Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 4 управление группой в организацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Организация как объект управления
... Основные понятия: организация, виды организаций, организационные парадигмы, формальная структура, неформальная структура, организационное развитие
Организация – это специфическая форма объединения индивидов (двух и более), деятельность которых сознательно координируется субъектом управления для упорядочения совместной деятельности и для достижения общей цели. Люди объединяются в организации во имя целей, которых они не могли бы достичь, действуя в одиночку. В основе появления организаций лежат два процесса: 1) синергия – объединение усилий участников деятельности, вследствие чего достигаются более высокие результаты; 2) фасилитация – облегчение выполнения действия в присутствии других людей. Признаки организации. 1. Целенаправленность. Любая организация создается ради достижения определенной цели. Эта цель должна быть значима для всех членов организации. 2. Разделение труда. Задачи по достижению цели распределяются между членами организации. Чем более высокий уровень развития организации, тем выше специализация и разделение труда в ней. Разделение труда фиксируется в виде позиций сотрудников (должностей). 3. Системность. Организация является системой, каждый элемент которой обеспечивает функционирование целого. Поэтому в организации существует четкое распределение ролей и синхронность деятельности ее членов. 4. Иерархическая структура власти. В организации существует распределение ролей и разделение труда не только по горизонтали, но и по вертикали. 5. Формализация деятельности. Действия должностных лиц в организации задаются формально системой инструкций и правил. 6. Наличие административной структуры. Организация располагает административным штатом, в задачу которого входит обеспечение ее функционирования. 7. Контакт социальных ролей. Люди в организации выступают не как личности, а как исполнители ролей и должностей. Это приводит к обезличиванию взаимодействия в организации и формализации общения. Виды организации. 1. Бюрократии – административные органы и учреждения. 2. Учреждения тотального типа (больницы, монастыри, тюрьмы и т. п.). 3. Добровольные организации (неправительственные, коммерческие и т. п.). Организационные парадигмы Л. Константин [Розанова, 2008] разработал «парадигмальный» подход к анализу организаций, в котором организационная парадигма является субъективным представлением о том, какой может и какой должна быть организация. С точки зрения Л. Константина, все организации рассматриваются как разновидности нескольких базовых типов, различающихся между собой тем, что они направляются, координируются, контролируются в различных формах совместной деятельности. Он выделил несколько моделей организации, основывающихся на следующих параметрах: 1) иерархии; 2) разнообразии; 3) согласии (консенсусе); 4) сходстве (рис. 12).
Рис. 12. Типы организационных парадигм по Л. Константину [Емельянов, Поварницына, 1998] Л. Константин обнаружил, что при всем кажущемся разнообразии видов организации базовыми являются четыре парадигмы, характеризующиеся определенными наборами свойств в области управления, лидерства, принятия решений, организации взаимодействия, психологических особенностей людей. Эти парадигмы получили названия «закрытой», «случайной», «открытой» и «синхронной» организационных моделей. 1. Модель «закрытой» организации — самая известная форма, которую Л. Константин символически изобразил в виде пирамиды. «Закрытая» организация представляет собой жесткую иерархическую структуру с определенными отношениями власти и подчинения. На вершине пирамиды находится руководитель, как правило, придерживающийся авторитарного стиля управления. Организационная структура такой организации четкая, все уровни подчинения ясно прорисованы. Коммуникативные процессы идут в основном по вертикали. Информация укрепляет властные позиции, поэтому она строго дозируется. Вследствие этого возможен дефицит информации на низших уровнях иерархии. Эта модель оптимальна для рутинных производств и для работы в стабильной ситуации. Слабость – низкая способность к изменениям. Людям, работающим в такой организации, она дает ощущение стабильности и определенности, уверенность в завтрашнем дне. 2. Модель «случайной» организации – полная противоположность «закрытой» модели. Очень динамичное, способное быстро перестраиваться, часто весьма слабо структурированное образование, которое обеспечивает максимально автономное существование своим членам и дает возможность проявления творчества. Сотрудники работают самостоятельно, горизонтальные коммуникации ограничены, общие интересы сведены к минимуму. Лидер часто обладает «попустительским» стилем руководства. Эффективна такая организация в сфере творчества, науки. 3. Модель «открытой» организации. Примером такой организации Л. Константин считал английский парламент. Круг иллюстрирует главное свойство подобной модели – совместность и психологическое партнерство людей. Это прежде всего выражается в процессе выработки решений, которые принимаются на основе консенсуса. Лидер использует демократический стиль руководства, выступает фасилитатором процесса принятия решения. В такой организации сильны чувство принадлежности и организационная идентичность. Однако ее конкурентоспособность снижается из-за потери времени при принятии решений. 4. Модель «синхронной» организации. Л. Константин выявил эту модель при анализе религиозных сект, партий и идеологических объединений. Главным стержнем здесь выступает фигура лидера. Лидер часто харизматического типа, основной механизм управления – мотивация сотрудников и эмоциональное заражение. Организационная структура выстраивается в соответствии с поставленной целью. По определенности и ясности эта модель близка «закрытой», но в отличие от нее здесь акцент делается не на страхе наказания, а на позитивной мотивации достижения желаемого результата. Недостатки модели – ее ригидный характер и невысокая способность к организационным изменениям. Особенно ярко это проявляется, если поставленная цель оказывается достигнутой или обнаруживается ее неадекватность. В обоих случаях надо начинать всю работу по формулировке цели заново. Структура организации Структурной единицей организации является малая группа. Любая организация имеет формальную и неформальную структуру. Соответственно она состоит из формальных и неформальных малых групп, границы которых часто не совпадают или накладываются друг на друга. Формальная структура организации определяется следующими компонентами: 1) должностная структура – штатно-должностной состав; 2) функциональная структура – определяется выполняющимися функциями, например, руководители, специалисты, служащие; 3) социально-демографическая структура – в ней выделяются группы по возрасту, полу, социальному положению; 4) профессионально-квалификационная структура – выделяются группы по опыту работы, общему и специальному образованию, наличию званий, степеней, наград и т. п. Неформальная структура определяется спонтанно возникающими микрогруппами людей, которые регулярно вступают в неформальное взаимодействие для достижения определенных целей. Причины возникновения неформальных групп внутри организации: 1) неудовлетворенность потребностей ее членов в рамках формальных структур; 2) стремление к преодолению формализованности отношений, задаваемой организационной структурой. Основная проблема, возникающая при управлении организациями, – несовпадение формальной и неформальной структур и в некоторых случаях даже их противостояние. В результате исследований выявлены некоторые закономерности взаимодействия формальных и неформальных структур в организации. 1. Возникновение неформальных структур – объективная закономерность развития организации, а не результат недостатка управленческих навыков руководителя, поэтому бороться с этим процессом бесполезно и даже вредно. Необходимо учитывать эти закономерности в управлении. 2. В неформальных структурах наблюдается тенденция к сопротивлению переменам, что может осложнять введение инноваций в организации. 3. Лидер относится к неформальной структуре организации, поэтому официальному руководителю необходимо учитывать его влияние и не вступать с ним в конфронтацию. 4. В организации может быть несколько неформальных лидеров, также может происходить смена лидеров в зависимости от изменения ситуации. М.Х. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури (1992) предлагают следующий алгоритм управления неформальными структурами: 1) признать существование неформальной структуры и не пытаться ее ликвидировать или угрожать ее существованию; 2) нейтрализовать деятельность неформальной структуры, противоречащей целям организации, при этом поощрять деятельность, способствующую целям организации; 3) выявить лидеров неформальной структуры и вступить с ними в коалицию; 4) при принятии управленческих решений учитывать возможные реакции неформальных групп; 5) для ослабления сопротивления переменам вовлекать неформальные группы в разработку и реализацию некоторых решений; 6) для предотвращения слухов обеспечить циркуляцию точной и своевременной информации в организации. Организационное развитие Сущность организационного развития заключается в изменении структуры организации и смене или перемещении персонала. Любые действия, связанные с организационными изменениями, требуют психологической и социально-психологической оценки наличного состояния организации. В процессе своего развития организация проходит ряд этапов (рис. 13).
t – время развития организации; S – успешность организации; а, b, с, d – цели развития организации на разных этапах. Этапы организационного развития: 1 – формирование; 2 – рост; 3 – стабилизация; 4 – стагнация; 5 – кризис («хаос»); 6 – распад или реформирование Рис. 13. Жизненный цикл организационного развития [Емельянов, Поварницына, 1998] «Кривая организационного развития», разработанная Е.Н. Емельяновым и С.Е. Поварницыной [Емельянов, Поварницына, 1998] иллюстрирует этапы развития организации. В соответствии с этой кривой ни одна организация не может развиваться бесконечно в режиме постоянного взлета. Невозможно также постоянное сохранение стабильности. За периодом роста неизбежно следует стагнация, за стагнацией – кризис, который может завершиться либо крахом компании, либо ее выходом на качественно иной уровень организации деятельности. В рамках этой закономерности авторы выделяют четыре этапа жизни организации – четыре сменяющих друг друга цикла. Они обозначили эти этапы терминами «тусовка», «механизация», «внутреннее предпринимательство» и «управление качеством». Некоторые организации могут начинаться сразу с этапа «механизации», минуя «тусовку».
Рис. 14. Этапы организационного развития [Емельянов, Поварницына, 1998] I. Этап «тусовки». Организация начинается с того, что люди с разной исходной мотивацией оказываются вместе и в качестве способа достижения своих личных целей видят создание организации (общего бизнеса). 1. Стадия формирования и развития. Маркетинг обеспечивается непосредственными связями и «внутренним чутьем», подбор персонала производится на основе личных отношений и связей. О профессионализме речи не идет. Учет финансовых потоков еще не организован, потоки средств не отслеживаются. Штатного расписания нет. Оплата труда осуществляется на основе личных договоренностей. Все работают как единая команда, ориентированы на инициативу, берутся за все, контроль слабый, нет распределения ответственности. 2. Стадия стабилизации и стагнации. Происходит снижение темпов роста. Срабатывает усталость сотрудников, происходит насыщение. 3. Стадия кризиса. Кризис на этом этапе имеет системный характер. У учредителей обнаруживаются различия во взглядах на перспективы. Начинает сказываться недостаток менеджерских навыков. Отсутствие четкой организации приводит к сбоям в решении важных вопросов. Возникают финансовые проблемы, связанные с отсутствием системы учета. Возникает ревность между «старожилами» и новыми сотрудниками, которых нанимают уже исходя из профессиональных навыков. Для перехода на следующий этап необходимы серьезные организационные изменения. В зависимости от силы кризиса они могут быть «мягкими» или «жесткими». Оптимальным способом разрешения кризиса должно быть создание отлаженного, эффективно функционирующего организационного механизма. II. Этап «механизации». 1. Стадия формирования и развития. Генеральная стратегия компании на этом этапе – достижение стабильности бизнеса через его упорядочение и систематизацию. Изменения: а) учредители должны согласовать свои ожидания и выбрать человека, который будет нести ответственность за результаты бизнеса как управляющий (возможно, наемного управляющего); б) усиление менеджмента; в) создание маркетингового подразделения и получение обратной связи от клиентов; г) налаживание финансового учета, стабильные оклады, финансовая прозрачность; д) создание службы персонала, должностных инструкций, построение системы оплаты труда и мотивации сотрудников; е) оформление целостной системы организационной структуры и фиксация уровней управленческой иерархии, построение системы документооборота. 2. Стадия стабилизации и стагнации. Может продолжаться очень долго, способы документооборота или информационный обмен совершенствуются незначительно. Потребность в преобразованиях возникает тогда, когда разросшаяся организация тормозит рост дохода. 3. Стадия кризиса. Разрастание аппарата и уровней управления приводит к тому, что управление затрудняется, информация проходит медленно, принятие управленческих решений замедляется. Нарастают проблемы взаимодействия подразделений. Падают мотивация и инициатива людей. Сотрудники отрабатывают то, что записано в должностных инструкциях, и не выходят за рамки. III. Этап «внутреннего предпринимательства». 1. Стадия формирования и развития. Главная стратегическая задача – повышение экономической эффективности деятельности организации. Учредители становятся инвесторами, начинают вкладывать средства в новые проекты. Для управления раскрученным бизнесом нанимаются управляющие. Делегирование ответственности и делегирование полномочий – основные моменты этого этапа. Мотивация персонала строится по результату. Выплачиваются бонусы за достижения, а не оклады. При недостижении – ротация кадров. Система управления – «управление по результатам». Поощрение активности и инициативы. Организация состоит из «команд», менеджер – руководитель проектных групп-команд. Компания, состоящая из таких команд, похожа на модель синхронной организации по Л. Константину. Важна фигура руководителя. 2. Стадия стабилизации и стагнации. Такая организация может существовать очень долго. Стагнацию могут вызвать: просчет инвесторов и принятое ими неправильное решение, вследствие чего вкладываются деньги в нерентабельные направления; неудачи менеджера, трудности взаимодействия разных направлений. 3. Стадия кризиса. Кризис может быть обусловлен тем, что подразделения, получившие самостоятельность, начинают стремиться к полной независимости и выходу из компании. Они могут не захотеть делать отчисления в головную компанию. Другой фактор – непродуманные решения инвесторов и появление нерентабельных подразделений. IV. Этап «управления качеством». В нашей стране, по мнению авторов модели, таких организаций нет. Это такой уровень организационного развития, при котором генеральной стратегией становится захват стратегических приоритетов на рынке через создание стандартов качества. Эти фирмы задают стандарты и формируют новые потребности, являются лидерами в своей области. Руководители таких организаций – яркие харизматические личности. Мотивация сотрудников строится через привязывание их к компании. Построение системы мотивации включает множество факторов, начиная от сложной системы оплаты труда и заканчивая привлечением сотрудников к управлению компанией и даже участием в собственности компании (партнеры). Организационную культуру компании этого типа характеризует совместность деятельности, ориентация на потребности клиента, командный стиль работы. Два фундаментальных положения – приверженность организации и нацеленность на улучшение качества. Логика организационного развития идет параллельно с психологическими изменениями людей. Вопросы для промежуточного контроля 1. Что такое организация? 2. Какие выделяют виды организаций? 3. Какие организационные парадигмы выделил Л. Константин? 4. Что является структурной единицей организации? 5. Как соотносятся формальная и неформальная структуры организации? 6. Какие выделяют этапы организационного развития? Задания для работы на занятии и самостоятельной работы Задание 1. Работа в микрогруппах. Проанализируйте известную вам организацию с точки зрения ее структуры. Совпадают ли формальная и неформальная структуры данной организации? На каком этапе развития находится данная организация? Задание 2. Подберите из известных вам организаций примеры, иллюстрирующие каждую из четырех организационных парадигм Л. Константина. Литература Основная Иванова Н.Л., Михайлова Е.В., Штроо В.А. Введение в психологию бизнеса. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология бизнеса. М.: АРМАДА, 1998. Розанова В.А. Психология управления: учеб. пособие. М.: Альфа-Пресс, 2000. Дополнительная Бандурка A.M., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Психология управления. Харьков: ООО «Фортуна-пресс», 1998. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами. Преобразующее лидерство. М.: Перспектива, 1997. Ньюстром Дж., Дэвис К. Организационное поведение. СПб.: Питер, 2000. Психология управления. Практикум/под ред. Н.Д.Твороговой. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. Урбанович А.А. Психология управления. Минск: Харвест, 2007.
Организационная культура
... Основные понятия: организационная культура, корпоративная культура, структура организационной культуры, уровни организационной культуры, типы организационных культур, этапы управления организационной культурой, организационное развитие (OD)
Понятие организационной культуры Организационная культура (ОК) – это система материальных и духовных ценностей, проявлений орагнизации, взаимодействующих между собой и отражающих индивидуальность организации. Организационная культура проявляет себя в поведении, взаимодействии сотрудников организации, их восприятии себя и организации в целом. Синонимы данного понятия – корпоративная культура (КК), социокультура. В широком смысле понятие ОК включает: 1) материальную культуру – физические объекты, созданные человеческими руками; 2) духовную культуру – комплекс норм, правил, моделей поведения и т. п., принимаемых в данной организации. В узком смысле к организационной культуре относят лишь вторую составляющую – духовную культуру. Но фактически культура – это единство материального и духовного в жизнедеятельности организации. В рамках организационной культуры возможно выделение субкультур – культур формальных и неформальных групп внутри организации. Культуру можно считать «душой», или «личностью» организации. Функции организационной культуры: 1) оценочно-нормативная функция – культура дает ориентиры для оценки различных элементов организационного поведения; 2) регулирующая функция – культура регулирует поведение сотрудников организации; 3) смыслообразующая функция – культура дает ценностно-смысловые ориентиры, которые преобразуются в ценности и личностные смыслы сотрудников; 4) коммуникативная функция – принятие норм культуры обеспечивает взаимопонимание и взаимодействие сотрудников; 5) функция общественной памяти – культура является способом накопления и сохранения опыта организации; 6) мотивирующая функция – культура задает мотиваторы деятельности сотрудников; 7) командообразующая функция – культура является фактором сплочения сотрудников организации, формирования организационной идентичности. Составляющие организационной культуры К элементам материальной культуры организации относят: внешний вид зданий, сооружений, место их расположения, оформление территорий, внутренний комфорт и обустройство, удобства, объем пространства, буфеты, столовые, комнаты отдыха, стоянки для автотранспорта, коммуникации и т. п. Однако влияние материальной культуры на жизнедеятельность организации недостаточно активно изучается психологами. Наибольшее внимание уделяется духовной культуре, поэтому ее составляющие особенно тщательно проанализированы. К составляющим организационной культуры обычно относят: • осознание своего места в организации; • коммуникационные системы и язык общения; • внешний вид сотрудников; • привычки и традиции сотрудников; • отношение и использование времени; • взаимоотношения между людьми; • ценности и нормы; • верования; • трудовую этику; • систему мотивирования; • символику организации. Этот список можно продолжать довольно долго, так как обнаруживаются все новые аспекты организационной культуры. Поэтому появились попытки систематизации элементов организационной культуры. Одной из наиболее известных моделей структуры организационной культуры является модель Э. Шейна. Э. Шейн выделил три уровня ОК [Шейн, 2002]. 1. Поверхностный (символический), включающий видимые паттерны поведения персонала (вербальную и визуальную культуру – юмор, поговорки, истории и мифы, ритуалы, информационную символику и архитектурный дизайн, стиль одежды, т. е. все то, что составляет понятие «фирменного стиля»). На этом уровне явления легко наблюдать, но сложно интерпретировать. 2. Подповерхностный уровень, содержание которого составляют ценностные ориентации, определяющие допустимые поведенческие нормы, разделяемые членами организации убеждения, верования, ожидания, характер коммуникаций, системы «табу», а также групповое восприятие психологического климата и ролей, отношение к организационной среде и символике, особенно ее духовной части. 3. Глубинный (смысловой) уровень представляет собой сложную композицию важных предположений, бездоказательно принимаемых и разделяемых членами организации или группы. К этому уровню относятся философия и идеология управления, базовые предположения, определяющие мировоззрение членов организации. Решающее значение для познания и формирования культуры имеет базовый уровень смысловых ориентации, но проблема организационного менеджмента состоит в том, что непосредственно изучать и влиять на этот глубинный уровень невозможно. Очевидно, что культуры различных организаций различаются по содержанию своих уровней. По аналогии со структурой личности можно представить структуру организационной культуры следующим образом (рис. 15).
Рис. 15. Структура ОК Виды организационных культур Современные подходы к типологии ОК основываются на самых различных критериях. Результатом классификации чаще всего является выделение четырех типов культур [Максименко, 2003]. На характер ОК влияют множество факторов: от личности руководителя до типа государственной власти и культуры. Все факторы можно разделить на факторы микросреды и факторы макросреды. Определяющее значение имеет вид деятельности, которым занимается организация (рис. 16). Рассмотрим наиболее известные классификации ОК. I. Типология Ч. Хэнди. В этой классификации выделяются четыре типа культур. 1. Культура власти (культура Зевса): власть сосредоточена в руках главы организации, который является сильным харизматическим лидером. Решения принимаются быстро, но часто на основе иррациональных предположений, а не логического анализа. 2. Культура роли (культура Аполлона): связана в большей степени с определением роли, чем с личностью. Большое значение придается выполнению правил и системе должностных инструкций. Решения принимаются на основе логического анализа и в соответствии с правилами.
Рис. 16. Факторы ОК 3. Культура задачи (культура Афины): основной задачей управления считается непрерывное и успешное решение проблем. Производительность оценивается в терминах результатов, т. е. разрешенных проблем. В качестве основания для власти признается опыт, а не возраст или стаж. Человеку необходимы талант, творческое мышление, свежесть взгляда, интуиция. Но в условиях рутинных операций эта культура терпит неудачу. 4. Культура личности (культура Диониса): основана на экзистенциальном мышлении. Организация существует для того, чтобы помогать индивидуумам в достижении их личных целей. Это культура коммуны, существующей для решения проблем ее членов. Сотрудники идентифицируются в большей степени со своей профессией, чем с организацией. Они не признают классификаций по отношению к себе, предпочитают обучение посредством погружения в новый опыт, ради которого могут оставить свое рабочее место.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 608; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.137.175 (0.011 с.) |