Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции государства, механизм их реализации

Поиск

 

Место и роль государства в политической системе и обществе во многом определяется его функциями. Они делятся на внутренние и внешние.

К внутренним функциям государства относятся:

1) защита существующего социально-экономического и политического строя;

2) регулирование взаимоотношений между различными социальными группами (социально-классовыми, этническими, религиозными, профессиональными, демографическими, территориальными и др.);

3) регулирование экономической жизни;

4) обеспечение законности и правопорядка;

5) культурно-воспитательная функция;

6) регулирование взаимоотношений общества с природой и др.

Внешними функциями государства являются:

1) защита интересов страны на международной арене;

2) защита суверенитета и территории;

3) укрепление обороны и обеспечение государственной безопасности;

4) поддержание взаимовыгодных отношений и развитие сотрудничества с другими странами;

5) участие в международном разделении труда;

6) участие в решении глобальных проблем и др.

Для осуществления указанных функций государство формирует совокупность организаций, которые представляют собой государственный механизм, включающий в настоящее время следующие элементы:

1) представительные органы государственной власти. Их легитимность определяется тем, что они формируются прямым волеизъявлением граждан. Различают несколько уровней этих органов: от высших до местных;

2) исполнительно-распорядительные органы. Их назначение – непосредственное управление государственными делами, включающее в себя исполнительскую (осуществление указаний представительных органов) и распорядительную деятельность (осуществление управления путем издания подзаконных актов и выполнения организаторских действий). Эти органы могут быть различных уровней;

3) органы судебной власти;

4) органы прокуратуры;

5) органы государственного контроля;

6) органы охраны общественного порядка;

7) органы государственной безопасности;

8) вооруженные силы.

Проблемы разделения власти

 

В обществе существует много видов власти. Если говорить о политической власти, то государственная власть – ее главный элемент. В средние века с нею соперничала власть церкви. В самом государстве также довольно рано происходило разделение власти. Прежде всего, нужно отметить разделение полномочий на центральном и местном (региональном) уровнях.

Проекты разделения единой государственной власти на несколько независимых, взаимоконтролируемых властей появились в XVII веке. В современном виде концепция разделения власти на 3 вида (законодательную, исполнительную, судебную) была представлена Ш. Монтескье в 18-м веке. Принцип разделения власти осуществлен в настоящее время повсеместно. Так, в статье 10-й Конституции РФ записано: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». В Конституции РФ закреплено верховенство выборной законодательной власти, которая, однако, действует в рамках Конституции. К функциям законодательной власти относится принятие законов, утверждение бюджета и др.

Целесообразность разделения власти обусловливается:

во-первых, необходимостью, четкого определения функций, компетентности и ответственности каждой ветви власти;

во-вторых, необходимостью предотвращения злоупотреблений властью, установления диктатуры;

в-третьих, необходимостью осуществления взаимного контроля ветвей власти;

в-четвертых, необходимостью создания механизмов сдержек и противовесов в осуществлении властных функций.

Отношения между властями всегда в той или иной мере конфликтны. Важно, чтобы эти конфликты протекали в мирных формах. Примером вооруженного противостояния ветвей власти являются события в октябре 1993 года в России, когда законодательная власть в лице Верховного Совета РФ вступила в конфликт с исполнительной властью в лице президента.

Конфликты между исполнительной и представительной властью существуют и в настоящее время. Так, законы, принятые Федеральным со-бранием, часто не подписываются президентом, Для разрешения конфликта создаются согласительные комиссии, в ходе работы которых противоречия сглаживаются. Затем закон вновь выносится на обсуждение Федерального собранием. В любом случае, если за закон проголосует более 2/3 депутатов, то вето президента преодолевается. Это примеры мирного, цивилизованного пути разрешения конфликтов.

На сегодняшний день исследователи, говоря о разделении власти в России, отмечают сравнительную слабость законодательной власти, отсутствие достаточного контроля над исполнительной властью в лице президента (см.: Иванов А.Ф., Устименко С.В. Самодержавная демократия: дуалистический характер российского государственного устройства // Полис. – 2007. - № 5. –С.57-58), инертность судебной власти, особенно Конституционного суда. Достаточно остро стоит вопрос и о распределении полномочий между федеральным и региональным уровнями власти.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 806; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.165.234 (0.007 с.)