аллегории (выборочное чтение фрагментов, содержание которых несет особую смысловую нагрузку в иносказании; соотнесение конкретного содержания басни с жизненными ситуациями, историческими событиями; работа с иллюстрациями, раскрывающими аллегорический смысл басни и др.).

VIII. Анализ той части басни, в которой заключена мораль (выделение морали или нравоучения басни, соотнесение ее с главной мыслью; выяснение того, кем высказана мораль; нахождение в тексте авторских оценок персонажей, влияющих на понимание главной мысли или морали; выяснение роли каждого действующего лица в раскрытии идейной направленности басни).

IX. Стилистический анализ текста (язык произведения).

X. Приведение примера- аналогий из жизни.

XI. Вторичный синтез:

1) Устное словесное рисование;

2) чтение по ролям (драматизация);

3) передача краткого содержания басни;

4) создание устного диафильма.

XII. Подведение итогов урока (обобщение впечатлений и переживаний новых знаний и умений, эмоциональные отзывы о произведении, жизненные параллели).

Работа по формированию фонематических процессов у школьников с ТНР.

Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют ряд особенностей, одни из которых характеризуются недостаточной сформированностью фонематических процессов.

I. Подготовительный этап

Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. (Дети в играх учатся различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова).

Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу.

Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.

1. Развитие слухового восприятия

Игра «Тишина», «Угадайка», «Высоко – низко», «Тихо-громко», «Нарисуй звук», «В гору, с горки», «Аленушка-ревушка», «Эхо».

2. Развитие слуховой памяти

Игры: «Запомни и скажи, «Запомни и покажи», «Повтори скороговорки»

II. Основной этап

Цель: формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

Блоки этапа:

1.Обучение простым формам фонематического анализа.

- Лото (дети определяют наличие заданного звука в названии картинки; выбирают изображения, названия которых начинается с заданного звука).

- Лото «Какой первый звук? »

- Игра «Светофор» (определяют место звука в слове) .

2.Обучение сложным формам фонематического анализа.

Последовательность:

- слова из двух гласных (ау, уа) ;

- односложные слова из обратного (ум, ох, ус, прямого открытого (на, му, да, закрытого слога (дом, мак, нос, лук) ;

- двусложные слова из двух открытых слогов (мама, рама, Маша, розы) ;

- двусложные слова из открытого и закрытого слогов (диван, сахар, дубок и т. д.) ;

- двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов (лампа, марка, полка, и т. д.)

- односложные слова со стечением согласных в начале слова (грач, врач, стол и тд.)

- односложные слова со стечением согласных в конце слова (волк, тигр, полк и т. д.)

- двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, крыша, врачи, т. д)

- двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крышка) ;

- трехсложные слова (паровоз, канава, капуста и тд.) .

Для этого предлагается использовать следующие игры:

- Игра в кубик (дети бросают кубик и придумывают слово по количеству точек на выпавшей грани кубика).

- Игра «Какой звук выпал из слова? » (дети слушают слова и называют «выпавший» звук (крот - кот, лампа - лапа, пилка – пила)) .

- Игра «Ромашка» (детям выбирают лепестки с изображенными на них предметами, названия которых состоят из различного количества звуков. (по заданию педагога) .

- Игра «Заполни дорожку» (дана картинка и графическая схема из опр. кол-ва клеточек по числу звуков в данном слове; по мере выделения звуков ребенок заполняет схему фишками. Получается модель звукового строения слова. Сначала даются односложные слова: мак, кот, дом, лук).

Также используются такие задания:

- Подобрать слова с определенным количеством звуков.

- Выбрать картинки, в названиях которых будет определено количество звуков.

- По сюжетной картинке подобрать слова с определенным количеством звуков.

3. Формирование навыка синтеза звуков,

- Осуществлять синтез гласных звуков в лепетные слова (ау, уа, иа) .

- Синтез односложных слов (суп, кот, называть количество звуков в слове.

- Составлять слова из заданной последовательности звуков.

- Разложить картинки под соответствующими графическими схемами, на которых указаны только гласные буквы: А__ __А, __О __А, __У __А и т. д. Предлагаются картинки с изображением предметов из 2-х слогов: курка, горка, лодка, астра, каша, муха, окна, утка, луна, кошка, мама, рама, луже, ложка, лапа.

- Договорить слово: поми., воног., ябло., карто… и т. д.

- Определить слово или предложение, произнесенное по слогам. Например: де-ти иг-ра-ют в са-ду.

- Составить слово из слогов, данных в беспорядке.

Ко-ло-мо – молоко

Ша-ка – каша

Ба-шу – шуба

Ля-ко – Коля и т. д.

Подобные задания очень вариативны, на каждом занятии можно давать одни и те же упражнения, однако использовать различный речевой материал, т.к. детям нравятся повторяющиеся задания, они их ждут, знают название задания.

4. Формирование фонематических представлений.

- формирование действия фонематического анализа в умственном плане.

Дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова, на основе представлений.

- Придумать слово с 3-мя звуками.

- Отхлопать в ладоши, прошагать столько шагов, сколько звуков в словах: дом, каша, лимон.

- Подобрать картинку к звуковой схеме С Г С С Г С Г С С Г С

- Найти зверей, кто в каком домике спрятался С Г С С Г С Г С С Г С Л Е В Л И С А С Л О Н

- Припомнить слова к графической схеме без опоры на картинку.

С Г С С Г С Г С С Г С

- Построить графические схемы с обозначением гласных и согласных звуков фишками.

- Игровая ситуация: мастера построили звуковой дом из 3 комнат. Кто из зверей (лиса, волк, лев, олень) сможет в нем жить.

- Достраивание предложений: логопед называет первые 2 слова, ребенок договаривает третье, четвертое и т. д.

- Прослушать слова и составить из них предложение.

Данные упражнения даются в соответствии с принципом поэтапного формирования умственных действий.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.92.28.52 (0.009 с.)