Медико-санитарное обеспечение эвакуируемого населения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Медико-санитарное обеспечение эвакуируемого населения



Медико-санитарное обеспечение эвакуируемого населения - это комплекс лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, проводимых на сборных эвакуационных пунктах, в пунктах посадки на транспортные средства, в пути следования населения, пунктах его приема и местах временного расселения.

В зависимости от масштаба и характера катастрофы население может нуждаться в эвакуации из зоны ЧС на несколько дней, месяцев, а в некоторых случаях и без возврата на прежнее место жительства (отселение). При всех ситуациях наибольшую сложность представляет период эвакуации и первые дни временного размещения в безопасных зонах с учетом возможности санитарно-эпидемиологических осложнений.

Для организации медико-санитарного обеспечения населения, отселяемого из зоны чрезвычайной ситуации и временно размещенного в безопасной зоне в настоящее время создан медицинский модуль в системе жизнеобеспечения эвакуируемого (отселяемого) населения, который является составной частью мобильного комплекса первичного жизнеобеспечения в ЧС. Он состоит из универсальных блоков и способен перемещаться всеми видами транспорта к месту развертывания.

Первичное жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях включает прием и временное (от 3 до 45 суток) размещение населения, организацию его питания, водоснабжения, коммунально-бытового, медицинского и социально-правового обеспечения.

Медико-санитарное обеспечение эвакуируемого населения в местах отправления, прибытия и размещения, а также в пути следования по шоссейным и грунтовым дорогам возлагается на местные отделы здравоохранения, центы санитарно-эпидемиологического надзора областные, краевые, городские, районные, а в пути следования по железным дорогам - на медико-санитарные органы МПС, по водным путям сообщения - на органы медико-санитарного управления водного транспорта.

В крупных городах за медико-санитарное обеспечение эвакуируемого населения отвечает руководитель здравоохранения города (городского района), в сельских районах - сельского района.

При планировании эвакуации населения определяются численность пострадавшего населения в районах катастроф, выводимого пешим порядком и вывозимого на транспорте, очередность и сроки его вывода, маршруты следования до пунктов расселения или промежуточных пунктов. Организуя медико-санитарное обеспечение эвакуируемого населения в безопасную зону, руководитель здравоохранения города (района) должен заранее располагать сведениями о количестве создаваемых сборных эвакуационных пунктов, пунктов посадки (ПП) и местах их развертывания, количестве эшелонов и пеших колонн, выделять силы и средства здравоохранения для развертывания там медицинских пунктов за счет ЛПУ города (района).

Руководитель здравоохранения сельского района должен знать количество и места дислокации пунктов высадки (ПВ), промежуточных пунктов эва­куации (ППЭ) и приемных эвакуационных пунктов (ПЭП) для развертывания медицинских пунктов с целью медико-санитарного обеспечения прибывающе­го населения в местах его размещения.

Медицинский персонал всех развертываемых медицинских пунктов выполняет следующие функции:

- выявляет заболевших, оказывает им медицинскую помощь, а при необходимости госпитализирует их;

- выявляет, временно изолирует и в последующем госпитализирует инфекционных больных;

- выявляет среди эвакуируемого населения медицинских работников и привлекает их к медицинскому обеспечению населения;

- осуществляет контроль за санитарным состоянием СЭП, ПП, ПВ, ППЭ, ПЭП, транспорта, а также районов временного размещения эвакуируемого населения;

- принимает участие в проводимых противоэпидемических мероприятиях с целью предупреждения вспышек и распространения массовых инфекционных заболеваний.

В СЭП все эвакуируемые подвергаются регистрации по установленной для этой цели форме и обязательному медицинскому осмотру, для чего при СЭП должен находиться медицинский персонал (врач, медсестра и др.). Количество медицинского персонала устанавливается местным органом здравоохранения в зависимости от числа эвакуируемых и срочности их отправки.

При осмотре выделяются лихорадящие, подозрительные на инфекцию и лица, не подлежащие дальнейшей эвакуации. При наличии показаний санитарно-эпидемиологической службой в СЭП проводятся мероприятия по экстренной профилактике и массовым профилактическим прививкам.

Больных, нуждающихся в стационарном лечении, эвакуируют из медицинских пунктов СЭП и станций посадки в ближайшие больницы безопасной зоны, а нетранспортабельных доставляют в стационары для нетранспортабельных, развертываемые в городе. Эвакуация в эти лечебные учреждения осуществляется бригадами станций (подстанций) скорой (неотложной) медицинской помощи, остающимися в городе до конца эвакуации и рассредоточения.

В каждый медицинский пункт СЭП выделяется 1 врач и 2 средних медицинских работника на смену (12 ч). Медицинский персонал выделяется из медико-санитарных частей объектов экономики или поликлинических учреждений городского района. Кроме того, каждому медицинскому пункту СЭП выделяется санитарная автомашина для эвакуации заболевших в лечебные учреждения. Медицинский персонал СЭП эвакуируется в загородную зону в последнюю очередь. На вокзалах, пристанях и других местах посадки организуются медицинские пункты, в каждый из которых выделяется 1 врач и 2 средних медицинских работника на смену (12 ч) за счет медико-санитарной службы МПС, ведомств речного, морского и воздушного флота, а при отсутствии ведомственных медицинских учреждений - за счет ближайших поликлинических учреждений города (городского района).

Медико-санитарное обеспечение эвакуируемого и рассредоточиваемого населения осуществляется в пути следования за счет медико-санитарных частей эвакуируемых (рассредоточиваемых) объектов производственного и социального назначения. При этом в каждый эшелон, пароход, автоколонну могут выделяться 1-2 медицинские сестры, которые обеспечиваются санитарными сумками. При выявлении среди эвакуируемого населения медицинских работников они также могут быть привлечены для медико-санитарного обеспечения в пути следования.

Оказание медицинской помощи заболевшим или получившим травмы в пути следования осуществляется в медицинских учреждениях здравоохранения, находящихся на маршруте движения.

Все местные лечебные учреждения, расположенные на пути следования эвакуируемых, обязаны оказывать неотложную медицинскую помощь заболевшим в пути следования и принимать из эшелонов (колонн) лиц, нуждающихся в стационарном лечении.

При эвакуации населения пешим порядком на участках маршрута до ППЭ создаются 1-2 подвижных медицинских пункта на автомашине. Подвижные медицинские пункты обязательно должны иметь возможность подъезда ко всем местам привалов, поэтому места привалов должны выбираться с учетом этого требования. Курсируя вдоль маршрута движения пеших колонн, подвижные медицинские пункты должны оказывать всем заболевшим необходимую медицинскую помощь и доставлять в ближайшие лечебные учреждения или на ППЭ.

Первая медицинская помощь в пеших колоннах оказывается санитарными дружинницами, выделяемыми в каждую колонну. Колонну из 500-1000 человек сопровождают 1-2 санитарные дружинницы с санитарными сумками. Заболевшие или получившие травмы из числа эвакуируемых пешим порядком после оказания им санитарной дружинницей первой медицинской помощи выносятся (выводятся) до места привала или заранее оговоренного места подхода транспорта.

Для медицинского обеспечения населения, эвакуируемого в пеших колоннах, на ППЭ создается медицинский пункт за счет ближайших к месту развертывания ППЭ лечебно-профилактических учреждений сельского района. На медицинский пункт выделяется 1 врач, 2 средних медицинских работника на смену (12 ч), санитарный транспорт, необходимое медицинское имущество.

В случае эвакуации пострадавшего населения на пассажирских поездах медицинский персонал осуществляет:

а) периодический обход всех вагонов;

б) выявление больных и оказание им медицинской помощи;

в) извещение органов здравоохранения об имеющихся случаях инфекционных заболеваний;

г) изоляцию больных инфекционными болезнями;

д) эвакуацию больных в стационарные учреждения здравоохранения;

е) надзор за санитарным состоянием вагонов;

ж) ведение санитарного дневника.

Ориентировочно число медицинских работников, сопровождающих поезд с пострадавшим населением, определяется из расчета:

до 300 человек - фельдшер и медицинская сестра;

от 300 до 500 человек - врач и медсестра;

от 500 до 1000 человек - врач и 2 медсестры.

В каждом вагоне из числа пассажиров назначается особое лицо для са­нитарного надзора - санитарный уполномоченный.

Указанные нормы медицинского персонала должны быть увеличены при эвакуации детских групп и больных.

В каждом поезде выделяются отдельное купе и вагоны для временного размещения больных. Медицинский персонал поезда обязан иметь медицинскую укладку с аптечкой и перевязочным материалом, антибиотики для экстренной профилактики, дезинфицирующие средства. Для матерей с детьми выделяются отдельные вагоны или купе с добавочным детским оборудованием. Все рестораны и буфеты при железнодорожных станциях должны быть переориентированы для снабжения эвакуируемых горячей водой, горячей пищей и детей - молоком.

При обнаружении в пути больных и подозрительных на особо опасные инфекции их снимают с поезда на ближайшей станции, имеющей лечебно-профилактическое учреждение или изоляционный пропускной пункт. Больницы обязаны по телеграфному уведомлению подготовиться к приему инфекционных больных.

Все лечебно-профилактические и санитарно-эпидемиологические учреждения железнодорожного, водного и воздушного транспорта должны быть готовы к оказанию необходимой помощи в пути следования эвакуируемых и усилению для этой цели санитарно-эпидемиологического надзора.

При появлении в поезде 2% однородных или 5 % разнородных инфекционных заболеваний или даже одного случая особо опасного инфекционного заболевания состав поезда подвергается обсервации, проводится весь комплекс противоэпидемических мероприятий для скорейшей ликвидации эпидемической вспышки. При этом необходимо провести:

- тщательный медицинский осмотр всех эвакуируемых для выявления, изоляции и отправки в лечебные учреждения всех больных и подозрительных на инфекцию;

- экстренную общую, а при установлении диагноза - специальную профилактику;

- тщательную санитарную обработку эвакуируемых, дезинфекцию их вещей и вагонов (по необходимости).

В случае эвакуации автотранспортом по шоссейным и грунтовым дорогам территориальные органы здравоохранения организуют лечебно-эвакуационные, а санитарно-эпидемиологические учреждения (центры) - санитарно-противоэпидемические мероприятия в группах эвакуируемых, исходя из наличия сил, средств и условий.

В период эвакуации в санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение эвакуируемого населения следует включать:

- организацию контроля за поддержанием удовлетворительного санитарного состояния мест и помещений временного пребывания эвакуированного населения, изоляторов для размещения инфекционных больных;

- контроль за соблюдением санитарно-гигиенических правил снабжения питьевой водой и хранением пищевых продуктов, предназначенных для эва­куируемых;

- обеспечение населения индивидуальными средствами обеззараживания воды;

- организацию эпидемиологического наблюдения, выявление инфекционных больных и их госпитализацию;

- контроль организации банно-прачечного обслуживания населения в местах его расселения;

- борьбу с насекомыми и грызунами, контроль за удалением и обеззара­живанием нечистот и пищевых отбросов на маршрутах движения в районах расселения.

При этом следует учитывать, что объем и характер противоэпидемического обеспечения населения могут существенно варьировать в зависимости от конкретных местных условий и возможностей, к которым относятся:

- коммунальное благоустройство;

- санитарное состояние населенных пунктов;

- иммунный статус населения;

- инфекционная заболеваемость среди пострадавшего населения;

- укомплектованность медицинскими кадрами;

- коечная сеть инфекционных больниц, в том числе и резервы для ее дополнительного развертывания;

- количество и пропускная способность банно-прачечных учреждений, дезинфекционных средств и техники и т.п.

Перечисленными сведениями должна постоянно располагать каждая терри­ториальная (краевая, областная, городская) санитарно эпидемиологическая служба.

Санитарно-эпидемиологическая служба республики, входящая в состав РФ, области, края несет полную ответственность за санитарно-противоэ­пидемическое обеспечение и выделяет из состава санитарно-эпидемиологи­ческих учреждений врачей для руководства всеми мероприятиями по обслуживанию эвакуируемого населения. В обязанности вышеуказанных специалистов входит:

- выяснение медико-санитарных условий размещения эвакуируемого населения;

- участие в выборе и оборудовании помещений в местах отправки, при­бытия и окончательного размещения, а также санитарно-эпидемиологичес­кий надзор за ними;

- организация медицинских осмотров эвакуируемых и оказание им меди­цинской помощи; проведение мероприятий по санитарной обработке;

- проведение по эпидпоказаниям экстренной не специфической и специфической профилактики;

- организация и проведение санитарно-эпидемиологического надзора во время следования в поездах, судах, по шоссейным дорогам, на самолетах;

- осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за местами питания и водоснабжения.

Для выполнения указанных мероприятий санитарно-эпидемиологической службой привлекаются к непосредственной работе по санитарно-эпидемиологическому обеспечению ведомственные медико-санитарные службы.

Санитарно-эпидемиологическая служба на местах при эвакуации отдельных групп населения из районов катастроф должна иметь сведения: о контингенте эвакуируемых; о сроках эвакуации; об установленных маршрутах.

Ответственные лица за санитарно-противоэпидемическое обеспечение эвакуируемых должны иметь постоянную связь с административными органами, осуществляющими эвакуацию.

Все мероприятия по санитарно-противоэпидемическому обеспечению эвакуируемых, на местах сбора и при оформлении поездов проводятся местным территориальным госсанэпиднадзором, который привлекает при необходимости другие органы и учреждения различных ведомств.

Санитарно-эпидемиологическая служба проверяет состояние помещений, выделенных для сборных пунктов эвакуируемых в отношении:

- соответствия нормам размещения ожидаемых контингентов;

- приведения их в удовлетворительное санитарное состояние (очистка, дезинфекция);

- наличия необходимого оборудования (скамьи, столы, умывальники, койки, нары);

- утепления в зимнее время.

На станциях, пристанях высадки эвакуируемого и рассредоточиваемого населения за счет здравоохранения сельского района создаются медицинские пункты, на каждый из которых выделяются 1-2 средних медицинских работника на смену /12 ч./ из ближайшего к месту высадки лечебно-профилактического учреждения.

На каждом ПЭП организуется врачебный медицинский пункт в составе -1 врач и 2 средних медицинских работника на смену /12 ч./. Все медпунк­ты обеспечиваются необходимым имуществом и транспортом.

Медицинское обеспечение эвакуируемого и рассредоточиваемого населения в местах его постоянного расселения организуется руководителем здравоохранения сельского района по существующему участково-территориальному принципу. При этом количество обслуживаемого населения одним участковым врачом резко увеличивается. Поэтому к работе привлекаются силы и средства лечебно-профилактических учреждений города, эвакуированных в эти районы, а для обеспечения медикаментами и предметами ухода - аптеки и другие учреждения медицинского снабжения, прибывающие из крупных городов.

Лечебно-профилактические учреждения здравоохранения в местах прибытия пострадавшего населения обеспечивают проведение медицинского осмотра, в первую очередь, детского контингента, оказание необходимой амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи инфекционным больным, проведение экстренной профилактики.

Санитарно-эпидемиологическая служба, на территории которой проходит эвакуация пострадавшего населения, ведет точный учет вышеперечисленных мероприятий и представляет отчетные данные по подчиненности.

Для размещения населения во временных пунктах сбора пострадавших /ВПСП/ установлены нормы из расчета 3,75 кв. м на каждого пострадавшего с учетом развертывания подвижных пунктов питания / ППП / и подвижных пунктов водоснабжения / ППВС/. Для размещения пострадавших в общежитиях и других помещениях, в палаточных городках минимальная норма площади должна составлять 3,0 - 3,5 кв. м на каждого человека. В медицинских учреждениях и формированиях, в местах сбора пострадавшего населения, особенно в зимнее время и в районах катастрофического затопления, необходимо иметь сушильные комнаты для одежды и обуви площадью 15-18 кв. м на 100 человек. Продолжительность просушивания не более 8 часов. Температура воздуха для просушивания шерстяных и хлопчатобумажных предметов одежды должна поддерживаться на уровне 60 С, для просушива­ния обуви и меховой одежды -40 С.

Температура воздуха в помещениях, где находятся пострадавшие, не должна быть ниже 18 С при средней относительной влажности 36 - 65%

Во избежание чрезмерного охлаждения пострадавших следует располагать на тюфяках, кроватях, подстилках, нарах и т.д., не ближе 0,5 - 0,8 м от наружных стен.

Нормы расхода воды для нужд пострадавшего населения и больных, поступающих на лечение, составляют в сутки не менее: -2л питьевой воды на 1 чел., - 10 л технической воды на 1 койку, от 45 до 75 л на обмывку врача в зависимости от профиля отделения.

При размещении населения в палаточном городке или временных городках другого типа оборудуются ровики из расчета - один ровик шириной 0,3 м, глубиной 0,5 м и длиной 1 м на 20 человек. Ровики допускаются устраивать параллельно один к другому на расстоянии 1-2 м. Они должны располагаться ниже источников воды и на расстоянии не менее 200 м. После каждого пользования ровиком нечистоты необходимо сразу же подвергать дезинфекции и засыпать слоем земли.

Помещения должны быть обеспеченны туалетами с достаточным количеством очков, из расчета: 1 очко на 20 женщин и 1 очко на 40 мужчин. Для проведения санитарной обработки должны быть использованы городские бани или подвижные дезинфекционно- душевые установки(ДДА, ДДП и др.)

При эвакуации и рассредоточении населения следует значительно активизировать санитарно- просветительную работу, проводя её целенаправленно с учетом конкретной обстановки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.136.235 (0.032 с.)