Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Правовая охрана средств индивидуализации участников гражданского оборота (их товаров, работ, услуг,): общая характеристика.
Содержание книги
- Определение интеллектуальной собственности и её роль.
- Признаки произведения. Элементы произведения. Правовой статус служебных произведений.
- Правовой статус обнародованных и необнародованных произведений.
- Произведения оригинальные и производные. Охраняемые и неохраняемые элементы произведений.
- Критерии разграничения творчества в искусстве и в бизнесе
- Объекты авторского права, их виды. Служебные объекты авторского права. Объекты, не охраняемые авторским правом.
- Порядок наследования авторских прав.
- Свободное использование произведений. Репродуцирование.
- Смежные права исполнителей. Понятие и сфера действия смежных прав. Объекты и субъекты смежных прав. Возникновение смежных прав.
- Защита авторских и смежных прав. Управление имущественными правами авторов.
- Объекты патентного права, критерии (условия) патентоспособности. Служебные объекты патентного права.
- Объекты изобретений. Объекты, не признаваемые изобретениями.
- Новизна изобретений. Понятие уровня техники.
- Понятия и признаки полезной модели.
- Промышленная применимость полезной модели.
- Патент как форма охраны объектов промышленной собственности.
- Субъекты патентного права. Патентообладатели.
- Субъекты патентного права. Наследники.
- Процедура патентования изобретений, полезных моделей, промышленных образцов.
- Составление и подача заявки.
- Права авторов изобретений, полезных моделей, промышленных образцов.
- Право авторства и право на авторское имя.
- Права по распоряжению патентом. Уступка патентных прав.
- Права по распоряжению патентом. Выдача разрешений на использование запатентованных объектов.
- Прекращение действия патента. Признание патента недействительным.
- Права и обязанности патентообладателя. Ограничения исключительного права патентообладателя.
- Защита прав на объекты патентного права.
- Понятие патентной информации и патентной документации. Виды патентной документации. Значение патентной документации и патентной информации.
- Правовая охрана средств индивидуализации участников гражданского оборота (их товаров, работ, услуг,): общая характеристика.
- Классификация товарных знаков
- Условия охраноспособности товарных знаков (знаков обслуживания).
- Порядок регистрации товарных знаков (знаков обслуживания).
- Понятие, функции и виды товарных знаков
- Правовая охрана нераскрытой информации.
- Правовое регулирование рационализаторских отношений.
- Коммерческая реализация объектов интеллектуальной собственности.
- Международные классификации в области права промышленной собственности.
- Способы и условия введения объектов права интеллектуальной собственности в гражданский оборот.
- Подходы к оценке стоимости объектов права интеллектуальной собственности: затратный, доходный, рыночный. Особенности оценки ущерба от незаконного использования объекта интеллектуальной собственности.
- Отличие объекта интеллектуальной собственности и нематериального актива. Понятие деловой репутации. Особенности оценки деловой репутации. Основные методы оценки деловой репутации.
- Понятие деловой репутации. Особенности оценки деловой репутации. Основные методы оценки деловой репутации.
Похожие статьи вашей тематики
Ответ: Фирменное наименование: 1. Юридическое лицо, являясь субъектом гражданского оборота, нуждается в индивидуализации, поскольку необходимо отличать его от других участников гражданско-правовых и иных правоотношений. Индивидуализация имеет особо важное значение для субъектов предпринимательской деятельности, которые производят товары, выполняют работы, оказывают услуги, реализуемые на рынке. Успешная реализация результатов предпринимательской деятельности в условиях конкуренции достигается при условии высокого качества товаров, реализуемых на рынке по приемлемой цене. Субъект предпринимательской деятельности, выпускающий продукцию, выполняющий работы, оказывающий услуги, удовлетворяющие таким требованиям, заинтересован в том, чтобы его товар не смешивали с товарами других участников рыночных отношений. В этом заинтересованы и все участники рыночных отношений, они хотят знать, кто производит товары, выполняет работы, оказывает услуги необходимого им качества. Этим объясняется правило п. 4 ст. ст. 50 ГК, требующее, чтобы юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, имело фирменное наименование, и правило п. 3 ст. 1013 ГК, которое предусматривает: «не может быть зарегистрировано фирменное наименование юридического лица, похожее на уже зарегистрированное настолько, что это может привести к отождествлению соответствующих юридических лиц». Чтобы избежать отождествления фирменных наименований, п. 21 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования (утверждено Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 в редакции Декрета от 16 ноября 2000 г. № 22) установил, что до подачи в регистрирующий орган для государственной регистрации документов, предусмотренных этим Положением, один из учредителей (участников) создаваемой коммерческой или некоммерческой организации должен согласовать с этим органом наименование организации. В процессе согласования проверяется, является ли наименование создаваемой организации новым и отличается ли оно от наименований уже действующих организаций. Пунктом 10 Положения о согласовании наименований юридических лиц города Минска, утвержденного решением Минского городского исполнительного комитета от 17 июля 2001 г. № 980 запрещается регистрация юридического лица без согласования в установленном порядке, а также в случае изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы, если внесены изменения наименования юридического лица без согласования наименования в установленном порядке.
2. В фирменном наименовании выделяют две части: корпус фирмы и добавления. Корпус фирмы – обязательная часть фирменного наименования, в которой сообщается об организационно-правовой форме коммерческого юридического лица, например, казенное предприятие (п. 3 ст. 115 ГК), производственный кооператив (п. 2 ст. 107 ГК), акционерное общество (п. 2 ст. 96 ГК). Корпус фирмы полного товарищества должен содержать имена (наименования) всех его участников, а также слова «полное товарищество» либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и «полное товарищество» (п. 3 ст. 66 ГК). Обязательным добавлением корпуса фирмы является добавление, которое позволяет отличить одного субъекта хозяйствования от другого, например, издательство «Беларусь», фабрика «Коммунарка». В фирменное наименование могут включаться и другие необязательные добавления, например, центральный универмаг. Официальное полное или сокращенное название Республики Беларусь в наименованиях юридических лиц может быть использовано в порядке, установленном Указом Президента Республики Беларусь от 7 апреля 2000 г. № 172 «Об использовании названия Республики Беларусь юридическими лицами».
3. Фирменное наименование юридического лица определяется его учредителями при образовании юридического лица, указывается в его учредительных документах (п. 3 ст. 50 ГК) и подлежит регистрации путем включения в Единый государственный регистр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления (п. 1 ст. 47 и п. 2 ст. 1013 ГК).
4. Фирменное наименование не выполнило бы своего назначения, если бы коммерческое юридическое лицо могло по своему усмотрению в любое время его изменить, поэтому действует правило, согласно которому коммерческие и некоммерческие организации в месячный срок обязаны внести в учредительные документы изменения и дополнения и представить их в установленном порядке для государственной регистрации в случае изменения своего наименования (фирменного наименования) (п. 9 указанного выше Положения от 16 марта 1999 г. № 11 в редакции декрета от 16 ноября 2000 г. № 22).
5. Содержание права на коммерческую фирму раскрывается в ст. 1013, 1014 и 1016 ГК. Оно является абсолютным правом субъекта хозяйствования. Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право использовать фирменное наименование на товарах, их упаковке, в рекламе, вывесках, проспектах, счетах, печатных изданиях, официальных бланках и иной документации, связанной с его деятельностью, а также при демонстрации товаров на выставках и ярмарках, проводимых на территории Республики Беларусь. Оно может использовать фирменное наименование в принадлежащем ему товарном знаке, разрешить другому лицу использование своего наименования, выдав лицензию. Однако в лицензионном договоре должны быть обусловлены меры, исключающие введение потребителя в заблуждение относительно качества товаров, производимых приобретателем лицензии. В частности, фирменное наименование может быть включено в число исключительных прав, передаваемых по договору комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) (п. 1 ст. 950 ГК). Поскольку юридическому лицу предоставлено исключительное право использовать фирменное наименование, оно вправе требовать от любого третьего лица воздержания от совершения каких-либо действий, нарушающих права на фирменное наименование обладателя таких прав. Незаконное использование фирменного наименования может повлечь значительный ущерб деловой репутации юридического лица, фирменное наименование которого было использовано без его разрешения, и негативно влиять на честь и достоинство учредителей (участников) юридического лица, а в конечном счете привести к убыткам владельца фирменного наименования. Тот, кто использовал фирменное наименование юридического лица, обязан возместить убытки понесшего их юридического лица.
6. Фирменное наименование неотделимо от юридического лица, поэтому отчуждение и переход права на фирменное наименование не допускается, кроме случаев реорганизации юридического лица и отчуждения предприятия в целом (п. 1 ст. 1016 ГК).
7. В соответствии со ст. 1015 ГК исключительное право на наименование, зарегистрированное в Республике Беларусь в качестве обозначения юридического лица, действует на ее территории. Республика Беларусь является участником Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г., пересмотренной в Стокгольме 14 июля 1967 г., с изменениями от 28 сентября 1979 г. По этим основаниям на территории Республики Беларусь действует ст. 8 названной Парижской конвенции. Она предусматривает, что фирменное наименование охраняется во всех странах-участниках названной Конвенции без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака.
8. Право на фирменное наименование действует бессрочно. Согласно п. 2 ст. 1015 ГК его действие прекращается с ликвидацией юридического лица или с изменением его фирменного наименования. В литературе уже подчеркивали, что право на фирменное наименование может прекратиться и по другим основаниям: в частности, предприятие само может отказаться от пользования конкретным фирменным наименованием и заменить его в установленном порядке другим; в случае перехода предприятия к другому владельцу, если условиями такого перехода не было предусмотрено сохранение за предприятием прежнего фирменного наименования при реорганизации юридического лица, повлекшей изменение фирменного наименования; по решению суда ввиду несоответствия его требованиям закона или нарушения охраняемых законом прав и интересов других лиц.
Товарный знак (знак обслуживания) 1. Товарный знак (знак обслуживания) – это обозначение, способствующее отличию товаров или услуг одного лица от однородных товаров или услуг других лиц (п. 1 ст. 1017 ГК, п. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь о товарных знаках и знаках обслуживания от 5 февраля 1993 г. в редакции Закона от 27 октября 2000 г.). Назначение и правовой режим товарного знака и знака обслуживания одинаковы. Их отличие состоит в том, что первый идентифицирует товары, а второй – работы и услуги по признаку их изготовителей или лиц, выполняющих работы либо оказывающих услуги. В тексте будет употребляться один термин – «товарный знак» в соответствующем падеже. Товарный знак выполняет не только отличительную, но и рекламную функцию.
2. Примерный перечень способов и форм, которые могут использоваться в качестве товарных знаков, содержится в п. 2 ст. 1017 ГК. Этот перечень уточнен в п. 2 ст. 1 Закона от 27 октября 2000 г. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы, в частности, обозначения, которые могут быть представлены в графической форме: • словесные, включая имена собственные (напр., «Из рук в руки», «Coca-Cola», «Fond»); • буквенные (напр., МТЗ, МАЗ); • цифровые (напр., 555); • изобразительные (напр., изображение зубра, разных рисунков, различных символов); • сочетание цветов, • объемные обозначения, включая форму товара или его упаковку (напр., оригинальный флакон для духов, оригинальная бутылка для водки); • комбинации таких обозначений. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании. На первый взгляд закон признает товарным знаком такие обозначения, которые воздействуют на зрительное восприятие. Однако слова «и другие обозначения» в п. 2 ст. 1017 ГК и слова «в частности» в п. 2 ст. 1 Закона от 27 октября 2000 г. дают основание сделать вывод, что и на Беларуси в качестве товарного знака могут использоваться звуковые, световые и иные обозначения.
3. Независимо от формы товарного знака он должен быть относительно новым. Это требование к обозначению, которое может быть зарегистрировано в качестве товарного знака, вытекает из ст. 6 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. Эта статья требует от участников названной конвенции по инициативе администрации, если это допускается законодательством данной страны, или по ходатайству заинтересованного лица отклонять или признавать недействительной регистрацию и запрещать применение товарного знака, представляющего собой воспроизведение, имитацию или перевод другого знака, способные вызвать смешение со знаком, который по определению компетентного органа страны регистрации или страны применения уже является в этой стране общеизвестным в качестве знака лица, пользующегося преимуществами Парижской конвенции, и используется для идентичных или подобных продуктов. Это положение распространяется и на те случаи, когда существенная составная часть знака представляет собой воспроизведение такого общеизвестного знака или имитацию, способную вызвать смешение с ним. Республика Беларусь, являясь членом Парижской конвенции от 20 марта 1883 г., в Законе от 27 октября 2000 г. установила правило, обеспечивающее выполнение требований ст. 6bis названной конвенции. Пункт 1 ст. 5 этого закона предусматривает, что не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до их смешения с: • зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Республике Беларусь на имя другого лица и обладающими более ранним приоритетом товарными знаками в отношении однородных товаров; • товарными знаками других лиц, охраняемыми в Республике Беларусь на основе международных договоров, в отношении однородных товаров; • товарными знаками других лиц, признанными общеизвестными в установленном патентным органом порядке, в отношении любых товаров. Регистрация обозначения, сходного до степени смешения с указанным в п. 1 ст. 5 товарным знаком допускается при условии представления письменного согласия владельца такого знака (п. 2 ст. 5 Закона от 27 октября 2000 г.). Изображение, зарегистрированное в качестве товарного знака в другой стране, может быть зарегистрировано и в Республике Беларусь. Исключение составляют товарные знаки, охраняемые в Республике Беларусь на основании международных соглашений Республики Беларусь.
4. Новизна товарного знака, как и новизна других объектов промышленной собственности, определяется на дату приоритета, т. е. на дату подачи правильно оформленной заявки в патентный орган. В соответствии со ст. 4 Парижской конвенции по охране промышленной собственности любое лицо, надлежащим образом подавшее заявку на товарный знак в одной из стран Парижского союза, или правопреемник этого лица в течение шести месяцев пользуется для подачи заявки в других странах правом конвенционного приоритета. Приоритет товарного знака, помещенного на экспонатах официальных или официально признанных международных выставок, организованных на территории одного из государств – участников Парижской конвенции по охране промышленной собственности, может устанавливаться по дате начала открытого показа экспоната на выставке (выставочный приоритет), если в патентный орган заявка на товарный знак подана в течение шести месяцев с указанной даты. Приоритет товарного знака может устанавливаться по дате приоритета международной заявки на регистрацию товарного знака, поданной в соответствии с международными договорами Республики Беларусь (ст. 7 Закона от 27 октября 2000 г.).
5. Не всякое обозначение товара может быть зарегистрировано в качестве товарного знака. Статья 4 Закона от 27 октября 2000 г. содержит перечень абсолютных оснований для отказа в регистрации в качестве товарных знаков. Это обозначения: • не имеющие признаков различия (набор цифр, букв в обычном исполнении без определенных модификаций и т. п.); • вошедших во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида, например, пенициллин, целлофан; • являющиеся общепринятыми символами и терминами, например, щит и меч, женщина с завязанными глазами, в руках которой весы, для обозначения книг юридической тематики; • состоящие исключительно из знаков, используемых для обозначения вида, качества, количества, свойства, назначения, ценности товаров, а также места и времени их производства или сбыта, например, моторное масло, октановый бензин; • представляющие собой форму товара или его упаковку, отличающиеся исключительно или главным образом сущностью или природой товара, необходимостью достижения технического результата, существенной ценностью товара. Все эти обозначения могут включаться в товарный знак в качестве неохраняемых элементов, если они не занимают в нем доминирующего положения. Они могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака, если они на дату подачи заявки на регистрацию товарного знака фактически приобрели различительный характер в результате использования; • обозначения, представляющие собой государственные гербы, флаги и эмблемы, официальные названия государства, флаги, эмблемы и сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, награды и другие знаки отличия или сходные с ними до степени смешения. Такие обозначения могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа или их владельца; • являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара, места его происхождения или его изготовителя, например, изображение Бранденбургских ворот в Берлине на товарах, изготовленных в другой стране; • представляющие собой или содержащие указание места происхождения вин или крепких спиртных напитков, охраняемых в силу международных договоров Республики Беларусь, для обозначения вин или крепких спиртных напитков, не происходящих из данного места; • противоречащие публичному порядку, принципам гуманности и морали, например, порнографические рисунки, слова расистского содержания и т. д. Статья 5 Закона от 27 октября 2000 г. содержит перечень иных оснований для отказа в регистрации изображения в качестве товарных знаков. Пункт 1 этой статьи установил обозначения, которые не могут быть зарегистрированы из-за отсутствия относительной новизны. О них было сказано выше. Пункт 3 этой же статьи к числу иных оснований для отказа в регистрации относит обозначения, нарушающие права других лиц на: • фирменное наименование (или их части) в отношении однородных товаров; • промышленные образцы, если промышленный образец обладает более ранним приоритетом по сравнению с заявленными на регистрацию товарными знаками; • наименования мест происхождения товаров, охраняемые в Республике Беларусь; • авторские права на известные в Республике Беларусь произведения науки, литературы и искусства. В частности, не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака без согласия обладателя авторского права или его правопреемника названия известных в Республике Беларусь произведений, цитаты или персонажи из них, произведения искусства или их фрагменты, названия известных в Республике Беларусь периодических изданий; • не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков фамилии, имена, псевдонимы и производные от них, портреты и факсимиле известных в Республике Беларусь лиц без согласия таких лиц или их наследников, а также знаки систем сертификации, охраняемые в установленном законодательством порядке. Различают обычные и общеизвестные товарные знаки. В отличие от обычных товарных знаков общеизвестные товарные знаки охраняются независимо от их регистрации (ст. 6 bis (1) Парижской конвенции по охране промышленной собственности). Общеизвестным признается товарный знак, хорошо известный широкому кругу потребителей товаров, обозначенных таким знаком. Примером такого знака может быть обозначение Coca-Cola, Kodak, Marlboro, Казбек.
6. Регулирование отношений по приобретению прав на товарный знак осуществляется не только ГК и Законом от 27 октября 2000 г., но и актами патентного ведомства: • Правилами составления и подачи заявки на регистрацию товарного знака (знака обслуживания), утвержденными постановлением Государственного патентного комитета Республики Беларусь от 23 февраля 2001 г. № 7; • Правилами ведения дел по заявке на регистрацию товарного знака (знака обслуживания) с Государственным патентным комитетом Республики Беларусь, утвержденными тем же постановлением от 23 февраля 2001; • Правилами признания товарного знака общеизвестным в Республике Беларусь, утвержденными постановлением Государственного патентного комитета Республики Беларусь от 9 августа 2001 г. № 2. Товарным знаком признается обозначение, зарегистрированное в патентном ведомстве в качестве такового в порядке, установленном законодательством, или в силу международных договоров Республики Беларусь. Товарный знак регистрируется на имя юридического лица, а также гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. На имя объединения юридических лиц может быть зарегистрирован коллективный знак, предназначенный для выпускаемых и (или) реализуемых ими товаров, обладающих едиными качествами или иными общими характеристиками (ст. ст. 18–19 Закона от 27 октября 2000 г.).
7. Заявка на регистрацию товарного знака подается в патентное ведомство заинтересованным юридическим или физическим лицом непосредственно либо через патентного поверенного. Иностранные юридические лица, имеющие постоянное место нахождения за рубежом, или иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие за границей, ведут в Республике Беларусь дела, связанные с регистрацией товарных знаков, через белорусских патентных поверенных. Состав и содержание заявки, требования к документам, входящим в ее состав и требования к оформлению заявки определены пунктами 4–6 ст. 6 Закона от 27 октября 2000 г. и Правилами о составлении и подачи заявки на регистрацию товарного знака (знака обслуживания).
8. Экспертиза заявки патентным органом включает предварительную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения. Предварительная экспертиза проводится в 2-х месячный срок с даты ее поступления в патентный орган. В ходе проведения предварительной экспертизы проверяются состав необходимых документов, правильность оформления заявки, уплата пошлины. Заявителю может быть предложено внести в материалы заявки исправления, дополнения или изменения. По результатам предварительной экспертизы заявителю сообщается о принятии заявки к рассмотрению либо об отказе в этом. При принятии заявки к рассмотрению устанавливается дата подачи заявки, а также конвенционный или выставочный приоритет (в случае представления необходимых документов, подтверждающих правомерность требования этого заявителем). Заявитель в случае несогласия с решением предварительной экспертизы в течение трех месяцев с даты получения решения может подать жалобу в Апелляционный совет по патентной экспертизе при патентном органе. Жалоба должна быть рассмотрена в течение четырех месяцев с даты ее поступления в Апелляционный совет. Решение последнего может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Беларусь в течение шести месяцев. Экспертиза заявленного обозначения производится по завершению предварительной экспертизы. В ходе экспертизы заявленного обозначения устанавливается приоритет товарного знака, если он не был установлен при проведении предварительной экспертизы, и проверяется соответствие заявленного обозначения требованиям, предъявляемым к товарному знаку. По результатам экспертизы принимается решение о регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации. При несогласии заявителя с решением экспертизы он имеет право в трехмесячный срок со дня получения решения подать в патентный орган ходатайство о проведении повторной экспертизы. По ходатайству заявителя данный срок может быть продлен при условии, что ходатайство поступило в патентный орган до истечения этого срока. Период, на который продлевается срок подачи ходатайства о проведении повторной экспертизы, не может быть менее 2-х месяцев с даты истечения первоначального трехмесячного срока и не может превышать 18 месяцев с этой даты. Повторная экспертиза проводится в двухмесячный срок со дня поступления ходатайства заявителя. Требования к документам, прилагаемым к ходатайству о проведении повторной экспертизы, установлены Правилами ведения дел по заявке на регистрацию товарного знака (знака обслуживания) с Государственным патентным комитетом Республики Беларусь. При несогласии с решением повторной экспертизы заявитель вправе в трехмесячный срок со дня получения решения подать мотивированную жалобу в Апелляционный совет патентной экспертизы при патентном органе. Жалоба должна быть рассмотрена в четырехмесячный срок со дня ее поступления. Решение Апелляционного совета может быть обжаловано заявителем в Верховный Суд Республики Беларусь в течение шести месяцев с даты получения решения (ст. ст. 10–11 Закона от 27 октября 2000 г.).
9. При положительном решении экспертизы заявленного обозначения патентный орган в течение месяца с даты получения документа об уплате установленной пошлины регистрирует товарный знак в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Республики Беларусь. Регистрация товарного знака может быть разделена по заявлению ее владельца путем распределения товаров, в отношении которых она зарегистрирована. В Государственный реестр вносятся сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, а также последующие изменения этих сведений. Их состав определяется патентным органом. По ходатайству физического или юридического лица патентный орган выдает выписку из Государственного реестра.
10. Свидетельство на товарный знак выдается патентным органом на основании регистрации товарного знака в течение одного месяца с даты регистрации.
11. Регистрация товарного знака действует в течение 10 лет с даты подачи заявки в патентный орган. Этот срок может быть продлен по заявлению владельца знака, поданному в течение последнего года ее действия. Продление этого срока может быть неоднократно, каждый раз на 10 лет. По ходатайству владельца для продления срока действия регистрации товарного знака ему может быть предоставлен шестимесячный срок после истечения срока действия регистрации при условии уплаты дополнительной пошлины. По просьбе владельца товарного знака запись о продлении срока действия регистрации вносится в свидетельство на товарный знак (ст. 13 Закона от 27 октября 2000 г.).
12. Сведения, относящиеся к регистрации товарного знака и внесенные в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания, публикуются патентным органом в официальном бюллетене в течение трех месяцев с даты регистрации товарного знака.
13. За подачу заявки, проведение экспертизы, регистрацию и выдачу свидетельства на товарный знак, продление срока действия регистрации, а также за совершение иных юридически значимых действий, связанных с регистрацией и продлением срока действия регистрации товарного знака, взимается пошлина. Перечень действий, за совершение которых взимается пошлины, а также основания для освобождения от их уплаты, уменьшения размеров или возврата пошлин установлены п. 5 Положения о патентных пошлинах и сборах, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 1998 г. № 445.
14. Свидетельство удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве, и содержит изображение товарного знака (п. 3 ст. 1018 ГК). Его владелец имеет исключительное право использовать товарный знак и распоряжаться им, а также право запрещать использование товарного знака другим лицам. Никто не может использовать охраняемый на территории Республики Беларусь товарный знак, на который выдано свидетельство, без разрешения его владельца (ст. 1019 ГК), а последний не только имеет исключительное право использовать, но и обязан использовать товарный знак. В случае неиспользования товарного знака непрерывно в течение любых пяти лет после даты его регистрации действие регистрации может быть прекращено досрочно в отношении всех или части товаров решением Верховного Суда Республики Беларусь, принятому по заявлению любого лица, поданному в период такого непрерывного неиспользования, но при наличии уважительных причин использованием товарного знака может быть признано также его применение в рекламе, печатных изданиях, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Республике Беларусь (п. 2 ст. 20 Закона от 27 октября 2000 г.). Решая этот вопрос, Верховный Суд Республики Беларусь может принять во внимание представленные владельцем товарного знака доказательства того, что последний не использовался по независящим от него обстоятельствам. Используя товарный знак, его владелец может проставлять рядом с товарным знаком предупредительную маркировку в виде латинской буквы R или R в окружности либо словесных обозначений «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак». Эта маркировка указывает, что применяемое обозначение является товарным знаком, зарегистрированным в Республике Беларусь.
15. Владелец товарного знака может уступить права на товарный знак по договору другому лицу в отношении всех или части товаров, для которых товарный знак зарегистрирован. Уступка прав на товарный знак не допускается, если она может явиться причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя. Владелец товарного знака (лицензиар) может по лицензионному договору предоставить право на использование товарного знака другому лицу (лицензиату). Лицензионный договор только должен содержать, во-первых, условие о том, что качество товаров лицензиата и, во-вторых, что лицензиар осуществит контроль выполнением этого условия (ст. 1023 ГК). Право на коллективный знак не может быть уступлено другим лицам (п. 3 ст. 22 Закона от 27 октября 2000 г.). Как договор об уступке права на товарный знак другому юридическому или физическому лицу, так и лицензионный договор регистрируются в патентном органе и являются действительными для третьих лиц с даты их регистрации (ст. 24 Закона от 27 октября 2000 г.).
16. Регистрация товарного знака может быть признана недействительной: • полностью или частично в течение всего срока ее действия, если она была произведена в нарушение требований правовой охраны товарного знака и при наличии хотя бы одного из абсолютных оснований для отказа в регистрации; • полностью или частично, но только в течение пяти лет с даты публикации сведений о регистрации товарного знака в официальном бюллетене при наличии хотя бы одного из иных оснований для отказа в регистрации; • в течение всего срока ее действия на том основании, что товарный знак превратился в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товара определенного рода. При признании регистрации недействительной в связи с поступлением заявки с более ранним приоритетом не имеет значения, когда поступила заявка с более ранним приоритетом – до или после регистрации. Любое лицо в указанные выше сроки может подать возражение против регистрации товарного знака в Апелляционный совет, решение которого может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Беларусь в течение шести месяцев с даты его получения.
17. Действие регистрации товарного знака прекращается по одному из следующих оснований: • по истечении срока ее действия, если срок не был продлен по заявлению владельца товарного знака; • в связи с неиспользованием товарного знака непрерывно в течение любых пяти лет после даты его регистрации на основании решения Верховного Суда Республики Беларусь, принятого в указанном выше порядке; • в связи с использованием коллективного знака на товарах, не обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками; • по письменному заявлению об отказе от регистрации владельца товарного знака; • в случае ликвидации юридического лица или смерти физического лица – владельца товарного знака при непереходе прав на товарный знак наследникам. При признании регистрации товарного знака недействительной или прекращении ее действия регистрация аннулируется патентным органом. Запись об аннулировании товарного знака вносится в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Республики Беларусь и публикуется Белгоспатентом в официальном бюллетене.
Наименование места происхождения товара (географические указания) 1. Всемирная организация интеллектуальной собственности в соответствии со ст. 10 Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г. различает «указание происхождения» и «наименование места происхождения». Указание происхождения – это наименование, выражение или знак, посредством которого сообщается страна, регион или конкретное место, где произведен данный продукт или указана услуга. Наименование места происхождения включает в себя название страны, региона или конкретного места, где произведен продукт, специфические свойства или качества которого в существенной мере или полностью обусловлены географическими условиями, иначе говоря, природными и (или) человеческими факторами. В отличие от ст. 10 Парижской конвенции по охране промышленной собственности ст. 22 Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности для идентификации товаров использует понятие «географические указания», которые идентифицируют товар как происходящий с территории страны, региона или местности на этой территории, где определенное качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени связываются с его географическим происхождением. И указание происхождения и наименование места происхождения (географического указания) служат для того, чтобы можно было определить, кем и где произведены те или иные продукты или оказаны услуги. Но наименование места происхождения продукта или оказанной услуги говорит, кроме этого, также и о специфических свойствах и качествах, определяемых географическими условиями района, где произведен продукт. В связи с этим, указанием происхождения может служить какое-либо выражение или знак, по которому можно определить географическое происхождение продукта, а наименованием места происхождения всегда может служить только географическое название. Понятие наименования места происхождения содержится в ч. 2 ст. 1024 ГК: «Наименованием места происхождения товара признается название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для этого географического объекта природными условиями или иными факторами либо сочетанием природных условий и этих факторов». Наименованием места происхождения товара может быть историческое название географического объекта». Из этого определения вытекает, что наименование места происхождения товара можно использовать для обозначения товара, особые свойства которого зависят от природных условий данной местности (климатических условий, состава почвы, минеральных ресурсов, используемых для изготовления товара и т. п.) или их сочетания с другими факторами (людским фактором – мастерством работников и секретами производства, передаваемыми от поколения к поколению и т. п.). С таким наименованием товара у людей возникают ассоциации об определенных свойствах товара именно потому, что они изготовлены в данном месте (массандровские вина, кубинский ром, рижский бальзам, уральские самоцветы, оренбургские платки). Примером исторического наименования места происхождения может служить наименование Шампань, Коньяк. Правовая охрана наименования места происхождения товара предоставляется на основании его регистрации. Наименование места происхождения товара, подобно фирме юридического лица или товарному знаку, служит способом индивидуализации товаров, производимых субъектами хозяйствования. Оно близко к товарному знаку, отличается от него следующими особенностями: • товарный знак – это обозначение (символ), который предложил субъект хозяйствования для индивидуализации своих товаров, не будучи обязанным в выборе его формы. Наименование места происхождения товара точно привязано к определенному месту: названию страны, населенному пункту, местности или географическому объекту; • товарный знак должен быть новым, для наименования места происхождения товара требование новизны предъявить невозможно; • товарный знак индивидуализирует его изготовителя, но он не отвечает на вопрос, как место изготовления влияет на особенности товара, его особые свойства, тогда как наименование места происхождения товара показывает, что особые свойства данного товара обусловлены исключительно или главным образом природными условиями и/или иными факторами, характерными для места изготовления товара; • на одно и то же обозначение (символ), использованное при регистрации товарного знака на соответствующие товары, не может быть зарегистрирован товарный знак несколькими субъектами хозяйствования (юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями), тогда как указание места происхождения товара может быть одновременно или в разное время зарегистрировано несколькими субъектами хозяйствования как совместно, так и независимо друг от друга, для обозначения одинаковых товаров. Требуется только, чтобы они находились в той же стране, местности, дру
|