Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие деловой репутации. Особенности оценки деловой репутации. Основные методы оценки деловой репутации.

Поиск

Деловая репутация, так же как и честь, достоинство гражданина, отнесена ст. 151 Гражданского кодекса Республики Беларусь к нематериальным благам. Только в отличие от чести и достоинства, которые присущи исключительно физическим лицам, деловой репутацией обладают как физические, так и юридические лица.

Традиционно выделяется два признака нематериальных благ: 1) они лишены экономического содержания; 2) они неразрывно связаны с личностью их носителя1. Однако применительно к деловой репутации эти признаки имеют свои особенности.

Во-первых, деловая репутация может учитываться в бухгалтерском учете, и в настоящее время даже есть попытки дать ей денежную оценку. Как справедливо указывает М.Н.Малеина, «приблизительная оценка деловой репутации все же возможна. Поэтому указание на нематериальный характер неимущественных прав не следует понимать в том смысле, что они вообще не имеют ценности. Невозможно лишь их точное определение в стоимостном выражении»2. Как в соответствии с зарубежными, так и в соответствии с белорусскими принципами бухгалтерского учета деловая репутация - это разница между покупной стоимостью предприятия и балансовой стоимостью всех его активов и обязательств3.

Во-вторых, деловая репутация может быть объектом делового оборота. Так, Гражданский кодекс в ст. 912 предусматривает, что вкладом товарища при создании простого товарищества признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи. В п. 2 ст. 912 ГК РБ также указывается и на возможность имущественной оценки деловой репутации: «Вклады товарищей предполагаются равными по стоимости, если иное не следует из договора простого товарищества или фактических обстоятельств. Оценка стоимости неденежного вклада товарища производится по соглашению между товарищами».

Некоторые исследователи полагают, что по договору франчайзинга (глава 53 ГК РБ), хотя это прямо и не указано в Гражданском кодексе Республики Беларусь, также возможна передача деловой репутации. Как указывает М.Н. Малеина, при заключении договора франшизы (франшизинга) фирма-лицензиар предоставляет фирме-лицензиату (лицензиатам) пакет услуг для успешного сбыта товара за вознаграждение в процентах от стоимости торгового оборота. По условиям договора наряду с ноу-хау, товарным знаком, знаком обслуживания, методами производства и сбыта лицензиар может передать и свое реноме (имидж).

Таким образом, возможна передача в пользование в комплексе с другими объектами и деловой репутации4. Есть и другая точка зрения: предметом договора франчайзинга (договор коммерческой концессии в соответствии с российским законодательством) не может быть деловая репутация, однако при согласовании цены договора деловая репутация правообладателя обычно учитывается и влияет на стоимость передаваемых прав5.

Полагаем, что в указанных случаях не происходит отчуждения деловой репутации. Деловая репутация остается у ее носителя, но одновременно характеризует и иное лицо (простое товарищество либо пользователя (лицензиата) по договору франчайзинга).

Гражданский кодекс Республики Беларусь установил место деловой репутации в системе объектов гражданских прав, но не дал ей определения. В юридической литературе можно найти много различных определений деловой репутации.

А.Л. Анисимов определяет деловую репутацию как сложившееся мнение о качествах (достоинствах и недостатках) коллектива, организации, предприятия, учреждения, конкретного физического лица в сфере делового оборота, в том числе в сфере предпринимательства6. А. Зингилевский указывает, что под деловой репутацией можно понимать положительную оценку физического или юридического лица прежде всего как добросовестного предпринимателя другими участниками имущественного оборота7. В. Булович утверждает, что деловая репутация человека и юридического лица - устойчивая положительная оценка их деловых (производственных, профессиональных) достоинств общественным мнением8. Говоря о деловой репутации банков, Н. Полуйчик замечает, что она должна рассматриваться как всестороннее отражение восприятия банка его клиентами и партнерами, контролирующими органами, гражданами, государственными структурами и общественными организациями9.

В нормативных правовых актах определение деловой репутации дано в постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26.04.2005 г. № 16 «О применении хозяйственными судами законодательства при рассмотрении дел о защите деловой репутации» и постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 23.12.1999 г. № 15 «О практике рассмотрения судами гражданских дел о защите чести, достоинства и деловой репутации». В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26.04.2005 г. № 16 под деловой репутацией в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности … понимается оценка участника отношений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности другими участниками этих отношений, умаление (дискредитация) которой может негативно повлиять на осуществление этим участником указанной деятельности.

Похожее определение деловой репутации содержится и в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 23.12.1999 г. № 15. Тот факт, что определение данному понятию содержится в постановлениях пленумов как Верховного, так и Высшего Хозяйственного судов, объясняется тем, что иски о защите деловой репутации могут в зависимости от ряда обстоятельств рассматриваться как в общих, так и в хозяйственных судах.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 23.12.1999 г. № 15 под деловой репутацией гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, понимается приобретаемая гражданином общественная оценка его деловых и профессиональных качеств при выполнении им трудовых, служебных и общественных обязанностей. А под деловой репутацией юридического лица и индивидуального предпринимателя – оценка их хозяйственной (экономической) деятельности как участников хозяйственных (экономических) правоотношений другими участниками имущественного оборота и гражданами, таковыми не являющимися.

На наш взгляд, определение деловой репутации, которое было дано в постановлениях пленумов, является несколько неудачным. В соответствии с указанными определениями деловая репутация юридических лиц понимается как оценка их хозяйственной (экономической) деятельности в качестве участников хозяйственных (экономических) правоотношений. Таким образом, во главу угла при определении деловой репутации ставится именно хозяйственная (экономическая) деятельность юридических лиц. Фактически это означает, что деловая репутация возникает у юридического лица только после начала осуществления хозяйственной деятельности, что неверно. Очевидно, что распространение негативных сведений о юридическом лице, которое только зарегистрировано, будет порочить его деловую репутацию, даже если это юридическое лицо еще не начало осуществлять хозяйственную деятельность. Также отметим, что в юридической литературе неоднократно указывалось, что право на защиту деловой репутации возникает у юридического лица в момент регистрации10, и связывать его наступление с какими-либо условиями (такими, как осуществление хозяйственной деятельности) неправильно.

В законодательстве не определено, всякое ли юридическое лицо может обладать деловой репутацией. Полагаем, что поскольку законодатель не установил каких-либо ограничений, то деловой репутацией обладает всякое юридическое лицо. Однако защита деловой репутации возможна только в тех случаях, когда ее ущемление влияет на осуществление предпринимательской деятельности. Этот критерий, закрепленный в постановлениях пленумов, нашел свое подтверждение и в судебной практике. Так, кассационная инстанция, подтверждая решение суда первой инстанции об отказе инспекции Государственного налогового комитета Республики Беларусь в удовлетворении иска о защите деловой репутации, указала, что «при обращении с иском о защите деловой репутации истец должен представить доказательства, что данный спор связан с его предпринимательской или иной экономической деятельностью. Истец таких доказательств не представил, и из материалов дела данное обстоятельство не вытекает».

Тот факт, что защита деловой репутации юридического лица возможна лишь в том случае, когда ее ущемление влияет на осуществление предпринимательской деятельности, значительно ограничивает некоторые юридические лица в возможностях ее защиты. Учитывая, что осуществление хозяйственной (предпринимательской) деятельности не является первостепенной задачей общественных объединений, многие из них вообще не занимаются предпринимательской деятельностью, другие занимаются лишь в той мере, в которой это необходимо для осуществления уставных целей и задач, существуют определенные трудности при защите деловой репутации общественного объединения. То же самое касается и политических партий, профессиональных союзов, благотворительных фондов, многих иных некоммерческих организаций.

Подобным определением деловой репутации современный институт защиты деловой репутации юридического лица принципиально отличается от существовавших на более ранних этапах его развития, когда законодательством не было установлено каких-либо ограничений, и защищать свою деловую репутацию (честь и достоинство) могли все организации во всех случаях распространения недостоверных порочащих сведений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.170 (0.008 с.)