Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Смещение равновесия в процессах гидролиза солейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Так как гидролиз большинства солей является обратимым процессом, то степень гидролиза можно изменять, смещая равновесие реакций гидролиза и нейтрализации. Важнейшими факторами, влияющими на степень гидролиза, являются следующие: 1) константа диссоциации кислоты или основания, образующих соль, 2) общая концентрация соли, 3) температура, 4) рН раствора. Влияние первого фактора видно из формулы Кг= К /Кдисс (табл.2). Константа гидролиза тем больше, чем меньше Кдисс. электролита, то есть чем слабее образующийся электролит, тем сильнее гидролизуется соль. Из уравнения h = следует, что разбавление раствора усиливает гидролиз, а повышение концентрации соли подавляет его. Влияние температуры на степень, гидролиза можно вывести из принципа Ле -Шателье. Реакция нейтрализации экзотермична, следовательно, гидролиз, (обратный ей процесс) эндотермичен, как и диссоциация воды. Поэтому при повышении температуры раствора гидролиз усиливается, охлаждение раствора подавляет гидролиз. Выше было показало, что при гидролизе солей по катиону образуется кислая среда, при гидролизе но аниону – щелочная. Поэтому изменяя рН раствора, можно усиливать или подавлять гидролиз. Так, введение в раствор FеС1з кислоты вызовет смещение равновесия влево, то есть степень гидролиза уменьшится. Наоборот, связывание ионов Н+ усилит гидролиз. Поэтому при сливании растворов солей, одна из которых гидролизуется по катиону, а другая –по аниону, происходит взаимное усиление гидролиза и гидролиз может протекать необратимо. Так, в растворах FеС1з и Na2S, взятых в отдельности, протекает практически только по первой ступени, и устанавливаются соответственно равновесия (1) и (5). При сливании этих растворов происходит реакция нейтрализации: Н+ + ОН- = Н2О или в молекулярной форме НСI + NaOH = H2O + NaCI, и равновесие гидролиза (1, (5) смещаются вправо, становятся возможными вторая и третья (3), (4) стадии гидролиза, что приводит к необратимому протеканию совместного гидролиза этих двух солей: FeCl2 + 3Na2S + 6HOH = 2Fe(OH)3 ↓ + 3H2S ↑ + 6NaCl или Fe3+ + 3S2- + 6HOH = 2Fe(OH)3 ↓ + 3H2S ↑ По подобной схеме взаимного усиления гидролиза, приводящего к образованию осадка и газа, взаимодействуют соли, образованные катионами Аl3+, Cr3+, Fe3+ c карбонатами и сульфидами щелочных металлов. Поэтому эти соли невозможно получить реакциями обмена из водных растворов.
Методика проведения опытов Опыт 1: Определение рН дистиллированной воды н раствора NаС1.
Каплю дистиллированной воды наносите на полоску универсального индикатора и полученную окраску сравниваете с цветной шкалой. Объясните полученный результат, принимая во внимание, что при растворении диоксида углерода из воздуха в дистиллированной воде устанавливается равновесие: С02 + Н20 = Н2СО3 = Н++ НСО3- рН свежеперегнанной воды равно 7. Для удаления растворенного СО2 дистиллированную воду следует прокипятить и хранить в сосуде с пробкой, снабженной трубкой с поглотителем СО2. С помощью универсального индикатора измерите рН раствора NаС1 и, сравните с рН дистиллированной воды. Протекает ли в растворе процесс гидролиза? Опыт 2: Гидролиз солей, образованных сильными основаниями и слабыми кислотами. Влияние величины константы диссоциации кислоты, образующей соль, на степень ее гидролиза.
С помощью универсального индикатора определите рН в 0,1 М растворов СН3СООNa и Nа2СОз. Сравните полученные значения рН, установите, в каком из растворов степень гидролиза соли больше? Ответ подтвердит расчетом Кг, h и рН растворов указанных солей. Составьте ионные и молекулярные уравнения гидролиза обеих солей. Опыт 3: Гидролиз солей, образованных слабыми основаниями и сильными кислотами. Влияние величины константы диссоциации основания, образующего соль, на степень ее гидролиза.
С помощью универсального индикатора определите рН в 0,1 М растворах NH4Cl, А1С1з. Исходя из значений рН cделайте вывод о том, какая соль подвергается более глубокому гидролизу. Ответ подтвердите расчетом Кг, h и рН растворов указанных солей (для раствора А1С1з следует учесть только первую ступень гидролиза). Составьте ионные и молекулярные уравнения гидролиза обеих солей. Задания для самоконтроля 1. При хранении растворов солей гидролиз не желателен. Что нужно сделать, чтобы ослабить гидролиз сульфата кобальта (II)? 2. Какие из перечисленных ниже солей будут подвергаться гидролизу? Написать соответствующие молекулярные и ионно-молекулярные уравнения. Рассчитать для 0,2М растворов константу гидролиза. степень гидролиза и рН среды, учитывая только первую ступень гидролиза. 1) K2SO4; NaClO4; Na2S; CuSO4 2) КNО3; РЬ(N03)2; (NН4)2СО3; КNO3 3. При сливании растворов Al2(SO4)3 и Na2S выпадает белый осадок и ощущается неприятный запах. Объясните причину этого, приведя соответствующие уравнения реакций. 4. Почему раствор NаН2Р04, имеет слабокислую, а раствор Nа3Р04 щелочную реакцию? Ответ мотивировать соответствующими уравнениями реакций и расчетами. Воспользоваться данными табл.1 и 2. 5. Какие из приведенных ниже солей гидролизуются? Для гидролизующихся солей написать ионные и молекулярные уравнения гидролиза и указать реакцию раствора: а) NH4NO3, б) ВеСl2, в) К2S04, г) NаNО2, д) Nа2СО3, е) ВаС12, ж) Al2(SO4)3, з) NазР04, и) FеS04, к) (NH4)2S, л) Са(СН3СОО)2. 6. Напишите ионные и молекулярные уравнения гидролиза солей и укажите качественно значение рН растворов: а) K2S03, б) СгС1з, в) СuS04, г) K2S, д) КзР04, е) Fе(NOз)з. Что произойдет при нагревании и разбавлении растворов? Напишите уравнения реакций. 7. Вычислите константу гидролиза, степень гидролиза и рН растворов солей: а) 0,5М NH4NОз, б) 0,1М KNO2, в) 0,1М Nа2S, г) 0,3М FеС1з, д) 0,5М СНзСООNН4. 8. Рассчитайте Кг и рН 1М растворов NаН2Р04,Nа2НР04 и Nа3Р04. Какая из солей гидролизуется в наибольшей степени и почему? Сравнивая величины Кг и соответствующие Ккисл, объясните, почему в растворе NаН2P04 среда кислая, а в растворе Nа2НР04 – щелочная. 9. Напишите ионные и молекулярные уравнения реакций, происходящих при сливании растворов: а) А1(NО3)3 и (NH4)2S, б) Fe2(S04)3 и Nа2СО3, г) СгС1з и К2S03. Объясните смещение равновесия гидролиза и практически необратимое его протекание.
Примеры решения задач Пример 1: Написать молекулярные и ионно-молекулярные уравнения гидролиза сульфита калия K2 SO3. Решение: Соль образована катионом сильного основания и анионом слабой двухосновной кислоты. Гидролиз идет по аниону. В растворе щелочная реакция среды. 1 ступень: К2SО3 + H2O = KHSO3 + КОН SO32- + Н2О = HSO3-+OH- 2 ступень: KHSO3 + Н2O = Н2SО3 + КОН HSO3- + Н2O = Н2SО3 + ОН- Пример 2: Написать молекулярные и ионно-молекулярные уравнения гидролиза нитрата свинца (II). Решение: Соль образована катионом слабого двухкислотного основания и анионом сильной кислоты. Гидролиз идет по катиону. Раствор имеет кислую реакцию среды.
1 ступень: Pb(NO3)2 + Н2О = (PbOH)NO3 + HNO3 РЬ2+ + Н2О =РЬОН- + Н+ 2 ступень: (РЬОН)NО3 + Н2О = Pb(OH)2 + НNО3 РbОН- + Н2О = Pb(OH)2 + Н+ Пример 3: Написать уравнение гидролиза цианида аммония NH4CN. Какова реакция среды в водном растворе этой соли? Решение: Соль образована катионом слабого основания и анионом слабой кислоты, поэтому гидролиз идет как по катиону, так и по аниону: NH4CN + Н2О = NH4OH + HCN NH4+ CN- + Н2О = NH4OH + HCN. Для оценки реакции среды необходимо сравнить константы диссоциации NH4OH и HCN (см. табл.1). Так как константа диссоциации гидроксида аммония больше, чем константа диссоциации синильной кислоты, то гидроксид аммония является более сильным электролитом. В растворе будут преобладать ионы ОН-, следовательно, реакция среды щелочная. Пример 4: Учитывая только первую ступень гидролиза 0,5М раствора Na2S, рассчитайте константу гидролиза, степень гидролиза и рН среды. Решение: Гидролизу по первой ступени соответствует следующее ионно-молекулярное уравнение: S2- + Н2О = НS- + OH-
Константа гидролиза Na2S пo первой ступени есть отношение ионного произведения воды к константе диссоциации слабой кислоты HS-. Кг = Косн /К(HS-) Константа диссоциации гидросульфид - иона представляет собой константу диссоциации H2S по второй ступени, ее значение можно взять из табл.1. Кг = Косн /К2(H2S) = 10-14/4х10-14 = 0,25 Степень гидролиза можно рассчитать по формуле: h= Для нахождения рН среды рассчитаем концентрацию водородных ионов: [H+] = Kосн/С(Na2S) h = 10-14/0,5 0.71 = 2.82 10-14 (моль/л). pH = -lg[H+] = -lg (2.82 10-14) = 13,55 8.5 Необходимый уровень подготовки студентов 1. Знать понятия: гидролиз солей, константа гидролиза, степень гидролиза. 2. Уметь связывать склонность соли к гидролизу с силой кислот и оснований, образующих данную соль. 3. Иметь представление о факторах, влияющих на степень гидролиза. 4. Уметь выражать процесс гидролиза с помощью молекулярных и ионно-молекулярных уравнений, оценивать рН среды в водном растворе соли. рассчитывать величины константы и степени гидролиза. Таблица 2 – Качественные и количественные характеристики растворов гидролизующих солей
Лабораторная работа №10
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 750; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.26.231 (0.007 с.) |