ТОП 10:

Вопрос: Экономическая сущность аудита



СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

С.В. Иевлева

ОСНОВЫ АУДИТА

Учебное пособие

Руководство по изучению дисциплины

Сыктывкар 2008

Содержание

 

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АУДИТА. 5

1 вопрос: Понятие аудита. 5

2 вопрос: Возникновение аудита. 5

3 вопрос: Экономическая сущность аудита. 6

4 вопрос: Государственный финансовый контроль. 7

5 вопрос: Цель аудита. 9

6 вопрос: Задачи аудита. 10

7 вопрос: Пользователи результатов аудиторской проверки. 11

8 вопрос: Необходимость аудита. 13

9 вопрос: Основные принципы проведения аудита. 14

10 вопрос: Этика аудита. 15

11 вопрос: Виды аудита. 17

12 вопрос: Сопутствующие аудиту услуги. 21

13 вопрос: Правовые последствия оказания отдельных видов сопутствующих аудиту услуг 23

 

ТЕМА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ. 24

1 вопрос: Система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности 24

2 вопрос: Стандартизация аудиторской деятельности. 25

3 вопрос: Федеральные ПСАД.. 26

4 вопрос: Внутренние ПСАД.. 27

5 вопрос: Международные стандарты аудита. 28

6 вопрос: Органы, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации 28

7 вопрос: Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе 30

8 вопрос: Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения. 30

9 вопрос: Субъекты аудиторской деятельности. 31

10 вопрос: Права и обязанности субъектов аудиторской деятельности. 33

11 вопрос: Объекты аудиторской деятельности. 34

12 вопрос: Права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг. 35

13 вопрос: Независимость субъектов аудиторской деятельности. 36

14 вопрос: Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности. 38

15 вопрос: Повышение квалификации аттестованных аудиторов. 40

16 вопрос: Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора 40

17 вопрос: Лицензирование аудиторской деятельности. 41

18 вопрос: Контроль качества работы субъектов аудиторской деятельности. 44

19 вопрос: Аудиторская тайна. 45

20 вопрос: Обязательный аудит. 46

 

21 вопрос: Правовые ограничения на проведение обязательного аудита. 47

22 вопрос: Аудиторское заключение. 48

23 вопрос: Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите 49

 

ТЕМА 3. НАЧАЛЬНАЯ СТАДИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ. 51

1 вопрос: Договорная работа в аудите. 51

2 вопрос: Письмо-обязательство субъекта аудиторской деятельности о согласии на проведение аудита. 51

3 вопрос: Договор на проведение аудиторской проверки (оказание сопутствующих услуг 52

4 вопрос: Понимание деятельности экономического субъекта. 53

5 вопрос: Оценка стоимости и форма оплаты аудиторских услуг. 53

 

ТЕМА 4. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ. 55

1 вопрос: Сущность аудиторской проверки. 55

2 вопрос: Планирование аудита. 55

3 вопрос: Существенность в аудите. 56

4 вопрос: Аудиторский риск. 57

5 вопрос: Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. 59

6 вопрос: Получение аудиторских доказательств. 60

7 вопрос: Аудиторские процедуры.. 62

8 вопрос: Использование работы эксперта. 64

9 вопрос: Аудиторская выборка. 65

10 вопрос: Оценка последствий выявленных искажений. 66

11 вопрос: Документирование аудита. 68

12 вопрос: Подготовка выводов, формирование и выражение мнения о достоверности отчетности. 70

 

ТЕМА 5. ФОРМА, СОДЕРЖАНИЕ, ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. 72

1 вопрос: Основные элементы аудиторского заключения. 72

2 вопрос: Реквизитная часть аудиторского заключения. 73

3 вопрос: Вводная часть аудиторского заключения. 73

4 вопрос: Часть, описывающая объем аудита. 74

5 вопрос: Часть, содержащая аудиторское мнение. 76

6 вопрос: Оформление аудиторского заключения. 76

7 вопрос: Типы аудиторского заключения. 77

8 вопрос: Аудиторское заключение с выражением безоговорочно положительного мнения 78

9 вопрос: Модифицированное аудиторское заключение. 80

10 вопрос: Отказ от выражения мнения. 83

11 вопрос: Выражение отрицательного мнения. 84

 

 

ТЕМА 6: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ СОСТОЯНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА.. 85

1 вопрос: Аудит учредительных документов и уставного капитала. 85

2 вопрос: Аудит системы управления организации. 87

3 вопрос: Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики. 89

4 вопрос: Виды типичных ошибок при составлении бухгалтерской отчетности, выявляемых аудиторскими проверками. 91

5 вопрос: Аудит кассовых операций. 93

6 вопрос: Аудит операций с ценными бумагами и финансовых вложений. 95

7 вопрос: Аудит расчетов с подотчетными лицами. 97

8 вопрос: Аудит расчетов по оплате труда. 100

9 вопрос: Аудит расчетов с покупателями и поставщиками. 102

10 вопрос: Основные направления аудиторской проверки дебиторской и кредиторской задолженности. 104

11 вопрос: Аудит кредитных операций. 105

12 вопрос: Аудит операций с основными средствами. 107

13 вопрос: Аудит операций с нематериальными активами. 110

14 вопрос: Аудит организации бухгалтерского учета и исчисления себестоимости продукции 112

15 вопрос: Аудит издержек производства. 114

16 вопрос: Аудит финансовых результатов. 116

17 вопрос: Оценка финансового состояния, платежеспособности и кредитоспособности 118

 

ТЕМА 7: АУДИТ ОРГАНИЗАЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ 121

1 вопрос: Аудит пенсионного фонда РФ.. 121

2 вопрос: Аудит негосударственных пенсионных фондов. 123

3 вопрос: Аудит федерального фонда обязательного медицинского страхования. 125

4 вопрос: Аудит фонда социального страхования. 126

5 вопрос: Аудит акционерного общества. 128

6 вопрос: Аудит общества с ограниченной ответственностью.. 129

7 вопрос: Аудит производственных кооперативов. 131

8 вопрос: Аудит субъектов малого предпринимательства. 133

9 вопрос: Аудит организаций жилищно-коммунального хозяйства. 137

10 вопрос: Правила отбора аудиторских организаций для осуществления аудита государственных и муниципальных унитарных предприятий. 139

 

РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ.. 141

Цели, задачи изучения дисциплины.. 141

Тематический план. 143

Содержание дисциплины.. 144

 

Раздел I. Теоретические основы аудита. 144

Тема 1. История возникновения аудита. 144

Тема 2. Понятие, цели и задачи аудиторской деятельности. 145

Тема 3. Основные принципы проведения аудита и его необходимость. 145

Тема 4. Сопутствующие аудиту услуги. 146

Раздел II. Регулирование аудиторской деятельности в РФ. 146

Тема 1. Нормативно – правовое регулирование аудиторской деятельности. 146

Тема 2. Стандарты аудиторской деятельности. 147

Тема 3. Субъекты аудиторской деятельности и контроль качества их работы. 148

Тема 4. Профессиональная этика аудита. Аттестация аудиторов. 149

Раздел III. Организация аудиторской деятельности. 150

Тема 1. Начальная стадия аудиторской проверки. 150

Тема 2. Методика проведения аудиторской проверки. 151

Тема 3. Форма, содержание, порядок представления аудиторского заключения. 152

Тема 4. Особенности технологии аудиторских проверок в организациях разных отраслей, организационно-производственной структуры и правовых форм. 153

Тема 5. Роль финансового анализа в аудиторской деятельности. 153

Тема 6. Современные информационные технологии и аудит. 154

Список используемой литературы.. 155

Вопросы к зачету. 156


ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АУДИТА.

Вопрос: Понятие аудита

Комитет по аудиторской практике, международная организация, ко­ординирующая и контролирующая аудиторскую деятельность с 1976 по 1991 г., предложил следующее определение понятия аудита:

аудит - это независимое рассмотрение специально назначенным ауди­тором финансовых отчетов предприятия и выражение мнения о них при соблюдении правил, установленных законом.

В Российской Федерации применяется понятие аудита, установленное Федеральным законом от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской дея­тельности»:

аудит (аудиторская деятельность) - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - аудируемые лица).

Аудиторская деятельность является предпринимательской в зна­чении, используемом в Гражданском кодексе РФ, с учетом правовых ограничений, установленных в отношении данного вида деятельности федеральным законодательством. В современных экономических отноше­ниях аудит рассматривается как элемент рыночной инфраструктуры общества.

Аудиторская деятельность направлена на удовлетворение потребнос­тей конкретных лиц, общества, государства в достоверной информации о финансовом состоянии экономических субъектов.

Аудит может проводиться исключительно субъектами предпринима­тельской деятельности, то есть юридическими лицами (организациями) либо физическими лицами (гражданами) - индивидуальными предприни­мателями.

Предметом аудиторской деятельности является возмездное оказание, услуг. Аудит оплачивается не лицами, заинтересованными в информации об экономическом субъекте, а самим проверяемым экономическим субъектом.

 

2 вопрос: Возникновение аудита

Страной возникновения аудита считается Великобритания, где в 1844 г. выходит серия законов о компаниях, согласно которым правлениям акцио­нерных компаний не реже одного раза в год разрешалось приглашать спе­циалиста для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами. Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непо­средственно занимается управлением экономическим субъектом (админи­страция предприятия), и тех, кто вкладывает в деятельность экономичес­кого субъекта личное имущество (собственники, акционеры, инвесторы). Администрация создает финансовую отчетность экономического субъек­та, а лица, имеющие имущественные интересы в деятельности экономиче­ского субъекта, заинтересованы в достоверной финансовой информации об экономическом субъекте, так как рискуют вложенным имуществом. Лица, заинтересованные в финансовой информации об экономическом субъекте, являются пользователями финансовой отчетности, созданной администра­цией, но не могут самостоятельно убедиться, достоверна ли отчетность, по­этому считают целесообразным прибегнуть к услугам специально пригла­шенных лиц, которым можно доверять - аудиторов.

Главные требования к аудитору - безупречная честность, независи­мость, должная профессиональная подготовка.

ВРоссии институт аудиторов в современном понимании возник в начале ХХ века и просуществовал до конца 20-х годов. Аудитор именовался присяжным бухгалтером.

Вновь институт аудиторов возник в СССР в конце 80-х годов в связи с образованием совместных предприятий.

Первым актом нормативно-правового регулирования аудита в Россий­ской Федерации стал Указ Президента РФ от 22.12.1993 г. № 2263 «Об ау­диторской деятельности».

Вступлением в силу Федерального закона от 07.08.2001 г. №Ц9-ФЯ «Об аудиторской деятельности» ознаменовано начало совре­менного этапа развития аудиторской деятельности.

Вопрос: Цель аудита

Цель аудита - выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации во всех существенных отношениях.

Под достоверностью финансовой (бухгалтерской) отчетности в суще­ственных отношениях понимается такая степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности экономического субъекта и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

В отечественном аудите под финансовой (бухгалтерской) отчетностью, понимаются документы бухгалтерской отчетности, признаваемые таковыми на основании Федерального закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бух­галтерском учете», а именно:

1. бухгалтерский баланс;

2. отчет о прибылях и убытках;

3. приложения к балансу и отчету о прибылях и убытках, предусмотрен­ные нормативными актами;

4. пояснительная записка.

Аудиторское заключение признается неотъемлемой частью бухгал­терской отчетности лишь в случаях, когда обязательность аудиторской проверки в отношении конкретного экономического субъекта предусмотрена федеральным законодательством.

Налоговые декларации не относятся к документам бухгалтерской от­четности, поскольку предназначены исключительно для целей налогового контроля и не содержат сведений о финансовом состоянии экономическо­го субъекта.

Так, например, экономический субъект, обладающий признаками бан­кротства, может иметь значительные обороты по операциям, облагаемым тем или иным налогом.

В свою очередь экономический субъект, обладающий устойчивым фи­нансовым положением, может иметь незначительные налогооблагаемые обороты.

Цель аудита считается достигнутой, если мнение аудитора содержит объективную оценку достоверности, полноты, точности отражения в от­четности активов, обязательств, собственных средств, финансовых результатов деятельности экономического субъекта за определенный пери­од, проверка соответствия принятой учетной политики нормативным актам.

Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности содержит сле­дующие разъяснения по поводу цели аудита:

1. несмотря на то, что мнение аудитора может способствовать росту дове­рия к финансовой (бухгалтерской) отчетности, пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эф­фективности дел руководства данного лица.

2. аудитор не дает оценку соблюдения интересов собственников (акционеров, участников) и эффективности отдельных операций аудируемого лица.

3. аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности не освобождает руко­водство аудируемого лица от ответственности за подготовку и представ­ление финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Вопрос: Задачи аудита

Для достижения цели аудита устанавливаются правильность состав­ления бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, достовер­ность пояснений к ним. При этом устанавливается:

- полнота отражения активов и пассивов;

- полнота использования в отчете финансово-хозяйственной докумен­тации;

- наличие либо отсутствие отклонений фактической методики оценки активов от принятой в утвержденной учетной практике.

Для установления правильности расчета балансовой прибыли проверяется отчет о прибылях и убытках.

По налогам, исчисляемым непосредственно на основании данных бух­галтерского учета, устанавливается соответствие показателей бухгалтер­ской документации содержанию соответствующих налоговых деклараций.

Введение в действие с 01.01.2002 г. главы 25 «Налог на прибыль органи­заций» Налогового кодекса Российской Федерации поставило отдельной задачей аудита установление преемственности документов бухгалтерско­го учета и документов налогового учета, имеющих своим предназначени­ем исчисление налоговой базы по налогу на прибыль.

Для предоставления обоснованного мнения о достоверности финансо­вой (бухгалтерской) отчетности в целом аудитор должен составить обос­нованное мнение по следующим ключевым вопросам:

1. общая приемлемость отчетности - соответствует ли в целом отчет­ность совокупности предъявляемых к ней требований, не содержит ли противоречивой информации;

2. обоснованность - существуют ли основания для включения в отчет­ность отраженных в ней сумм;

3. законченность - отражены ли в отчетности все надлежащие суммы, все ли активы и пассивы принадлежат экономическому субъекту;

4. оценка - все ли статьи оценены правильно, подсчитаны ли безоши­бочно;

5. классификация - обосновано ли отнесение конкретных сумм на тот счет, в которых они отражены;

6. разделение - отнесены ли финансово-хозяйственные операции, про­веденные незадолго до даты составления баланса или непосредственно после нее, именно к периоду, в котором они были проведены;

7. аккуратность - соответствуют ли суммы отдельных операций данным, представленным в регистрах аналитического учета, данным, представ­ленным в регистрах синтетического учета, оборотно - сальдовой ведомости, главной книге;

8. раскрытие - все ли статьи занесены в финансовую (бухгалтерскую) отчетность, правильно ли отражены в отчетных документах и соответст­вующих приложениях к ним.

Вопрос: Виды аудита

В практике аудиторской деятельности различают внутренний и внешний аудит.

Внутренний аудит проводится штатными аудиторами. работниками предприятия, непосредственно подчиняющими ся руководителю предприятия. Главная задача внутреннего аудита - осуществление постоянного контроля за расхода ми на предприятии и выработка мер по их снижению

В связи с тем что на крупных предприятиях руководство предприятия не занимается повседневным контролем деятель­ности организации и низших управленческих структур возник­ла потребность во внутреннем аудите. Такая проверка дает ин­формацию об этой деятельности, а также подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Его необходимость заклю­чается в том, чтобы предотвращать потери ресурсов и осуще­ствлять необходимые изменения внутри предприятия.

При бухгалтериях крупных предприятий существуют оп­ределенные ревизорские группы, они выполняют функции внутренних аудиторов и подчиняются главному бухгалтеру ли финансовому директору.

Внешний аудит проводится аудиторской фирмой (аудитором) на договорной основе с экономическим субъектом с целью объективной оценки достоверности состояния бухгал­терского учета и отчетности, а также подготовки рекоменда­ций по улучшению финансового положения предприятия, повышению эффективности его деятельности, изысканию неиспользованных резервов производства.

Исполнители внешних аудиторских услуг — аудиторские фирмы, которые, кроме аудита, оказывают клиенту широкий спектр иных услуг.

В соответствии с международной практикой внешни­ми (независимыми) аудиторами могут быть:

– присяжные бухгалтеры (Великобритания) или дипло­мированные общественные бухгалтеры (США), име­нуемые аудиторами и являющиеся независимыми под­рядчиками по отношению к клиентам;

– аудиторы государственных учреждений, которые от­читываются перед законодательными или государ­ственными органами о своих различных организаци­онных проверках.

Внутренний и внешний аудит имеют много общего, но есть и различия, помогающие определить, чем отли­чается ревизия от аудита. В основном различия сво­дятся к следующему.

1. Внутренний аудит осуществляется специалистами, рабо­тающими на предприятии. Основная задача — удовлетворение требований руководства последнего. Ориентация работы на отношения по функциональному и линейному управлению всем предприятием. Аудит прямо связан с текущим обеспече­нием сохранности активов, контролем постановки и органи­зации материальной ответственности, выявлением и ликвида­цией задолженности по недостачам, растратам и хищениям. Внутренний аудит должен быть независимым от ревизуемых объектов лишь организационно. В целом он удовлетворяет требования руководства предприятия и получает от него за­работную плату для аудиторов, т.е. зависит материально.I Внутренний аудит — часть внутрихозяйственного контроля, который должен быть непрерывным.

2. Внешний аудит осуществляется профессионалами, не работающими на предприятии. Главная задача — высказать свое мнение для нужд третьей стороны: инвесторов, акци­онеров, банков и др. Аудит ориентирован на важнейшие позиции отчетности и источники доходов в применении необ­ходимых группировок по видам ресурсов и однотипным опе­рациям. Связан с выявлением фактов мошенничества и хище­ний, контролем за постановкой материальной ответственности не прямо, а случайно, т.е. возникает в тех случаях, когда их результатом являются приписки и иные искажения отчетно­сти. Внешний аудит должен быть независим от клиента и организационно, и материально. Является периодическим и существляется примерно с годовым интервалом.

Также в теории и практике аудиторской деятельности используется следую­щая классификация видов аудита:

По отношению к пользователям информации
1. Внешний аудит Проверки, проводимые приглашенными специ­алистами, по желанию экономического субъекта или согласно требованиям государства
2. Внутренний аудит Проверки, проводимые приглашенными специ­алистами, находящимися в подчинении экономического субъекта
По отношению к требованиям законодательства
1. Обязательный аудит Проверка, проводимая согласно требованиям и критериям, установленным актами законодательства
2. Инициативный аудит Проверка, проводимая по желанию экономического субъекта, учредителя (участника), собственника имущества, наблюдательного органа экономического субъекта
По объектам аудита
1. Банковский аудит На все виды аудита, кроме государственного, необходимо иметь лицензию. Термин «государственный аудит» не нашел в России широкого применения, однако в Счетной палате РФ существует должность аудитора  
2. Аудит страховых организаций
3. Аудит бирж, инвестиционных институтов, фондов
4. Общий аудит
5. Государственный аудит
По назначению
1. Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности Проверка отчетности экономического субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее правилам ведение бухгалтерского учета
2. Налоговый аудит Проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах
3. Аудит на соответствие требованиям Анализ определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях определения ее соответствия требованиям нормативных актов разного уровня
4. Ценовой аудит Проверка обоснованности установления цены на заказ
5.Управленческий (производственный) аудит Проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования имущества
6. Аудит хозяйственной деятельности Систематический анализ хозяйственной деятельности экономического субъекта, проводимый для определённых целей: 1.оценка эффективности управления 2.выявление возможностей улучшения хозяйственной деятельности 3.выдача рекомендаций относительно улучшения деятельности или принятие управленческих решений
По времени осуществления
1. Первоначальный аудит Проводится аудитором (аудиторской организацией) впервые для данного экономического субъекта
2.Согласованный (повторяющийся) аудит Осуществляется аудитором (аудиторской организацией) повторно или регулярно и основан на знании специфики бухгалтерского учета и отчетности
3. Оперативный аудит Кратковременная проверка для вынесения общей оценки состояния учета, отчетности, соблюдения законодательства, эффективности внутреннего контроля, оценки деятельности
По характеру проверки
1. Подтверждающий аудит Проверка и подтверждение достоверности документов бухгалтерского учета и отчетности
2.Системно -ориентированный аудит Аудиторская экспертиза на основе анализа си с-темы внутреннего контроля
3. Аудит, базирующийся на риске Концентрация аудиторской работы в областях с более высоким возможным риском, что значительно упрощает аудит в областях с низким риском

 

Представленная классификация является достаточно условной.

В нормативных актах, регулирующих аудиторскую деятельность, ис­пользуются принципы классификации видов аудита по отношению к пользователям информации, по отношению к требованиям законода­тельства, по объектам аудита.

В подзаконных нормативных актах, регулирующие отдельные вопро­сы предпринимательской деятельности, может быть предусмотрено пред­ставление аудиторского заключения в качестве необходимого условия для рассмотрения компетентным органом вопроса о предоставлении экономи­ческому субъекту права на ведение конкретного вида деятельности.

К подобным видам деятельности относятся проведение лотерей, при­обретение долей в уставном капитале кредитных организаций, участие в инвестиционных проектах.

Вопрос: Федеральные ПСАД

Федеральные ПСАД утверждаются Правительством РФ, общеобяза­тельны, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

Субъекты аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и доку­ментирования аудита, составления рабочей документации аудитора, ау­диторского заключения, которые осуществляются в соответствии с Феде­ральными ПСАД.

По состоянию на 01.09.2003 г. действуют одиннадцать федеральных ПСАД:

1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) от­четности.

2. Документирование аудита.

3. Планирование аудита.

4. Существенность в аудите.

5. Аудиторские доказательства.

6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

7. Внутренний контроль качества аудита.

8. Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляе­мый аудируемым лицом.

9. Аффилированные лица.

10. События после отчетной даты.

11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируе­мого лица:

Федеральные ПСАД М» 1-6 утверждены Постановлением Прави­тельства РФ от 23.09.2002 г. № 696.

Федеральные ПСАД №№ 7-11 утверждены Постановлением Прави­тельства РФ от 04.07.2003 г. № 405 в качестве дополнений, вносимых в фе­деральные ПСАД, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696.

Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 г. № 80 определено, что до утверждения Правительством РФ федеральных ПСАД субъектам аудиторской деятельности надлежит руководствоваться ПСАД, одобрен­ными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Россий­ской Федерации до вступления в силу Федерального закона «Об аудитор­ской деятельности», в части, не противоречащей указанному закону.

 

Вопрос: Внутренние ПСАД

Внутренние ПСАД действуют в профессиональных аудиторских объ­единениях, аудиторских организациях, применяются индивидуальными аудиторами. Внутренние ПСАД не могут противоречить федеральным ПСАД, требования внутренних ПСАД не могут быть ниже требований фе­деральных ПС АД. Установление внутренних ПСАД является правом субъектов аудиторской деятельности, но не обязанностью.

Внутренними стандартами являются документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые субъектом аудиторской деятельности с целью обеспе­чения эффективности практической работы и ее адекватности требовани­ям федеральных ПСАД.

Субъект аудиторской деятельности формирует пакет внутренних стан­дартов, отражающих ее собственный подход к проводимым проверкам и со­ставляемым заключениям, исходя из общеустановленных принципов орга­низации и проведения аудита. Наличие пакетов внутренних стандартов, их методологического сопровождения является показателем профессиональ­ного уровня субъекта аудиторской деятельности. Внутренние стандарты яв­ляются частью организационно-распорядительной документации и системы внутреннего контроля субъекта аудиторской деятельности. Они предназна­чаются для должностных лиц субъекта аудиторской деятельности, следова­тельно, должны быть предельно конкретны и достаточны для выполнения работы на определенном участке деятельности.

Внутренние ПСАД объединяются в группы по назначению:

1. Общие положения по аудиту.

2. Порядок проведения аудита.

3. Порядок формирования выводов и заключений аудиторов.

4. Специализированные стандарты.

5. Порядок оказания сопутствующих услуг.

6. Стандарты по образованию и подготовке кадров.

 

Вопрос: Аудиторская тайна

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хра­нить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались со­путствующие аудиту услуги; обес­печивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составяляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим ли­цам либо разглашать их без письменного согласия экономического субъ­екта, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законода­тельством.

Уполномоченный федеральный орган и иные лица, получившие доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, обязаны сохранять кон­фиденциальность в отношении таких сведений.

В случае разглашения сведений, составляющий аудиторскую тайну, аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также субъекты аудиторской деятельности вправе потребо­вать от виновного лица возмещения причиненных убытков.

Находящиеся в распоряжении субъекта аудиторской деятельности до­кументы, содержащие сведения, составляющие аудиторскую тайну, предо­ставляются исключительно по решению суда уполномоченным данным ре­шением лицам или органам государственной власти Российской Федерации.

Поскольку Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» не со­держит критериев отнесения сведений к аудиторской тайне, принцип со­хранения аудиторской тайны применим лишь к сведениям, содержащим коммерческую тайну объекта аудита, по аналогии закона.

Не могут составлять аудиторскую тайну сведения, содержащиеся в бухгалтерской отчетности, ввиду публичности данной отчетности.

Равным образом, не могут составлять аудиторскую тайну сведения, по­именованные в Постановлении Правительства РСФСР от 05.12.1991 г. №35 UO перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».

Вопрос: Обязательный аудит

Обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» обязательный
аудит предусмотрен в случаях, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого ак­ционерного общества;

2) организация является кредитной организацией, страховой организа­цией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой бир­жей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные за­конодательством Российской Федерации обязательные отчисления, про­изводимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физи­ческих и юридических лиц;

3) объем выручки организации или индивидуального предпринимате­ля от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год прёвышает в 500 тысяч раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда;

4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяй­ственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соот­ветствуют стоимостным критериям обязательности аудита организаций или индивидуальных предпринимателей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта РФ финансовые показатели могут быть понижены.

5) обязательный аудит в отношении этих организаций или индиви­дуальных предпринимателей предусмотрен иными федеральными зако­нами.

К иным федеральным законам, предусматривающим обязательный аудит в отношении отдельных видов экономических субъектов, относятся:

– Федеральный закон от 08.12.1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйствен­ной кооперации»

– Федеральный закон от 30.11.1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промыш­ленных группах».

– Федеральный закон от 15.06.1996 г. № 72-ФЗ «О товариществах собст­венников жилья».

– Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий».

Вопрос: Планирование аудита

Планирование - разработка общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру проверки, срокам, объему аудиторских процедур. Цель планирования - уделение необходимого внимания важным областям проверки, проведение работы с оптимальными затратами, обеспечение своевременности выполнения и качества работы.

Основными принципами планирования являются комплексность, не­прерывность, оптимальность.

Комплексность - обеспечение взаимосвязанности и согласованности всех этапов планирования - от предварительного планирования до со­ставления общего плана и программы аудита.

Непрерывность - установление сопряженных заданий непосредст­венным исполнителям, увязка этапов планирования по срокам и смежным хозяйствующим субъектам (филиалам, представительствам, дочерним организациям). При планировании на длительный период необходимо сво­евременно корректировать планы и программы проведения аудита с уче­том изменений и результатов промежуточных проверок.

Оптимальность - обеспечение вариантности планирования для воз­можности выбора оптимального варианта общего плана и программы ау­дита применительно к критериям, заданным самим субъектом аудитор­ской деятельности.

Итоговые документы планирования: общий план аудита, программа аудита.

Общий план аудита - логическое описание предполагаемого объема и характера проведения аудита, особенностей аудируемого лица, специфики проверки, используемых в процессе аудита методов и технических приемов.

Программа аудита - документ, определяющий характер, временные рамки, объем запланированных аудиторских процедур. Программа явля­ется набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы.

На стадии планирования необходимо принимать во внимание существенность и аудиторский риск.

 

Вопрос: Аудиторский риск

Аудиторский риск - субъективно определяемая аудитором вероят­ность признать по итогам проверки, что отчетность может содержать невыявленные существенные искажения после признания ее достоверное или признать, что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в отчетности нет.

Аудиторский риск включает 3 компонента: внутрихозяйственный риск, риск системы внутреннего контроля, риск необнаружения.

Внутрихозяйственный риск - субъективно определяемая вероятность, появления существенных искажений до их выявления системой внутрен­него контроля или при д







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.223.3.101 (0.03 с.)