Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические аспекты социализации личности. Механизмы социализации. Стадии социализации личности.

Поиск

Положительно ориентирована социализация личности способствует социальному развитию, самосовершенствованию и самореализации личности, в конечном итоге влияет на возрождение общества. Особую значимость приобретает проблема воспитания и развития личности ученика начальной школы в коллективе на гуманистических принципах, поскольку в этот период формируются морально-психологические качества.

Стадии социализации 1) первая стадия - возрастная (допуберантная (до 12 лет); 2) подростковая 12 - 16-18 лет; 3) взрослая после 18.
механиз­мов социализации: 1) идентификация — это отождествление индивида с некото­рыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнооб­разные нормы, отношения и формы поведения, которые свойст­венны окружающим. Примером идентификации является полоролевая типизация — процесс приобретения индивидом психи­ческих особенностей и поведения, характерных для представи­телей определенного пола;2) подражание является сознательным или бессознательным воспроизведением индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т.д.); 3) внушение — процесс неосознанного воспроизведения ин­дивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических со­стояний тех людей, с которыми он общается; 4) социальная фасилитация— повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т. п.) другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида (повышение производительности деятельности, ее скорости и качества, когда она совершается или просто в присутствии других людей, или в ситуации соревнования); 5) конформность — осознание расхождения во мнениях с ок­ружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении.

Основные социальные процессы и поведение человека. Просоциальное и асоциальное поведение.

Процессы социализации:

1.социальная фасилитация – деятельность человека в окружении других людей, в результате которого происходит ее улучшение или облегчение. 2.социальное подкрепление - целенаправленное воздействие на поведение человека со стороны других людей или общества, которое служит стимулом для формирования социального поведения. 3.социальное поведение – разновидность поведения человека в обществе, рассчитанная на оказание определенного влияния на окружающих людей и на общество в целом; 4.социальное научение – форма научения, связанная с приобретением человеком свойств и видов поведения, позволяющих ему успешно адаптироваться в обществе; 5. социальный контроль – способы и формы регулирования поведения людей со стороны общества. Просоциальное поведение – поведение человека среди людей, бескорыстно направленное на их благо. Просоциальное поведение определяют как действия с намерением помочь другим, не рассчитывая на вознаграждение. Эти действия и поступки (сочувствие, помощь, участие, сотрудничество, спасение, протекция или защита) часто подводят под категорию альтруизма – бескорыстной заботы о благе других.

Асоциальное поведение – повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие, главным образом, агрессивность антисоциальной направленности. Проявляется либо в попрании прав других людей, либо в нарушении характерных для данного возраста социальных норм или правил. С точки зрения социальной направленности различают социализированное антиобщественное поведение и несоциализированное агрессивное поведение.

Жизненный путь личности. Самоактуализация. Психосоциальная адаптация личности.

Жизненный путь впервые понятие жизненный путь личности выдвинула Ш. Бюлер. Она выделила три линии жизненного пути. Первая линия - объективная логика жизни, как последовательность внешних событий. Вторая линия - смена переживаний этих событий. Третья линия - результаты деятельности человека. Ш. Бюлер считала, что в жизни личностью движет стремление к самоосуществлению и творчеству. В качестве основы объяснения жизни она взяла понятие "событие", выделив внешние и внутренние.
Почти одновременно с Ш. Бюлер, П. Жане стремился определить жизненный путь как эволюцию самой личности, как последовательность возрастных этапов ее развития, этапов ее биографии.
Жизненный путь личности глубоко рассматривался С.Л. Рубинштейном. Он считал, что понятие жизненный путь личности отражает сущность человеческой личности, которая находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю. Человек лишь постольку и является личностью, поскольку он имеет свою историю.

Самоактуализация - процесс полного разворачивание личностного потенциала, раскрытие в человеке того лучшего, что заложено в нем природой, а не задается культурой извне. Самоактуализация не имеет внешней цели и не может задаваться социумом: это то, что идет изнутри человека, выражая его внутреннюю (позитивную) природу. Пассивная и активная. Пассивная самоактуализация происходит в пассивном личностном росте, когда интеллект и психологическая культура растут сами и естественно, так же как растет тело человека. Осторожная и энергичная. А. Маслоу был сторонником энергичной самоактуализации,Карл Роджерс - осторожной. Глубокая и поверхностная. Глубокая, сущностная самоактуализация - это личностный рост, развитие личности, устремленность человека "ввысь". Гармоничная и проблемная. Есть данные, что несвоевременная или слишком напряженная потребность в самоактуализации плохо отражается на личностном и душевном здоровье личности.

Психо-социальная адаптация – это сложный многоуровневый и иерархический процесс взаимодействия личности и социальной среды, приводящий к правильному соотношению целей и ценностей личности и группы, это процесс согласования и изменения свойств общающихся систем. В самом широком смысле психо-социальная адаптация есть процесс взаимодействия личности с социальным окружением посредством общения в сфере общественных и межличностных отношений. Некоторые исследователи полагают, что преодоление проблемных ситуаций можно считать процессом психосоциальной адаптации личности, в ходе которой она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития и социализации (т.е. общения) навыки и механизмы поведения или открывает новые способы поведения и решения задач, новые программы и планы внутрипсихических процессов.

Общение и коммуникация.

Общение и коммуникация – нетождественные понятия. Общение шире; под коммуникацией понимается лишь обмен информацией.
Структура общения по Г. М. Андреевой:
- коммуникативная составляющая – непосредственно обмен информацией,
- интерактивная составляющая – взаимодействие людей,
- социально-перцептивный аспект – восприятие и познание людьми друг друга.
Функции общения (по Борису Федоровичу Ломову):
- информационно-коммуникативную (передача информации),
- регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения и организация совместной деятельности),
- аффективно-коммуникативная (передача эмоций).
Структура коммуникации по Гарольду Ласуэллу:
- коммуникатор,
- содержание,
- канал коммуникации,
- адресат,
- результат коммуникации.
Виды коммуникации:
а) вербальная,
б) невербальная:
- кинетика (мимика, пантомимика),
- паралингвистика (интонация, паузы, покашливания и т. п.),
- проксемика (организация пространства и времени в общении),
- визуальное общение (контакт глаз). Невербальное общение может быть осознанным и неосознанным, намеренным и ненамеренным.
Часто невербальное общение помогает получить информацию:
- о признаках принадлежности человека к социальным группам,
- о физическом и психологическом состоянии человека,
- об эмоциональном отношении человека к чему-либо,
- о возможных вариантах поведения человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.69.109 (0.008 с.)