Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Окислительно-восстановительные реакцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель работы: ознакомление с окислительно-восстановительными свойствами металлов, неметаллов и их соединений; освоение методики составления уравнений окислительно-восстановительных процессов. Оборудование: 0,1 М раствор Н2SO4, 0,5 Н раствор СuSO4, разбавленные растворы KMnO4 и К4[Fe(CN)6], имеющие не очень интенсивную окраску, 2М раствор КОН и NaOH, кристаллические Na2SO3 и иод, Zn, Mg, Fe (опилки), Cu (стружки), металлическая скрепка (кнопка), штатив, пробирки, держатель, дистиллированная вода, спиртовка, спички, бромная вода.
Теоретические пояснения
Реакции, протекание которых связано со смещением или полным переходом электронов от одних атомов или ионов к другим, называются окислительно-восстановительными. Число электронов, смещенных от атома (иона) данного элемента к атому (иону) данного элемента в соединении, называют степенью окисления. Степень окисления может быть положительной (электроны смещены от атома или иона) и отрицательной (электроны смещены к атому или иону). Процесс отдачи электронов, т.е. повышения степени окисления элемента, называют окислением, а вещества отдающие электроны, восстановителями. К типичным восстановителям относятся простые вещества, атомы которых характеризуются невысокой электроотрицательностью (металлы, водород, углерод), некоторые анионы (CI-, S2-, SO32- и др.), катионы, у которых степень окисления может возрастать (Fe2+, Sn2+ и др.), некоторые соединения углерода (углеводороды, оксид углерода), азота (азотоводороды), бора (бороводороды) и др. Процесс присоединения электронов, т.е. понижение степени окисления, называют восстановлением, а вещества, принимающие электроны, называют окислителями. К окислителям относятся простые вещества, атомы которых характеризуются высокой электроотрицательностью (элементы VI и VII групп главных подгрупп), катионы с высокой степенью окисления (Pb+4, Cr+6, Ge+4), анионы, в которых электроположительный элемент имеет высокую степень окисления (NO3-, Cr2O72-, MnO4 - и др.), высшие оксиды, а также пероксиды. Окислительно-восстановительные реакции – это одновременно протекающие процессы окисления и восстановления. Реакции, в которых окислители и восстановители представляют собой разные вещества, называют межмолекулярными. Если окислителями и восстановителями служат атомы или ионы одной и той же молекулы, то такие реакции называют внутримолекулярными. Направление окислительно-восстановительных реакций определяется вторым законом термодинамики. Если процесс протекает при изобарно-изотермических условиях, то прямая реакция возможна при условии, что энергия Гиббса ее ниже нуля: . Окислительно-восстановительную способность вещества определяет окислительно-восстановительный потенциал реакции (редокс-потенциал) окислительная способность веществ тем выше, чем больше положительное значение окислительно-восстановительного потенциала реакции. В общем виде обратимую реакцию окисления-восстановления можно записать уравнением
где Ox – окисленная форма веществ; Red – восстановленная форма веществ. Уравнение окислительно-восстановительного потенциала () для этой реакции имеет вид
где – стандартный окислительно-восстановительный потенциал; , – активности соответственно окисленной и восстановленной форм веществ. В случае, если в окислительно-восстановительных реакциях участвуют ионы водорода или гидроксида, потенциалы этих реакций зависят от pH, например, для реакции NO3- + 3H+ + 2e- = HNO2 + H2O
Методика проведения опытов
Опыт 1: восстановительные свойства металлов.
а) Восстановление ионов Н+ металлами. В три пробирки налейте по 2-3 мл 0,1М раствора серной кислоты. В одну пробирку внесите магний или цинк, во вторую – железо, в третью – медь. Запишите наблюдения, составьте уравнения протекающих реакций и объясните результаты опыта. б) Восстановление ионов меди металлическим железом. Прилейте в пробирку 3-5 мл 0,5Н раствора сульфата меди (II) и погрузите в него металлическую скрепку (кнопку). Через 2 минуты выньте скрепку: что отложилось на ее поверхности? Для каких практических целей служит данная реакция? Какими химическими свойствами обладают все металлы? Назовите три положительных иона металлов с наиболее выраженными окислительными свойствами.
Опыт 2: влияние pH среды на окислительно-восстановительные реакции.
а) Восстановление перманганата калия сульфитом натрия. В три пробирки налейте по три миллилитра раствора перманганата калия. В первую пробирку прилейте 2 мл 1 М раствора серной кислоты, во вторую 2 мл Н2О, в третью 2 мл 2М раствора КОН. В каждую пробирку добавьте несколько кристалликов сульфита натрия. Запишите наблюдения, составьте уравнения окислительно-восстановительных реакций и объясните результаты опыта. Учтите, что фиолетовая окраска характерна для ионов MnO4-, слабо-розовая (бесцветная) – для ионов Mn2+, бурый цвет имеют осадки МnО2 и Мn(ОН)2.
б) Окисление Fe(II) до Fe(III) в кислой и щелочной среде. 1. К свежеприготовленному раствору FeSO4 (полученному растворением взятых в избытке опилок железа в разбавленной серной кислоте) прилейте раствор гидроксида натрия. Что наблюдается? Что происходит после взаимодействия полученного осадка с кислородом воздуха? Составьте уравнение реакции и объясните результаты опыта. 2. К свежеприготовленному раствору FeSO4 добавьте 2 мл 1М раствора серной кислоты и несколько капель бромной воды. В пробирку добавьте 2 капли раствора К4[Fe(CN)6]. Запишите наблюдения, составьте уравнения окислительно-восстановительной реакции и объясните результаты опыта.
Опыт 3: Реакции диспропорционирования.
Кристаллик иода обработайте небольшим количеством 2 М раствора гидроксида натрия при слабом нагревании. Полученный раствор подкислите. Запишите наблюдения, составьте уравнения окислительно-восстановительной реакции, учитывая, что образуется иодат и иодид натрия.
10.3 Необходимый уровень подготовки студентов
1. Знать понятия: степень окисления элемента, окислитель, восстановитель, окислительно-восстановительная реакция. 2. Знать наиболее распространенные окислители и восстановители. 3. Уметь связывать окислительно-восстановительные свойства веществ со степенью окисления образующих их атомов элементов. 4. Уметь составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций и расставлять в них коэффициенты, используя метод электронного баланса и метод полуреакций.
Задания для самоконтроля
1. Определите степень окисления серы в соединениях: Н2S, Na2S2O3, H2SO3, H2SO4. 2. Приведите примеры межмолекулярных и внутримолекулярных окислительно-восстановительных реакций. 3. Определите, возможно ли протекание реакции в прямом направлении при 298 К: CuO + H2 = Cu + H2O (ж) 4. От каких факторов зависит окислительно-восстановительный потенциал? Напишите уравнение для расчета окислительно-восстановительного потенциала этой реакции. 5. Приведите пример окислительно-восстановительной реакции, потенциал которой зависит от pH среды, напишите уравнение для расчета окислительно-восстановительного потенциала этой реакции. 6. Какими способами можно определить направление окислительно-восстановительной реакции? 7. Напишите уравнение реакции для расчета окислительно-восстановительного потенциала реакции: [Co(NH3)6]3+ + e = [Co(NH3)6]2+ Рассчитайте значения потенциала при 298 К для случаев, когда активности окисленной и восстановленной форм вещества равны (моль/л): 0,01 и 1,0; 1,0 и 0,01.
Лабораторная работа №11
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.86 (0.006 с.) |