Определение интеллектуальной собственности и её роль. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение интеллектуальной собственности и её роль.



Понятие и принципы авторского права.

Ответ: Понятие «авторское право» понимается в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле авторское право– это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства (выступает в качестве подотрасли гражданского права). В субъективном смысле авторское право– совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства. Термин «авторское право» понимается не только как право автора (создателя) произведения, но и как право законного обладателя авторского права. Основной задачей авторского праваявляется, с одной стороны, обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны – интересы общества в целом. Принципы авторского права: а)принцип свободы творчества– означает, что каждый свободен в выборе сферы творческой деятельности, способа ее осуществления, презюмируется равенство в осуществлении своих прав автора; б)принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества– заключается в том, что наряду с исключительным правом автора использовать свое произведение (воспроизводить любым способом, передавать права третьим лицам и т. д.) законом предусмотрены случаи, когда обеспечивается общественный интерес (случаи использования произведения без согласия автора и без выплаты ему авторского вознаграждения). Общество заинтересовано не только в эффективной защите авторского права, но и в свободном доступе к авторским произведениям; в)принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора– означает, что ни при каких обстоятельствах права, относящиеся к личным неимущественным, не подлежат какой-либо передаче третьим лицам в силу их неотчуждаемой природы. Личное неимущественное право автора неотъемлемо от личности, неразрывно связано с личностью автора и не передается третьим лицам даже в случае волеизъявления автора на такую передачу. В целях эффективного использования произведения и защиты авторского права из этого принципа есть изъятия (право обнародовать произведение, право на защиту чести, достоинства и деловой репутации автора); г)принцип свободы авторского договора– данный принцип означает, что автор свободен в выборе контрагентов, условий авторского договора, а также предусматривает недействительность договора при отсутствии добровольного волеизъявления автора заключить договор.

Творческий процесс и его результаты как объект управления.

Ответ: О творчестве можно говорить при наличии творца, определяющего смысл, цели, ценностные ориентиры своих действий. Творчество — деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца [2]. То есть субъектом творчества всегда выступает человек, а объектом – творческий процесс, который должен быть направлен на достижение того или иного результата, не существовавшего ранее. И именно здесь стоит обозначить одну из граней, разделяющих два вида творчества: творчество в бизнесе и в искусстве. Эта грань должна разделить два вида творчества по их конечной цели. Цель творчества в искусстве находится внутри творца, цель творчества в бизнесе ‑ во внешней среде (рис. 1).

 

Рис. 1. Внутренняя и внешняя цели творчества

 

Целью творчества в искусстве является внутренняя удовлетворенность творца результатом своих творческих действий. Целью творчества в бизнесевсегда является какой-либо рыночный результат. Именно этот факт следует принимать во внимание при организации творческого процесса и контроле над его результатами (табл. 1).

Таблица 1

Содержание авторского права. Личные неимущественные и имущественные авторские права. Ограничение имущественных прав авторов.

Ответ: Содержание авторских прав складывается из двух составляющих: личных прав автора и имущественных прав. Как мы подчеркивали в первой главе, такое разделение появилось не так давно, но в настоящее время свойственно фактически всем системам права. Такое разделение свойственно и для российского авторского законодательства. Рассмотрим каждый из блоков прав. Личные неимущественные права - э то неотчуждаемые права. Они принадлежат автору независимо от имущественных прав, иначе - личные права связаны с духовной личностью автора. Как подчеркивали исследователи еще в начале 20 века: «Духовная близость и связь, какие существуют между автором и его произведением, между «детищем» искусства и творцом, и которые не исчезают во все время жизни автора, делают произведение неотчуждаемым и неотъемлемым личным достоянием автора»[1]. Личные неимущественные права независимы от имущественных прав. Как закрепляет ст. 6 bis (п.1) Бернской конвенции по охране прав литературных и художественных произведений закрепляет: Независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав он имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора. Итак, личные неимущественные права не имеют экономического содержания. Между тем, часть из личных прав автора напрямую связана с имущественным интересом. Так, например, имя автора со временем становится «брэндом», что обуславливает экономический успех произведения. Тесная связь личных и имущественных прав подтверждается и тем, что в случае нарушение личных прав, нарушаются его имущественные права. Так, например, нарушение права авторства, скажем путем публикации произведения под чужим авторством, нарушает имущественные права автора. Рассмотрим личные неимущественные права автора в отношении его произведения (п.1 ст.15 Закона). Это:

- право признаваться автором произведения (право авторства); Как отмечают эксперты, «практическая реализация права авторства обычно выражается в праве автора требовать указания его имени при использовании произведения. Зачастую это воспринимается как сердцевина авторства»[2]. Еще раз подчеркнем, что это неотчуждаемое право. Соответственно автором произведения всегда должен выступать исключительно его творец. Между тем на практике часты случаи, когда произведение пишется одним человеком (группой лиц), а автором выступает совсем другое лицо (например, известный политик или публицист). Между тем, право авторства не может быть передано ни по устному, ни по письменному соглашению. Это означает, что автор произведения в любой момент может обратиться в суд о признании своего авторства и т.д. - право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя); Данное правомочие проистекает из права на авторство. Автор вправе требовать указания, как своего истинного имени, так и анонимно или под псевдонимом. Однако в определенных случаях данное право может быть или ограничено или представлять предмет соглашения между автором и издательством. Так, например, «ограничение использования определенного имени может быть установлено и при написании произведения на заказ»[3]. На практике возможны соглашения, когда автор в течение определенного времени обязуется не раскрывать своего истинного имени и публиковаться исключительно под псевдонимом. На практике под единым псевдонимом могут работать и ряд авторов (самый известный пример псевдонима – Козьма Прутков). На наш взгляд спорным является право автора «в любой момент потребовать установления своего авторства или изменения авторского имени», если соглашением между автором и пользователем установлено иное. Так договором заказа может быть предусмотрено, что автор обязуется написать произведение под псевдонимом и передать исключительные права на произведение пользователю. - право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв; Обнародование произведения - осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом (ст.4 Закона). Отзыв произведения – предполагает отказ от обнародования. Исследователи говорят как о сохранении (еще не обнародованного произведения), так и о восстановлении (уже обнародованного произведения)[4]. При этом такой отказ может быть совершен на любой стадии (до тех пор пока произведение не было обнародовано). То есть, например, если был напечатан тираж книжной продукции, но еще не поступил в продажу, автор вправе отказаться от обнародования. При этом он будет обязан возместить пользователю как убытки, так и упущенную выгоду. - право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора). Еще один вид личных прав автора указывается законодателем в п.1 ст.17 Закона – право доступа. Последнее означает правомочие автор произведения изобразительного искусства требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения. При этом от собственника произведения нельзя требовать доставки произведения автору. Имущественные права. В соответствии с п.1 ст.16 Закона, автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. Итак, во-первых, - это исключительные имущественные права. Само определение таких прав как «исключительные» говорит о том, что автору принадлежит исключительно все права по распоряжению произведением. Как подчеркивают эксперты, это не только сближает авторские права с правом собственности, с патентным правом, с правом на товарные знаки, но и позволяет преодолеть широко распространенное в советской литературе мнение о том, что авторские права не носят исключительного характера, что в конечном счете сводило имущественные права автора к праву на получение вознаграждения[5]. Во-вторых, правообладатель исключительных прав вправе использовать произведение в любой форме и любым способом. Между тем «любая форма и способ» фактически ограничиваются законодателем перечнем правомочий перечисленных в п.2 ст.16 Закона. В третьих, «право на использование произведения есть ничто иное, как возможность авторов самим решать все вопросы, связанные с предоставлением третьим лицам доступа к произведениям и с их использованием»[6]. Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия: - воспроизводить произведение (право на воспроизведение); В соответствии со ст.4 Закона, воспроизведение произведения - изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях - одного или более экземпляров трехмерного произведения; запись произведения в память ЭВМ также является воспроизведением. Законодатель указывает случаи, когда возможно воспроизведение в личных целях без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения (ст.18 Закона). Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях, за исключением случаев, предусмотренных Законом. Данные положения не применяется в отношении: - воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений; - воспроизведения баз данных или существенных частей из них; - воспроизведения программ для ЭВМ, за исключением случаев, предусмотренных Законом; - репродуцирования книг (полностью) и нотных текстов. Важно подчеркнуть, что воспроизведение может быть совершено в любой форме (даже иной чем задумал сам автор произведения). «В качестве примера можно упомянуть судебное дело об изготовлении Московским дворцом молодежи флаерсов, то есть пригласительных билетов, дающих право на скидку, на концертную программу «Встреча на Эльбе». На флаерсе была использована фотография, авторами которой были истцы. Договор на воспроизведение фотографии дворец молодежи не заключал, а соответственно имеет место нарушения права на воспроизведение.»[7]. - распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение); Право на распространение напрямую связано с правом на воспроизведение, но это самостоятельные правомочия и передача права на воспроизведение не означает передачи прав на распространение. Среди основных способов распространения законодатель называет: продажу, сдачу в прокат и др. К «другим» (не перечисленным законодателем) способам распространения можно отнести: дарение, мену. Для отдельных способов распространения законодатель дает легальные определения. Так, например, сдача в прокат (внаем) определено как предоставление экземпляра произведения или фонограммы во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды. Законодатель говорит о распространении именно экземпляров произведения. Под экземпляром произведения понимается – «копия произведения, изготовленная в любой материальной форме». При этом необходимо учитывать, что произведение может существовать и в единственном экземпляре. - импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт); Право на импорт является своего рода продолжением права на распространение. Право на импорт – право осуществлять контроль и разрешать ввозить произведения из-за границы в целях распространения. Необходимо учитывать ряд нюансов: во-первых, право на импорт распространяется на экземпляры произведения; во-вторых, именно в целях распространения. - публично показывать произведение (право на публичный показ) и публично исполнять произведение (право на публичное исполнение); Прежде всего, дадим легальные определения данных правовых категорий. Показ произведения - демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности (ст.2 Закона). Публичный показ, публичное исполнение или сообщение для всеобщего сведения - любые показ, исполнение или сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимаются ли произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания в месте их сообщения или в другом месте одновременно с сообщением произведений фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (ст.2 Закона). На осуществление публичного пока произведения необходимо заключение авторского договора. Приведем пример: «… в Пресненском межмуниципальном суде г.Москвы рассматривалось дело по иску лица, который принимал участие в конкурсе плакатов, посвященном 850-летию Москвы. Истец был признан победителем конкурса и его плакат был использован ответчиком для оформления улиц в дни праздников без какого-либо заключения с ним договора. Ответчик ссылаясь на то, что ценный подарок, который должен быть вручен истцу, является платой за дальнейшее использование его произведения. Суд не согласился с позицией ответчика, поскольку из статей ГК РФ, регулирующих публичный конкурс, следует обратное. В связи с изложенным суд принял решение о взыскании с ответчика компенсации в размере 1500 МРОТ»[8]. - сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир). Ст. 11 bis Бернской конвенции закрепляет: «авторы литературных и художественных произведений пользуются исключительным правом разрешать: (i) передачу своих произведений в эфир или публичное сообщение этих произведений любым другим способом беспроволочной передачи знаков, звуков или изображений; (ii) всякое публичное сообщение, будь то по проводам или средствами беспроволочной связи, повторно передаваемого в эфир произведения, если такое сообщение осуществляется иной организацией, нежели первоначальная; (iii) публичное сообщение переданного в эфир произведения с помощью громкоговорителя или любого другого аппарата, передающего знаки, звуки или изображения». В соответствии с действующим авторским законодательством, передача в эфир - сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) посредством их передачи по радио или телевидению (за исключением кабельного телевидения). При передаче произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания в эфир через спутник под передачей в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания могут быть доведены до всеобщего сведения независимо от фактического приема их публикой (ст.2 Закона). - сообщать произведение, (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю); - переводить произведение (право на перевод); - переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку). Исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проектов включают также практическую реализацию таких проектов. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре. Приведем пример из практики: «Акционерное общество "Институт экспериментального проектирования" обратилось в арбитражный суд с иском к строительной компании о признании за ним исключительных прав на архитектурный проект, а также права на осуществление авторского надзора за строительством архитектурного объекта и запрещение ответчику использовать техническую документацию, разработанную другой организацией, для реализации проекта. При разрешении спора судом установлено, что институт в соответствии с договором, заключенным со строительной компанией (заказчиком), создал архитектурный проект шумозащитного жилого дома. Авторами проекта являются работающие в институте архитекторы, трудовые договоры которых не предусматривали закрепления за ними исключительных прав на создаваемые произведения архитектуры. Согласно условиям договора институтом была разработана документация для строительства первой очереди объекта. Данные материалы были переданы строительной компании, приняты и оплачены ею. Документацию, подготовленную по договоренности для других этапов строительства, строительная компания не приняла со ссылкой на отсутствие надлежащего финансирования. Однако затем, не расторгая договора с институтом, без его согласия и ведома заказала изготовление документации другой проектной организации за меньшую цену и приступила к строительству объекта. Суд первой инстанции отказал в иске, сославшись на то, что истец, являясь обладателем исключительных прав на архитектурный проект, не доказал их оспаривания или нарушения ответчиком. Суд апелляционной инстанции отменил названное решение и удовлетворил исковые требования по следующим основаниям. В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" объектами авторского права на произведения архитектуры являются архитектурный проект, разработанная на его основе документация для строительства, а также архитектурный объект. Согласно статье 16 Закона "Об авторском праве..." исключительные права автора на использование архитектурного проекта включают также его практическую реализацию. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре. Договор между сторонами не предусматривал условия о возможности разработки документации иной организацией. Статьей 17 Закона Российской Федерации "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", регламентирующей имущественные права автора произведения архитектуры, прямо предусмотрено, что автор архитектурного проекта имеет исключительное право использовать проект или разрешать использовать его для реализации путем разработки документации для строительства и строительства архитектурного объекта. Передача этих исключительных прав осуществляется на основании договора. Из материалов дела усматривается, что институт такого договора с разработчиком документации не заключал, разрешение заказчику на его заключение также не давал. При указанных обстоятельствах изготовление документации для строительства другими лицами без разрешения обладателя исключительных прав на архитектурный проект и использование этой документации является нарушением этих прав, которое должно быть прекращено по требованию правообладателя. Исковые требования института, обладающего как работодатель авторов архитектурного проекта исключительными правами на использование служебного произведения, в силу статьи 14 Закона "Об авторском праве..." удовлетворены правомерно»[9]. Помимо названных правомочий автора, можно выделить еще одно специфическое право – право следования. В законодательстве некоторых зарубежных странах (в том числе в Бернской конвенции) оно известно под названием «Право долевого участия». Последнее, является имущественно-неотчуждаемым правом автора. Как закреплено в п.2 ст.17 Закона, в каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства (через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и так далее) по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20 процентов, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в размере 5 процентов от перепродажной цены (право следования). Указанное право является неотчуждаемым и переходит только к наследникам автора по закону на срок действия авторского права. Аналогичное правило, но в более широкой трактовке содержится в п.1 ст. 14 ter Бернской конвенции: В отношении оригиналов произведений искусства и оригиналов рукописей писателей и композиторов автор, а после его смерти лица или учреждения, управомоченные национальным законодательством, пользуются неотчуждаемым правом долевого участия в каждой продаже произведения, следующей за первой его уступкой, совершенной автором произведения. Важно подчеркнуть, что по российскому авторскому законодательству право следования распространяется только на произведения изобразительного искусства (в отличие от Бернской конвенции, которая включает сюда и оригиналы рукописей). В заключение отметим, что в отличие от прав личных, имущественные права могут быть переданы как полностью, так и в части. Таким образом, носителем исключительных имущественных прав может быть как сам автор, так и любой другой субъект авторских правоотношений.

Изобретательский уровень.

Ответ: При проверке заявленного изобретения на патентоспособность устанавливается его соответствие трем обязательным условиям: новизне, изобретательскому уровню, промышленной применимости. Любое изобретение считается новым в том случае, если оно еще не известно из существующего уровня техники. По действующему законодательству уровень техники заключается в любых сведениях, ставших общедоступными до даты приоритета изобретения. Опубликованные сведения являются общедоступными, когда они доведены посредством печати, телевидения, радиовещания до общественности на определенную дату. Новизна по действующему законодательству считается абсолютной. Проверку соответствия изобретения новизне осуществляют по отношению к совокупности существенных признаков. Оно не признается соответствующим данному требованию в том случае, если на дату приоритета есть объекты такого же назначения и решение задач, которые характеризуется признаками, идентичными существенным признакам нового изобретения. Сравнительный анализ правомерен только при сравнении заявляемого изобретения с одним известным объектом. Любое изобретение характеризуется изобретательским уровнем, если оно не следует из уровня техники. Это означает, что техническое решение, которое составляет суть изобретения, отличается от известных и является продуктом творческой деятельности. Иными словами, изобретение должно отличаться от всего, что создано раньше или содержать известные элементы, которые в заявляемом изобретении дают неизвестный результат. Изобретение будет признано соответствующим изобретательскому уровню в том случае, когда не выявлены решения, которые имеют признаки, что совпадают с его отличительными свойствами. При установлении творческого характера нового изобретения (другими словами — соответствия изобретательскому уровню), число объектов для сравнения может быть огромным, а сами объекты могут быть отнесены к любой сфере науки и техники. Проверка изобретательского уровня осуществляется в отношении нового изобретения, охарактеризованного в формуле. Она включает в себя выявление самого близкого аналога; определения признаков, отличающих заявленное изобретения от самого близкого аналога; установление решений, которые имеют признаки, совпадающие со всеми отличительными признаками нового изобретения. Примечательно, что изобретательский уровень, как и новизну изобретения, устанавливают на дату приоритета, а предоставляемая заявителю 6-месячная льгота по новизне применяется и при установлении изобретательского уровня.

Новизна полезной модели.

Ответ: В соответствии с п. 1(1) ст. 29 Патентного закона Российской Федерации (далее - Закон) патент на полезную модель в течение всего срока действия может быть признан недействительным полностью или частично в случае несоответствия запатентованной полезной модели условиям патентоспособности, установленным Законом. Одним из условий патентоспособности полезной модели является новизна, которая считается установленной, если совокупность существенных признаков полезной модели не известна из уровня техники, в который включаются сведения о средствах того же назначения, что и заявленная полезная модель, при условии, что данные сведения стали общедоступными и опубликованы в мире до даты приоритета полезной модели, а также сведения об этих средствах в случае их применения в Российской Федерации (п. 1 ст. 5 Закона)[1]. При отсутствии методики оценки новизны полезной модели наметилась тенденция использовать для этого объекта методику оценки новизны изобретений, что, по нашему мнению, не только некорректно, но и не соответствует Закону из-за неадекватности условий соответствия новизне двух названных объектов. Согласно п. 1 ст. 4 Закона, изобретение является новым, если оно не известно из уровня техники, а согласно п. 1 ст. 5 Закона, полезная модель является новой, если совокупность ее существенных признаков не известна из уровня техники[2]. Таким образом, уже в самом Законе проведена грань между оценкой новизны изобретений и полезных моделей. Методика оценки новизны изобретения предусматривает признание изобретения известным из уровня техники и не соответствующим условию новизны, если в уровне техники выявлено средство, которому присущи признаки, идентичные всем признакам, содержащимся в предложенной заявителем формуле изобретения, включая характеристику назначения (п. 1.5.4.2 Рекомендаций по вопросам экспертизы заявок на изобретения и полезные модели[3], далее - Рекомендации). В то же время оценка новизны полезной модели не предусматривает установление идентичности всех признаков, а напротив, обязывает определить наличие совокупности существенных признаков полезной модели. Между логическими понятиями «идентичность всех признаков» и «совокупность существенных признаков» невозможно поставить знак равенства ни по форме, ни по содержанию. Вряд ли этот постулат, основанный на элементарных знаниях формальной логики, требует каких-либо дальнейших обсуждений и доказательств. В п. 3.3.2.3(1) Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на полезную модель[4] (далее - Правила) сформулировано императивное правило[5], в соответствии с которым пункт формулы включает признаки полезной модели, в том числе родовое понятие, отражающее назначение, с которого начинается изложение формулы, и состоит, как правило, из ограничительной части, включающей признаки полезной модели, совпадающие с признаками наиболее близкого аналога, и отличительной части, включающей признаки, которые отличают полезную модель от наиболее близкого аналога. Из вышеизложенного следует первый вывод:
оценка существенности признаков полезной модели законодательно предусмотрена и является не только возможной, но и абсолютно необходимой в отношении признаков, входящих в любую часть формулы, в том числе в родовое понятие, отражающее назначение. Рекомендации в части рассмотрения заявок на выдачу патента на полезные модели в десятом и одинадцатом абзацах п. 2.3 дают пояснения относительно взаимосвязи формулы полезной модели с техническим результатом и предупреждают о возможных последствиях при признании признаков несущественными: «Заявителю может быть предложено уточнить формулировку технического результата и указать, как влияют признаки, включенные в формулу полезной модели, на достижение уточненного технического результата. В запросе целесообразно указать, что если разъяснения относительно причинно-следственной связи признаков формулы полезной модели с техническим результатом отсутствуют, такие признаки квалифицируются как несущественные и в случае подачи возражения против выдачи патента на данную полезную модель не учитываются при установлении новизны полезной модели». Следует обратить внимание на предписания девятнадцатого и двадцатого абзацев п. 2.3 Pекомендаций, в соответствии с которыми: «Проверяется также правомерность применения использованной заявителем степени обобщения при характеристике признаков, включенных в формулу полезной модели. В частности, если признак охарактеризован на уровне функции, свойства, то проверяется наличие в описании сведений, подтверждающих достаточность охарактеризованного в такой форме признака в совокупности с остальными признаками, включенными в независимый пункт формулы полезной модели, для получения технического результата, указанного заявителем». Из изложенного вытекают второй и третий выводы:
проверка независимого пункта формулы полезной модели должна осуществляться в отношении любых признаков с любым уровнем обобщения понятий, выбранных для характеристики признака;
правомерность степени обобщения при характеристике признаков не предусматривает ее «однобокое» применение, то есть только для подтверждения правомерности использования в формуле полезной модели признака, выраженного на уровне функции или свойства. Такой уровень обобщения рассматривается в Рекомендациях как частный случай. Методика оценки существенности признаков, входящих в отличительную или ограничительную части формулы, достаточно хорошо разработана, применяется на практике и не требует комментариев в контексте данной статьи. Единственное упущение - отсутствие такой практики при оценке существенности признаков, характеризующих родовое понятие, отражающее назначение полезной модели в ее формуле. Этим незамедлительно воспользовались лица, стремящиеся путем конкретизации (детализации) назначения известных технических объектов получать патенты на полезные модели.

Содержание патентных прав. Исключительное право на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца.

Ответ: Содержание патентных прав:

Основным личным правом автора объекта промышленной собственности являетсяправо авторства, т. е. основанная на законе и факте выдачи патента (свидетельства) возможность признаваться создателем данного объекта. Она предполагает запрет всем другим лицам на территории страны именоваться авторами изобретения, полезной модели или промышленного образца. Право авторства является неотчуждаемым личным правом и охраняется бессрочно, сохраняясь при отчуждении исключительного права.

Другим личным правом автора являетсяправо на получение патента, а также на передачу указанного права другим физическим или юридическим лицам. Основным имущественным правом не являющегося патентообладателем автора служебного изобретения (полезной модели, промышленного образца) является право на вознаграждение. Принадлежащее патентообладателюисключительное право на использование изобретения, полезную модель или промышленный образец основано на положениях ст. 1358 ГК РФ и выражается в том, что он вправе использовать их по своему усмотрению. Кроме того, патентообладатель вправе разрешить или запретить использование указанных объектов другим лицам, кроме случаев, когда использование согласно закону не является нарушением прав патентообладателя, в частности когда имело место преждепользование. Использованием, в частности, признаются ввоз на территорию РФ, изготовление, применение, предложение о продаже, продажа, иное введение в гражданский оборот или хранение для этих целей продукта, в котором использованы изобретение или полезная модель, либо изделия, в котором использован промышленный образец. Запатентованный промышленный образец признается использованным в изделии, если такое изделие содержит все существенные признаки промышленного образца, нашедшие отражение на изображениях изделия и приведенные в перечне существенных признаков промышленного образца. В случае, если при использовании запатентованных изобретения или полезной модели используются также все признаки, приведенные в независимом пункте формулы других запатентованных изобретения или полезной модели, а при использовании запатентованного промышленного образца — все признаки, приведенные в перечне существенных признаков другого запатентованного промышленного образца, другие запатентованные изобретение, полезная модель, промышленный образец также признаются использованными. Патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец и право на его получение переходят по наследству. Нарушением исключительного права патентообладателя признается несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью продукта, содержащего запатентованное изобретение, полезную модель, промышленный образец, а также применение способа, охраняемого патентом на изобретение, или введение в хозяйственный оборот либо хранение с этой



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.016 с.)