Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История развития политических идей в РоссииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В России политическая мысль имеет длительную историю. Первый русский политический трактат «Слово о Законе и Благодати» был написан первым киевским митрополитом русского происхождения Иларионом еще в XI веке. В нем Иларион утверждает, что закон должен служить истине и благодати. Сущность государства для него – в божественной воле, а князь – ставленник Бога, власть которого должна основываться на законе. Высшая цель государства – благо всех подданных. Главная задача государства – обеспечение мира, предотвращение войн и наилучшая организация управления. В «Повести временных лет» (начало XII в.) и в «Слове о полку Игореве» (конец ХII в.) – содержится призыв к преодолению междоусобной борьбы, достижению единства русской земли. В период образования и утверждения централизованного Российского государства с центром в Москве (ХIV – ХVI вв.) политическая мысль России сосредоточилась на таких проблемах, как происхождение и роль Российского государства и взаимодействие духовной и светской власти. Особо яркое проявление это нашло в концепции «Москва – Третий Рим», изложенной в посланиях монаха Филофея (конец ХV – начало XVI в.). Согласно этой теории Москва после Рима и Византии становится мировым центром православия (истинной веры), которое Русское государство призвано защитить. Во власти царя, наместника Бога, Филофей совмещает духовную и светскую власть. Он ограничивает духовную власть и возвышает светскую, рассматривая церковь как одно из ведомств государства. В XVII – XVIII вв. политическая мысль России была занята обоснованием необходимости абсолютной монархии. Мыслители – Феофан Прокопович (1681-1736), Василий Татищев (1686-1750) и др. – говорили о необходимости просвещенной монархии. В это же время с позиций радикальной критики крепостничества и самодержавия впервые в России выступил Александр Радищев (1749–1802). Он не верил в возможность просвещенного абсолютизма и был сторонником республиканской формы правления. Его радикально-демократические взгляды оказали сильное влияние на политичекую мысль ХIX в. Для политической мысли России XIX в. был характерен напряженный поиск путей разрешения острых социально-экономических и социально-политических проблем, преодоления отставания России от европейских стран. Уже в начале века в России усилились антифеодальные, антикрепостнические настроения. Это нашло свое отражение в усилении позиций политического либерализма, приверженцем которого был Михаил Сперанский (1772-1839). Он был противником крепостного права, придерживаясь идеи естественных прав человека, выдвинул предложение о создании Государственной Думы как законодательного органа в рамках конституционной монархии, где император обладал бы высшей исполнительной властью, а Сенат – высшей судебной. М.М. Сперанский был сторонником реформ сверху. Политические идеи декабристов Павла Пестеля (1793-1826)и Николая Муравьева (1795-1843) нашли свое отражение в проектах коренного преобразования общественно-политической жизни России. Общим для них было решительное отрицание феодализма, сословности, крепостничества и царского самодержавия, отстаивание гражданского равноправия. Ставку декабристы сделали не на верхушечные реформы, а на восстание. Они отстаивали идею народного суверенитета, считая народ источником верховной власти. Существенный вклад в историю российской политической мысли внесла происходившая в 30-40-е гг. XIX в. полемика между западниками и славянофилами. Если первые призывали в преобразовании страны широко использовать опыт Западной Европы, то вторые говорили о том, что Россия не вполне европейская страна и у нее должен быть свой путь развития. Для славянофилов было характерно критичное отношение к Западу, в том числе и к западному парламентаризму. Они были сторонниками сохранения самодержавия в сочетании с расширением свободы и самоуправления народа. Они верили в возможность единения народа и монарха, олицетворяющего народную волю. Политическая идеология русских революционных демократов Виссариона Белинского (1811- 1848), Александра Герцена (1812-1870), Николая Чернышевского (1828-1889), Николая Добролюбова (1836-1861)в революционном отрицании самодержавного крепостнического строя шла дальше проектов декабристов, так как содержала в себе отрицание эксплуатации в целом, капиталистических порядков, выражала социалистические идеалы. Радикализм революционных демократов был продолжен в теориях революционных народников Петра Лаврова (1823 – 1900), Павла Ткачева (1844-1885), теоретика анархизма Михаила Бакунина (1814-1876). Консервативно-охранительное направление русской политической мысли в XIX в. представляли Константин Леонтьев (1831-1891), Николай Данилевский (1822-1885), Федор Достоевский (1821-1881), Константин Победоносцев (1827-1907). Общим для них являлось отрицательное отношение к Западу, к идеям революционного преобразования страны, своеобразная романтизация прошлого и настоящего России. Либеральные идеи во второй половине XIX – начале ХХ вв. в России развивали Максим Ковалевский (1851-1916), Борис Чичерин (1828-1904), Лев Петражицкий (1867-1931), Павел Новгородцев (1886-1824) и др. Они были сторонниками следования России по пути, проложенному передовыми странами Запада. Социалистическая политическая доктрина была в России представлена во многих вариантах. Продолжателем народнической теории общинного социализма явилась эсеровская идеология социалистов-революционеров. Марксистский социализм был представлен в России как умеренным реформистским крылом (меньшевики), ярким представителем которого был Георгий Плеханов (1856-1918), так и революционным леворадикальным направлением (большевики), во главе которого стоял Владимир Ленин (1870-1924). В. Ленин оставил много оригинальных идей политологического характера. Им создана концепция партии нового типа, учение о революционной ситуации («когда низы не хотят жить по-старому, а верхи не могут управлять по-старому») и др. В работе «Государство и революция» он писал о происхождении, сущности и типах государства, охарактеризовал условия его отмирания. Таким образом, в России был представлен весь возможный спектр политических теорий. Однако в силу остроты социально-экономических проблем в России, доведенных до крайней степени затянувшейся первой мировой войной, и неспособности правящей политической элиты овладеть ситуацией на практике была реализована леворадикальная марксистская социалистическая политическая доктрина. Основной идеей этой доктрины являлся тезис о необходимости установления диктатуры пролетариата, на основе которой должно быть построено социалистическое общество, где ликвидируются частная собственность и рыночные отношения. После Октябрьской революции 1917 г. вплоть до середины 80-х гг. прошлого века политическая мысль России развивалась в изоляции от мировой политической науки. Политологии как самостоятельной науки в России, являвшейся ядром Советского Союза, не существовало: политология рассматривалась как буржуазная лженаука. Политические проблемы обсуждались в рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, теории государства и права. Политическая мысль развивалась в жестких рамках марксизма-ленинизма. Политологические идеи иного характера развивались русскими эмигрантами. Среди них можно назвать появившуюся в 20-30-е годы концепцию евразийства. Евразийцы считали, что Россия – страна особой культуры, отличной от европейской, поэтому она не должна в организации политической жизни слепо заимствовать политические идеи, институты Запада, а искать свой особый путь. Эта концепция и в наши дни активно обсуждается научной общественностью. В ходе реформирования общества, начавшегося в конце прошлого века, российская политическая мысль, преодолев изоляцию от мировой политической мысли и рамки марксистской доктрины, стала развиваться на основе идеологического и теоретического плюрализма. Исследователи политической жизни успешно овладевают передовыми достижениями мировой политической теории. В ряде университетов страны готовят специалистов в области политических наук. На начало 2009 г. их насчитывалось 105. Было начато присвоение ученых степеней кандидата и доктора политических наук. Всего, начиная с 1990 г. и до начала 2009 г. в России было защищено 3203 кандидатских и 525 докторских диссертаций по политическим наукам1. В настоящее время российская политическая наука охватывает широкий спектр исследований – от философии политики до конкретных прикладных политологических разработок. Результаты этих исследований отражены во многих публикациях, в том числе в таких специализированных журналах, как «Политические исследования (Полис)», «Власть», «Полития», «Свободная мысль», «Политический журнал» и др.
Литература (основная)
Зеркин, Д.П. Основы политологии: Курс лекций / Д.П. Зеркин. – Ростов н/Д, 1999. – Лекция 2. Исаев, В.А., История политических и правовых учений России Х1-ХХ вв. / В.А. Исаев, Н.М. Золотухина – М., 1995. История политических и правовых учений / под ред. В.С. Нерсеянца. – М., 1997. История политических учений: учеб. для вузов / под общ. ред. проф. Мартышина. – М., 2002. Мухаев, Р.Т. Политология: учеб. для вузов / Р.Т. Мухаев. – М., 2000. – Тема 2,3. Прокопов, М.В. Политология: курс лекций / М.В. Прокопов. – М., 2000, 2002. – Гл. 3. Шилов, В.Н. Политология: конспект лекций / В.Н. Шилов, В.Ф. Чуркин – Белгород, 2002. – Тема 2. Шилов, В.Н. Политология: конспект лекций / В.Н. Шилов – http:// sdo. bsu. edu.ru/Resource/ – Тема 2.
Литература (дополнительная)
Баталов, Э.Я. Восхождение к политической науке / Э.Я. Баталов // Общественные науки и современность. – 2005. – № 3 Виноградова, И.Б. Политические идеи современности / И.Б. Виноградова // Социально-политический журнал. – 1997. – № 1. Воробьев, Д.М. Развитие политологического сообщества в постсоветской России / Д.М. Воробьев // Политические исследования. – 2004. – № 6. Гаджиев, К.С. Политическая наука: учеб. пособие / К.С. Гаджиев. – М., 1995. Дегтярева, М.И. Разработка понятия суверенитета Жаном Боденом / М.И. Дегтярева // Политические исследования. – 2000. – № 3. Ирхин, Ю.В. Политическая наука в США / Ю.В. Ирхин // Социально-гуманитарные знания. – 2004. – № 6. Локк, Дж. Два трактата о правлении. Кн. вторая / Дж. Локк // Соч. – Т. 3., 1988. Макиавелли, Н. Государь / Н. Макиавелли. – М., 1989. Монтескье, Ш. О духе законов / Ш. Монтескье // Избранные произведения. – М., 1955. Платон. Государство / Платон // Соч. – М., 1971. – Т.3. – Ч. 1. Пляйс, Я.А. О генезисе, предмете и современном состоянии политической науки в России / Я.А. Пляйс // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2005. – № 1. Омельченко, Н.А. Политическая мысль русского зарубежья. Очерки истории (1920- начало 1930 гг.): учеб. пособие для вузов / Н.А. Омельченко. – М., 1997. Сафонов, В.Н. Политические взгляды Платона/ В.Н. Сафонов // Социально-политический журнал. – 1998. – № 3. Сафонов, В.Н. Политические взгляды Аристотеля / В.Н. Сафонов // Социально-политический журнал. – 1998. – № 4.
Темы докладов и рефератов
1. Политические взгляды Платона. 2. Политические взгляды Аристотеля. 3. Учение Фомы Аквинского о политике и государстве. 4. Н. Макиавелли как политический мыслитель. 5. Политологическое учение Ш. Монтескье. 6. Жан Бодэн о суверенитете. 7. Политическая концепция Ж.-Ж. Руссо. 8. Марксистская политическая мысль. 9. Макс Вебер и его вклад в развитие политической мысли. 10. Концепция «Москва – Третий Рим». 11. Особенности русской либеральной мысли. 12. Политическая наука в советской и постсоветской России.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 641; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.14.48 (0.013 с.) |