История развития политических идей в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История развития политических идей в России



 

В России политическая мысль имеет длительную историю. Первый русский политический трактат «Слово о Законе и Благодати» был написан первым киевским митрополитом русского происхождения Иларионом еще в XI веке. В нем Иларион утверждает, что закон должен служить истине и благодати. Сущность государства для него – в божественной воле, а князь – ставленник Бога, власть которого должна основываться на законе. Высшая цель государства – благо всех подданных. Главная задача государства – обеспечение мира, предотвращение войн и наилучшая организация управления.

В «Повести временных лет» (начало XII в.) и в «Слове о полку Игореве» (конец ХII в.) – содержится призыв к преодолению междоусобной борьбы, достижению единства русской земли.

В период образования и утверждения централизованного Российского государства с центром в Москве (ХIV – ХVI вв.) политическая мысль России сосредоточилась на таких проблемах, как происхождение и роль Российского государства и взаимодействие духовной и светской власти. Особо яркое проявление это нашло в концепции «Москва – Третий Рим», изложенной в посланиях монаха Филофея (конец ХV – начало XVI в.). Согласно этой теории Москва после Рима и Византии становится мировым центром православия (истинной веры), которое Русское государство призвано защитить. Во власти царя, наместника Бога, Филофей совмещает духовную и светскую власть. Он ограничивает духовную власть и возвышает светскую, рассматривая церковь как одно из ведомств государства.

В XVII – XVIII вв. политическая мысль России была занята обоснованием необходимости абсолютной монархии. Мыслители – Феофан Прокопович (1681-1736), Василий Татищев (1686-1750) и др. – говорили о необходимости просвещенной монархии. В это же время с позиций радикальной критики крепостничества и самодержавия впервые в России выступил Александр Радищев (1749–1802). Он не верил в возможность просвещенного абсолютизма и был сторонником республиканской формы правления. Его радикально-демократические взгляды оказали сильное влияние на политичекую мысль ХIX в.

Для политической мысли России XIX в. был характерен напряженный поиск путей разрешения острых социально-экономических и социально-политических проблем, преодоления отставания России от европейских стран.

Уже в начале века в России усилились антифеодальные, антикрепостнические настроения. Это нашло свое отражение в усилении позиций политического либерализма, приверженцем которого был Михаил Сперанский (1772-1839). Он был противником крепостного права, придерживаясь идеи естественных прав человека, выдвинул предложение о создании Государственной Думы как законодательного органа в рамках конституционной монархии, где император обладал бы высшей исполнительной властью, а Сенат – высшей судебной. М.М. Сперанский был сторонником реформ сверху.

Политические идеи декабристов Павла Пестеля (1793-1826)и Николая Муравьева (1795-1843) нашли свое отражение в проектах коренного преобразования общественно-политической жизни России. Общим для них было решительное отрицание феодализма, сословности, крепостничества и царского самодержавия, отстаивание гражданского равноправия. Ставку декабристы сделали не на верхушечные реформы, а на восстание. Они отстаивали идею народного суверенитета, считая народ источником верховной власти.

Существенный вклад в историю российской политической мысли внесла происходившая в 30-40-е гг. XIX в. полемика между западниками и славянофилами. Если первые призывали в преобразовании страны широко использовать опыт Западной Европы, то вторые говорили о том, что Россия не вполне европейская страна и у нее должен быть свой путь развития. Для славянофилов было характерно критичное отношение к Западу, в том числе и к западному парламентаризму. Они были сторонниками сохранения самодержавия в сочетании с расширением свободы и самоуправления народа. Они верили в возможность единения народа и монарха, олицетворяющего народную волю.

Политическая идеология русских революционных демократов Виссариона Белинского (1811- 1848), Александра Герцена (1812-1870), Николая Чернышевского (1828-1889), Николая Добролюбова (1836-1861)в революционном отрицании самодержавного крепостнического строя шла дальше проектов декабристов, так как содержала в себе отрицание эксплуатации в целом, капиталистических порядков, выражала социалистические идеалы.

Радикализм революционных демократов был продолжен в теориях революционных народников Петра Лаврова (1823 – 1900), Павла Ткачева (1844-1885), теоретика анархизма Михаила Бакунина (1814-1876).

Консервативно-охранительное направление русской политической мысли в XIX в. представляли Константин Леонтьев (1831-1891), Николай Данилевский (1822-1885), Федор Достоевский (1821-1881), Константин Победоносцев (1827-1907). Общим для них являлось отрицательное отношение к Западу, к идеям революционного преобразования страны, своеобразная романтизация прошлого и настоящего России.

Либеральные идеи во второй половине XIX – начале ХХ вв. в России развивали Максим Ковалевский (1851-1916), Борис Чичерин (1828-1904), Лев Петражицкий (1867-1931), Павел Новгородцев (1886-1824) и др. Они были сторонниками следования России по пути, проложенному передовыми странами Запада.

Социалистическая политическая доктрина была в России представлена во многих вариантах. Продолжателем народнической теории общинного социализма явилась эсеровская идеология социалистов-революционеров. Марксистский социализм был представлен в России как умеренным реформистским крылом (меньшевики), ярким представителем которого был Георгий Плеханов (1856-1918), так и революционным леворадикальным направлением (большевики), во главе которого стоял Владимир Ленин (1870-1924). В. Ленин оставил много оригинальных идей политологического характера. Им создана концепция партии нового типа, учение о революционной ситуации («когда низы не хотят жить по-старому, а верхи не могут управлять по-старому») и др. В работе «Государство и революция» он писал о происхождении, сущности и типах государства, охарактеризовал условия его отмирания.

Таким образом, в России был представлен весь возможный спектр политических теорий. Однако в силу остроты социально-экономических проблем в России, доведенных до крайней степени затянувшейся первой мировой войной, и неспособности правящей политической элиты овладеть ситуацией на практике была реализована леворадикальная марксистская социалистическая политическая доктрина. Основной идеей этой доктрины являлся тезис о необходимости установления диктатуры пролетариата, на основе которой должно быть построено социалистическое общество, где ликвидируются частная собственность и рыночные отношения.

После Октябрьской революции 1917 г. вплоть до середины 80-х гг. прошлого века политическая мысль России развивалась в изоляции от мировой политической науки. Политологии как самостоятельной науки в России, являвшейся ядром Советского Союза, не существовало: политология рассматривалась как буржуазная лженаука. Политические проблемы обсуждались в рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, теории государства и права. Политическая мысль развивалась в жестких рамках марксизма-ленинизма. Политологические идеи иного характера развивались русскими эмигрантами. Среди них можно назвать появившуюся в 20-30-е годы концепцию евразийства. Евразийцы считали, что Россия – страна особой культуры, отличной от европейской, поэтому она не должна в организации политической жизни слепо заимствовать политические идеи, институты Запада, а искать свой особый путь. Эта концепция и в наши дни активно обсуждается научной общественностью.

В ходе реформирования общества, начавшегося в конце прошлого века, российская политическая мысль, преодолев изоляцию от мировой политической мысли и рамки марксистской доктрины, стала развиваться на основе идеологического и теоретического плюрализма. Исследователи политической жизни успешно овладевают передовыми достижениями мировой политической теории. В ряде университетов страны готовят специалистов в области политических наук. На начало 2009 г. их насчитывалось 105. Было начато присвоение ученых степеней кандидата и доктора политических наук. Всего, начиная с 1990 г. и до начала 2009 г. в России было защищено 3203 кандидатских и 525 докторских диссертаций по политическим наукам1. В настоящее время российская политическая наука охватывает широкий спектр исследований – от философии политики до конкретных прикладных политологических разработок. Результаты этих исследований отражены во многих публикациях, в том числе в таких специализированных журналах, как «Политические исследования (Полис)», «Власть», «Полития», «Свободная мысль», «Политический журнал» и др.

 

Литература (основная)

 

Зеркин, Д.П. Основы политологии: Курс лекций / Д.П. Зеркин. – Ростов н/Д, 1999. – Лекция 2.

Исаев, В.А., История политических и правовых учений России Х1-ХХ вв. / В.А. Исаев, Н.М. Золотухина – М., 1995.

История политических и правовых учений / под ред. В.С. Нерсеянца. – М., 1997.

История политических учений: учеб. для вузов / под общ. ред. проф. Мартышина. – М., 2002.

Мухаев, Р.Т. Политология: учеб. для вузов / Р.Т. Мухаев. – М., 2000. – Тема 2,3.

Прокопов, М.В. Политология: курс лекций / М.В. Прокопов. – М., 2000, 2002. – Гл. 3.

Шилов, В.Н. Политология: конспект лекций / В.Н. Шилов, В.Ф. Чуркин – Белгород, 2002. – Тема 2.

Шилов, В.Н. Политология: конспект лекций / В.Н. Шилов – http:// sdo. bsu. edu.ru/Resource/ – Тема 2.

 

Литература (дополнительная)

 

Баталов, Э.Я. Восхождение к политической науке / Э.Я. Баталов // Общественные науки и современность. – 2005. – № 3

Виноградова, И.Б. Политические идеи современности / И.Б. Виноградова // Социально-политический журнал. – 1997. – № 1.

Воробьев, Д.М. Развитие политологического сообщества в постсоветской России / Д.М. Воробьев // Политические исследования. – 2004. – № 6.

Гаджиев, К.С. Политическая наука: учеб. пособие / К.С. Гаджиев. – М., 1995.

Дегтярева, М.И. Разработка понятия суверенитета Жаном Боденом / М.И. Дегтярева // Политические исследования. – 2000. – № 3.

Ирхин, Ю.В. Политическая наука в США / Ю.В. Ирхин // Социально-гуманитарные знания. – 2004. – № 6.

Локк, Дж. Два трактата о правлении. Кн. вторая / Дж. Локк // Соч. – Т. 3., 1988.

Макиавелли, Н. Государь / Н. Макиавелли. – М., 1989.

Монтескье, Ш. О духе законов / Ш. Монтескье // Избранные произведения. – М., 1955.

Платон. Государство / Платон // Соч. – М., 1971. – Т.3. – Ч. 1.

Пляйс, Я.А. О генезисе, предмете и современном состоянии политической науки в России / Я.А. Пляйс // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2005. – № 1.

Омельченко, Н.А. Политическая мысль русского зарубежья. Очерки истории (1920- начало 1930 гг.): учеб. пособие для вузов / Н.А. Омельченко. – М., 1997.

Сафонов, В.Н. Политические взгляды Платона/ В.Н. Сафонов // Социально-политический журнал. – 1998. – № 3.

Сафонов, В.Н. Политические взгляды Аристотеля / В.Н. Сафонов // Социально-политический журнал. – 1998. – № 4.

 

Темы докладов и рефератов

 

1. Политические взгляды Платона.

2. Политические взгляды Аристотеля.

3. Учение Фомы Аквинского о политике и государстве.

4. Н. Макиавелли как политический мыслитель.

5. Политологическое учение Ш. Монтескье.

6. Жан Бодэн о суверенитете.

7. Политическая концепция Ж.-Ж. Руссо.

8. Марксистская политическая мысль.

9. Макс Вебер и его вклад в развитие политической мысли.

10. Концепция «Москва – Третий Рим».

11. Особенности русской либеральной мысли.

12. Политическая наука в советской и постсоветской России.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.094 с.)