С 60-х годов XIX века до начала XX века наблюдается переход от государственной благотворительности к частной. Зарождаются общественные филантропические организации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С 60-х годов XIX века до начала XX века наблюдается переход от государственной благотворительности к частной. Зарождаются общественные филантропические организации.



Пореформенное время характеризуется нарастанием остроты социальных проблем, обеднением людей разных сословий. Большое количество крестьянских детей, ранее принимавшая крестьянскую деятельность своих родителей, встало перед выбором своей будущей профессии и деятельности. В этом выборе им не была оказана помощь со стороны государства ни в социальном, ни в педагогическом плане. Дети, которые шли в город за ремеслом и образованием, попадали в жесткие условия эксплуатации и насилия, часто превращались в нищенствую личность. Бедственное положение таких детей побудило общество к созданию общественных организаций, которые стремились оказать поддержку разным категориям детей.

В этот период, конца XIX века, возникло представление о том, что период «призрения детства» должен включать период от рождения ребёнка до того возраста, когда его собственный труд сделает дальнейшее призрение ненужным. (т.е. соц-пед. сопровождение).

Новым в деятельности общественных организаций, призревающих детей, по сравнению с предыдущим этапом стало то, что нахождение ребенка в учреждении не прерывало отношений с семьей.

Приюты открывались для бедных детей обоего пола, без различия сословия, происхождения, вероисповедания. Пребывание в приюте гарантировало им безопасность для жизни и нравственности, оказания поддержки во всех возрастах, непрерывность религиозно-нравственного воспитания, первоначального школьного обучения и обучения ремеслу при постоянных контактах их с родителями, которых тоже учили правильному воспитанию детей. (т.е. защита и сопровождение)

Приюты реализовывали конкретную социально-педагогическую цель - подготовить этих детей к жизни в обществе через обучение грамоте и ремесленному труду.

Так осуществлялся на практике поиск путей социализации ребёнка в новых политических и экономических условиях при взаимодействии общественных организаций и семьи.

Российская общественность не оставила без внимания детей с задержками развития. Попечительство о глухонемых детях, основанное ещё императрицей Марией Федоровной, содержало за счет своих средств школы, учебные мастерские, приюты, выдавало пособия семьям, имеющим глухонемых детей.

Попечительство следующей императрицы Марии Александровны заботилось о слепых детях. Основным доходом было материальное пожертвование всех церквей и монастырей, которое собиралось на пятой неделе после Пасхи.

В 1882 году открылось Общество попечения бедных и больных детей «Синий крест», руководила им Великая княгиня Елизавета Маврикиевна. Уже в 1893 году в нем появилось отделение защиты детей от жестокого обращения, включая убежища и общежития с мастерскими.

В это же время на средства частной предпринимательницы А. С. Балицкой был создан первый приют для калек и парализованных детей.

Проблемой восстановления физического и психического здоровья детей низших сословий и деклассированных элементов занимались не только педагоги, но и врачи, совместно разрабатывая пути оказания помощи, включая как медицинские меры по восстановлению здоровья, так и педагогические воздействия для обеспечения обучения и воспитания.

Одним из направлений общественной заботы было оказания помощи в построении системы воспитательно-исправительных учреждений, куда попадали нищие и беспризорные дети.

В Москве при Городской Думе действовала специальная Детская комиссия, которая содействовала в открытии детских приютов; контролировала условия содержания малолетних преступников.

Надо отметить, что в России в начале XX века, к 1902 году действовало 11 400 благотворительных учреждений и 19 108 попечительских советов.

Период с 1859 по 1862 годы характеризуется активным общественно-педагогическим движением. Это способствовало открытию множества типов разных школ в городах и селах. Потребности крестьян в образовании решались через открытие школ грамоты, которые позже дали начало земским школам.

В городах открывались воскресные школы. Эти школы 60-70-х годов могут служить образцом социально-педагогического воспитания и образования. Они решали задачу начального образования детей неимущих родителей, пришедших в город на заработки, детей ремесленников, фабричных и заводских рабочих.

С 1859 по 1862 годы было открыто около 300 воскресных школ. Бесплатность и доступность обучения, полное равенство и уважение лежало в основе работы воскресных школ того времени.

Таким образом, к концу XIX – началу XX века сложились объективные предпосылки к становлению социальной педагогики в России. (т.е. осуществлялось первоначальное становление всех форм соц-пед. деятельности).

(Можно рассказать также о деятельности Л.Толстого, П.Ф.Лесгафта в сфере образования, а также о появлении теории «свободного воспитания» в России .).

См. 1). Басов, глава 6, параграф 2, стр. 116. 2). Т.А. Ромм глава 8, стр. 189, стр. 215.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.51.117 (0.006 с.)