Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика готовности детей с ТНР к овладению чтением и письмомСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Особые критерии готовности к обучению чтению и письму предъявляются к усвоению ребенком с ОНР родного языка как средства общения Перечислим их: Сформированность звуковой стороны речи Полная сформированность фонематических процессов Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи Умение пользоваться разными способами словообразования существительных Сформированность грамматического строя речи Сформированность психических процессов: восприятия, памяти, внимания, словесно-логического мышления Все дефекты речи делятся на две группы на основе психолингвистических критериев: *нарушение языковых средств общения: • фонетическое недоразвитие; • фонетико-фонематическое недоразвитие; • общее недоразвитие речи *нарушение в применении средств общения: • заикание, при котором основой дефекта является нарушение коммуникативной функции речи при сохранении языковых средств общения Проблемы в обучении чтению возникают преимущественно у детей, страдающих дефектами речи первой группы, поскольку именно недостаточное развитие языковых средств, в первую очередь фонетической стороны речи и фонематического восприятия, становятся препятствием для овладения грамотой не только в дошкольном, но и в младшем школьном возрасте. Предпосылкой к овладению грамотой, т.е. восприятию и продуцированию собственной письменной речи - чтению и письму, является достаточно развитое фонематическое восприятие у ребенка, а т.ж. ребенок должен владеть некоторыми навыками звукового анализа (определять количество и последовательность звуков в слове) Чтение и письмо - виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь Обучение чтению представляет собой путь от изучения звуковых значений к буквам; путь анализа и синтеза фонетической стороны речи (Д.Б. Эльконин) Существенную роль в овладении чтением играет и развитость фонематического слуха, т.е. способности воспринимать на слух звуки человеческой речи Первичного фонематического слуха, который обеспечивает восприятие чужой речи, недостаточно для овладения чтением и письмом Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет важное значение для овладения чтением, Т.О. дети с ОНР: испытывают трудности в усвоении букв, медленно читают, допускают ошибки. Причем исследованиями доказано, что фонематический слух и фонематическое восприятие должны быть сформированы до начала обучения грамоте, поскольку одновременное обучение чтению и развитие фонематического слуха оказывают взаимное торможение. Одним из условий готовности ребенка к усвоению навыка чтения является так называемая «востребованность» этого умения: для ребенка чтение должно вызывать интерес, желание овладеть новой для него деятельностью, а не являться только имитацией действий взрослого, т.е. чтения. При ОНР страдает лексико-грамматический компонент речи. Лексический запас детей ограничен бытовой тематикой, качественно неполноценен Грамматический строй речи у детей также сформирован недостаточно: в речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, отмечаются множественные аграмматизмы в простых синтаксических конструкциях Недостаточность речевого развития сказывается и на общем развитии ребенка: Ø на становлении психологических предпосылок учебной деятельности; Ø недостаточность развития словесно-логического мышления, Ø недостаточную наблюдательность по отношению к языковым явлениям, Ø трудности в запоминании словесного материала, самоконтроля и произвольности в общении. Ø неконтекстное восприятие фразы (дети при чтении воспринимают слова во фразе изолированно, не могут сгруппировать слова по принципу лексической и грамматической сочетаемости. Это приводит к тому, что чтение нередко превращается в угадывание, что способствует замене суффиксов, окончаний, приставок. Недостатки в овладении техникой чтения влияют на понимание прочитанного) При ОНР чтение у детей замедленное, угадывающее, с фонетическими искажениями и непониманием смысла прочитанного Следствием этих проблем является не только недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности, но и трудности формирования учебных умений Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки Письмо имеет сложнейшую психологическую структуру и включает механизмы артикуляционного и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторную координацию и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений (способность дифференцировать звуки, звуко-буквенный анализ и т.д.) У детей с ОНР недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависят полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, эти дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх – низ, ближе – дальше, под – над, около – внутри и т.д. От того, насколько хорошо развиты мышцы руки, зависит не только успешное освоение ребенком письма, но и в прямую зависит и речь ребенка. Мелкая моторика - это такие движения в которых задействованы мелкие мышцы рук У детей с ОНР как правило, нарушено зрительное восприятие, а при недостатках зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти у детей возможны такие трудности, как: Ø трудности формирования зрительного образа буквы, цифры, графического элемента: нарушено соотношение элементов, путает сходные по конфигурации буквы, цифры; может писать лишние элементы или не дописывать элементы буквы, цифры; заменяет буквы другими по графическому сходству Ø плохое запоминание конфигурации букв при чтении и, соответственно, медленный темп; угадывание букв; возвратные движения глаз; пропуск, добавление, перестановка букв; затруднение понимания прочитанного Ø возможно зеркальное написание букв, цифр, графических элементов Ø трудности копирования букв, цифр, геометрических фигур Для детей с ОНР могут быть характерны следующие проблемы на письме: Несформированность образа буквы и образа слова, пропуски и перестановки букв и слогов, Нечитаемый почерк, Несоответствие между знанием правил и собственным вариантом написания, т. е. неумение применить правила в процессе письма, Негативное отношение к чтению и письму. Зеркальное написание букв, особенно, Э, З, У,Ч, Замена букв, отличающихся расположением элементов в пространстве, Замена букв, отличающихся количеством элементов – Ж-Х, Забывание редко встречающихся букв –Э,ъ,Ю, Ошибки в написании букв в ударных слогах - УЧЕТЕЛЬ-УЧИТЕЛЬ, Повторение одной и той же буквы - ПИРОП-ПИРОГ, Частые пропуски букв, слогов, перестановки букв, слогов, Недописывание букв, слов.
11. Характеристика раздела программы дисциплины «Звукопроизношение» в начальной школе V вида Разделы работы: q Формирование звукопроизношения (автоматизация или дифференциация звуков); q Развитие фонематического восприятия; q Звуко - слоговое структурирование; q Обучение звуковому анализу и синтезу; q Ритмико – интонационное оформление высказываний. Этапы работы по развитию произносительной стороны речи у детей с ТНР Обучение делится на три этапа. I этап обучения длится 1-1,5 месяца. Задачи: - развитие фонематического слуха; - развитие подвижности речевого аппарата; - уточнение произношения имеющихся у детей звуков, постановка отсутствующих. Ведется подготовка к анализу звукового состава слова. II этап обучения длится 1,5—2 месяца. Задачи: - обучение дифференциации звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости; - развитие умения узнавать, различать и выделять звуки из слова. Школьники учатся различать в словах ударные и безударные гласные. - развитие навыков членения слов на слоги, предложений на слова, навыки полного звуко-слогового анализа с опорой на схемы. III этап обучения Задачи: - обучение детей правильному произношению звуков; - продолжается работа по обучению дифференциации звуков (твердых-мягких, свистящих-шипящих, звонких-глухих).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 859; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.67.237 (0.021 с.) |