Специальная методика обучения русскому языку как наука 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальная методика обучения русскому языку как наука



Специальная методика обучения русскому языку как наука

Предмет - процесс обучения детей с тнр.

Цель - формирование устной и письменной речи как средства общения и способа коррекции параллельных нарушений.
Общие задачи:
-развитие языка как системы знаков

- развитие речи как средства общения

-создать предпосылки для формирования устной речи на ее основе письменной речи

-подготовить детей к овладению основными функциями речи (коммуникативной и логической)

- учить детей базовым понятиям и определениям языка
Специфические задачи:
-развивать и корректировать познавательные процессы

-учить детей способам и приемам преодоления трудностей учебного, личностного и коммуникационного характера

-обеспечить условия реализации общедидактических принципов при обучении русскому языку

-создать в школе специальный речевой режим

- поиск и применение наиболее рациональных методов и приемов обучения русского языка
Принципы обучения детей в коррекционной школе:
-Знание и понимание причин трудностей школьников с тнр в учении
-Учет и уважение индивидуальных особенностей детей
-Соблюдение принципа сознательности обучения (овладение учеником различными понятиями),принцип сознательности предполагает допущение собственных аргументов, выполнения действий

-Принцип активной познават.-аналитической деят-ти.

 

Русский язык как предмет в специальной школе V вида

Особенности состояния звукопроизносительной стороны речи детей с ТНР

Особенности состояния лексико-грамматической стороны речи детей с ТНР

Особенности связной речи детей с ТНР

Характеристика раздела программы «Развитие речи» в начальной школе V вида

Порядок работы

1.варианты названий, образованных от собственных имен

2.образование слов уменьшительно ласкательным суффиксом сначала мужского рода, затем женского

3. проводим сравнение слов перемещаемся ударение

4. знакомство с однокоренными словами с различными приставками

5.образование новых значение слов с помощью суффикса

6.знакомства образование прилагательных от существительных

На каждом уроке по развитию речи проводится словарная работа которая должна отвечать определенным принципам:

- сознательности и активности

- последовательности и системности

-принцип доступности

-принцип индивидуального подхода существует

Существует несколько приемов объяснения слов:

- обязательному объяснению подлежат слова нескольких групп:

-слова описывающие обстановку

- словарь рисующие поэтический картины природы

- военная терминология

- спортивная терминология

-морально этические понятие

-общественно политическая лексика

- слова переносного значения и другие
Приемы объяснение слов:

- использование наглядности

-описание предмета словом

- логическое определение понятия

-драматизация действия или показ действия на месте

- объяснение с помощью видового или родового понятия

-объяснение слова контексте

- морфологический анализ слова.

 

Организация и проведение уроков по обучению грамоте детей с ТНР

Из 9го

Работа по формированию фонематических процессов у школьников с ТНР.

Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют ряд особенностей, одни из которых характеризуются недостаточной сформированностью фонематических процессов.

I. Подготовительный этап

Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. (Дети в играх учатся различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова).

Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу.

Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.

1. Развитие слухового восприятия

Игра «Тишина», «Угадайка», «Высоко – низко», «Тихо-громко», «Нарисуй звук», «В гору, с горки», «Аленушка-ревушка», «Эхо».

2. Развитие слуховой памяти

Игры: «Запомни и скажи, «Запомни и покажи», «Повтори скороговорки»

II. Основной этап

Цель: формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

Блоки этапа:

1. Обучение простым формам фонематического анализа.

- Лото (дети определяют наличие заданного звука в названии картинки; выбирают изображения, названия которых начинается с заданного звука).

- Лото «Какой первый звук?»

- Игра «Светофор» (определяют место звука в слове).

2.Обучение сложным формам фонематического анализа.

Последовательность:

- слова из двух гласных (ау, уа);

- односложные слова из обратного (ум, ох, ус, прямого открытого (на, му, да, закрытого слога (дом, мак, нос, лук);

- двусложные слова из двух открытых слогов (мама, рама, Маша, розы);

- двусложные слова из открытого и закрытого слогов (диван, сахар, дубок и т. д.);

- двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов (лампа, марка, полка, и т. д.)

- односложные слова со стечением согласных в начале слова (грач, врач, стол и тд.)

- односложные слова со стечением согласных в конце слова (волк, тигр, полк и т. д.)

- двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, крыша, врачи, т. д)

- двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крышка);

- трехсложные слова (паровоз, канава, капуста и тд.).

Для этого предлагается использовать следующие игры:

- Игра в кубик (дети бросают кубик и придумывают слово по количеству точек на выпавшей грани кубика).

- Игра «Какой звук выпал из слова?» (дети слушают слова и называют «выпавший» звук (крот - кот, лампа - лапа, пилка – пила)).

- Игра «Ромашка» (детям выбирают лепестки с изображенными на них предметами, названия которых состоят из различного количества звуков. (по заданию педагога).

- Игра «Заполни дорожку» (дана картинка и графическая схема из опр. кол-ва клеточек по числу звуков в данном слове; по мере выделения звуков ребенок заполняет схему фишками. Получается модель звукового строения слова. Сначала даются односложные слова: мак, кот, дом, лук).

Также используются такие задания:

- Подобрать слова с определенным количеством звуков.

- Выбрать картинки, в названиях которых будет определено количество звуков.

- По сюжетной картинке подобрать слова с определенным количеством звуков.

3. Формирование навыка синтеза звуков,

- Осуществлять синтез гласных звуков в лепетные слова (ау, уа, иа).

- Синтез односложных слов (суп, кот, называть количество звуков в слове.

- Составлять слова из заданной последовательности звуков.

- Разложить картинки под соответствующими графическими схемами, на которых указаны только гласные буквы: А__ __А, __О __А, __У __А и т. д. Предлагаются картинки с изображением предметов из 2-х слогов: курка, горка, лодка, астра, каша, муха, окна, утка, луна, кошка, мама, рама, луже, ложка, лапа.

- Договорить слово: поми., воног., ябло., карто… и т. д.

- Определить слово или предложение, произнесенное по слогам. Например: де-ти иг-ра-ют в са-ду.

- Составить слово из слогов, данных в беспорядке.

Ко-ло-мо – молоко

Ша-ка – каша

Ба-шу – шуба

Ля-ко – Коля и т. д.

Подобные задания очень вариативны, на каждом занятии можно давать одни и те же упражнения, однако использовать различный речевой материал, т.к. детям нравятся повторяющиеся задания, они их ждут, знают название задания.

4. Формирование фонематических представлений.

- формирование действия фонематического анализа в умственном плане.

Дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова, на основе представлений.

- Придумать слово с 3-мя звуками.

- Отхлопать в ладоши, прошагать столько шагов, сколько звуков в словах: дом, каша, лимон.

- Подобрать картинку к звуковой схеме С Г С С Г С Г С С Г С

- Найти зверей, кто в каком домике спрятался С Г С С Г С Г С С Г С Л Е В Л И С А С Л О Н

- Припомнить слова к графической схеме без опоры на картинку.

С Г С С Г С Г С С Г С

- Построить графические схемы с обозначением гласных и согласных звуков фишками.

- Игровая ситуация: мастера построили звуковой дом из 3 комнат. Кто из зверей (лиса, волк, лев, олень) сможет в нем жить.

- Достраивание предложений: логопед называет первые 2 слова, ребенок договаривает третье, четвертое и т. д.

- Прослушать слова и составить из них предложение.

Данные упражнения даются в соответствии с принципом поэтапного формирования умственных действий.

Специальная методика обучения русскому языку как наука

Предмет - процесс обучения детей с тнр.

Цель - формирование устной и письменной речи как средства общения и способа коррекции параллельных нарушений.
Общие задачи:
-развитие языка как системы знаков

- развитие речи как средства общения

-создать предпосылки для формирования устной речи на ее основе письменной речи

-подготовить детей к овладению основными функциями речи (коммуникативной и логической)

- учить детей базовым понятиям и определениям языка
Специфические задачи:
-развивать и корректировать познавательные процессы

-учить детей способам и приемам преодоления трудностей учебного, личностного и коммуникационного характера

-обеспечить условия реализации общедидактических принципов при обучении русскому языку

-создать в школе специальный речевой режим

- поиск и применение наиболее рациональных методов и приемов обучения русского языка
Принципы обучения детей в коррекционной школе:
-Знание и понимание причин трудностей школьников с тнр в учении
-Учет и уважение индивидуальных особенностей детей
-Соблюдение принципа сознательности обучения (овладение учеником различными понятиями),принцип сознательности предполагает допущение собственных аргументов, выполнения действий

-Принцип активной познават.-аналитической деят-ти.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 589; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.017 с.)