Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос: Экономическая сущность аудита↑ Стр 1 из 36Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ С.В. Иевлева ОСНОВЫ АУДИТА Учебное пособие Руководство по изучению дисциплины Сыктывкар 2008 Содержание
ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АУДИТА. 5 1 вопрос: Понятие аудита. 5 2 вопрос: Возникновение аудита. 5 3 вопрос: Экономическая сущность аудита. 6 4 вопрос: Государственный финансовый контроль. 7 5 вопрос: Цель аудита. 9 6 вопрос: Задачи аудита. 10 7 вопрос: Пользователи результатов аудиторской проверки. 11 8 вопрос: Необходимость аудита. 13 9 вопрос: Основные принципы проведения аудита. 14 10 вопрос: Этика аудита. 15 11 вопрос: Виды аудита. 17 12 вопрос: Сопутствующие аудиту услуги. 21 13 вопрос: Правовые последствия оказания отдельных видов сопутствующих аудиту услуг 23
ТЕМА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ. 24 1 вопрос: Система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности 24 2 вопрос: Стандартизация аудиторской деятельности. 25 3 вопрос: Федеральные ПСАД.. 26 4 вопрос: Внутренние ПСАД.. 27 5 вопрос: Международные стандарты аудита. 28 6 вопрос: Органы, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации 28 7 вопрос: Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе 30 8 вопрос: Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения. 30 9 вопрос: Субъекты аудиторской деятельности. 31 10 вопрос: Права и обязанности субъектов аудиторской деятельности. 33 11 вопрос: Объекты аудиторской деятельности. 34 12 вопрос: Права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг. 35 13 вопрос: Независимость субъектов аудиторской деятельности. 36 14 вопрос: Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности. 38 15 вопрос: Повышение квалификации аттестованных аудиторов. 40 16 вопрос: Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора 40 17 вопрос: Лицензирование аудиторской деятельности. 41 18 вопрос: Контроль качества работы субъектов аудиторской деятельности. 44 19 вопрос: Аудиторская тайна. 45 20 вопрос: Обязательный аудит. 46
21 вопрос: Правовые ограничения на проведение обязательного аудита. 47 22 вопрос: Аудиторское заключение. 48 23 вопрос: Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите 49
ТЕМА 3. НАЧАЛЬНАЯ СТАДИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ. 51 1 вопрос: Договорная работа в аудите. 51 2 вопрос: Письмо-обязательство субъекта аудиторской деятельности о согласии на проведение аудита. 51 3 вопрос: Договор на проведение аудиторской проверки (оказание сопутствующих услуг 52 4 вопрос: Понимание деятельности экономического субъекта. 53 5 вопрос: Оценка стоимости и форма оплаты аудиторских услуг. 53
ТЕМА 4. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ. 55 1 вопрос: Сущность аудиторской проверки. 55 2 вопрос: Планирование аудита. 55 3 вопрос: Существенность в аудите. 56 4 вопрос: Аудиторский риск. 57 5 вопрос: Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. 59 6 вопрос: Получение аудиторских доказательств. 60 7 вопрос: Аудиторские процедуры.. 62 8 вопрос: Использование работы эксперта. 64 9 вопрос: Аудиторская выборка. 65 10 вопрос: Оценка последствий выявленных искажений. 66 11 вопрос: Документирование аудита. 68 12 вопрос: Подготовка выводов, формирование и выражение мнения о достоверности отчетности. 70
ТЕМА 5. ФОРМА, СОДЕРЖАНИЕ, ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. 72 1 вопрос: Основные элементы аудиторского заключения. 72 2 вопрос: Реквизитная часть аудиторского заключения. 73 3 вопрос: Вводная часть аудиторского заключения. 73 4 вопрос: Часть, описывающая объем аудита. 74 5 вопрос: Часть, содержащая аудиторское мнение. 76 6 вопрос: Оформление аудиторского заключения. 76 7 вопрос: Типы аудиторского заключения. 77 8 вопрос: Аудиторское заключение с выражением безоговорочно положительного мнения 78 9 вопрос: Модифицированное аудиторское заключение. 80 10 вопрос: Отказ от выражения мнения. 83 11 вопрос: Выражение отрицательного мнения. 84
ТЕМА 6: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ СОСТОЯНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА.. 85 1 вопрос: Аудит учредительных документов и уставного капитала. 85 2 вопрос: Аудит системы управления организации. 87 3 вопрос: Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики. 89 4 вопрос: Виды типичных ошибок при составлении бухгалтерской отчетности, выявляемых аудиторскими проверками. 91 5 вопрос: Аудит кассовых операций. 93 6 вопрос: Аудит операций с ценными бумагами и финансовых вложений. 95 7 вопрос: Аудит расчетов с подотчетными лицами. 97 8 вопрос: Аудит расчетов по оплате труда. 100 9 вопрос: Аудит расчетов с покупателями и поставщиками. 102 10 вопрос: Основные направления аудиторской проверки дебиторской и кредиторской задолженности. 104 11 вопрос: Аудит кредитных операций. 105 12 вопрос: Аудит операций с основными средствами. 107 13 вопрос: Аудит операций с нематериальными активами. 110 14 вопрос: Аудит организации бухгалтерского учета и исчисления себестоимости продукции 112 15 вопрос: Аудит издержек производства. 114 16 вопрос: Аудит финансовых результатов. 116 17 вопрос: Оценка финансового состояния, платежеспособности и кредитоспособности 118
ТЕМА 7: АУДИТ ОРГАНИЗАЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ 121 1 вопрос: Аудит пенсионного фонда РФ.. 121 2 вопрос: Аудит негосударственных пенсионных фондов. 123 3 вопрос: Аудит федерального фонда обязательного медицинского страхования. 125 4 вопрос: Аудит фонда социального страхования. 126 5 вопрос: Аудит акционерного общества. 128 6 вопрос: Аудит общества с ограниченной ответственностью.. 129 7 вопрос: Аудит производственных кооперативов. 131 8 вопрос: Аудит субъектов малого предпринимательства. 133 9 вопрос: Аудит организаций жилищно-коммунального хозяйства. 137 10 вопрос: Правила отбора аудиторских организаций для осуществления аудита государственных и муниципальных унитарных предприятий. 139
РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ.. 141 Цели, задачи изучения дисциплины.. 141 Тематический план. 143 Содержание дисциплины.. 144
Раздел I. Теоретические основы аудита. 144 Тема 1. История возникновения аудита. 144 Тема 2. Понятие, цели и задачи аудиторской деятельности. 145 Тема 3. Основные принципы проведения аудита и его необходимость. 145 Тема 4. Сопутствующие аудиту услуги. 146 Раздел II. Регулирование аудиторской деятельности в РФ. 146 Тема 1. Нормативно – правовое регулирование аудиторской деятельности. 146 Тема 2. Стандарты аудиторской деятельности. 147 Тема 3. Субъекты аудиторской деятельности и контроль качества их работы. 148 Тема 4. Профессиональная этика аудита. Аттестация аудиторов. 149 Раздел III. Организация аудиторской деятельности. 150 Тема 1. Начальная стадия аудиторской проверки. 150 Тема 2. Методика проведения аудиторской проверки. 151 Тема 3. Форма, содержание, порядок представления аудиторского заключения. 152 Тема 4. Особенности технологии аудиторских проверок в организациях разных отраслей, организационно-производственной структуры и правовых форм. 153 Тема 5. Роль финансового анализа в аудиторской деятельности. 153 Тема 6. Современные информационные технологии и аудит. 154 Список используемой литературы.. 155 Вопросы к зачету. 156
Вопрос: Понятие аудита Комитет по аудиторской практике, международная организация, координирующая и контролирующая аудиторскую деятельность с 1976 по 1991 г., предложил следующее определение понятия аудита: аудит - это независимое рассмотрение специально назначенным аудитором финансовых отчетов предприятия и выражение мнения о них при соблюдении правил, установленных законом. В Российской Федерации применяется понятие аудита, установленное Федеральным законом от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»: аудит (аудиторская деятельность) - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - аудируемые лица). Аудиторская деятельность является предпринимательской в значении, используемом в Гражданском кодексе РФ, с учетом правовых ограничений, установленных в отношении данного вида деятельности федеральным законодательством. В современных экономических отношениях аудит рассматривается как элемент рыночной инфраструктуры общества. Аудиторская деятельность направлена на удовлетворение потребностей конкретных лиц, общества, государства в достоверной информации о финансовом состоянии экономических субъектов. Аудит может проводиться исключительно субъектами предпринимательской деятельности, то есть юридическими лицами (организациями) либо физическими лицами (гражданами) - индивидуальными предпринимателями. Предметом аудиторской деятельности является возмездное оказание, услуг. Аудит оплачивается не лицами, заинтересованными в информации об экономическом субъекте, а самим проверяемым экономическим субъектом.
2 вопрос: Возникновение аудита Страной возникновения аудита считается Великобритания, где в 1844 г. выходит серия законов о компаниях, согласно которым правлениям акционерных компаний не реже одного раза в год разрешалось приглашать специалиста для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами. Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением экономическим субъектом (администрация предприятия), и тех, кто вкладывает в деятельность экономического субъекта личное имущество (собственники, акционеры, инвесторы). Администрация создает финансовую отчетность экономического субъекта, а лица, имеющие имущественные интересы в деятельности экономического субъекта, заинтересованы в достоверной финансовой информации об экономическом субъекте, так как рискуют вложенным имуществом. Лица, заинтересованные в финансовой информации об экономическом субъекте, являются пользователями финансовой отчетности, созданной администрацией, но не могут самостоятельно убедиться, достоверна ли отчетность, поэтому считают целесообразным прибегнуть к услугам специально приглашенных лиц, которым можно доверять - аудиторов. Главные требования к аудитору - безупречная честность, независимость, должная профессиональная подготовка. ВРоссии институт аудиторов в современном понимании возник в начале ХХ века и просуществовал до конца 20-х годов. Аудитор именовался присяжным бухгалтером. Вновь институт аудиторов возник в СССР в конце 80-х годов в связи с образованием совместных предприятий. Первым актом нормативно-правового регулирования аудита в Российской Федерации стал Указ Президента РФ от 22.12.1993 г. № 2263 «Об аудиторской деятельности». Вступлением в силу Федерального закона от 07.08.2001 г. №Ц9-ФЯ «Об аудиторской деятельности» ознаменовано начало современного этапа развития аудиторской деятельности. Вопрос: Цель аудита Цель аудита - выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации во всех существенных отношениях. Под достоверностью финансовой (бухгалтерской) отчетности в существенных отношениях понимается такая степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности экономического субъекта и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. В отечественном аудите под финансовой (бухгалтерской) отчетностью, понимаются документы бухгалтерской отчетности, признаваемые таковыми на основании Федерального закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а именно: 1. бухгалтерский баланс; 2. отчет о прибылях и убытках; 3. приложения к балансу и отчету о прибылях и убытках, предусмотренные нормативными актами; 4. пояснительная записка. Аудиторское заключение признается неотъемлемой частью бухгалтерской отчетности лишь в случаях, когда обязательность аудиторской проверки в отношении конкретного экономического субъекта предусмотрена федеральным законодательством. Налоговые декларации не относятся к документам бухгалтерской отчетности, поскольку предназначены исключительно для целей налогового контроля и не содержат сведений о финансовом состоянии экономического субъекта. Так, например, экономический субъект, обладающий признаками банкротства, может иметь значительные обороты по операциям, облагаемым тем или иным налогом. В свою очередь экономический субъект, обладающий устойчивым финансовым положением, может иметь незначительные налогооблагаемые обороты. Цель аудита считается достигнутой, если мнение аудитора содержит объективную оценку достоверности, полноты, точности отражения в отчетности активов, обязательств, собственных средств, финансовых результатов деятельности экономического субъекта за определенный период, проверка соответствия принятой учетной политики нормативным актам. Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности содержит следующие разъяснения по поводу цели аудита: 1. несмотря на то, что мнение аудитора может способствовать росту доверия к финансовой (бухгалтерской) отчетности, пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности дел руководства данного лица. 2. аудитор не дает оценку соблюдения интересов собственников (акционеров, участников) и эффективности отдельных операций аудируемого лица. 3. аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности не освобождает руководство аудируемого лица от ответственности за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности. Вопрос: Задачи аудита Для достижения цели аудита устанавливаются правильность составления бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, достоверность пояснений к ним. При этом устанавливается: - полнота отражения активов и пассивов; - полнота использования в отчете финансово-хозяйственной документации; - наличие либо отсутствие отклонений фактической методики оценки активов от принятой в утвержденной учетной практике. Для установления правильности расчета балансовой прибыли проверяется отчет о прибылях и убытках. По налогам, исчисляемым непосредственно на основании данных бухгалтерского учета, устанавливается соответствие показателей бухгалтерской документации содержанию соответствующих налоговых деклараций. Введение в действие с 01.01.2002 г. главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации поставило отдельной задачей аудита установление преемственности документов бухгалтерского учета и документов налогового учета, имеющих своим предназначением исчисление налоговой базы по налогу на прибыль. Для предоставления обоснованного мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом аудитор должен составить обоснованное мнение по следующим ключевым вопросам: 1. общая приемлемость отчетности - соответствует ли в целом отчетность совокупности предъявляемых к ней требований, не содержит ли противоречивой информации; 2. обоснованность - существуют ли основания для включения в отчетность отраженных в ней сумм; 3. законченность - отражены ли в отчетности все надлежащие суммы, все ли активы и пассивы принадлежат экономическому субъекту; 4. оценка - все ли статьи оценены правильно, подсчитаны ли безошибочно; 5. классификация - обосновано ли отнесение конкретных сумм на тот счет, в которых они отражены; 6. разделение - отнесены ли финансово-хозяйственные операции, проведенные незадолго до даты составления баланса или непосредственно после нее, именно к периоду, в котором они были проведены; 7. аккуратность - соответствуют ли суммы отдельных операций данным, представленным в регистрах аналитического учета, данным, представленным в регистрах синтетического учета, оборотно - сальдовой ведомости, главной книге; 8. раскрытие - все ли статьи занесены в финансовую (бухгалтерскую) отчетность, правильно ли отражены в отчетных документах и соответствующих приложениях к ним. Вопрос: Виды аудита В практике аудиторской деятельности различают внутренний и внешний аудит. Внутренний аудит проводится штатными аудиторами. работниками предприятия, непосредственно подчиняющими ся руководителю предприятия. Главная задача внутреннего аудита - осуществление постоянного контроля за расхода ми на предприятии и выработка мер по их снижению В связи с тем что на крупных предприятиях руководство предприятия не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур возникла потребность во внутреннем аудите. Такая проверка дает информацию об этой деятельности, а также подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Его необходимость заключается в том, чтобы предотвращать потери ресурсов и осуществлять необходимые изменения внутри предприятия. При бухгалтериях крупных предприятий существуют определенные ревизорские группы, они выполняют функции внутренних аудиторов и подчиняются главному бухгалтеру ли финансовому директору. Внешний аудит проводится аудиторской фирмой (аудитором) на договорной основе с экономическим субъектом с целью объективной оценки достоверности состояния бухгалтерского учета и отчетности, а также подготовки рекомендаций по улучшению финансового положения предприятия, повышению эффективности его деятельности, изысканию неиспользованных резервов производства. Исполнители внешних аудиторских услуг — аудиторские фирмы, которые, кроме аудита, оказывают клиенту широкий спектр иных услуг. В соответствии с международной практикой внешними (независимыми) аудиторами могут быть: – присяжные бухгалтеры (Великобритания) или дипломированные общественные бухгалтеры (США), именуемые аудиторами и являющиеся независимыми подрядчиками по отношению к клиентам; – аудиторы государственных учреждений, которые отчитываются перед законодательными или государственными органами о своих различных организационных проверках. Внутренний и внешний аудит имеют много общего, но есть и различия, помогающие определить, чем отличается ревизия от аудита. В основном различия сводятся к следующему. 1. Внутренний аудит осуществляется специалистами, работающими на предприятии. Основная задача — удовлетворение требований руководства последнего. Ориентация работы на отношения по функциональному и линейному управлению всем предприятием. Аудит прямо связан с текущим обеспечением сохранности активов, контролем постановки и организации материальной ответственности, выявлением и ликвидацией задолженности по недостачам, растратам и хищениям. Внутренний аудит должен быть независимым от ревизуемых объектов лишь организационно. В целом он удовлетворяет требования руководства предприятия и получает от него заработную плату для аудиторов, т.е. зависит материально.I Внутренний аудит — часть внутрихозяйственного контроля, который должен быть непрерывным. 2. Внешний аудит осуществляется профессионалами, не работающими на предприятии. Главная задача — высказать свое мнение для нужд третьей стороны: инвесторов, акционеров, банков и др. Аудит ориентирован на важнейшие позиции отчетности и источники доходов в применении необходимых группировок по видам ресурсов и однотипным операциям. Связан с выявлением фактов мошенничества и хищений, контролем за постановкой материальной ответственности не прямо, а случайно, т.е. возникает в тех случаях, когда их результатом являются приписки и иные искажения отчетности. Внешний аудит должен быть независим от клиента и организационно, и материально. Является периодическим и существляется примерно с годовым интервалом. Также в теории и практике аудиторской деятельности используется следующая классификация видов аудита:
Представленная классификация является достаточно условной. В нормативных актах, регулирующих аудиторскую деятельность, используются принципы классификации видов аудита по отношению к пользователям информации, по отношению к требованиям законодательства, по объектам аудита. В подзаконных нормативных актах, регулирующие отдельные вопросы предпринимательской деятельности, может быть предусмотрено представление аудиторского заключения в качестве необходимого условия для рассмотрения компетентным органом вопроса о предоставлении экономическому субъекту права на ведение конкретного вида деятельности. К подобным видам деятельности относятся проведение лотерей, приобретение долей в уставном капитале кредитных организаций, участие в инвестиционных проектах. Вопрос: Федеральные ПСАД Федеральные ПСАД утверждаются Правительством РФ, общеобязательны, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер. Субъекты аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с Федеральными ПСАД. По состоянию на 01.09.2003 г. действуют одиннадцать федеральных ПСАД: 1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности. 2. Документирование аудита. 3. Планирование аудита. 4. Существенность в аудите. 5. Аудиторские доказательства. 6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности. 7. Внутренний контроль качества аудита. 8. Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом. 9. Аффилированные лица. 10. События после отчетной даты. 11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица: Федеральные ПСАД М» 1-6 утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696. Федеральные ПСАД №№ 7-11 утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 г. № 405 в качестве дополнений, вносимых в федеральные ПСАД, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696. Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 г. № 80 определено, что до утверждения Правительством РФ федеральных ПСАД субъектам аудиторской деятельности надлежит руководствоваться ПСАД, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации до вступления в силу Федерального закона «Об аудиторской деятельности», в части, не противоречащей указанному закону.
Вопрос: Внутренние ПСАД Внутренние ПСАД действуют в профессиональных аудиторских объединениях, аудиторских организациях, применяются индивидуальными аудиторами. Внутренние ПСАД не могут противоречить федеральным ПСАД, требования внутренних ПСАД не могут быть ниже требований федеральных ПС АД. Установление внутренних ПСАД является правом субъектов аудиторской деятельности, но не обязанностью. Внутренними стандартами являются документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые субъектом аудиторской деятельности с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности требованиям федеральных ПСАД. Субъект аудиторской деятельности формирует пакет внутренних стандартов, отражающих ее собственный подход к проводимым проверкам и составляемым заключениям, исходя из общеустановленных принципов организации и проведения аудита. Наличие пакетов внутренних стандартов, их методологического сопровождения является показателем профессионального уровня субъекта аудиторской деятельности. Внутренние стандарты являются частью организационно-распорядительной документации и системы внутреннего контроля субъекта аудиторской деятельности. Они предназначаются для должностных лиц субъекта аудиторской деятельности, следовательно, должны быть предельно конкретны и достаточны для выполнения работы на определенном участке деятельности. Внутренние ПСАД объединяются в группы по назначению: 1. Общие положения по аудиту. 2. Порядок проведения аудита. 3. Порядок формирования выводов и заключений аудиторов. 4. Специализированные стандарты. 5. Порядок оказания сопутствующих услуг. 6. Стандарты по образованию и подготовке кадров.
Вопрос: Аудиторская тайна Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги; обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составяляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством. Уполномоченный федеральный орган и иные лица, получившие доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, обязаны сохранять конфиденциальность в отношении таких сведений. В случае разглашения сведений, составляющий аудиторскую тайну, аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также субъекты аудиторской деятельности вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков. Находящиеся в распоряжении субъекта аудиторской деятельности документы, содержащие сведения, составляющие аудиторскую тайну, предоставляются исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти Российской Федерации. Поскольку Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» не содержит критериев отнесения сведений к аудиторской тайне, принцип сохранения аудиторской тайны применим лишь к сведениям, содержащим коммерческую тайну объекта аудита, по аналогии закона. Не могут составлять аудиторскую тайну сведения, содержащиеся в бухгалтерской отчетности, ввиду публичности данной отчетности. Равным образом, не могут составлять аудиторскую тайну сведения, поименованные в Постановлении Правительства РСФСР от 05.12.1991 г. №35 UO перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну». Вопрос: Обязательный аудит Обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» обязательный 1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества; 2) организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц; 3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год прёвышает в 500 тысяч раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда; 4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют стоимостным критериям обязательности аудита организаций или индивидуальных предпринимателей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта РФ финансовые показатели могут быть понижены. 5) обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен иными федеральными законами. К иным федеральным законам, предусматривающим обязательный аудит в отношении отдельных видов экономических субъектов, относятся: – Федеральный закон от 08.12.1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» – Федеральный закон от 30.11.1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах». – Федеральный закон от 15.06.1996 г. № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья». – Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий». Вопрос: Планирование аудита Планирование - разработка общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру проверки, срокам, объему аудиторских процедур. Цель планирования - уделение необходимого внимания важным областям проверки, проведение работы с оптимальными затратами, обеспечение своевременности выполнения и качества работы. Основными принципами планирования являются комплексность, непрерывность, оптимальность. Комплексность - обеспечение взаимосвязанности и согласованности всех этапов планирования - от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита. Непрерывность - установление сопряженных заданий непосредственным исполнителям, увязка этапов планирования по срокам и смежным хозяйствующим субъектам (филиалам, представительствам, дочерним организациям). При планировании на длительный период необходимо своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений и результатов промежуточных проверок. Оптимальность - обеспечение вариантности планирования для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита применительно к критериям, заданным самим субъектом аудиторской деятельности. Итоговые документы планирования: общий план аудита, программа аудита. Общий план аудита - логическое описание предполагаемого объема и характера проведения аудита, особенностей аудируемого лица, специфики проверки, используемых в процессе аудита методов и технических приемов. Программа аудита - документ, определяющий характер, временные рамки, объем запланированных аудиторских процедур. Программа является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. На стадии планирования необходимо принимать во внимание существенность и аудиторский риск.
Вопрос: Аудиторский риск Аудиторский риск - субъективно определяемая аудитором вероятность признать по итогам проверки, что отчетность может содержать невыявленные существенные искажения после признания ее достоверное или признать, что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в отчетности нет. Аудиторский риск включает 3 компонента: внутрихозяйственный риск, риск системы внутреннего контроля, риск необнаружения. Внутрихозяйственный риск - субъективно определяемая вероятность, появления существенных искажений до их выявления системой внутреннего контроля или при д
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.124 (0.015 с.) |