Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Коррозия металлов. Защита металлов от коррозииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель: изучение условий возникновения коррозионных микроэлементов, их моделей, а так же влияния различных факторов на скорость электрохимической коррозии металлов. Оборудование: металлические пластины – стальная, свинцовая, медная, цинковая, алюминиевая, нержавеющей стали; ферроксилининдикатор, бумажный фильтр, наждачная бумага, U-образная трубка, милливольтметр, хлорид натрия (кристаллический), 0,1 М раствор H2SO4, раствор сульфата меди (II), раствор K3[Fe(CN)6], конц. HNO3, 2н раствор HCI, 0,4 М раствор уксусной кислоты, раствор иодида калия, раствор 3% NaCI, раствор для воронения (на 1 литр 600 г NaOH и 60 г NaNO2), пробирки, дистиллированная вода. Теоретические пояснения
Коррозией называют процесс разрушения металла в результате химического или электрохимического воздействия окружающей среды. Скорость коррозии выражают либо через потерю массы образца в единицу времени на единицу площади поверхности, либо через уменьшение толщины металла в единицу времени. По характеру разрушения металла различают равномерную и местную коррозию. Равномерная коррозия распределяется по всей поверхности металла, а местная коррозия сосредоточена на отдельных участках По механизму коррозионного процесса различают химическую или электрохимическую коррозию. Химическая коррозия характерна для сред не проводящих электрический ток. В процессе химической коррозии происходит прямое взаимодействие металла с окислителем. Электрохимическая коррозия возникает в средах, обладающих ионной проводимостью. В этом случае процесс коррозии является анодным растворением металла под влиянием катодного восстановления окислителя. Наиболее распространенными окислителями в коррозионном процессе являются ионы водорода и молекулы кислорода. Коррозия с участием ионов водорода называется коррозией с выделением водорода или коррозией с водородной деполяризацией. В наиболее простом виде электродные процессы могут быть представлены уравнениями: Me - ne- → Men+ 2H+ +2e → H2 Коррозия с выделением водорода возможна, если потенциал водородного электрода положительнее потенциала металла. Скорость коррозии в этом случае определяется скоростью реакции выделения водорода, зависящей от природы металла и вида поверхности, на которой выделяется водород. Скорость коррозии зависит так же от рН и температуры раствора, с которым реагирует металл Коррозия с участием кислорода называется коррозией с поглощением кислорода или коррозией с кислородной деполяризацией. В наиболее простом виде электродные процессы могут быть представлены уравнениями: Me - ne- → Men+ O2 + 2H2O + 4e- → 4OH– Коррозия с поглощением кислорода возможна, если потенциал кислородного электрода положительнее потенциала металла. Скорость коррозии в этом случае обычно определяется скоростью диффузии кислорода и возрастает при перемешивании раствора и увеличении концентрации растворенного кислорода. На основе понимания механизма электрохимической коррозии разработаны разнообразные способы борьбы с ней. Легирование – это введение в состав сплава компонентов, повышающих устойчивость металлов к коррозии. Например, в качестве легирующих добавок к железу применяют никель и хром (нержавеющая сталь). В некоторых случаях скорость коррозии лимитируется анодными реакциями. Обычно это наблюдается у металлов способных к пассивации, таких как алюминий, титан, хром, никель, тантал и др. Пассивностью металла называют состояние повышенной коррозионной устойчивости, вызываемое торможением анодного процесса. Пассивация обычно обусловлена образованием на поверхности металла защитных пленок. Поверхность металла можно защитить покрытиями, которые бывают нескольких видов: - неметаллические покрытия (лаки, краски, эмали); - покрытия, образующиеся в результате химической обработки поверхности металла (например, воронение стали); - металлические покрытия, которые подразделяются на анодные (покрытие более активным металлом, образующим устойчивые к коррозии оксидные пленки) и катодные (покрытие менее активным металлом). При повреждении анодного покрытия будет анодно растворяться само покрытие, а не основной металл. При повреждении катодного покрытия растворяется основной металл, а не металл покрытия. В некоторых случаях в коррозионную среду вводят ингибиторы (замедлители) коррозии. Электрохимическая защита применяется в средах с хорошей ионной проводимостью, например, морская вода, почва. Существует несколько видов электрохимической защиты: - протекторная защита – присоединение к защищаемому изделию большого листа из более активного металла, который выступает в качестве анода и окисляется, материал изделия выступает в роли катода, он защищен от коррозии; - катодная защита – защищаемая деталь присоединяется к отрицательному полюсу внешнего источника тока и становится катодом, в качестве анода используются куски железа, которые присоединяются к положительному полюсу источника тока, при этом подвергаясь анодному окислению; - анодная защита – защищаемое изделие подключается к положительному полюсу внешнего источника тока, при этом происходит пассивация защищаемого металла.
Методика проведения опыта
Опыт 1: Электрохимическая неоднородность поверхности стали
Для проведения опыта зачистите стальную пластинку наждачной бумагой, промойте проточной водой и высушите фильтровальной бумагой. Затем положите на пластинку бумажный фильтр, смоченный ферроксилининдикатором (100 мл Н2О + 3 г NaCI + K3[Fe(CN)6] + несколько капель фенолфталеина). Через 2-3 минуты опишите изменение цвета фильтровальной бумаги, форму и распределение пятен. Объясните наблюдения и, используя значения потенциалов электродных реакций запишите уравнения этих реакций.
Опыт 2: Влияние природы контактирующих металлов на скорость коррозии железа В U-образную трубку залейте на 1/2 объема 0,1 М раствор серной кислоты. Металлические пластины тщательно зачистите и промойте дистиллированной водой. В одно колено трубки поместите стальную пластинку во второе медную. С помощью милливольтметра определите напряжение элемента. Повторите опыт со свинцовой пластинкой. При оформлении результатов опыта запишите уравнения катодного и анодного процессов, а также суммарное уравнение реакции. Приведите схему коррозионного элемента. Опыт 3: Активирующее действие ионов хлора В две пробирки налейте (1/2 объема) раствор сульфата меди, подкисленный серной кислотой. В одну из пробирок добавьте хлорид натрия. Затем в обе пробирки поместите алюминиевую проволочку. Наблюдайте, в какой из пробирок интенсивнее выделяется газ. Запишите уравнения анодного катодного и суммарного процессов, приведите схему коррозионного элемента. Объясните механизм влияния ионов хлора на скорость реакции.
Опыт 4: Обнаружение микрогальванических элементов на поверхности металлов. Железную пластинку тщательно зачистить наждачной бумагой, промыть водой и высушить полоской фильтровальной бумаги. На поверхность пластинки нанести пипеткой в разных местах две капли 3% раствора NaCI. С помощью милливольтметра обнаружить наличие электрического тока. Для этого необходимо одним электродом прикоснуться к поверхности пластинки под каплей, а другим прикоснуться к поверхности соседней капли. Повторить опыт с алюминиевой и цинковой пластинками. Дать объяснение о причинах возникновения электрического тока.
Опыт 5: Оксидирование железа (воронение). Железную пластинку (гвоздь) зачистить наждачной бумагой, закрепить на тонкой проволоке и протравить в соляной кислоте (1:1), затем промыть водой. В стаканчике нагреть 100 мл раствора, содержащего на 1 литр 600 г NaOH и 60 г NaNO2 и опустить в него подготовленный железный образец. Через 10-15 минут извлечь его из рабочего раствора, промыть водой и наблюдать появление на поверхности вороной окраски. Опыт 6: Легирование металла. В две пробирки налейте (1/2 объема) воды и добавьте 2-4 мл раствора серной кислоты и 2-4 капли раствора K3[Fe(CN)6]. В одну пробирку поместите зачищенную наждачной бумагой и промытую водой стальную пластинку, а в другую – пластинку из нержавеющей стали (незачищенную). Отметьте изменение цвета раствора через 5 минут и количество выделяющихся пузырьков газа в единицу времени. Объясните причину различного поведения пластинок в растворе кислоты. Опыт 7: Пассивация алюминия. В пробирку поместить кусочек алюминия и прилить 2 – 3 мл концентрированной азотной кислоты. Через 3 – 4 минуты кислоту слить, промыть металл водой и подействовать на него 2н раствором соляной кислоты. Почему теперь алюминий не растворяется в соляной кислоте?
Опыт 8: Протекторная защита металла. В две пробирки налейте (1/2 объема) 0,4 М раствора уксусной кислоты и добавьте в каждую несколько капель раствора иодида калия. В одну пробирку поместите пластинку свинца, а в другую пластинку свинца, соединенную с цинковой пластинкой. Наблюдайте, в какой из пробирок быстрее появится желтое окрашивание. Объясните наблюдаемые явления. Приведите схемы катодного и анодного процессов, составьте схемы коррозионных элементов.
15.3 Необходимый уровень подготовки студентов
1. Знать, что называется коррозией металлов, какие существуют ее виды, в чем их отличие. 2. Знать причины возникновения коррозионных микрогальванических элементов, что такое коррозия с водородной и кислородной деполяризацией. 3. Уметь писать уравнения анодных и катодных процессов, протекающих при электрохимической коррозии. 4. Иметь представление о методах защиты металлов от коррозии.
Задания для самоконтроля
1. Что называют коррозией металлов? 2. Какие виды коррозии вы знаете? 3. В чем отличие электрохимической коррозии от химической? 4. Чем вызвана электрохимическая неоднородность поверхности металла? 5. Каковы причины возникновения коррозионных микрогальванических элементов? 6. Возможна ли коррозия с выделением водорода в растворе, в котором активность Cu2+ равна 10-3 моль/л и рН среды равен 3? 7. Возможна ли коррозия меди с поглощением кислорода на воздухе в растворе, в котором активность Cu2+ равна 10-4 моль/л, а среда нейтральна? 8. Как можно снизить скорость коррозии металлов? 9. Какие защитные покрытия вам известны, и какими методами их получают? 10. Что такое анодные и катодные защитные покрытия? 11. Какие вещества называют ингибиторами коррозии?
Лабораторная работа №16 Тема: Криоскопический метод определения молекулярной массы растворенного вещества
Цель работы: определение молекулярных масс криоскопическим методом. Оборудование и реактивы: прибор для определения молекулярной массы криоскопическим методом (рис. 1): пробирка с боковым отростком, широкая пробирка, толстостенный стакан, термометр Бекмана, мешалки, крышка; аналитические весы с разновесом, мерный цилиндр, шпатель, снег (толченый лед) и хлорид натрия для охладительной смеси, бюкс с 1,2-1,5 г мочевины, дистиллированная вода.
Теоретические пояснения
При образовании растворов характер взаимодействия компонентов определяется их химической природой, что затрудняет выявление общих закономерностей. Поэтому удобно прибегнуть к некоторой идеализированной модели раствора. Такой раствор, образование которого не связано с тепловым эффектом и с изменением объема называют идеальным раствором. Хотя большинство растворов и не обладает в полной мере свойствами идеальных, однако свойства многих из них могут быть описаны при помощи этой модели. Наиболее подходящими в этом плане являются разбавленные растворы, в которых содержание растворенного вещества очень мало по сравнению с содержанием растворителя. Рассмотрим свойства разбавленных растворов, которые зависят от числа частиц растворенного вещества и от количества растворителя, но практически не зависят от природы растворенных частиц (коллигативные свойства). К таким свойствам относятся: понижение давления насыщенного пара растворителя над раствором, повышение температуры кипения, понижение температуры замерзания раствора по сравнению с чистым растворителем, осмотическое давление. Согласно закону Рауля, относительное понижение давления насыщенного пара над раствором равно мольной доле растворенного нелетучего вещества: Повышение температуры кипения и понижение температуры замерзания растворов по сравнению с чистым растворителем, по следствию из закона Рауля прямопропорциональны моляльной концентрации растворенного вещества: где - изменение температуры, - моляльная концентрация (моль/кг), - коэффициент пропорциональности, в случае повышения температуры кипения называется эбулиоскопической константой, а для понижения температуры замерзания – криоскопической. Эти константы, численно различные для одного и того же растворителя, характеризуют повышение температуры кипения и понижение температуры замерзания одномоляльного раствора, т.е. при растворении 1 моль электролита в 1000 г растворителя. Поэтому их часто называют моляльным повышением температуры кипения и понижением температуры замерзания раствора. Криоскопические и эбулиоскопические константы не зависят от природы растворенного вещества, а лишь зависят от природы растворителя и характеризуются размерность . Ниже приведены криоскопические и эбулиоскопические константы для некоторых растворителей:
Криоскопия и эбулиоскопия – методы определения молекулярных масс растворенных веществ. Эти методы позволяют определить молекулярную массу не диссоциирующих при растворении веществ по понижению температуры замерзания и по повышению температуры кипения растворов известной концентрации: где - масса растворенного вещества в граммах, - масса растворителя в граммах, - молярная масса растворенного вещества в г/моль, 1000- коэффициент пересчета от граммов растворителя к килограммам. Из (1) молярная масса неэлектролита выразится как:
Методика проведения опыта
1. Подготовить к работе термометр Бекмана (рис1). Особенностями этого термометра являются большая длина шкалы (примерно 5 см на 1 0С) и наличие вверху термометра запасного резервуара с ртутью, позволяющего изменять количество ртути в рабочей части термометра и тем самым температурные интервалы измерения. Шкала термометра разделена на 5 0С, а каждый градус на десятые и сотые доли. Тысячные доли могут быть подсчитаны при наблюдении в лупу. Подготовку термометра начинают с погружения его в жидкость с температурой, равной температуре замерзания чистого растворителя. Если ртуть в капилляре рабочей части термометра займет положение между третьим и пятым градусами шкалы, то термометр готов к работе, в ином случае он должен быть отрегулирован. Для этой цели: а) осторожно переворачивают термометр вниз запасным резервуаром и соединяют ртуть, находящуюся в капилляре с ртутью в запасном резервуаре;
в) перевести термометр в вертикальное положение (ртутный шарик внизу);
д) когда ртуть в запасном резервуаре поднимется чуть выше нулевой отметки, щелкнуть по крышке термометра так, чтобы ртуть капилляра оторвалась от ртутного столбика в запасном резервуаре; е) проверить настройку термометра, как было описано во втором абзаце пункта 1. Если ртуть в капилляре займет положение между 3-5 градусом – термометр готов к работе, в противном случае повторить действия, описанные в пунктах г), д), е); 2. Собрать прибор по рис. 2, предварительно заполнив толстостенный стакан охладительной смесью, состоящей из трех частей снега (толченого льда) и одной части поваренной соли. Температура смеси должна быть -5 -7 0С. Ее можно регулировать при помощи изменения соотношения снега (льда) и соли. 3.Отмерить 10 мл Н2О и влить через боковой отросток в пробирку 1 (масса растворителя Н2О 10 г). 4. Все время перемешивая воду мешалкой, определить по температуре замерзания воды нулевую точку термометра. Нужно иметь в виду, что жидкость часто переохлаждается. Поэтому температурой замерзания воды следует считать температуру, которая устанавливается в момент замерзания после некоторого скачка вверх (). 5. Вынуть пробирку 1 из прибора, растопить лед и еще раз определить температуру замерзания воды (). 6. Взвесить на аналитических весах бюкс, в котором находится 1,2-1,5 г мочевины (). 7. Всыпать взвешенной мочевины через боковой отросток в пробирку 1 и растворить ее в находящейся там дистиллированной воде. 8. Взвесить бюкс с остатком мочевины (). 9. По разнице масс () вычислить массу растворенной мочевины. 10. Определить температуру замерзания раствора мочевины так, как это было описано в пункте 4. Измерения повторить еще раз (). 11. Рассчитать молярную массу мочевины по формуле (2). 12. Сопоставить данные расчетов с теоретическим значением молярной массы мочевины. Рассчитать относительную погрешность опыта по формуле: 13. Результаты опыта представить в виде таблицы:
14. Выводы.
Примеры решения задач
Пример 1: В каком отношении должны находиться массы воды и этилового спирта, чтобы при их смешении получить раствор, кристаллизующийся при -20 С? Решение: В соответствии со следствием из закона Рауля, понижение температуры замерзания раствора пропорционально моляльной концентрации растворенного неэлектролита: По условию задачи . Зная криоскопическую постоянную воды (1,86 ), можно найти моляльную концентрацию раствора этилового спирта: Иными словами в одном килограмме воды содержится 10,75 моль этилового спирта, масса которого равна: Отношение масс воды и этилового спирта равно: 1000:494,5 = 2:1 Пример 2: В радиатор автомобиля налили 9 л воды и прибавили 2 л метанола (плотность 0,8 г/мл). При какой температуре можно после этого оставлять автомобиль на открытом воздухе, не опасаясь, что вода в радиаторе замерзнет? Решение: В соответствии со следствием из закона Рауля, понижение температуры замерзания раствора пропорционально моляльной концентрации растворенного неэлектролита: или
Принимая во внимание, что плотность воды близка к 1 г/мл, а плотность метанола равна 0,8 г/мл, можно от объемов перейти к массам: Учитывая, что , а имеем: Таким образом вода в радиаторе будет замерзать при температуре -5,55 ,поэтому автомобиль не рекомендуется оставлять на открытом воздухе при данной и более низких температурах.
16.4 Необходимый уровень подготовки студентов
1. Знать коллигативные свойства растворов: осмос, повышение температуры кипения, понижение температуры замерзания растворов, понижение давления насыщенного пара растворителя над раствором. 2. Иметь представления о законе Рауля и законе Вант-Гоффа для осмотического давления. 3. Уметь применять изученные законы для вычисления давления насыщенного пара растворителя над раствором, повышения температуры кипения и понижения температуры замерзания растворов, величины осмотического давления.
Задания для самоконтроля
1. При растворении 3,24г серы в 40 г бензола температура кипения последнего повысилась на 0,81 К. Из скольких атомов состоит молекула серы в растворе бензола? 2. Температура кипения водного раствора сахарозы С12H22O11 равна 101,4 оС. Вычислить моляльную концентрацию и массовую долю сахарозы в растворе. При какой температуре замерзнет этот раствор? 3. В 60 г бензола растворено 2,09г некоторого вещества, элементный состав которого(в % по массе): С-50,69; Н - 4,23 и О - 45,08. Раствор кристаллизуется при 4,25 С. Установить молекулярную формулу вещества. Чистый бензол кристаллизуется при 5,5 С. 4. Водно-спиртовой раствор, содержащий 15% спирта (плотность 0,97 г/мл), кристаллизуется при - 10,26 С. Найти молярную массу спирта и осмотическое давление раствора при 293 К. 5. При растворении 13,0 г неэлектролита в 400 г диэтилового эфира (С2Н5)2О температура кипения раствора повысилась на 0,453 К. Определить молярную массу растворенного вещества. 6. При растворении 5,0 г вещества в 200 г воды получается не проводящий ток раствор, кристаллизующийся при -1,45 оС. Определить молярную массу растворенного вещества. 7. При одинаковой ли температуре замерзает речная и морская вода? Почему? 8. Почему тротуары зимой посыпают солью?
Лабораторная работа №17
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 869; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.136.95 (0.009 с.) |