Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос: Аудит субъектов малого предпринимательства

Поиск

Субъекты малого предпринимательства — коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия государства, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

ü в промышленности — 100 человек;

ü в строительстве — 100 человек;

ü на транспорте — 100 человек;

ü в сельском хозяйстве — 60 человек;

ü в научно-технической сфере — 60 человек;

ü в оптовой торговле — 50 человек;

ü в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;

ü в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понима­ются также физические лица, занимающиеся предпри­нимательской деятельностью без образования юриди­ческого лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого в годовых объемах оборота или прибыли является наибольшей.

На стадии предварительного планирования сотрудни­кам аудиторской организации следует ознакомиться с системами бухгалтерского учета и внутреннего кон­троля экономического субъекта. В случае если из-за недо­статков этих систем, связанных с особенностями малых эко­номических субъектов, получение надлежащих аудиторских доказательств, необходимых для подготовки полноценного аудиторского заключения, не представляется возможным, аудиторской организации целесообразно отказаться от ра­боты с данным экономическим субъектом. Если соответству­ющие обстоятельства стали ясными сотрудникам аудитор­ской организации уже в ходе проведения аудита, необходимо приостановить работу с этим экономическим субъектом либо подготовить по результатам аудита аудиторское заключение, Пличное от, безусловно, положительного.

Перед началом аудиторской проверки малого эконо­мического субъекта особенно важно согласовать в договоре или письме-обязательстве условия проведения аудита права и обязанности аудиторской организации и экономического субъекта. Рекомендуется привлечь внима­ние руководителей экономического субъекта к тому, что ответственность за подготовку, составление и своевремен­ное представление достоверной бухгалтерской отчетности несут именно они. Аудиторская организация в свою очередь несет ответственность за формирование и выражение про­фессионального мнения о достоверности бухгалтерской от­четности экономического субъекта во всех существенных отношениях. Как и при аудиторской проверке любых эко­номических субъектов, в ходе аудита малых экономических субъектов следует тщательно планировать работу, ана­лизировать специфику деятельности данного субъекта, изучать системы бухгалтерского учета и внутреннего конт­роля.

Сотрудникам аудиторской организации необходимо оце­нить, позволяют ли системы бухгалтерского учета и внутрен­него контроля собрать аудиторские доказательства, необхо­димые для подготовки мнения аудитора.

В ходе аудита рекомендуется исходить из оценки надежности средств внутреннего контроля как низкой, если нет явных доказательств противоположного. Со­трудникам аудиторской организации рекомендуется в мень­шей мере полагаться на средства контроля подлежащего проверке малого экономического субъекта, а в качестве ос­новного способа сбора аудиторских доказательств исполь­зовать аудиторские процедуры по существу.

На основе оценки внутрихозяйственного риска и риска средств контроля аудиторская организация определяет до­пустимый риск необнаружения. Для субъектов малого пред­принимательства значение подобного риска обычно ниже, чем для средних и крупных экономических субъектов. Исхо­дя из задачи минимизации риска необнаружения аудиторской организации рекомендуется предусмотреть необходимое увеличение объема аудиторских выборок.

В ходе аудита малых экономических субъектов аудитор­ским организациям следует применять Правила (стан­дарты) аудиторской деятельности в полном объеме, Вместе с тем для малых экономических субъектов характе-рен ряд специфических особенностей, которые оказывают влияние на порядок проведения аудита таких субъектов. Данные особенности бывают вызваны следующими факторами:

– ограничением или отсутствием разделения полномо чий сотрудников, отвечающих за ведение учета и под готовку отчетности;

– преобладающим влиянием владельца и (или) единона-чального руководителя на все стороны деятельности такого экономического субъекта.

Во время аудита малых экономических субъектов особое внимание необходимо уделить следующим потенциальным факторам риска:

– учетные записи могут вестись нерегулярно, без по­следовательного соблюдения формальных требова­ний, могут не отражать реального положения дел, что повышает риск искажений бухгалтерской отчетности;

– руководители экономического субъекта могут оши­бочно предполагать, что в ходе аудита, предусматри­вающего выдачу аудиторского заключения, аудитор­ская организация дополнительно окажет услуги по восстановлению учета, исправлению допущенных ошибок, подготовке бухгалтерской отчетности;

– вследствие меньшего, чем в иных экономических субъектах, количества учетных работников по объек­тивным причинам невозможно обеспечить надлежа­щее разделение их ответственности и полномочий;

– в условиях малых экономических субъектов возмож­на ситуация, когда сотрудники, ведущие бухгалтер­ский учет, одновременно имеют доступ к таким акти­вам экономического субъекта, которые легко могут быть сокрыты, изъяты или реализованы, что может способствовать возникновению злоупотреблений;

– если малый экономический субъект осуществляет большое количество операций за наличные деньги, возможна ситуация, когда выручка не фиксируется или занижается (с целью нарушения требовании на­логового законодательства), а расходы завышаются (с целью провести как производственные затраты средства, направленные на личное потребление ру­ководящих работников);

– при ограниченном числе сотрудников, ведущих бух­галтерский учет, затруднены или невозможны регуляр­ные взаимные сверки учетных данных, что повышает риск возникновения ошибок и искажений бухгалтер­ской отчетности.

В ходе сбора и оценки информации о малом экономи­ческом субъекте аудиторской организации необходи­мо учитывать специфику нормативной базы таких субъектов, в том числе:

– упрощенный порядок регистрации, лицензирования и сертификации деятельности субъектов малого пред­принимательства;

– упрощенный порядок представления государствен­ной статистической и бухгалтерской отчетности;

– допустимость использования (при соблюдении необ­ходимых условий) субъектами малого предпринима­тельства самостоятельно разработанных форм для документирования хозяйственных операций и пред­ставления форм бухгалтерской отчетности на блан­ках, изготовленных самостоятельно;

– меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, влияющие на их финансово-хозяйственную деятельность;

– влияние особенностей регионального и местного за­конодательства на функционирование малых эконо­мических субъектов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.177 (0.006 с.)