Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Определение кажущейся степени диссоциации хлорида калия криоскопическим методом↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель работы: научиться определять кажущуюся степень диссоциации сильного электролита криоскопическим методом.
Оборудование и реактивы: прибор для определения молекулярной массы криоскопическим методом (рис. 1): пробирка с боковым отростком, широкая пробирка, толстостенный стакан, термометр Бекмана, мешалки, крышка; аналитические весы с разновесом, мерный цилиндр, шпатель, снег (толченый лед) и хлорид натрия для охладительной смеси, бюкс с 1,2-1,5 г хлорида калия, дистиллированная вода.
Теоретические пояснения
Электролитическая диссоциация – это распад веществ в расплаве или в растворе на свободно составляющие их ионы. По способности веществ распадаться или не распадаться на ионы различают электролиты и неэлектролиты. Электролиты – это вещества, которые подвергаются электролитической диссоциации, и вследствие чего их растворы или расплавы проводят электрический ток. К электролитам относятся все соли, а также кислотные, основные и амфотерные гидроксиды. Неэлектролиты – это вещества, которые не подвергаются электролитической диссоциации, и вследствие чего их растворы или расплавы не проводят электрический ток. К неэлектролитам относится большинство органических соединений. Электролитическая диссоциация потенциальных электролитов представляет собой равновесный процесс. Электролит может диссоциировать на ионы почти полностью или частично, что зависит от вида электролита и от концентрации его в растворе, а также от температуры раствора. Одной из количественных характеристик неполной электролитической диссоциации электролитов является степень диссоциации α, равная: где – число продиссоциированных молекул; – общее число молекул. Степень диссоциации электролита – это частное от деления числа продиссоциированных молекул к общему числу молекул электролита введенных в раствор. Степень диссоциации изменяется в пределах (значение относится к неэлектролитам, <0,03 – к слабым электролитам, 0,03< – к сильным). Степень электролитической диссоциации связана с изотоническим коэффициентом соотношением:
где i - изотонический коэффициент, n - число ионов, на которые распадается электролит. Так как при диссоциации электролита число частиц в растворе будет больше чем при растворении такого же количества неэлектролита, это обуславливает понижение температуры замерзания раствора по сравнению с растворителем: где i - изотонический коэффициент (для электролитов больше 1), - понижение температуры замерзания раствора, определенное опытным путем, - понижение температуры, вычисленное без учета диссоциации электролита по формуле: где - масса растворенного вещества в граммах, - масса растворителя в граммах, - молярная масса растворенного вещества в г/моль, - криоскопическая постоянная для воды равная 1,85 , 1000- коэффициент пересчета от граммов растворителя к килограммам. Учитывая (2) и (3), выражение (1) можно записать в виде: Таким образом, степень диссоциации электролита можно определить методом криоскопии, для этого необходимо измерить понижение температуры замерзания его раствора и воспользоваться формулой (4). Для растворов сильных электролитов определенная таким образом степень электролитической диссоциации будет кажущейся (α<1, тогда как на самом деле α=1). Это объясняется тем, что образующиеся при диссоциации электролита ионы взаимодействуют друг с другом (притягиваются), что как бы приводит к уменьшению числа частиц в растворе и понижает значение α. Диссоциация – это обратимый равновесный процесс, который характеризуется константой равновесия, называемой константой диссоциации Кд. где С – молярная концентрация электролита моль/л. Так вычисляют условную константу диссоциации, поскольку, используя для расчета молярную концентрацию, не учитывают взаимодействие ионов в растворе. Для вычисления истинной константы диссоциации используют активную концентрацию или активность а. Активная концентрация отражает суммарное взаимодействие ионов в растворе между собой, с молекулами растворенного вещества и с молекулами растворителя. Активность вычисляют по формуле: где f - коэффициент активности ионов, зависящий от концентрации и состава раствора, заряда, природы иона, температуры и других факторов. В разбавленных растворах (С не превышает 0,5 моль/л) коэффициент активности зависит только от заряда иона и ионной силы, которая вычисляется по формуле: где Сi – концентрации, а zi – заряды всех находящихся в растворе ионов. В последней формуле под Сi следует понимать моляльность, однако для разбавленных растворов, для которых справедлива эта формула моляльность не сильно отличается от молярности. В разбавленных растворах средний коэффициент активности вычисляют по формуле Дебая-Гюккеля: Таким образом, активность ионов в разбавленном растворе можно вычислить по формуле: где С - концентрация ионов моль/л, - средний коэффициент активности ионов. Понятие активности применимо и к электролиту в целом. Активность электролита равна произведению активностей его ионов. Для электролита активность равна: Средняя активность ионов электролита рассчитывается по формуле: Используя активность можно вычислить истинную константу диссоциации: Константа диссоциации связана со степенью электролитической диссоциации уравнением, которое справедливо для разбавленных растворов: где С0 - исходная концентрация электролита моль/л, α - степень электролитической диссоциации. Для очень слабых электролитов можно использовать соотношение: .
Методика проведения опыта
1. Подготовить термометр Бекмана, так как это было описано в предыдущей работе. 2. Собрать прибор по рис. 1, предварительно заполнив толстостенный стакан охладительной смесью, состоящей из трех частей снега (толченого льда) и одной части поваренной соли. Температура смеси должна быть -5 -7 0С. Ее можно регулировать при помощи изменения соотношения снега (льда) и соли. 3.Отмерить 10 мл Н2О и влить через боковой отросток в пробирку 1 (масса растворителя Н2О 10 г). 4. Все время, перемешивая воду мешалкой, определить по температуре замерзания воды нулевую точку термометра. Нужно иметь в виду, что жидкость часто переохлаждается. Поэтому температурой замерзания воды следует считать температуру, которая устанавливается в момент замерзания после некоторого скачка вверх ().
6. Взвесить на аналитических весах бюкс, в котором находится 0,3-0,5 г хлорида калия (). 7. Всыпать взвешенного хлорида калия через боковой отросток в пробирку 1 и растворить его в находящейся там дистиллированной воде. 8. Взвесить бюкс с остатком хлорида калия (). 9. По разнице масс () вычислить массу растворенного хлорида калия. 10. Определить температуру замерзания раствора хлорида калия так, как это было описано в пункте 4. Измерения повторить еще раз (). 11. Рассчитать кажущуюся степень электролитической диссоциации по формуле (4). 12. Результаты опыта представить в виде таблицы:
13. Выводы. Примеры решения задач
Пример 1: Вычислите молярную концентрацию раствора уксусной кислоты, если известно, что степень диссоциации ее молекул в растворе составляет 1,36%, а константа диссоциации равна 1,74· 10-5. Решение: Константа диссоциации связана со степенью диссоциации следующим уравнением:
из которого следует: .
Пример 2: Определить активность СаСI2 в его 0,02 М растворе. Решение: Так как при диссоциации 1 моль хлорида кальция образуется 2 моль ионов хлора и 1 моль ионов кальция, то при концентрации хлорида кальция 0,02 моль/л молярная концентрация ионов хлора будет 0,04, а ионов кальция 0,02 моль/л. Рассчитаем ионную силу раствора: Средний коэффициент активности ионов приближенно найдем по уравнению Дебая-Гюккеля: Теперь можно рассчитать активность хлорида кальция:
17.4 Необходимый уровень подготовки студентов
1. Знать понятия: степень электролитической диссоциации, электролиты и неэлектролиты, константа диссоциации слабого электролита. 2. Знать физический смысл изотонического коэффициента и его связь со степенью диссоциации. 3. Иметь представление о кажущейся степени электролитической диссоциации. 4. Уметь вычислять активность электролита и коэффициент активности при приближенном расчете для разбавленных растворов электролитов через ионную силу.
Задания для самоконтроля
1. Вычислить изотонический коэффициент и кажущуюся степень электролитической диссоциации 3% -ного водного раствора хлорида калия, если он замерзает при -2 0С. 2. Вычислить активность АgNO3, если концентрация соли в растворе составляет 0,06 моль/л. 3. Определить активность CuCI2 в водном растворе, если для приготовления раствора на 100 г воды взяли 0,2 г CuCI2.
Литература
1. Глинка Н.Л. Общая химия.: учебное пособие для вузов / Под ред. А.И. Ермакова. - М.: Интеграл-Пресс, 2002 – 728 с. 2. Васильев В.П. Аналитическая химия в 2 кн. Кн. 1 Титриметрические и гравиметрический методы анализа. Кн. 2 Физико-химические методы анализа. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2002 3. Глинка Н.Л. Задачи и упражнения по общей химии.: учебное пособие для вузов - М.: Интеграл-Пресс, 2002 – 240 с. 4. Курс общей химии / Под ред. Н.В. Коровина. – М.: В.Ш., 1990 5. Романцева Л.М. и др. Сборник задач и упражнений по общей химии: Учеб. пособие для нехим. спец-ей вузов /Л.М. Романцева, З.Л. Лещинская, В.А. Суханова. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1991
Содержание
Лукашов Сергей Викторович Пашаян арарат александрович
Х И М И Я
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1648; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.67.56 (0.007 с.) |