Билет № 13. Вклад К.Д.Ушинского, П.Ф.Лесгафта, П.Ф.Каптерева в социально-педагогическую науку. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет № 13. Вклад К.Д.Ушинского, П.Ф.Лесгафта, П.Ф.Каптерева в социально-педагогическую науку.



Ушинский Константин Дмитриевич (1824 - 1870) - основоположник научной педагогики в России. Главной основой его педагогических идей была народная педагогика, которая заключает в себе многовековую культуру воспитания. Народная педагогика - это совокупность знаний и навыков воспитания, передающихся в этнокультурных традициях, в устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми.

Ушинский горячо поддержал педагогические идеи Пирогова о том, что главная общечеловеческая цель воспитания - это развитие гуманности в человеке, человека в человеке. И эта цель должна быть приоритетной задачей начальной и средней школы.

Выразив поддержку и солидарность педагогическим идеям Пирогова, Ушинский развил и рассмотрел эту проблему дальше: к какому идеалу должно стремиться гуманное воспитание, какими средствами и с помощью каких наук его можно осуществить. Он утверждал, что духовное воспитание человека совершается не только школой, но и такими великими воспитателями как природа, семья, общество, религия, язык, т.е. природой и всей историей в широком смысле этих понятий.

Каждый народ требует от воспитания воспроизведение своего идеала в отдельных личностях. Народное образование и педагогическая система той или иной страны являются таким образом результатом характера народа и его истории. Поэтому именно народный характер воспитания Ушинский считал необходимым условием для наиболее полного раскрытия природных сил и способностей человека.

Ушинский также считал утопической идею о «всемогуществе воспитания». Он считал, что возможности воспитания ограничены как душевной и телесной природой человека, так и условиями окружающего мира.

Ушинский говорил о том, что народность как принцип воспитания должна определять общечеловеческий, гуманный характер образования не только в начальной, но и в средней школе.

Гуманное воспитание можно осуществить с помощью таких учебных предметов как родной язык и родная литература.

Именно изучение родного языка было поставлено Ушинским во главе гуманного образования в средней школе. Он осмыслил культурно-историческое значение родного языка в качестве фундаментальной основы развития личности, становления её творческих сил.

Таким образом, требование общечеловеческой цели воспитания было сформулировано общественно-педагогическим движением России конца 50-60-х годов XIX века в виде общей идеи, которая была осмыслена и обоснована Ушинским. Он разработал систему гуманизации воспитания, составные части которой - её национальные и общечеловеческие начала.

Каптерев Петр Федорович (1849 – 1922) -крупнейший российский педагог, представитель либерально-буржуазной педагогики, теоретик мирового уровня, разрабатывал проблемы дошкольной педагогики, семейного воспитания, истории и теории педагогики. Сторонник гуманистических и демократических принципов воспитания и образования.

Общим основанием педагогики считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию).

Он создал стройную педагогическую теорию, ввел новое понятие «педагогический процесс», в которое включил саморазвитие ребенка и под которым понимал единство биологического и социального в его развитии.

Был против профессионализации общеобразовательной школы. Он считал, что трудовое начало в школе должно способствовать развитию прежде всего мыслительных способностей учащихся, а не быть просто физической нагрузкой. А ручной труд совершенно необходим в школе, т.к. не только развивает физические силы, но вырабатывает умение преодолевать трудности и способствовать умственной деятельности учащихся. Тогда такая школа будет не просто вооружать учащихся навыками труда, но и осознанному отношению к труду.

Ему принадлежит большая роль в разработке проблем трудового воспитания в средней школе.

Широкое признание он получил как теоретик семейного воспитания.

Под руководством Каптерева вышла «Энциклопедия семейного воспитания и обучения (60 выпусков с 1898-1910 гг), где он был не только редактором, но и автором 60 статей. Он был одним из организаторов в 1912 году Всеросссийского съезда по семейному воспитанию. Активно содействовал развитию в России детских садов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 607; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.75.229 (0.015 с.)