Понятие и классификация малых групп. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и классификация малых групп.



Малая группа - небольшое количество людей от 2-3 до 20-30 человек, которые выделяются по следующим общим для них признакам: наличие общего дела (цели, деятельность и т.п.); личное знание друг друга; непосредственное взаимодействие друг с другом; существование установившихся личных и деловых взаимоотношений между членами группы; наличие внутренней организованности группы (присутствие лидера, распределение ролей, групповых норм).

Классификация групп:
1. Лабораторные и естественные, случайные, (временные, непостоянные по составу) и стационарные (постоянные по составу) группы.

2. Формальные и неформальные группы. Формальные - группы, которые возникают и существуют в обществе как официально зарегистрированные в нем, являясь, например, структурными подразделениями тех или иных общественных (социальных) организаций.
Неформальные - группы, которые не имеют официального статуса в обществе (не узаконены соответствующими нормативными актами). К ним относятся небольшие группы людей, группы друзей, приятелей и т.п.

3. Группы низкого и высокого уровня развития. Малые группы низкого уровня развития - такие объединения людей, в которых отсутствуют или сравнительно слабо развиты признаки групповой структуры, в том числе единая цель (задача), лидерство, распределение ролей, система деловых и личных взаимоотношений. Группы высокого уровня развития - малые группы, которые имеют высокоразвитую групповую структуру и благодаря ей могут успешно справляться со стоящими перед ней задачами.

4. Группы членства и референтные группы.
Группа членства - социальная группа, к которой человек реально принадлежит.
Референтные группы - малые группы, которые являются наиболее значимыми для человека и оказывают на него наибольшее психологическое влияние.

Динамические процессы в совместной деятельности. Социально-психологический климат группы. Психологическая совместимость.

Динамические процессы в группах — совокупность психологических изменений, происходящих в группе за время ее существования. К важнейшим динамическим процессам относятся: образование малых групп, их развитие (включающее этапы образования группы, функционирования, развития, стагнации, регресса, распада), процессы групповой сплоченности (выработка групповых мнений, правил, ценностей, норм), процессы лидерства и руководства, процессы принятия групповых решений, процессы группового давления и влияния людей друг на друга в группе. Социально-психологический климат группы – характер взаимоотношений между людьми, состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности. Социально-психологический климат – это динамичное образование, которое сочетает в себе эмоциональные, интеллектуальные и ценностные установки, отношения, настроения, мнения и чувства членов группы. Динамика социально-психологического климата проявляется и в процессе группообразования, когда идет интенсивный процесс психологической ориентации, установления связей и позитивных отношений, и в условиях функционирования группы, когда происходит формирование общих взглядов, ценностных ориентации, норм и символов. Психологический климат – это неофициальные отношения, которые складываются между работниками.

Личность как объект управления и самоуправления.

Объекты управления – отдельные люди или группы, на которые направлены организационные, систематические, планомерные воздействия субъекта управления.
Человек как объект управления: 1. Собственного управления 2. Как гражданин государства 3. Как работник, производитель, исполнитель. 4. Как объект управления со стороны социальной группы (семья) 5. Со стороны своего непосредственного окружения, общественного мнения, средств массовой информации. Самоуправление будущим поведением личности опирается на самопознание себя в прошлом и в настоящем.
К типичным условиям, когда человеку приходится становится объектом внешнего управления относятся его работа, профессиональная деятельность. Объект управляется по средствам приказов, распоряжений. Качество выполнения той или иной социальной роли во многом зависит от того, на сколько он понимает специфику и в какой степени данная роль им принимается и усваивается. Эффективность выполнения работников должностных обязанностей обусловлено и особенностями и его самооценки собственного ролевого поведения в системе управления. А также отмечается уровень притязаний.

Организация как объект управления. Основные психологические характеристики структурных групп организации.

Взгляд на организацию как на объект управления, оценка психологических и социально-психологических процессов, свойственных организации, требуют системного подхода. Применение данного подхода означает, что организация является целостным образованием, ее элементы составляют достаточно сложные взаимосвязанные и взаимообусловленные структурные подсистемы. На их функционирование значительное влияние оказывают психологические и социально-психологические процессы, отличающиеся мобильностью и неоднозначностью протекания. Психологическая оценка деятельности организации как объекта управления предполагает анализ ее уровней: личности работника, малой группы, уровня межгруппового взаимодействия. С момента осознания человеком себя социальным существом основные виды его жизнедеятельности носят совместный характер. Поэтому люди объединяют свои усилия. Формы таких объединений многочисленны. В социальной психологии они сведены к трем основным видам: общности, группы, социальной организации. В организации выделяют следующие структуры:
1. Социальная (может быть представлена такими категориями, как рабочие, служащие, специалисты и руководители).
2. Функциональная (включает в себя работников умственного труда и работников преимущественно физического труда).
3. Профессионально-квалификационная (представлена следующими группами работников: высококвалифицированные, квалифицированные, малоквалифицированные, неквалифицированные, практики со средним специальным образованием, с высшим образованием).
4. Социально-демографическая (в ней выделяют группы работников по возрасту, полу, национальности и т.д.).
5. Коммуникативная (сеть каналов, путей, по которым происходит обмен информацией и мнениями).

Коммуникации в организации.

Коммуникация - обмен информацией между людьми. Трудно переоценить роль эффективных коммуникаций в управлении организацией. Внутренние коммуникации. - информационные обмены между элементами организации. Внутри организации обмены информацией происходят между уровнями руководства (вертикальные коммуникации) и между подразделениями (горизонтальные коммуникации). Вертикальные коммуникации их помощью информация передается с высших уровней руководства на низшие, или по нисходящей. Таким образом, работникам организации сообщают о новых стратегических и тактических целях, изменении приоритетов, конкретных заданиях на определенный период, изменении правил, инструкций, стандартов деятельности и т. п. Горизонтальные коммуникации. Так как организация состоит из нескольких (иногда множества) подразделений, нуждающихся в согласованном выполнении своих задач, это вызывает у них необходимость обмениваться между собой информацией. Таким образом, в дополнение к вертикальным организации нуждаются и в горизонтальных коммуникациях. • Коммуникации между руководителем и подчиненным. По­этому, хотя коммуникации типа руководитель—подчиненный формально являются одной из разновидностей вертикальных коммуникаций, их в силу особой значимости принято рассмат­ривать отдельно.

Неформальные коммуникации. Как уже отмечалось выше, в любой организации наряду с формальной структурой существу­ет и неформальная, которая основана на личных, неслужебных, нерегламентированных отношениях и соответственно кроме информации, передаваемой по официальным, формальным ка­налам (формальные коммуникации), циркулирует и неофици­альная информация, проще говоря, слухи, передаваемые при помощи неформальных коммуникаций.

20. Принципы и основные направления государственной политики в сфере образования. Кодекс РБ об образовании как главный законодательный документ в области образования.

В начале 1990-х гг. новые политические и социально-эконо­мические реалии, связанные с распадом СССР и появлением суверенных государств, положили начало трансформационным процессам в белорусской системе образования.
1. Государственная политика в сфере образования основывается на принципах: 1.1. приоритета образования;

1.2. приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;

1.3. гарантии конституционного права каждого на образование;

1.4. обеспечения равного доступа к получению образования;

1.5. обязательности общего базового образования;

1.6. интеграции в мировое образовательное пространство при сохранении и развитии традиций системы образования;

1.7. экологической направленности образования;

1.8. поддержки и развития образования с учетом задач социально-экономического развития государства;

1.9. государственно-общественного характера управления образованием;

1.10. светского характера образования.

21. Основными направлениями государственной политики в сфере образования являются:

2.1. обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан в сфере образования, в том числе права на получение образования как за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, так и на платной основе;

2.2. обеспечение доступности образования, в том числе лицам с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями, на всех уровнях основного образования и при получении дополнительного образования;

2.3. создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития и оказание этим лицам коррекционно-педагогической помощи;

2.4. создание необходимых условий для удовлетворения запросов личности в образовании, потребностей общества и государства в формировании личности, подготовке квалифицированных кадров;

2.5. обеспечение участия государственных органов и иных организаций, в том числе общественных объединений, в развитии системы образования;

2.6. осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию;

2.7. осуществление целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих;

2.8. обеспечение преемственности и непрерывности уровней основного образования, ступеней образования в рамках одного уровня основного образования;

2.9. обеспечение равенства белорусского и русского языков;

2.10. обеспечение деятельности учреждений образования по осуществлению воспитания, в том числе по формированию у граждан духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия.

 

3. В учреждениях образования не допускаются создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также создание и анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций.

 

4. Учреждения образования в вопросах воспитания на основании письменных заявлений обучающихся (законных представителей несовершеннолетних обучающихся) во внеучебное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

 

5. Организационной основой осуществления государственной политики в сфере образования являются программа развития системы образования, программы развития дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи и дополнительного образования взрослых, утверждаемые Правительством Республики Беларусь на пятилетний период.

21. Структура национальной системы образования и характеристика его уровней. Анализ состояния современной системы образования РБ.

22.Национальная система образования включает:

· участников образовательного процесса;

· образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;

· учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования;

государственные органы управления образованием, включающие Министерство образования Республики Беларусь, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов. уровни:

  • дошкольное образование;
  • общее базовое образование;
  • общее среднее образование;
  • профессионально-техническое образование;
  • среднее специальное образование;
  • высшее образование;
  • послевузовское образование.

· В настоящее время усиливается направленность системы образования на потребности человека и ценности национальной и мировой культуры, обеспечение условий для непрерывного образования. На уровне дошкольного воспитания обеспечивается развитие детей и подготовка их для обучения в школе. На уровне общего среднего образования реализация потребностей учащихся и их родителей возможна за счет:- усиления содержания основного и дополнительного образования; создание специализированных школ и классов, гимназий, лицеев;- включения в содержание обучения новых дисциплин (экология, экономика- применения новых форм и технологий обучения и воспитания. В системе профессионально-технического и среднего образования юноши и девушки получают профессии и специальности соответствующего уровня.

22. Направления совершенствования системы высшего образования в РБ.

Высшее образование – уровень основного образования, достигаемый на основе общего среднего образования, или профессионально-технического образования с общим средним образованием, или среднего специального образования в ходе последовательного и целенаправленного процесса обучения и воспитания, обеспечивающего подготовку квалифицированных специалистов, развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности, и завершающийся итоговой аттестацией, по результатам которой присваиваются соответствующая квалификация, а также степень магистра в случаях, предусмотренных законом.
1. Структурно-организационные изменения направлены на совершенствование структуры высшего образования, что предполагает:
а) поэтапный переход к двуступенчатой системе проф. подготовки специалистов, включающей бакалавриат и магистратуру.
б) диверсификацию типов ВУЗов: высший колледж, институт, академия, университет. 2. Содержательно-технологические инновации связаны с обоснованием и внедрением нового содержания и технологий обучения, направленных на повышение качества подготовки специалистов в современных условиях. 3.Создание ресурсного обеспечения. Включает следующие виды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.81.58 (0.022 с.)