Характеристика готовности детей с ТНР к овладению чтением и письмом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика готовности детей с ТНР к овладению чтением и письмом



Особые критерии готовности к обучению чтению и письму предъявляются к усвоению ребенком с ОНР родного языка как средства общения

Перечислим их:

ž Сформированность звуковой стороны речи

ž Полная сформированность фонематических процессов

ž Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи

ž Умение пользоваться разными способами словообразования существительных

ž Сформированность грамматического строя речи

ž Сформированность психических процессов: восприятия, памяти, внимания, словесно-логического мышления

Все дефекты речи делятся на две группы на основе психолингвистических критериев:

*нарушение языковых средств общения:

• фонетическое недоразвитие;

• фонетико-фонематическое недоразвитие;

• общее недоразвитие речи

*нарушение в применении средств общения:

• заикание, при котором основой дефекта является нарушение коммуникативной функции речи при сохранении языковых средств общения

Проблемы в обучении чтению возникают преимущественно у детей, страдающих дефектами речи первой группы, поскольку именно недостаточное развитие языковых средств, в первую очередь фонетической стороны речи и фонематического восприятия, становятся препятствием для овладения грамотой не только в дошкольном, но и в младшем школьном возрасте.

ž Предпосылкой к овладению грамотой, т.е. восприятию и продуцированию собственной письменной речи - чтению и письму, является достаточно развитое фонематическое восприятие у ребенка, а т.ж. ребенок должен владеть некоторыми навыками звукового анализа (определять количество и последовательность звуков в слове)

ž Чтение и письмо - виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь

ž Обучение чтению представляет собой путь от изучения звуковых значений к буквам; путь анализа и синтеза фонетической стороны речи (Д.Б. Эльконин)

ž Существенную роль в овладении чтением играет и развитость фонематического слуха, т.е. способности воспринимать на слух звуки человеческой речи

ž Первичного фонематического слуха, который обеспечивает восприятие чужой речи, недостаточно для овладения чтением и письмом

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет важное значение для овладения чтением, Т.О. дети с ОНР:

ž испытывают трудности в усвоении букв,

ž медленно читают,

ž допускают ошибки.

Причем исследованиями доказано, что фонематический слух и фонематическое восприятие должны быть сформированы до начала обучения грамоте, поскольку одновременное обучение чтению и развитие фонематического слуха оказывают взаимное торможение.

Одним из условий готовности ребенка к усвоению навыка чтения является так называемая «востребованность» этого умения: для ребенка чтение должно вызывать интерес, желание овладеть новой для него деятельностью, а не являться только имитацией действий взрослого, т.е. чтения.

ž При ОНР страдает лексико-грамматический компонент речи. Лексический запас детей ограничен бытовой тематикой, качественно неполноценен

ž Грамматический строй речи у детей также сформирован недостаточно: в речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, отмечаются множественные аграмматизмы в простых синтаксических конструкциях

ž Недостаточность речевого развития сказывается и на общем развитии ребенка:

Ø на становлении психологических предпосылок учебной деятельности;

Ø недостаточность развития словесно-логического мышления,

Ø недостаточную наблюдательность по отношению к языковым явлениям,

Ø трудности в запоминании словесного материала, самоконтроля и произвольности в общении.

Ø неконтекстное восприятие фразы (дети при чтении воспринимают слова во фразе изолированно, не могут сгруппировать слова по принципу лексической и грамматической сочетаемости. Это приводит к тому, что чтение нередко превращается в угадывание, что способствует замене суффиксов, окончаний, приставок. Недостатки в овладении техникой чтения влияют на понимание прочитанного)

ž При ОНР чтение у детей замедленное, угадывающее, с фонетическими искажениями и непониманием смысла прочитанного

Следствием этих проблем является не только недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности, но и трудности формирования учебных умений

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки

ž Письмо имеет сложнейшую психологическую структуру и включает механизмы артикуляционного и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторную координацию и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений (способность дифференцировать звуки, звуко-буквенный анализ и т.д.)

ž У детей с ОНР недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависят полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, эти дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх – низ, ближе – дальше, под – над, около – внутри и т.д.

ž От того, насколько хорошо развиты мышцы руки, зависит не только успешное освоение ребенком письма, но и в прямую зависит и речь ребенка. Мелкая моторика - это такие движения в которых задействованы мелкие мышцы рук

ž У детей с ОНР как правило, нарушено зрительное восприятие, а при недостатках зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти у детей возможны такие трудности, как:

Ø трудности формирования зрительного образа буквы, цифры, графического элемента: нарушено соотношение элементов, путает сходные по конфигурации буквы, цифры; может писать лишние элементы или не дописывать элементы буквы, цифры; заменяет буквы другими по графическому сходству

Ø плохое запоминание конфигурации букв при чтении и, соответственно, медленный темп; угадывание букв; возвратные движения глаз; пропуск, добавление, перестановка букв; затруднение понимания прочитанного

Ø возможно зеркальное написание букв, цифр, графических элементов

Ø трудности копирования букв, цифр, геометрических фигур

Для детей с ОНР могут быть характерны следующие проблемы на письме:

ž Несформированность образа буквы и образа слова, пропуски и перестановки букв и слогов,

ž Нечитаемый почерк,

ž Несоответствие между знанием правил и собственным вариантом написания, т. е. неумение применить правила в процессе письма,

ž Негативное отношение к чтению и письму.

ž Зеркальное написание букв, особенно, Э, З, У,Ч,

ž Замена букв, отличающихся расположением элементов в пространстве,

ž Замена букв, отличающихся количеством элементов – Ж-Х,

ž Забывание редко встречающихся букв –Э,ъ,Ю,

ž Ошибки в написании букв в ударных слогах - УЧЕТЕЛЬ-УЧИТЕЛЬ,

ž Повторение одной и той же буквы - ПИРОП-ПИРОГ,

ž Частые пропуски букв, слогов, перестановки букв, слогов,

ž Недописывание букв, слов.

 

11. Характеристика раздела программы дисциплины «Звукопроизношение» в начальной школе V вида

Разделы работы:

q Формирование звукопроизношения (автоматизация или дифференциация звуков);

q Развитие фонематического восприятия;

q Звуко - слоговое структурирование;

q Обучение звуковому анализу и синтезу;

q Ритмико – интонационное оформление высказываний.

Этапы работы по развитию произносительной стороны речи у детей с ТНР

Обучение делится на три этапа.

I этап обучения длится 1-1,5 месяца.

Задачи:

- развитие фонематического слуха;

- развитие подвижности речевого аппарата;

- уточнение произношения имеющихся у детей звуков, постановка отсутствующих.

Ведется подготовка к анализу звукового состава слова.

II этап обучения длится 1,5—2 месяца.

Задачи:

- обучение дифференциации звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости;

- развитие умения узнавать, различать и выделять звуки из слова.

Школьники учатся различать в словах ударные и безударные гласные.

- развитие навыков членения слов на слоги, предложений на слова, навыки полного звуко-слогового анализа с опорой на схемы.

III этап обучения

Задачи:

- обучение детей правильному произношению звуков;

- продолжается работа по обучению дифференциации звуков (твердых-мягких, свистящих-шипящих, звонких-глухих).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 809; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.009 с.)