Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коррозионно-механическое изнашивание, коррозия, кавитационное и эрозионное изнашиваниеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Коррозия. Коррозией называют разрушение металлов вследствие химического или электрохимического взаимодействия их с коррозионной средой. Чистая металлическая поверхность легко подвергается химическому воздействию среды. Однако, если в процессе начавшейся коррозии продукты ее образуют прочно связанную с металлом пленку, изолирующую поверхность от коррозионной среды, то металл приобретает пассивность по отношению к ней. Процесс искусственного образования тонких окисных пленок на поверхности металла для защиты его от коррозии и придания изделию лучшего вида называют пассивированием. Способностью к пассивированию обладают железо, никель, хром, алюминий и другие металлы. Химическая коррозия протекает при взаимодействии металлов с сухими газами и парами и жидкими неэлектролитами. Остановимся на газовой коррозии. Этому виду коррозии подвержены цилиндры двигателей внутреннего сгорания, выпускные клапаны, камеры сгорания газовых турбин, элементы паровых котлов и пароперегревателей, арматура печей и т. п. Газовая коррозия наиболее часто происходит вследствие окисления металла при высоких температурах за счет кислорода воздуха или С02 и Ог в продуктах сгорания топлива. На поверхности углеродистой стали газовая коррозия проявляется в виде пленок окислов уже при температуре 200— 300°С. С повышением температуры примерно до 600°С в связи с образованием под действием внутренних напряжений трещин в защитной пленке скорость коррозии возрастает. При дальнейшем повышении температуры скорость коррозии резко увеличивается и образуется окалина. Электрохимическая коррозия протекает при действии на металлы жидких электролитов, например, разрушение гребного вала в морской воде при отсутствии протекторной защиты. Электрохимическая коррозия обусловлена неоднородностью металла в контакте с электролитом. Эта неоднородность проявляется в различных формах. Неоднородность сплавов связана с тем, что они состоят из двух и более структурных составляющих. Неоднородное физическое состояние металла обусловлено различием между зерном и его границей, неоднородностью структуры (ликвация, газовые пузыри и неметаллические включения). Различное напряженное состояние смежных участков детали под нагрузкой изменяет физическое состояние даже однородного металла. Различие в концентрации раствора электролита, смачивающего металл, и неодинаковые условия подвода кислорода к разным участкам поверхности — это иная категория неоднородности состояния; к ней можно отнести и неодинаковую температуру участков поверхности. В некоторых машинах наблюдается щелевая коррозия, при которой коррозионные повреждения сосредоточены в зазорах между поверхностями. Это могут быть щели между листами, зазоры в сопряжениях и стыках, трещины в металле, а также щели между осевшими или прилипшими к поверхности посторонними веществами. В среде электролита щелевая коррозия связана с различной концентрацией металлических ионов внутри и вне щели, а в среде воздуха — с неравномерной аэрацией. Малодоступные для кислорода или электролита участки поверхности металла в зазоре или щели становятся анодом по отношению к остальной поверхности. Коррозионно-стойкие стали, титан в кислотной среде и алюминий подвержены щелевой коррозии. Она возможна в сопряжениях втулка — корпус, упорных подшипниках, подшипниках качения при неустойчивом контакте, открытых шарнирных со-, членениях, в некоторых электромагнитных устройствах и др. Пыль, даже химически неактивная, оседая на незащищенную металлическую поверхность или находясь под слоем смазочного материала, вызывает коррозию. Это объясняется тем, что к местам, покрытым пылью, затруднен доступ воздуха и ухудшается взаимодействие смазочного материала с металлом. Пыль поверх смазочного материала подобного эффекта не производит. Газовая коррозия, как и электрохимическая, не является видом изнашивания. Коррозия может проявляться при кавитационном разрушении и фреттинг-коррозии, во многих случаях протекает параллельно с эрозией, всегда облегчает ее и сопровождает процесс трения, в особенности трения без смазочного материала, существенно влияя на износ рабочих поверхностей деталей. Коррозия рабочих поверхностей деталей неработающих машин снижает износостойкость пар трения по следующим причинам: у неработающих пар ухудшается качество поверхности и после пуска машины снова начинается приработка; продукты коррозии действуют как абразив; срабатывание продуктов коррозии, происходящее за малое время, сопряжено с быстрым изменением линейных размеров детали в неблагоприятную сторону. У неработающих электрических машин, установленных в местах с повышенной влажностью, угольно-графитовая щетка, коллектор или контактное кольцо и влажный воздух между ними образуют гальванический элемент, замыкаемый по тому или иному пути тока, соответственно конструкции машины. В итоге на коллекторах и контактных кольцах образуются матовые пятна, под щеткой появляются окислы. При работе машины пятна вызывают искрение щеток, шероховатость мест пятно образования возрастает, что усиливает искрение щеток. Даже небольшая коррозия на контактирующих металлических поверхностях (сталь ШХ15), работающих в условиях трения качения и высоких нагрузок, как и насыщение смазочного материала влагой, сильно снижает предел контактной выносливости поверхностей. При атмосферной коррозии происходит интенсивное наводороживание стальных деталей. У стали, насыщенной водородом, резко снижается сопротивление механическим нагрузкам и износостойкость. Интенсивность наводороживания при атмосферной коррозии зависит от влажности и загрязненности воздуха промышленными газами, например НгЭ. При работе подвижных деталей машин коррозионные процессы наблюдаются часто, особенно при окислительном изнашивании и фреттинг-коррозии. При таких видах изнашивания неизбежны наводороживание поверхностей, образование микротрещин, резкое снижение сопротивления усталости и уменьшение сроков службы узлов трения. Кавитационное изнашивание. Кавитация дословно означает полость, пустота. Под кавитацией понимают явление образования в движущемся по поверхности твердого тела потоке жидкости полостей в виде пузырей, наполненных парами, воздухом или газами, растворенными в жидкости и выделившимися из нее. Это явление обусловлено следующим. В движущемся с большой скоростью потоке при его сужении и наличии препятствий на его пути давление может упасть до значения, соответствующего давлению парообразования при данной температуре. При этом, в зависимости от сопротивления жидкости растягивающим усилиям, может произойти разрыв, нарушение сплошности потока. Образующаяся пустота заполняется паром и газами, выделившимися из жидкости. Воздух, вовлекаемый в поток, облегчает возникновение кавитации. Образовавшиеся парогазовые пузыри размерами порядка десятых долей миллиметра, перемещаясь вместе с потоком, попадают в зоны высоких давлений. Пар конденсируется, газы растворяются и в образовавшиеся пустоты с большим ускорением устремляются частицы жидкости; происходит сопровождаемое ударом восстановление сплошности потока. Киносъемка показала, что кавитационный пузырек может вырасти за 0,002 с до 6 мм в диаметре и полностью разрушиться за 0,001 с. По данным В. Я. Карелина, при определенных типах кавитации на площади в 1 см2 в течение 1 с могут образоваться и разрушиться более 30 млн кавитационных пузырьков. Гидродинамическая кавитация наблюдается в трубопроводах, в гидромониторах и в потоках, обтекающих лопатки центробежных, пропеллерных насосов и лопасти гидравлических турбин и гребных винтов. Явление кавитации вызывает вибрации, стуки и сотрясения, что приводит к расшатыванию крепежных связей, обрыву болтов, смятию резьб, фрикционной коррозии стыков, нарушению уплотнений и усталостным повреждениям. Кавитация понижает КПД машин и гребных винтов и вызывает непосредственное разрушение поверхностей деталей в зоне ее действия. Она способствует закоксовыванию распылителей форсунок двигателей внутреннего сгорания.
Труднообтекаемая форма и неровности поверхностей, включая неровности, образовавшиеся по причине кавитационного изнашивания, служат причиной образования вихрей и отставания струй от стенок рабочих каналов, что способствует возникновению или усилению кавитации. Предпосылки для наступления и протекания кавитационного изнашивания следующие. При замыкании до полного исчезновения парогазовых пузырей у поверхности детали последняя подвергается микроскопическим гидравлическим ударам (рис. 4.6). Из нескольких миллионов образовавшихся кавитационных пузырьков примерно один из 30 тыс. участвует в разрушении. Под действием ударов поверхность металла начинает деформироваться и подвергаться наклепу; появляются линии сдвига и происходит как бы своеобразное травление с выявлением границ отдельных зерен. Многократно повторяющиеся удары вызывают разупрочнение и перенаклеп материала на отдельных микроучастках, сопровождающиеся возникновением очагов разрушения в виде трещин. Разрушается прежде всего менее прочная структурная составляющая (в сталях —феррит, в чугунах — графитовые включения). Затем может последовать выкрашивание и более прочных составляющих. Разрушение развивается в пределах зерен или по их границам в зависимости от соотношения прочности зерен и связи между ними. Коррозия играет существенную роль в процессе кавитационного изнашивания. Например, в морской воде интенсивность изнашивания намного выше, чем в пресной при прочих равных условиях. Однако механическим воздействиям принадлежит основная роль, о чем свидетельствует низкая кавитационная стойкость лакокрасочных, цинковых и алюминиевых покрытий, имеющих малую механическую прочность, эбонита и плексигласа, являющихся коррозионно-стойкими неметаллическими материалами. Скорость кавитационного изнашивания может быть в сотни раз и более выше скорости коррозионного разрушения поверхностного слоя. Предупредить кавитацию можно, проектируя гидромеханическую систему так, чтобы во всех точках потока давление не опускалось ниже давления парообразования. Однако возможность кавитации всегда следует учитывать. Интенсивность кавитационного изнашивания зависит от температуры, свойств жидкости и материала деталей. Влияние вязкости незначительно. С увеличением поверхностного натяжения изнашивание происходит более интенсивно. Введение в воду веществ, образующих и способствующих образованию эмульсий (масла и эмульгаторы), понижает поверхностное натяжение жидкости и снижает кавитационное изнашивание. Наибольшая интенсивность изнашивания наблюдается в воде с температурой 50°С. Кавитационная стойкость материала определяется его составом и структурой. Повышение содержания углерода в углеродистой стали увеличивает ее стойкость. Однако при содержании углерода 0,8% и более она начинает падать. Пластинчатый перлит более стоек, чем зернистый. Введение никеля и хрома в сталь повышает ее стойкость за счет снижения количества феррита, увеличения степени дисперсности и др. Шаровидная форма графита благоприятна. Наиболее стойким является низколегированный чугун (1% Ni, 0,3% Mo) с шаровидным графитом. Закалка с нагревом ТВЧ, цементация, поверхностное упрочнение, в том числе твердые наплавки, сообщают стали значительную кавитационную стойкость. То же относится к хромовому покрытию при достаточной его толщине (около 40 мкм) и сплошности (молочный хром). При малой толщине (менее 20 мкм) разрушение происходит под слоем хрома; существенную роль играет прочность основания. Латунь благодаря своей вязкости стойка к кавитационному изнашиванию. Сравнительно хорошей кавитационной стойкостью обладает резиновое покрытие. Вибрационная кавитация. При колебании твердого тела относительно жидкости или жидкости относительно твердого тела давление в жидкости на границе раздела жидкости и твердого тела может уменьшиться и вызвать образование кавита-ционных пузырей. Условия кавитации зависят от внешнего давления на систему и насыщенности жидкости воздухом. Вибрационную кавитацию могут вызвать звуковые колебания, особенно ультразвуковые. Звуковые волны ускоряют окислительно-восстановительные реакции, вызывают внутримолекулярные перегруппировки веществ, усиливают диспергирование, ускоряют процессы мойки и обезжиривания поверхностей и вызывают коагуляцию мелких частиц. При вибрации не исключается кавитация в тонком смазочном слое между поверхностями, которая может привести к выкрашиванию материала подшипников скольжения, зубьев колес и поверхностей других деталей. Вибрационная кавитация проявляется в двигателях внутреннего сгорания, особенно на наружных поверхностях гильз вследствие их колебаний от ударов поршня. Износ от кавитации наружной поверхности гильзы может быть в
3—4 раза больше, чем износ внутренней поверхности от действия поршневых колец. На рис. 4.7 показана наружная поверхность гильзы двигателя, изношенная на глубину до 5 мм за 500 ч работы. Колебания, возбуждаемые гильзой, передаются жидкостью на противоположную стенку блока двигателя и вызывают кавитаци-онные повреждения (С. П. Козырев). Большую опасность представляет кавитационное разрушение опорных поясков гильз и блока цилиндров, что приводит к проникновению охлаждающей жидкости в полость цилиндра и в картер двигателя. Эрозионное изнашивание. Эрозия в широком понятии — процесс поверхностного разрушения вещества под воздействием внешней среды. В машиностроении эрозия имеет более узкое понятие — разрушение поверхности материалов вследствие механического воздействия высокоскоростного потока жидкости, газа или пара. Разрушение металлов под действием электрических зарядов также относится к эрозии. Л. А. Урванцев подразделяет эрозию на газовую, кавитационную, абразивную и электрическую. Каждый вид эрозии имеет подвиды, которые являются сочетанием отдельных видов, например, газовая эрозия может быть газоабразивной, газоэлектрической и т. д. Эрозионное воздействие высокоскоростного потока жидкости, газа или пара слагается из трения сплошного потока и его ударов о поверхность. В результате трения происходит расшатывание и вымывание отдельных объемов материала. Вообще говоря, скорость изнашивания в этом случае мала. Большая роль принадлежит динамическому действию потока или струи. В зависимости от свойств материала возможны вырывы отдельных объемов или групп зерен с неблагоприятной ориентацией в отношении приложенных сил. В пластичных материалах, обладающих способностью к наклепу, вначале накапливаются микропластические деформации отдельных участков, а когда способность к упрочнению исчерпается, эти участки разрушаются, вымываются. Жидкость, внедряющаяся при ударах в образовавшиеся микротрещины, ведет себя подобно клину, раздвигая стенки трещины. Эрозия в начальный период на гладкой поверхности развивается весьма медленно, но после появления пораженных мест усиливается. Это можно объяснить повышением хрупкости поврежденного поверхностного слоя в связи с накоплением микротрещин, расклинивающим действием жидкости и усилением ударного действия из-за большого вихреобразования у поверхности.
Разрушению от эрозии часто подвергаются рабочие (отсечные) кромки золотников гидравлических агрегатов. Струи топлива, проникая во время отсечки с большой скоростью в зазор между цилиндрическими поверхностями золотника и втулки, разрушают металл у рабочей кромки. Это случай щелевой эрозии, которой подвержены клапаны запорных и регулирующих устройств гидравлических и паровых систем. Эрозия может возникнуть под воздействием жидкометаллических теплоносителей в энергетических установках. Такие теплоносители могут оказать сильное эрозионно-коррозионное воздействие на те или иные компоненты жаропрочных сталей. Эрозионному изнашиванию подвержены стальные и чугунные поршневые кольца авиационных двигателей (рис. 4.8). Кольцо скользило по хромированной поверхности восстановленного при ремонте зеркала цилиндра. Из-за плохой прирабатываемости колец не обеспечивается достаточное их прилегание к стенкам цилиндра, происходит прорыв газов и интенсивный местный нагрев рабочей поверхности кольца. Наиболее размягченные частицы металла отрываются и уносятся потоком газов. Более стойкие структурные составляющие, оказываясь изолированными, разрушаются. На поверхности образуются продолговатые раковины ветвистого строения (см. рис. 4.8). Эрозионное изнашивание начинается часто с микроцарапин, возникающих при схватывании поверхностей трения. Эрозионному повреждению в данном случае сопутствует образование белого слоя. Уменьшить разрушение колец можно улучшением их приработки. Характерно, что на чугунных хромированных кольцах, работающих по азотированной поверхности цилиндра заводского производства, эрозия не наблюдалась. Эрозия и коррозия весьма часто протекают совместно. Коррозионно-эрозионное изнашивание представляет собой разновидность коррозионно-механического изнашивания. Газовая коррозия и эрозия действуют совместно, например, в выпускных клапанах высоконапряженных деталей двигателей внутреннего сгорания и на входных кромках лопаток компрессора газотурбинных двигателей. При замене лопаток из алюминиевых сплавов на стальные эрозионное изнашивание кромок лопаток прекратилось. Кавитационно-эрозионное разрушение поверхности плоского золотника плунжерного насоса высокого давления показано на рис. 4.9. Поврежденный участок имеет большие поры, что характерно для кавитации. Горячая газовая эрозия пластмасс и теплозащитных покрытий получила название абляции. Это явление проявляется, например, при движении баллистического снаряда в плотных слоях атмосферы или под действием горячих отработанных газов при работе ракетных двигателей. Абляция сопровождается тепловыми и механическими эффектами и включает ряд явлений: эрозию от ударов твердых частиц или капель; срезание материала от действия аэродинамических усилий; отслаивание (растрескивание и отделение чешуек вследствие теплового расширения); сдувание расплавленного материала потоком газов; сублимацию; испарение; пиролиз; сгорание. Стойкость пластмасс к абляции зависит от теплопроводности. В противоположность металлам пластмассы должны иметь низкую теплопроводность. Детали, отлитые под высоким давлением, лучше сопротивляются абляции по сравнению с деталями, отлитыми при низком давлении. Коррозионно-механическое изнашивание в сопряженных деталях машин. Коррозия металла в той либо иной среде может происходить независимо от того, имеется трение или нет; совместное действие коррозии, нагружения и механического изнашивания усиливает интенсивность разрушения поверхностей деталей. Бывают, однако, случаи, когда коррозия становится активной только благодаря трению сопряженных деталей. Поршневые кольца и цилиндровые втулки (гильзы) двигателей, изготовленные из литейных чугунов, при наличии электролита образуют гальванические пары как друг с другом, так и между структурными составляющими чугуна — перлитом, графитом, фосфидной эвтектикой, а внутри перлита — между цементитом и ферритом. Кроме того, вследствие неравномерности температуры образуются анодные участки в областях с более высокой температурой. Анодные участки появляются в областях с более интенсивным облучением. Сжигание в цилиндрах дизелей топлива с повышенным содержанием серы увеличивает интенсивность изнашивания поршневых колец и цилиндровых втулок в 3—4 раза и более. Сера сгорает, образуя S02, и только около 7% ее идет на образование SO3 в результате каталитического окисления SO2. Серный ангидрид S03 с водяными парами продуктов сгорания образует серную кислоту. Влияние серы на коррозию связано с явлением конденсации H2S04. Температура конденсации двухкомпонентной смеси Н20 и H2SO4 значительно выше, чем температура конденсации чистого водяного пара, поэтому в конденсат начинает выпадать концентрированная серная кислота. Для конденсации серной кислоты из продуктов сгорания на стенки цилиндра необходимо, чтобы температура точки росы двухкомпонентной смеси НгО и H2S04 превышала температуру рабочей поверхности втулки. Такие условия существуют. Так, при содержании в дизельном топливе 0,09% S, давлении вспышки 6 МПа и коэффициенте избытка воздуха 2 температура точки росы смеси при положении поршня в верхней мертвой точке (ВМТ) составляет 245°С, а в среднем положении поршня 215°С. Между тем в ряде судовых двухтактных дизелей температура стенки цилиндровой втулки при положении поршня в ВМТ составляет 130—140°С. В таких двигателях можно ожидать примерно одинакового износа на всей верхней рабочей половине втулки. Когда температура рабочей поверхности в верхней части втулки превышает 200°С, наибольшему коррозионному воздействию подвергается средняя часть втулки — в местах выпускных и продувочных окон. Максимальный износ наблюдается в средней части гильзы. Некоторого снижения интенсивности изнашивания можно достичь повышением температуры стенок втулок, регулируя поступление охлаждающей воды, но кардинальным решением является нейтрализация выпавших на стенки кислот с помощью щелочных добавок в смазочное масло. Коррозия может стать составной частью процесса изнашивания двигателей внутреннего сгорания независимо от рабочего процесса в них. Так, при сгорании бензина помимо водяных паров образуются двуокись углерода, небольшое количество окислов серы из органических сернистых соединений в составе топлива, а также окись азота в очень малых количествах и др. В итоге взаимодействия с водяными парами эти продукты образуют кислоту — угольную, сернистую, серную, азотистую и азотную и др., которые в основном удаляются из цилиндра с отработанными газами. При пониженной температуре стенок цилиндра кислоты легко конденсируются, повышая интенсивность изнашивания стенок и поршневых колец, усиливая коррозию поршня, бобышек и поршневого пальца. Испытания двигателя без регулирования температуры в системе охлаждения и такого же двигателя с термостатом показали, что износ деталей второго двигателя составлял Уз—у4 износа первого. На поверхностях трения зеркала цилиндров двигателей внутреннего сгорания могут и не наблюдаться какие-либо специфические признаки коррозионно-механического изнашивания, поверхности трения могут иметь блеск и малую шероховатость. 2. Проблема коррозии подшипников возникла после внедрения в быстроходные двигатели внутреннего сгорания антифрикционных свинцовых, медно-свинцовых и кадмиевых сплавов. Все антифрикционые сплавы в какой-то мере корродируют под воздействием органических кислот, содержащихся в маслах или образующихся в них во время работы. Масла, окисляясь, дают перекиси, которые вызывают реакции, заканчивающиеся образованием органических кислот. Воздействию последних слабо подвержены оловянные баббиты, сильнее реагируют свинцово-мышьяковистые сплавы и свинцовый баббит. Поданным Б.В.Лосикова, коррозионная стойкость медно-свинцовых, свинцово-щелочных и кадмиево-серебряных сплавов в 500—1700 раз ниже, чем оловянных баббитов. Процесс разрушения медно-свинцовых сплавов имеет следующие стадии: появление черных точек, концентрация их на отдельных участках поверхности, образование мелких каверн с пористой поверхностью, появление трещин между отдельными кавернами и выкрашивание антифрикционного слоя по этим трещинам. Последовательное разрушение свинцово-щелочного сплава происходит следующим образом: вначале на гладкой блестящей поверхности появляются матовые шероховатые на ощупь пятна, представляющие собой скопления тончайших каналов, уходящих в глубь заливки на всю ее толщину; образование раковин в местах пятен; появление трещин между раковинами и выкрашивание заливки по линии трещин (рис. 4.10). Органические кислоты со свинцом образуют свинцовые мыла, которые уносятся протекающим маслом; вымывание свинцовой составляющей сплава резко снижает его механическую прочность. Характерно, что в то время, как на нагруженной стороне подшипников вкладыши подвергаются интенсивному разрушению, вкладыши ненагруженной стороны очень медленно или вовсе не разрушаются. Таким образом, нагружение вкладыша значительно ускоряет процесс разрушения.
Рис. 4.10. Сечение поврежденной коррозией поверхности подшипника из свинцовой бронзы (ХЗО)
Проблема защиты от коррозии свинцовых, медно-свинцовых и кадмиевых сплавов была решена при использовании антикоррозионных присадок к маслу. Эти присадки представляют собой органические вещества, содержащие серу и фосфор. Пассивация поверхности подшипника происходит в результате образования на ней защитной пленки, ближайшие к металлу слои которой связаны с ним химически, а последующие слои удерживаются силами физической адсорбции. Пленка срабатывается и восстанавливается. 3. Центробежные насосы перекачивают морскую, речную или из скважин воду с различным содержанием солей и взвешенных частиц. В ходе технологического процесса на предприятиях пищевой, химической и других отраслей промышленности насосы перекачивают как кислую, так и щелочную воду. Для защиты от коррозии валы центробежных водяных насосов облицовывают рубашками (защитными втулками) из бронзы, стали или чугуна, работающими в паре трения с сальниковой набивкой. Если материал защитных втулок не способен образовать прочные пленки, то изнашивание будет коррозионно-механическим, а интенсивность его при прочих равных условиях зависит от агрессивности перекачиваемых вод. 4. Коррозионно-механическому изнашиванию особого вида подвержены рабочие органы машин по переработке сырья, содержащего жирные кислоты. К таким машинам относятся, например, шнек-прессы для производства растительного масла, машины для резания, дробления, размалывания и перемешивания сырья на мясокомбинатах. На эту разновидность изнашивания первым обратил внимание Г. А. Прейс [33]. Жирные кислоты являются поверхностно-активными веществами; из них олеиновая и стеариновая, входящие в большом количестве в состав растительных масел и животных жиров, проявляют высокую активность. Адсорбируясь и проникая в микро-и субмикротрещины металлической поверхности, в особенности при наличии в ней напряжения растяжения, поверхностно-активные вещества размягчают поверхность, облегчают пластическое течение в тончайшем поверхностном слое, что может повлечь разупрочнение и разрывы под действием сил трения. Такой процесс усиливается коррозионным действием кислот. Подобные примеры имеют место в оборудовании торфодобывающей, угольной, химической промышленности.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.192.113 (0.014 с.) |