Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изнашивание при фреттинг-коррозии↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Общие сведения. Фреттинг-коррозия — это процесс разрушения плотно контактирующих поверхностей пар металл— металл или металл — неметалл при их колебательных перемещениях. Для возбуждения фреттинг-коррозии достаточны перемещения поверхностей с амплитудой 0,025 мкм. Разрушение заключается в образовании на соприкасающихся поверхностях мелких язв и продуктов коррозии в виде налета, пятен и порошка. Этому виду изнашивания подвержены не только углеродистые, но и коррозионно-стойкие стали в парах трения сталь — сталь (могут быть как одноименные, так и разноименные), сталь — олово или алюминий, сурьма, а также чугун-—бакелит или хром и многие другие пары трения. Вследствие малой амплитуды перемещения соприкасающихся поверхностей повреждения сосредоточиваются на небольших площадках действительного контакта. Продукты изнашивания не могут выйти из зоны контакта, в результате возникает высокое давление и увеличивается их абразивное действие на основной металл. При фреттинг-коррозии относительная скорость движения соприкасающихся поверхностей небольшая. Так, в случае гармонических колебаний с амплитудой 0,025 мм и частотой 50 с-1 максимальная скорость 7,5 мм/с, а средняя — 2,5 мм/с Если амплитуда колебательного движения большая (около 2,5 мм), то площадь поражения фреттинг-коррозией увеличивается, и изнашивание происходит как при однонаправленном скольжении. Можно считать поэтому, что амплитуда перемещения поверхностей около 2,5 мм является верхним пределом амплитуды для возбуждения фреттинг-коррозии. Все сказанное относится к несмазанным поверхностям. Фреттинг-коррозия осуществляется также в вакууме, в среде кислорода, азота и гелия. Интенсивность изнашивания при фреттинг-коррозии в атмосфере воздуха выше, чем в вакууме и в среде азота, а в кислороде больше, чем в гелии. Таким образом, фреттинг-коррозия представляет собой вид разрушения металлов и их сплавов в мало- и неагрессивных коррозионных средах при одновременном воздействии механических и химических факторов [9]. Язвы и продукты коррозии на сопряженных поверхностях валов и напрессованных на них дисков, колес, муфт и колец подшипников качения, на осях и ступицах колес подвижного состава железных дорог, на запрессованных в картерах вкладышах подшипников, на пригнанных поверхностях шпонок и их пазов, на центрирующих поверхностях шлицевых соединений, на опорах силоизмерительных устройств, на опорных поверхностях пружин, на затянутых стыках, в заклепочных соединениях между листами, на заклепках и в отверстиях, на болтах и т. п. — результат проявления фреттинг-коррозии. Этот вид коррозии наблюдается в проволочных канатах, электровыключателях, рубильниках и штепсельных разъемах (рис. 4.15). Продукты фреттинг-коррозии накапливаются в виде порошков, содержащих металлические частицы. Они образуются в результате трения алюминиевого контейнера при его перевозке о металлические части транспортного средства и являются взрывоопасными. В случае удаления порошков из зоны трения происходит ослабление посадок с натягом. Необходимые для протекания этого процесса относительные микросмещения сопряженных поверхностей совершаются вследствие деформации деталей под нагрузкой и вибрации их, а также колебаний, происходящих в упругих системах. Повреждения поверхностей вследствие фреттинг-коррозии служат коцентраторами напряжений и снижают предел усталости. Иногда усталостные трещины из-за фреттинг-коррозии появляются на валах под напрессованными деталями в местах, расположенных вдали от расчетных опасных сечений [55]. Контактирующие поверхности повреждаются вследствие фреттинг-коррозии и в то время, когда машина не работает из-за вибрации, возбуждаемой работающими механизмами. Подобное явление возможно и при перевозке машин. Механизм фреттинг-коррозии. Рассмотрим один из случаев повреждения фланца корпуса агрегата. При ремонте двигателя было обнаружено значительное развитие процесса фреттинг-коррозии на фланце агрегата двигателя — вспучивание материала (рис. 4.16). Повреждения по плоскости фланца располагались вблизи шпилек и характеризовались большой пластической деформацией. Материал фланца в местах повреждения находился как бы в расплавленном состоянии и был покрыт темной окис-ной пленкой. При фреттинг-коррозии протекают следующие процессы. Под действием сил трения кристаллическая решетка поверхностных слоев при циклических тангенциальных смещениях расшатывается и разрушается. Процесс разрушения представляет собой диспергирование поверхности без удаления продуктов изнашивания. Оторвавшиеся частицы металла подвергаются быстрому окислению. Дополнительным источником повреждения поверхностей может явиться возникающее местами схватывание сопряженных металлов. Упрощенная схема процесса фреттинг-коррозии в начальной фазе такова: перемещение и деформация поверхностей под действием переменных касательных напряжений — коррозия —разрушение окисных и других пленок — обнажение чистого металла и местами схватывание — разрушение очагов схватывания и адсорбция кислорода на обнаженных участках. Образование окисных пленок на металлической поверхности или продуктов изнашивания в виде окислов изменяет характер протекания процесса, который начинает определяться не только физико-химическими свойствами материалов пары трения в исходном состоянии, но и природой окислов и других образовавшихся химических соединений. Окислению металла сопутствует увеличение объема. При наличии в сопряжении замкнутых контуров (например, в цилиндрических сопряжениях) это приводит к местному повышению давления, что способствует повышению интенсивности изнашивания и возникновению питтингов. Окислы оказывают абразивное действие, которое зависит от прочности сцепления окисных пленок с основным металлом, твердости окислов и размеров их частиц в продуктах изнашивания. Твердость окислов металлов, как правило, больше твердости чистых металлов Механизм изнашивания при фреттинг-коррозии в упрощенном виде показан на рис. 4.17. Первоначальное контактирование деталей происходит в отдельных точках поверхности. При вибрации окисные пленки в зоне фактического контакта разрушаются, образуются небольшие каверны, заполненные окисными пленками, которые постепенно увеличиваются в размерах и сливаются в одну большую каверну. В ней повышается давление окисленных частиц металла, образуются трещины. Некоторые трещины сливаются, и происходит откалывание отдельных объемов металла. Частицы окислов производят абразивное воздействие. В результате действия повышенного давления и сил трения частиц окислов повышается температура, и происходит образование белых твердых нетравящихся структур в отколовшихся частицах и на поверхности каверн. Твердость АЬОз превосходит твердость азотированной стали. Это объясняет странный на первый взгляд факт разрушения при фреттинг-коррозии сверхтвердых сплавов и сильного разрушения закаленной хромистой стали при трении о них алюминия. Напротив, хромистая сталь при трении о цинк и медь, т. е. о металлы с большей, чем у алюминия, твердостью, повреждается меньше вследствие малой твердости окислов цинка и меди. Вместе с тем медь изнашивается значительно медленнее цинка не столько в результате большей твердости, сколько вследствие того, что окисные пленки меди прочно сцепляются с основой и образуют плотный слой, защищающий основной металл. Внедрение твердых окислов олова и алюминия в мягкие металлы может значительно уменьшить их дальнейший износ. Крупный размер частиц окислов способствует повышению интенсивности изнашивания. Так, в паре алюминий — закаленная хромистая сталь, где сталь сильно изнашивается, размер частиц корунда 10 мкм. Можно было бы полагать, что свободный графит в серых чу-гунах, контактирующих без смазочного материала, должен снизить скорость изнашивания при фреттинг-коррозии. Опыты этого не подтверждают; по-видимому, графит не обеспечивает эффективного смазывания в этих условиях, а структуру ослабляет. Перлитные чугуны в контакте друг с другом менее подвержены повреждению, чем ферритно-перлитные. Большая твердость является благоприятным фактором. Фосфидная эвтектика упрочняет ферритно-перлитные чугуны. При фреттинг-коррозии возможно образование и белых слоев в результате диффузии азота или углерода из продуктов разложения масла. В результате схватывания и пластической деформации могут образовываться наплывы материала. С увеличением давления, а в особенности амплитуды относительных смещений, скорость изнашивания при фреттинг-коррозии возрастает. Этот рост при повышении давления обусловлен увеличением площади контакта, поражаемой коррозией. Повышение частоты перемещений ускоряет изнашивание, но, начиная с некоторой частоты, снижается активность факторов, протекающих во времени (окислительные процессы, наклеп и др), и рост скорости изнашивания уменьшается. Методы борьбы с фреттинг-коррозией. Универсальных средств борьбы с фреттинг-коррозией нет. Если исходить из того, что взаимное микросмещение поверхностей не может быть исключено вследствие упругости материала, то для борьбы с фреттинг- Уменьшить относительное микросмещение можно путем придания деталям соответствующей конфигурации или посредством повышения силы трения. Что касается конфигурации деталей, то общеизвестно, что применение разгружающих выточек в ступицах повышает предел выносливости валов и осей. Силы трения можно увеличить, повысив давление путем уменьшения площади контакта деталей или повысив коэффициент трения за счет увеличения шероховатости поверхностей. Повышение давления может быть действенным, если проскальзывание поверхностей значительно снизится и будет скорее субмикроскопического, нежели микроскопического характера; в противном случае результаты будут прямо противоположны ожидаемым. Шероховатость поверхностей может длительно влиять на коэффициент трения, если один из элементов пары не является металлом. Другой метод увеличения силы трения состоит в нанесении на поверхность электролитического слоя меди, олова, кадмия, серебра или золота. Сила трения возрастает за счет повышения фактической площади контакта сопрягаемых деталей. Например, можно исключить фреттинг-коррозию между литым алюминиевым картером и корпусом подшипника с помощью лужения. Кадмирование вкладышей, болтов и других деталей для защиты от коррозии и фреттинг-коррозии широко распространено в авиационной и автомобильной промышленности. Однако при значительных микросмещениях эти покрытия сами подвергаются фреттинг-коррозии и быстро изнашиваются. Если исключить вибрацию невозможно, то ослабить повреждение поверхностей можно снижением силы трения или перенесением скольжения в промежуточную среду. Для снижения удельной силы трения достаточно понизить давление или уменьшить коэффициент трения. В условиях фреттинг-коррозии обычные смазочные материалы не влияют на коэффициент трения, так как граничная пленка в процессе работы не пополняется и быстро разрушается. Дисульфид молибдена в виде порошка или пасты уменьшает повреждения, но, по-видимому, он не является универсальным средством. Аналогично действуют свинцовые белила или их смесь с M.0S2. Фосфатированная поверхность, обработанная водной эмульсией масла или покрытая парафином, уменьшает силы трения. Свинцовые и индиевые покрытия при малом сопротивлении сдвигу играют роль твердых смазочных материалов. Хотя сила трения при этом и уменьшается, основное назначение покрытий состоит в перенесении процесса смещений во внутрь покрытия. Все покрытия срабатываются, большая или меньшая их эффективность определяется сроком службы. Хорошую сопротивляемость фреттинг-коррозии оказывают пары сталь — политетрафторэтилен или полиамиды. Действенным средством могут стать резиновые прокладки. Наконец, уменьшить повреждение от фреттинг-коррозии можно, повышая твердость одной детали. При увеличении твердости стали уменьшается взаимное внедрение деталей, что снижает интенсивность изнашивания; кроме того, продукты изнашивания в этом случае меньше по размерам и их абразивное действие слабее. Закалка и азотирование полезны; хромирование не предотвращает и, вероятно, не уменьшает повреждения из-за высокой твердости окисла хрома.
КОРРОЗИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ КОРРОЗИИ Коррозия — это процесс разрушения металлов вследствие химического или электрохимического взаимодействия их с коррозионной средой. Чистая металлическая поверхность легко подвергается химическому воздействию окружающей среды. Коррозионные повреждения имеют следующие основные особенности: разрушение металлов всегда начинается с поверхности; внешний вид детали, как правило, изменяется; металл обычно превращается в окислы или гидраты окислов. По характеру внешней среды различают коррозию химическую и электрохимическую. Химическая коррозия протекает при взаимодействии металлов с сухими газами и парами и жидкими неэлектролитами. Газовой коррозии подвержены цилиндры двигателей внутреннего сгорания, выпускные клапаны, камеры сгорания газовых турбин, элементы паровых котлов и пароперегревателей, арматура печей и др. Газовая коррозия наиболее часто происходит вследствие окисления металла при высоких температурах за счет кислорода воздуха или СС>2 и Ог в продуктах сгорания топлива. На поверхности металла образуется слой окислов (окалина), который становится хорошо заметным при температурах более 300 "С. При нагреве углеродистой стали выше 570 °С интенсивность окисления скачкообразно увеличивается. Такие элементы, как хром, алюминий и кремний при взаимодействии с кислородом образуют весьма плотные и прочные окисные пленки и поэтому обладают высоким сопротивлением окислению при повышенных температурах. Так, например, увеличение содержания хрома в стали с 12 до 22% повышает устойчивость стали к окислению при температурах от 800 до 1000 "С. Как разновидность химической коррозии в жидких средах следует отметить коррозию металла в неэлектролитах. Такими средами обычно являются различные органические вещества, весьма слабо проводящие ток (бензин, керосин, спирты и др.). Интенсивность этого вида коррозии зависит прежде всего от химической природы органического вещества и его температуры. Электрохимическая коррозия объясняется действием микрогальванических элементов. В качестве анода и катода могут служить различные структурные составляющие сплава: граница и сердцевина зерна, напряженный и ненапряженный участок металла, чистый металл и его окислы. При этом анодные участки всегда имеют более высокий электронный потенциал и подвергаются растворению с образованием в контакте с водой окислов металла в виде плотной или рыхлой пленки продуктов коррозии. Атмосферная коррозия развивается при нормальном давлении и температуре, не превышающей 80 °С. Детали машин в этом случае находятся в контакте с атмосферным воздухом, который всегда содержит некоторое количество влаги. Мельчайшие частицы воды, являющейся электролитом (в связи с обязательным наличием в ней солей, щелочей и кислот), оседают на поверхности металла, образуя с ним микрогальванические пары. Наиболее интенсивно электрохимическая коррозия воздействует на металл в растворах электролитов (например, морской воды) с повышенным содержанием солей, кислот и щелочей. Процесс коррозии может развиваться весьма интенсивно и может составлять 0,5 мм в месяц и более. При проектировании узлов машины или оборудования, предназначенных для работы в среде электролита, следует учитывать, что изготовление деталей из разнородных материалов может привести к образованию микрогальванических элементов. В некоторых машинах наблюдается щелевая коррозия, при которой коррозионные повреждения сосредоточены в зазорах между поверхностями. Это могут быть щели между листами металла, зазоры в сопряжениях, трещины в металле и др. Это связано с тем, что малодоступные для кислорода или электролита участки поверхности металла становятся анодом по отношению к остальной поверхности. Во многих случаях коррозия протекает параллельно с различными видами изнашивания в трущихся сопряжениях, существенно влияя на износ рабочих поверхностей. Даже небольшая коррозия подшипников качения сильно снижает контактную выносливость рабочих поверхностей. Продукты коррозии действуют как абразив. Окисление коллекторов, контактных колец и щеток электрических машин вызывает повышенное искрение и износ. При атмосферной коррозии происходит интенсивное наводораживание стальных деталей, что является причиной снижения сопротивления механическим нагрузкам. ДЕФОРМАЦИЯ И ИЗЛОМЫ
В результате приложения нагрузки происходит деформация материала, сопровождающаяся изменением формы и размеров детали. Различают упругие деформации, исчезающие после снятия нагрузки, и пластические, остающиеся после снятия нагрузки. Изломом называют полное разрушение материала детали, приводящее к ее расчленению при растяжении, сжатии, изгибе, кручении или сложном напряженном состоянии. Изломы разделяют по характеру нагружения — статический и усталостный, а также по особенностям строения — хрупкий и вязкий. Характер приложения нагрузки и, как следствие, механизм разрушения могут быть самыми разнообразными. При кратковременной нагрузке возникают статические изломы. Под вязким понимают излом, происходящий при наличии макропластической деформации. Возникновение пластичного излома свидетельствует о том, что материал не выдержал расчетной нагрузки. Хрупкий излом в отличие от пластического возникает при отсутствии или незначительных размерах макропластической деформации. Причиной хрупкого излома являются мгновенное приложение нагрузки, наличие концентраторов напряжений в опасном сечении детали, хладноломкость материала. Деформации и изломы возникают при чрезмерном увеличении напряжений в материале детали, превосходящих предел текучести или предел прочности. Изломы при однократном или при постоянном длительном действии нагрузки в практике наблюдаются сравнительно редко. Чаще встречаются так называемые усталостные изломы. Явление разрушения материала под действием переменных напряжений в течение некоторой наработки называется усталостью. Способность материала сопротивляться усталостному разрушению называется выносливостью, или циклической прочностью. При циклически изменяющихся напряжениях наибольшее по абсолютной величине напряжение цикла, при котором материал не разрушается при заданном числе циклов, называется пределом выносливости. К числу деталей, подвергающихся усталостному разрушению, относятся валы и оси автомобилей, тракторов, рессоры, шпиндели и др. Усталостные изломы возникают при напряжениях ниже предела текучести. Зарождению усталостной трещины способствует наличие микродефектов и концентраторов напряжений в опасном сечении детали. Типичный усталостный излом характеризуется наличием очага разрушения, зоны усталостной трещины и зоны долома. Особенностью усталостного излома является то, что независимо от вязкости материала излом имеет хрупкий характер. Процесс зарождения трещины усталости начинается в точке в результате наличия на поверхности микродефекта.
Возникнув в микрообъеме материала, усталостная трещина постепенно, под влиянием переменной нагрузки, распространяется в глубь тела детали. По мере ослабления сечения темп развития трещины усиливается и при определенном остаточном сечении происходит полный долом детали. Предел выносливости, установленный на базе 106 и 107 симметричных знакопеременных циклов, составляет обычно 30...60% от предела прочности. Поэтому усталость материала часто является фактором, лимитирующим долговечность деталей. Результаты испытаний на усталостную прочность представляют графически в виде диаграммы выносливости, выражающей зависимость напряжения от числа циклов нагружения. Чаще всего диаграмму выносливости изображают в полулогарифмических координатах (рис. 3.6). В этом случае по оси абсцисс откладывают логарифмы чисел циклов \gN, а по оси ординат — напряжения а в линейном масштабе. При использовании полулогарифмических координат критерием для суждения о пределе выносливости служит перелом кривой. На изломы деталей существенное влияние оказывает коррозия. Наиболее типичными видами коррозионно-механических повреждений являются коррозионная усталость и коррозионное растрескивание. Коррозионная усталость представляет собой процесс разрушения металлов и сплавов при одновременном действии коррозионной среды и циклических напряжений. Возникновение усталостной трещины происходит при дополнительном действии коррозионного фактора. Процесс развития трещины протекает также более интенсивно, так как дно и стенки трещины подвергаются воздействию коррозионной среды. Коррозионное растрескивание возникает под действием статических напряжений и весьма агрессивной коррозионной среды. Оно возникает вследствие пониженной коррозионной стойкости границ зерен, наличия в сплаве структурной составляющей, подверженной коррозии, и наводораживания границ зерен, приводящего к уменьшению межкристаллической прочности.
Из имеющих место в сопряжениях автомобиля механических видов изнашивания абразивное является основным. Оно возникает вследствие режущего или царапающего действия абразивных частиц, находящихся между поверхностями трения и попадающих в зону трения извне или являющихся продуктами изнашивания. Абразивному изнашиванию подвергаются детали цилиндропоршневой группы при попадании в цилиндры пыли вместе с запыленным воздухом, зубья шестерен и подшипники агрегатов трансмиссии, сопряжения деталей ходовой части и рулевого управления. Интенсивность абразивного изнашивания зависит от механических свойств материала деталей, давления в паре трения, скорости скольжения при трении, режущих свойств абразивных частиц. Эффективными путями снижения абразивного изнашивания являются: правильный подбор материала трущихся деталей; предохранение трущихся поверхностей от попадания абразивных частиц; своевременное удаление продуктов изнашивания с трущихся поверхностей. Гидроабразивное (газоабразивное) изнашивание возникает в результате воздействия твердых частиц, увлекаемых потоком жидкости (газа). Такой вид изнашивания деталей топливных, масляных и водяных насосов, гидроприводов тормозов нередко проявляется вместе с эрозионным изнашиванием вследствие воздействия на поверхность трения потока жидкости (газа). Трение потока жидкости (газа) о металл вызывает разрушение окисной пленки и способствует коррозионному разрушению материала, которое усиливается при действии абразивных частиц и микроударах в случае возникновения кавитации. Кавитационное изнашивание происходит в потоке жидкости в результате многократных микроударов образующихся и разрушающихся кавитационных полостей. Усталостное изнашивание происходит в результате повторного деформирования микрообъемов материала поверхностного слоя, приводящего к возникновению трещин и отделению частиц. Оно наиболее характерно для трения качения (рабочие поверхности подшипников качения, зубьев шестерен). Снижают интенсивность этого вида изнашивания применением специальной обработки деталей (предварительный наклеп, термохимическая обработка и др.). Изнашивание при заедании является следствием одновременного механического взаимодействия поверхностей и действия молекулярных или атомарных сил. Оно может иметь место в результате схватывания, молекулярного сцепления материалов в местах контакта, последующего разрушения этой связи с глубинным вырыванием материала и переносом его с одной поверхности на другую. С целью уменьшения интенсивности изнашивания при заедании прибегают к поверхностному упрочнению деталей, наносят на них специальные покрытия, обеспечивают обильное смазывание поверхностей и т.д. Коррозионно-механическое изнашивание происходит в результате механического воздействия, сопровождающегося химическим и (или) электрическим взаимодействием материала со средой. Для окислительного изнашивания характерно наличие на поверхности трения защитных пленок, образующихся в результате химического взаимодействия материала с кислородом воздуха или окисляющей средой. В этих пленках в результате многократного нагружения и появления внутренних напряжений возникают и развиваются микротрещины, затем происходит ослабление связей на поверхности раздела и отслаивание пленки. Последующее механическое воздействие приводит к ее разрушению. На обнаженных участках процесс повторяется вновь. Окислительное изнашивание характерно для шеек коленчатых валов, гильз цилиндров, поршневых пальцев, зубьев шестерен и т.д. Изнашивание при фреттинг-коррозии характерно для соприкасающихся тел при малых колебательных относительных перемещениях. Фреттинг-коррозия возникает при трении скольжения с очень малыми возвратно-поступательными перемещениями в условиях динамических нагрузок. Динамический характер нагружения обусловливает резкое повышение градиента деформации и температур, окисление и схватывание поверхностей. Изнашивание при фреттинг-коррозии наблюдается в посадочных поверхностях подшипников поворотных цапф, шестерен, в болтовых и заклепочных соединениях рам и т.д. Электроэрозионное изнашивание — это изнашивание поверхности в результате воздействия разрядов при прохождении электрического тока. Большинство деталей автомобиля подвергается обычно совокупному воздействию различных видов изнашивания в зависимости от конструктивно-технологических и эксплуатационных факторов. Но, как правило, для каждого сопряжения характерен основной вид изнашивания, определяющий износостойкость деталей и в большинстве случаев лимитирующий время безотказной работы сопряжения. 4. Основные виды изнашивания 4.1. Классификация узлов трения Для определения условий изнашивания деталей, работающих в узлах трения, с целью обоснованного применения отделочно-упрочняющей обработки для повышения износостойкости поверхностей требуется использование классификации узлов трения, учитывающей влияние параметров качества поверхностного слоя, образующегося в процессе изготовления деталей.
Рис.4.1. Классификация видов изнашивания. 4.2. Водородное изнашивание 4.2.1. Сущность и определение водородного изнашивания Водородное изнашивание зависит от концентрации водорода в поверхностных слоях трущихся деталей. Он выделяется из материалов пары трения или из окружающей среды (смазочного материала, топлива, воды и др.) и ускоряет изнашивание. Водородное изнашивание обусловлено следующими процессами, происходящими в зоне трения: · интенсивным выделением водорода при трении в результате трибодеструкции водородсодержащих материалов, создающей источник непрерывного поступления водорода в поверхностный слой стали или чугуна; · адсорбцией водорода на поверхностях трения; · диффузией водорода в деформируемый слой стали, скорость которой определяется градиентами температур и напряжений, что создает эффект накопления водорода в процессе трения; · особым видом разрушения поверхности, связанного с одновременным развитием большого числа зародышей трещин по всей зоне деформирования и эффектом накопления водорода. Сущность водородного изнашивания в том, что при трении двух тел максимальная температура образуется не на поверхности тел, а на некоторой глубине. Это создает условия при которых водород под действием температуры диффундирует вглубь поверхности, там концентрируется и вызывает охрупчивание поверхностных слоев, а следовательно, усиливает изнашивание. Область проявления водородного изнашивания весьма обширна. Практически все трущиеся поверхности стальных и чугунных деталей содержат повышенное количество водорода и, следовательно, подвержены повышенному изнашиванию. Наличие в воздухе паров воды создает благоприятные условия для водородного изнашивания. водородное изнашивание может быть вызвано не только водородом, который образуется при трении, но и водородом, который может образоваться при различных технологических процессах. При выплавке чугуна в доменном процессе из влаги дутья образуется водород, который и попадает в металл При термической обработке, например в результате азотирования (при диссоциации аммиака), выделяющийся водород диффундирует в сталь и т.д. 4.2.2 Водородное охрупчивание Влияет на прочность. Различают несколько видов охрупчивания, которые делятся на две группы: · охрупчивание первого рода, обусловленное источниками, которые имеются в исходном металле вследствие повышенного содержания водорода. · охрупчивание второго рода, обусловленное источниками, которые развиваются в металле с повышенным содержанием водорода в процессе пластической деформации. Охрупчивание первого рода является обратным и усиливается с повышением скорости деформации. Охрупчивание второго рода развивается при малых скоростях деформации и может быть как обратимым, так и необратимым. Теории водородного охрупчивания можно разделить на четыре группы. 1. Теория давления молекулярного водорода, согласно которой охрупчивание есть результат давления молекулярного водорода в макро- и микропустотах, а также в трещинах внутри металла. Давление возникает в результате молизации атомарного водорода. 2. Адсорбционные гипотезы, объясняющие снижение разрушающего напряжения вследствие уменьшения поверхностной энергии внутри трещин при адсорбции водорода (водород действует как поверхностно-активное вещество). 3. Теория взаимодействия водорода с решеткой металла; водород является разновидностью дефекта, понижающего прочность когезионной металлической связи. 4. Теории, основанные на взаимодействии водорода с дисклокациями; водород производит блокирующее действие на дислокации. Для защиты металлов от воздействия водорода рекомендуются методы: · введение в сталь сильных карбидообразующих элементов (хром, молибден, ванадий, ниобий и титан) для стабилизации карбидной составляющей и предупреждения обезуглероживания стали. · футеровка стали металлами, имеющими более низкую водородопроницаемость (например медь, алюминий и др.) · уменьшить содержание в сталях соединений серы, сурьмы, селена и др., которые способствуют проникновению в металл водорода. 4.2.3 Отличия водородного изнашивания от водородного охрупчивания Водородное изнашивание не имеет общих черт с водородным охрупчиванием стали ни по интенсивности и характеру распределения водорода в стали, ни по характеру разрушения. Водородное изнашивание связано только с процессом трения и обусловлено трением: трение создает условия для диффундирования водорода из смазочного материала на некоторую глубину от поверхности трения, где располагается максимум температуры при трении. Там образуются множественные трещины, которые сливаясь разрушают металл. 4.2.4 Методы уменьшения и предупреждения водородного изнашивания 1. При выборе материалов для узлов трения необходимо учитывать степень их наводороживания и охрупчивания. Введение в сталь меди, хрома, ванадия, титана снижает проникновения в нее водорода. Холоднодеформированная сталь может поглотить в 1000 раз больше водорода, чем отожженная. Водородная хрупкость проявляется в основном в сталях ферритного класса. В закаленных и слабоотпущенных сталях хрупкое разрушение может быть даже при ничтожно малом количестве водорода. Необходимо, где возможно, исключать из узлов трения полимеры, способные к быстрому разложению и выделению водорода. 2. В смазывающие жидкости полезно вводить ингибиторы проникновения водорода (кремний и органические соединения, содержащие несколько атомов хлора). Механизм их действия: при электролизе ионы водорода разряжаются на внешней поверхности ионов- в результате нарушается непосредственный контакт ионов водорода с поверхностью катода. 3. Водородное изнашивание можно снизить удалением из зоны контакта веществ, способствующих проникновению водорода: селен, сурьму и др. 4.3 Абразивное изнашивание Абразивным материалом именуют минерал естественного или искусственного происхождения, зерна которого имеют достаточную твердость и обладают способностью резания (скобления, царапания). Абразивным изнашиванием называют разрушение поверхности детали в результате ее взаимодействия с твердыми частицами при наличии относительной скорости. В роли таких частиц выступают: · неподвижно закрепленные твердые зерна, входящие в контакт по касательной либо под небольшим углом атакик поверхности детали (например, шаржирование посторонними твердыми частицами мягких антифрикционных материалов); · незакрепленные частицы, входящие в контакт с поверхностью детали (например, насыпные грузы при их транспортировании соответствующими устройствами, абразивные частицы в почве при работе почвообрабатывающих машин и т. д.); · свободные частицы, пребывающие в зазоре сопряженных деталей; · свободные абразивные частицы, вовлекаемые в поток жидкостью или газом. Абразивному изнашиванию подвергаются детали сельскохозяйственных, дорожно-строительных, горных, транспортных машин и транспортирующих устройств, узлы металлургического оборудования, металлорежущих станков, шасси самолетов, рабочие колеса и направляющие аппараты гидравлических турбин, лопатки газовых турбин, трубы водяных экономайзеров и паровых котлов, лопасти дымососов, трубы и насосы земснарядов, бурильное оборудование нефтяной и газовой промышленности, подшипники валов гребных колес, подшипники гребных валов судов при плавании на мелководье и т. п. На процесс абразивного изнашивания может влиять: · природа абразивных частиц; · агрессивность среды; · свойства изнашиваемых поверхностей; · ударное взаимодействие; · нагрев и другие факторы. Изнашивание твердыми зернами - при контакте абразивные частицы (зерна), оставаясь целыми или разрушаясь упруго деформируют металл. При этом зерна могут вдавливаться в металл, повернуться или даже выйти из контакта, оставив полосу. Изнашивание при ударе абразивных частиц - этот процесс называют ударно- абразивным изнашиванием. На него влияет природа и геометрическая форма, твердость, хрупкость абразивных частиц, толщина слоя абразива, энергия удара, твердость испытуемого материала, наличие жидкости в зоне удара и т.д. Поле ударно- абразивного износа на поверхности остаются лунки. Изнаши |
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 641; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.48.138 (0.016 с.) |