Возникновение и становление социальной педагогики как теории и практики, характеристика основных этапов становления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение и становление социальной педагогики как теории и практики, характеристика основных этапов становления.



Возникновение и становление социальной педагогики как теории и практики, характеристика основных этапов становления.

 

Социальная педагогика как практика имеет глубокие исторические корни. Ещё в Древнем мире зарождаются традиции учета социальных факторов в процессе обучения и воспитания членов общества.

Социализация и воспитание существуют одновременно как обществен-но историческая необходимость, т.к. возникли из практической потребности подготовки и приобщения детей к условиям и нормам общественной и производственной жизни.

На протяжении веков, под влиянием научно - технического прогресса, менялось производство, отсюда менялись общественные отношения и подготовка к жизни в новых условиях. (Это можно видеть на примерах социального воспитания в первобытно-общинном обществе, затем его изменения в Древнем мире, в Средневековье и Возрождении, и в капиталистическом обществе).

На возникновение социальной педагогики как науки оказали влияние труды Песталоцци (1746-1827), Дистервега (1790-1866), Пауля Наторпа (1884-1924).

Термин «социальная педагогика» введен Магером в 1844 г., далее термин нашел распространение в трудах Дистервега в 1840-1850-е годы. Но у них были различные подходы к определению сути социальной педагогики.

Магер считал, что социальная педагогика имеет нечто общее с социальной стороной воспитания, т.е. речь шла о социальном аспекте воспитания, а Дистервег рассматривал социальную педагогику как педагогическую помощь в определенных социальных условиях и ситуациях.

Идею Магера поддержал Пауль Наторп, немецкий философ, который рассматривал социальную педагогику как часть общей педагогики, а школу рассматривал как инструмент социализации.

Идеи Наторпа и Дистервега, их взгляды на социальную педагогику нашли свое отражение и в двух путях исторического развития социальной педагогики в России:

Один путь отражает социальные аспекты воспитания, т.е. использование потенциала социума в разрешении проблем социализации.

Во втором случае социальный педагог рассматривается как специалист по работе с лицами группы риска (ОВЗ, наркоманы и т.д.).

В России социальная педагогика появилась в конце 19 века как попытка реализации идеи связи школы с жизнью и социальной средой. (Пирогов, Ушинский, Лесгафт, Шацкий, Макаренко и др.).

Билет №2.

Т.Мор (1478 – 1535) и Т.Кампанелла (1568 – 1639) о социальном воспитании.

(Это эпоха Средневековья периода Реформации.)

ТОМАС МОР

(1478 – 1535 гг.)

Английский гуманист, государственный деятель, лорд-канцлер.

Свои представления о наилучшем бесклассовом общественном строе он изложил в своем произведении «Утопия» (1516 г.). Это вымышленное государство, где нет частной собственности, нет денег,все одинаково трудятся, находят радость жизни в духовной свободе, науке, литературе, в пожизненном образовании, в моральном совершенстве. Особое значение придавалось нравственному воспитанию – любви к Родине, любви к согражданам, воспитания дисциплины - как залоге прочности государства. Оригинальность Томаса Мора как мыслителя эпохи Возрождения в том, что он предлагал переустроить отношения в обществе на началах социальной справедливости, равенства и братства.

ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА

(1568 – 1639 гг.)

До пострижения в монахи – Джованни Доменико, итальянский философ и поэт, с 1582 –монах-доминиканец. В 1598-99 гг. возглавил заговор против испанского владычества и церкви, за что провел в темнице более 33 лет. Там создал десятки произведений, в том числе утопию «Город Солнца» (1601 г.).

Он считал, что идеалы всестороннего развития личности, выдвинутые гуманистами Возрождения, могут быть осуществлены после уничтожения частной собственности. Т.Кампанелла по своим взглядам социалист-утопист.

«Город Солнца» - это идеальное государство, где нет частной собственности, где все одинаково трудятся, все имеют возможность заниматься науками и искусствами. Воспитание носит полностью общественный характер.

Вклад Томмазо Кампанеллы в педагогику в том, что он внес идеи о демократическом воспитании и всестороннем развитии личности в условиях справедливого общественного строя, т.е. в воспитании использовать потенциал социума.

Посм: Басов параграф 4, стр. 61-62.

Беляев В.И. глава 9, стр. 98-99.

 

Билет №3.

ДЖОН ЛОКК (1632 – 1704 гг.)

Английский философ, политический мыслитель и педагог. Он определял воспитание как важнейшее средство социализации для детей буржуазии, подготовки их к государственной, политической и коммерческой деятельности. На первый план ставилась задача воспитания гражданина, патриота. Основным субъектом социализации у него выступала семья. Сохранив родителей как главных воспитателей, Локк пытается устранить педагогическую некомпетентность родителей через введение гувернеров и воспитателей и этим педагогизируя окружающую детей среду. Свои педагогические идеи он изложил в трактате «Мысли о воспитании» (1693 г.). Это программа подготовки делового человека Нового времени. В ней Локк соединил традиции феодального воспитания с прагматической направленностью эпохи капитализма. Педагогические идеи Джона Локка были изучены и развиты в работах французских просветителей XVIII века.

Билет № 8.Образовательно-воспитательные опыты Р. Оуэна.

РОБЕРТ ОУЭН (1771 – 1858 гг.)

Английский социалист-утопист, в 1815 году открыл в Нью-Ленарке (Шотландия) воспитательно-образовательный комплекс «Институт формирования характера», который состоял из педагогического комплекса: яслей и детского сада, дневной школы и вечерней школы для подростков, работавших на прядильной фабрике, совладельцем которой он был. Всё это способствовало социализации ребенка, который с малых лет чувствовал себя членом общества. Социально-философские взгляды Оуэна опирались на философию эпохи Просвещения, на идеи французских социалистов-утопистов о решающем воздействии внешней среды на характер человека. Свои педагогические взгляды он изложил в книге «Новый взгляд на общество, или Опыты формирования характера» (1813-1814 гг).

Таким образом, к концу XIX – началу XX века сложились объективные предпосылки к становлению социальной педагогики в России. (т.е. осуществлялось первоначальное становление всех форм соц-пед. деятельности).

(Можно рассказать также о деятельности Л.Толстого, П.Ф.Лесгафта в сфере образования, а также о появлении теории «свободного воспитания» в России .).

См. 1). Басов, глава 6, параграф 2, стр. 116. 2). Т.А. Ромм глава 8, стр. 189, стр. 215.

 

Воспитательная система может разрушиться, если входит в противоречие со средой. Личностный, индивидуальный подход утрачивает свою силу, если не учитывает социокультурные и природные факторы развития ребёнка.

 

См. 1). Басов глава 7, стр.173. 2). Галагузова стр.405.

 

 

Макаренко А.С. (1888-1939)

Педагогическая теория Макаренко - это прежде всего теория воспитания

в коллективе и через коллектив с помощью специальной организации коллектива.

Коллективом Макаренко считал единый трудовой коллектив педагогов и воспитанников, объединенных на основе общественно значимых целей, общей деятельностью, общением и общественно – ценностной ориентацией, отличающиеся взаимной ответственностью и зависимостью.

Макаренко утверждал, что предметом педагогики является не ребенок, а отношения между воспитателями и воспитуемыми. И проблемы в поведении детей возникают из-за «дефективности» отношений между ребёнком и его микросоциальным окружением и именно разрыв социальных связей наносит наибольший вред ребёнку.

Возникновение и становление социальной педагогики как теории и практики, характеристика основных этапов становления.

 

Социальная педагогика как практика имеет глубокие исторические корни. Ещё в Древнем мире зарождаются традиции учета социальных факторов в процессе обучения и воспитания членов общества.

Социализация и воспитание существуют одновременно как обществен-но историческая необходимость, т.к. возникли из практической потребности подготовки и приобщения детей к условиям и нормам общественной и производственной жизни.

На протяжении веков, под влиянием научно - технического прогресса, менялось производство, отсюда менялись общественные отношения и подготовка к жизни в новых условиях. (Это можно видеть на примерах социального воспитания в первобытно-общинном обществе, затем его изменения в Древнем мире, в Средневековье и Возрождении, и в капиталистическом обществе).

На возникновение социальной педагогики как науки оказали влияние труды Песталоцци (1746-1827), Дистервега (1790-1866), Пауля Наторпа (1884-1924).

Термин «социальная педагогика» введен Магером в 1844 г., далее термин нашел распространение в трудах Дистервега в 1840-1850-е годы. Но у них были различные подходы к определению сути социальной педагогики.

Магер считал, что социальная педагогика имеет нечто общее с социальной стороной воспитания, т.е. речь шла о социальном аспекте воспитания, а Дистервег рассматривал социальную педагогику как педагогическую помощь в определенных социальных условиях и ситуациях.

Идею Магера поддержал Пауль Наторп, немецкий философ, который рассматривал социальную педагогику как часть общей педагогики, а школу рассматривал как инструмент социализации.

Идеи Наторпа и Дистервега, их взгляды на социальную педагогику нашли свое отражение и в двух путях исторического развития социальной педагогики в России:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.46.13 (0.013 с.)