Развитие социально-педагогический практики в России С середины XX В. До возрождение социальной педагогики в конце XX века и перспективы её развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие социально-педагогический практики в России С середины XX В. До возрождение социальной педагогики в конце XX века и перспективы её развития.



Новые социальные потрясения, связанные с Великой Отечественной войной (1941-1945 гг) обострили положение детей. Тясячи советских детей лишились родных и остались без крыши над головой. К этим обездоленным детям стали относиться как к жертвам войны и их нужды были приравнены к нуждам фронта.

Для эвакуированных детей были созданы школы-интернаты и расширена сеть детских домов. Возрождается благотворительность, население стало передавать свои личные сбережения на нужды сирот,

В 60- - 70 –е годы в педагогической науке и практике наметился поворот в сторону социальной педагогики, возобновления теоретических исследований, создания первых организационных форм.

В эти годы в развитии отечественной социальной педагогики выделяются ТРИ ЭТАПА (по Бочаровой).

Первый – (60-е годы) - этот этап обозначен как организационно-эмпирический. Это годы накопления опыта, эмпирического поиска.

В школах появились организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной работы; работники внешкольных детских учреждений, а также

Учреждений культуры, спорта, правоохранительных и жилищно-коммунальных учреждений.

Второй этап - (70-80-е гг) - обозначен как усиление внимания исследователей к проблемам социальной педагогики. Это был качественно новый этап. Стала быстро расти сеть разнообразных комплексов: образовательных, физкультурно - оздоровитель ных, внешкольных. Изменились функции школы: она стала не только координирующим центром микрорайона, но и педагогическим, т.е. осуществляла более интенсивный процесс педагогизации среды. Их опыт обогащал практику социального воспитания.

Этот этап характеризуется первыми попытками научно-методического анализа практики социального воспитания.

Третий этап (конец 80-х гг) - это этап дальнейшего углубления содержания социального воспитания, развитие его форм, совершенствование методик, появление новых технологий. Этотпериод характеризуется переходом от отдельных очагов передового опыта социального воспитания к государственному уровню решения проблемы и создания целостной системы социальных служб на основе научного анализа накопленного отечественного опыта и изучения мировой теории и практики социального воспитания.

В начале 90-х годов социальная педагогика утверждается как отрасль научного знания, исследующая отношения личности и общества, человека и среды.

В июле 1990 г. решением Коллегии Госкомитета СССР по народному образованию в нашей стране была введена новая должность - социальный педагог.

В марте 1991 г. Госкомитет СССР по труду и социальным вопросам утвердил квалификационную характеристику профессии 03.11 «Социальная педагогика». Этим документом были сформулированы обязанности социального педагога: оказание помощи, социальной поддержки и защиты детей и подростков. Понятие «педагогическая защита» стало главным в работе социального педагога.

Более 50 вузов России уже в 1990г. начали подготовку кадров по специальности «Социальная педагогика». В настоящее время их более 300.

Социальная педагогика стала предметом изучения таких современных учёных как А.И. Арнольдов, В.Г.Бочарова, Б.П.Битинас, В.И. Беляев, Б.З.Вульфов, М.А. Галагузова, М.П.Гурьянова, И.А.Липский, А.В. Мудрик, Л.В.Мардахаев, В.А. Никитин, В.С.Торохтий и др.

Первую концепцию, первую парадигму социального воспитания разработали известные ученые В.Г.Бочарова и Б.П.Битинас. Они под социальным воспитанием понимали систему общественной помощи детям в период его включения в социальную жизнь. Отсюда они отдавали приоритет семье как главном условии реализации способностей человека..

Обновил эту парадигму социального воспитания А.В.Мудрик, он рассматривает все возрастные группы населения, исследует социальную деятельность различных учебных и воспитательных детских учреждений, а также специфику национального и конфессионального воспитания.

Л.В. Мардахаев в учебном пособии «Социальная педагогика» рассматривает теорию социального воспитания и с позиции государства, и с позиции социальных институтов самой личности как его субъектов.

Он выделил следующую типологию понимания сущности и содержания социального воспитания:

- гражданское воспитание,

- общественное воспитание,

- формирование человека в соответствием с социальным идеалом,

- формирование социально активной личности, приоритетом которой является общественная деятельность. И т.д.

В коллективной монографии «Социальная педагогика» //Под редакцией Г.Бочаровой, М., 2004/ концепция основана на комплексном подходе к системе социального воспитания школьников. В этой обновленной парадигме социального воспитания рассматривается многосферность социальной среды личности, которая проявляется в системе личностных отношений и внеличностных общений, активностью самой личностью в среде.

В трудах В.С.Торохтия рассмотрены вопросы социально-педагогической деятельности, социально-педагогического подхода в профессиональной деятельности, социально-педагогических технологий в деятельности образовательного учреждения, роли социума в социальном воспитании и др.

Рассмотренные парадигмы показывают неоднозначность определения сущности социальной педагогики разными учеными. Каждая позиция имеет свою объективную основу и поэтому её существование закономерно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 731; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.006 с.)