Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Растворы. Гидролиз солей. жесткость ВОДЫ.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Истинные растворы, которые Вам предстоит изучить, принадлежат к высокодисперсным системам. Кроме них существуют низкодисперсные системы типа суспензий и эмульсий и коллоидные системы (золи), занимающие промежуточное положение между ними по степени дисперсности. Благодаря своим особым свойствам и характеристикам (адсорбция, поверхностное натяжение, коагуляция и др) дисперсные системы представляют большой практический интерес. Обращение к изучению истинных растворов связано прежде всего с тем, что физико-химические свойства веществ зависят не только от их структуры, термодинамических и кинетических условий, но и характера среды реакции - неэлектролитов и электролитов. Тип раствора и является предмет изучения данной темы. Физико-химическая природапроцесса растворения (ключевое понятие) включает в себя как диффузию (физическая часть), так и сольватацию (химическая часть), последняя преобладает в электролитах. Диффузия лежит в основе фазового перехода, характеризуемого величинами ∆Hф.п. и ∆Sф.п. (в случае электролита добавляется еще ∆Hсольв. и ∆Sсольв.). Именно от их сочетания (∆G=∆H-T∆S) зависит растворимость веществ. Законы же Рауля объясняют такие физические свойства веществ в растворах, как повышение температуры кипения (∆tкип) и понижение температуры замерзания (∆tзам) по сравнению с чистыми веществами. В свою очередь сольватация (гидратация) является причиной процесса электролитической диссоциации веществ, характеризуемого величиной константы диссоциации (Кд). Применительно к диссоциации воды Кд превращается в ионное произведение воды () и затем в pH (водородный показатель). Таким образом, в растворе вода может быть или просто реакционной средой, или реагентом. В первом случае она изменяет в основном физические свойства веществ (агрегатное состояние, растворимость, tкип, tзам). Во втором - физико-химические свойства (реакционная способность, кислотные, основные, окислительно-восстановительные, электрические). Применяя рассматриваемые выше общие закономерности протекания химических реакций, следует учитывать роль среды как дополнительного фактора, влияющего на ход процесса. В этой связи давайте обратимся к растворам и, прежде всего, водным, так как вода является наиболее распространенным компонентом растворов и обладает поистине уникальными свойствами. Нельзя не заметить, что подавляющее большинство легко доступных материалов являются растворами или гетерогенными смесями, а не чистыми веществами или соединениями. Так, например, чистый атмосферный воздух - раствор, в котором кислород составляет около 1/5 части. Повсеместность распространения растворов обусловлена самопроизвольным протеканием процессов растворения (∆G < 0) за счет увеличения энтропии в результате смешивания частиц. Изучая растворы, следует помнить о физико-химическойприроде происхождения растворов, знать основные признаки истинных растворов. Изучая термодинамику процесса растворения, необходимо учитывать как его физическую сторону (фазовый переход, диффузия), так и химическую (сольватация). При этом следует помнить, что сольватация (гидратация) всегда является экзотермическим процессом (∆Hсольв.<0) и сопровождается уменьшением энтропии (∆Sсольв.<0). Известно, что существуют растворы неэлектролитов и электролитов. Изучая неэлектролиты, следует знать основные свойства их разбавленных растворов такие, как давление насыщенного пара, температуры кипения и замерзания (законы Рауля) При изучении электролитов, следует обратить внимание на их важнейшую характеристику - силу электролита, оцениваемую величинами степени диссоциации (a) и константы диссоциации (Кд) 1. При этом необходимо иметь в виду, что сильные электролиты диссоциируют практически нацело ( G<<0, Кд≥1), а слабые – незначительно ( G>0, Кд<1), причем ступенчато (Кд 1> Кд 2> Кд 3)2. Следствием этого является тот важный факт, что реакции в растворах протекают между ионами. Известно, что сильные электролиты существуют преимущественно в виде ионов, а слабые - в виде недиссоциированных молекул. Изучая слабые электролиты, не забывайте и об амфотерных - диссоциирующих двояко (по кислотному и основному типу). Это имеет большое практическое значение (например, алюминиевые конструкции устойчивы только в нейтральной среде). Ярким примером такого амфотерного электролита является и вода, диссоциация которой количественно характеризуется постоянной величиной ионного произведения воды 3 (К =10-14). Эта константа дает возможность определить среду раствора (нейтральную, кислую, щелочную) через величину водородного показателя pH4. Эта величина приобретает особое значение при изучении явления гидролиза 5 как особого типа ионообменных реакций в растворах3 Глубина протекания данного процесса количественно оценивается величиной константы гидролиза К г. Вода играет столь большую роль в природе, технике и технологических процессах, что изучение ее свойств и поведения является совершенно необходимым для будущего инженера. Достаточно вспомнить, что почти ¾ поверхности земного шара покрыты водой, образующей океаны, моря, реки и озера. Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в атмосфере, а также в виде огромных масс снега и льда. Широкое распространение воды и ее значение объясняется особыми свойствами, резко отличающими воду от других веществ. Известно, что вода является хорошим растворителем вследствие высокой полярности ее молекул (µ=1,84 Д). Самопроизвольно протекающие реакции гидратации (∆Нгидр<0,∆Gp<0) служат тому доказательством А в реакциях гидролиза солей вода является основным сореагентом Вода обладает также каталитической способностью. Только в присутствии воды протекают процессы электролитической диссоциации (ионные реакции идут только в растворах). В отсутствии следов влаги не протекают многие химические реакции, например, фтороводород HF не разъедает стекло, натрий не окисляется в атмосфере воздуха и т.п. Весь этот комплекс физических и химических свойств воды обуславливает ее огромную роль и в природе, и в технике. Использование воды в технике многосторонне. Вода используется не только как реагент или катализатор некоторых производств, но и как рабочая среда - ведь без снабжения водой не может работать ни одна отрасль народного хозяйства. 1 Кд есть величина Кр для процесса диссоциации слабых электролитов, так как этот процесс обратим (к нему применим принцип Ле-Шателье). 2Чем больше Кд, тем больше ионов в растворе слабого электролита. 3Зависит только от температуры и не зависит от состава раствора. 4pH = - lg[H+] вводится из-за удобства пользования логарифмической шкалой. 5Гидролиз соли - процесс обменного взаимодействия ее с молекулами воды, сопровождающийся изменением pH раствора. Не забывайте, что в холодных и умеренно концентрированных растворах гидролиз практически ограничивается первой стадией. Рассматривая роль воды в технике, имейте в виду, что природная вода не бывает совершенно чистой, а всегда содержит некоторое количество растворенных и взвешенных веществ органического и минерального происхождения. Вода, содержащая значительное количество солей кальция и магния, называется жесткой, в отличие от мягкой воды, например, дождевой. Суммарное содержание этих солей в воде называется ее общей жесткостью, которая подразделяется на карбонатную (временную) и некарбонатную (постоянную). Первая из них обусловлена присутствием гидрокарбонатов кальция, магния, вторая - присутствием солей сильных кислот - сульфатов, хлоридов кальция и магния. Присутствие в воде значительного количества солей кальция и магния делает воду непригодной для многих технических целей, в частности, для охлаждения. А при продолжительном питании паровых котлов жесткой водой их стенки постепенно покрываются плотным слоем накипи. Такой слой даже при толщине 1 см сильно понижает передачу теплоты стенками котла, что ведет к увеличению расхода топлива. Все это требует очистки воды от примесей. В частности, удаление солей кальция и магния, т.е. умягчение воды входит в систему водоподготовки - обработки природной воды. В ходе водоподготовки воду освобождают от грубодисперсных и коллоидных примесей и от растворенных веществ. Кроме указанных на схеме методов (кипячение, обработка Na2CO3, NaOH, Na3PO4 и др.) для умягчения воды применяют методы осаждения и ионного обмена - катионирования, а для биологической очистки используется озонирование. Применение ионного обмена исключительно многообразно. С помощью ионитов можно извлечь из производственных растворов многие металлы и их соли, уходившие ранее вместе со сточными водами безвозвратно (Ag, Au, Pt, Ni, Zn, Mo и др). Для очистки естественных и сточных вод в настоящее время широко используется также явление взаимной коагуляции коллоидов. Коагуляция коллоидов коллоидами играет большую роль и в почвенных процессах. С очисткой воды тесно связаны вопросы создания безотходных производств, составляющих одно из важных звеньев общей экологической проблемы. Со всем этим непременно должен быть знаком квалифицированный инженер.
Пример 1. Составьте ионно-молекулярные и молекулярные уравнения гидролиза солей: a) KCN, б) Nа2СО3, в) ZnSО4. Определите реакцию среды растворов этих солей. Решение: а) Цианид калия KCN - соль слабой одноосновной кислоты HCN и сильного основания КОН. При растворении в воде молекулы KCN полностью диссоциируют на катионы К+ и анионы CN-. Катионы К+ не могут связывать ионы ОН- воды, так как КОН — сильный электролит. Анионы CN- связывают ионы Н+ воды, образуя молекулы слабого электролита HCN. Соль гидролизуется, как говорят, по аниону. Ионно-молекулярное уравнение гидролиза: CN- + Н2О Û HCN + ОН-, или в молекулярной форме: KCN + H2O Û HCN + KOH В результате гидролиза в растворе появляется некоторый избыток ионов ОН-, поэтому раствор KCN имеет щелочную реакцию (pH>7). б) Карбонат натрия Na2CО3 - соль слабой многоосновной кислоты и сильного основания. В этом случае анионы СО32-, связывая водородные ионы воды, образуют анионы кислой соли НСО3-, а не молекулы Н2СО3, так как ионы НСО3- диссоциируют гораздо труднее, чем молекулы Н2СО3. В обычных условиях гидролиз идет по первой ступени. Соль гидролизуется по аниону. Ионно-молекулярное уравнение гидролиза СО32- + Н2О Û НСО3- + ОН-, или в молекулярной форме Na2CО3 + H2O Û NaHCO3 + NaOH В растворе появляется избыток ионов ОН-, поэтому раствор Na2CO3 имеет щелочную реакцию (рН> 7). в) Сульфат цинка ZnSО4 - соль слабого многоосновного основания Zn(OH)2 и сильной кислоты H2SO4. В этом случае Zn2+ связывают гидроксидные ионы воды, образуя катионы основной соли ZnOH+. Образование молекул Zn(OH)2 не происходит, так как ионы ZnOН+ диссоциируют гораздо труднее, чем молекулы Zn(OH)2. В обычных условиях гидролиз идет по первой ступени. Соль гидролизуется по катиону. Ионно-молекулярное уравнение гидролиза Zn2+ + H2O Û ZnOH+ + Н+, или в молекулярной форме 2ZnSО4 + 2H2O Û (ZnOH)2SО4 + H2SО4. В растворе появляется избыток ионов водорода, поэтому раствор ZnSО4 имеет кислотную реакцию (рН<7).
Пример 2. Давление насыщенного пара водного раствора, содержащего нелетучее растворенное вещество, на 2% ниже давления пара чистой воды. Определите моляльность раствора. Решение. Зависимость давления насыщенного пара над раствором твердых веществ в жидких растворителях от концентрации выражается законом Рауля: где - давление пара над чистым растворителем; Рi – давление пара над раствором данной концентрации; - относительное понижение давления насыщенного пара; n2 – число молей растворенного вещества; n1 – число молей растворителя; х2 – мольная доля растворенного вещества. Приняв за 100 давление пара чистого растворителя и подставив 98 вместо Рi, получим х2 =0,02. Моляльность раствора m – это количество растворенного вещества (моль) на 1 кг растворителя: х2=n2/(n1+n2), где n1 – число молей воды в 1 кг: n1 =1000/18=55,56, n2=m. После подстановки значений получаем 0,02= m /(55,56+ m), откуда m =1,134. Пример 3. Рассчитайте общую жесткость воды (в мг-экв/л), если в 0,25 л воды содержится 16,20 мг гидрокарбоната кальция, 2,92 мг гидрокарбоната магния, 11,10 мг хлорида кальция и 9,50 мг хлорида магния. Решение. Жесткость воды Ж выражается в миллиграмм-эквивалентах двухзарядных катионов металлов Ca2+, Mg2+, Fe2+ и других или соответствующих им солей, содержащихся в 1 л воды: Ж = m1/(Э1V) + m2/(Э2V) + m3/(Э3V) + …, где m1, m2, m3 – содержание в воде двухзарядных катионов металлов (или соответствующих им солей), мг; Э1, Э2, Э3 – эквиваленты катионов металлов (или соответствующих им солей); V – объем воды, л. Определяем эквивалентные массы солей, обусловливающих жесткость воды: для Са(НСО3)2 Э = М/2 = 162,11/2 = 81,05 г/моль; для Mg(HCO3)2 Э = М/2 = 146,34/2 = 73,17 г/моль; для CaCl2 Э = М/2 = 110,99/2 = 55,49 г/моль; для MgCl2 Э = М/2 = 95,21/2 = 47,60 г/моль. Общая жесткость данного образца воды равна сумме временной и постоянной жесткости и обусловливается содержанием в ней солей, придающих ей жесткость; она равна: Жобщ = 16,20/(81,05·0,25) + 2,92/(73,17·0,25) + 11,10/(55,49·0,25) + 9,50/(47,60·0,25) = 0,80 + 0,16 + 0,80 + 0,80 = 2,56 мг-экв/л. Пример 4. Какое количество извести необходимо для умягчения 1м3 воды, если временную жесткость воды нужно понизить с 6 до 2 мг·экв/л. Решение. При решении задачи используем закон эквивалентов. Если жесткость воды нужно понизить на 4 мг·экв/л, то извести нужно добавить 4 мг·экв/л ( =74/2=37). Для 1м3 воды (1000л) нужно следующее количество извести: 4·37·1000=148000 мг = 148 г. Контрольные вопросы. 91. Укажите, какое из веществ каждой пары лучше диссоциирует в водном растворе. Ответ мотивируйте: а) H2S или H2Se; б) H2S или HCl; в) HBr или HF. 92. Какой раствор будет более щелочным: Na2SO3 или Na2SiO3? Где глубже протекает гидролиз? Почему? 93. Рассчитайте концентрацию ионов водорода в 0,1 М растворе уксусной кислоты СН3СООН, константа диссоциации которой равна 1,75×10-5. 94. Концентрация ионов водорода в растворе равна 5·10-2 моль/л. Определите рН раствора и концентрацию гидроксид ионов. 95. рН раствора равен 12. Рассчитайте концентрацию ионов водорода и гидроксид-ионов. 96. Дайте теоретическое обоснование высокой растворяющей способности воды. 97. Какую жесткость называют карбонатной, некарбонатной, общей? Как можно устранить карбонатную, некарбонатную жесткость? Напишите уравнения соответствующих реакций. 98. В 1 л воды содержится 40,7 мг-ион Са2+ и 37,4 мг-ион Mg2+. Чему равна жесткость этой воды? 99. К 1 м3 жесткой воды прибавили 132,5 г карбоната натрия. На сколько миллиграмм - эквивалентов понизилась жесткость? 100. Приведите по крайней мере пять характеристик воды, которые объясняют ее широкое использование в качестве растворителя электролитов. 101. Укажите наиболее характерные примеси в водопроводной воде. Предложите возможные способы обнаружения этих примесей. Возможно ли их разделение? 102. Рассчитайте, сколько должна весить накипь, выпавшая при выпаривании 100 л воды, если жесткость обусловлена только присутствием гидрокарбоната кальция и равна 5 мг·экв/л. 103. В чем заключается механизм умягчения воды катионированием? 104. Какое агрегатное состояние типично для воды? Почему вода практически не проводит электрический ток? Ответы обоснуйте. 105. Опишите соответствующие равновесия с водой следующих веществ: KCN; CH3COOH. Приведите выражения их констант. Как они называются? 106. Раствор ацетата натрия в присутствии фенолфталеина бесцветен. Однако при нагревании он приобретает розовую окраску. Объясните это, исходя из суммарных реакций, происходящих в растворе ацетата. 107. По каким критериям можно отличить чистое вещество от раствора? 108. Константа равновесия реакции CH3COONa + HCN = CH3COOH + NaCN равна 2,6·10-5. Какая из кислот слабее (уксусная или синильная)? Ответ мотивируйте. 109. На чем основано применение антифризов в автомобилях? 110. К раствору Nа2СО3 добавили cледующие вещества: а) НСl, б) NaOH, в) Сu(NO3)2, г) K2S. В каких случаях гидролиз карбоната натрия усилится? Почему? Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения гидролиза соответствующих солей. 111. К раствору А12(SO4)3 добавили следующие вещества: a) H2SO4, б) КОН, в) Na2SO3, г) ZnSO4. В каких случаях гидролиз сульфата алюминия усилится? Почему? Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения гидролиза соответствующих солей. 112. Какая из двух солей при равных условиях в большей степени подвергается гидролизу: FeCl3 или FeCl2? Почему? Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения гидролиза этих солей. 113. Какая из двух солей при равных условиях в большей степени подвергается гидролизу: NaCN или NaClO? Почему? Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения гидролиза этих солей. 114. Какая из двух солей при равных условиях в большей степени подвергается гидролизу: MgCl2 или ZnCl2? Почему? Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения гидролиза этих солей. 115. Какая из двух солей при равных условиях в большей степени подвергается гидролизу: Na2CO3 или Na2SO3? Почему? Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения гидролиза этих солей. 116. К раствору FeCl3, добавили следующие вещества: а) НС1, б) КОН, в) ZnCl2, г) Na2CO3. В каких случаях гидролиз хлорида железа (III) усилится? Почему? Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения гидролиза соответствующих солей. 117. По формулам солей CsNO3, BiCl3, К2Сr2О7 предскажите реакцию среды этих растворов (рН). Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения гидролиза BiCl3 и К2Сr2O7. 118. Присутствие каких солей обусловливает жесткость природной воды? Как можно устранить карбонатную и некарбонатную жесткость воды? Рассчитайте сколько граммов Са(НСО3)2 содержится в 1м3 воды, жесткость которой равна 3 мг-экв/л. 119. Определите карбонатную жесткость воды, в 1л которой содержится по 100 мг Са(НСО3)2, Mg(HCO3)2 и Fe(HCO3)2. 120. Сколько гашеной извести необходимо прибавить к 1 м3 воды, чтобы устранить ее временную жесткость, равную 7,2 мг-экв/л?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.91.15 (0.008 с.) |