Легитимность политической власти – это положительная оценка, принятие населением власти, признание ее права управлять и согласие ей подчиняться. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Легитимность политической власти – это положительная оценка, принятие населением власти, признание ее права управлять и согласие ей подчиняться.



Понятие «легитимность» в переводе с латинского языка означает законность. Однако «легитимность» не тождественна законности. Власть может быть правомерной и оправданной с точки зрения закона, но не принятой населением. Для обозначения формально-юридической правомерности власти служить понятие «легальность». С этой точки зрения власть может быть легальной – избранной согласно закону посредством процедуры всеобщего голосования – но не легитимной. Можно даже с помощью таблицы представить себе различные варианты соотношений легитимности (нелегитимности) власти с ее легальностью (нелегальностью).

 

Легитимность власти + + - -
Легальность власти + - + -

Легитимация власти – это признание, одобрение власти со стороны того, кто не принадлежит к субъекту власти. Делегитимация – это утрата доверия к власти.

Легитимность власти нужна для ее стабильности. При отсутствии легитимности власть может опираться, в основном, на принуждение.

Значительный вклад в изучение проблемы легитимности власти внес М.Вебер. Он выделил три типа легитимности власти:

1. Традиционная легитимность. Она обретается благодаря обычаю, привычке повиноваться власти, вере в справедливость существующих порядков. Обычно традиционная легитимность характерна для монархий. Традиционная легитимность является прочной. По своей мотивации она сходна с отношениями в патриархальной семье, где младшие подчиняются старшим.

2. Харизматическая легитимность основана на вере в исключительные качества, небесный дар, т.е. харизму руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности.

Харизматический лидер часто появляется в переходные периоды, когда уже нельзя опереться на традиции. В силу новизны ситуации населению трудно в ней сориентироваться, и оно доверяется выбору человека, к которому испытывает доверие, с которым отождествляет свою судьбу (Христос, Магомет, Наполеон, Ленин, Сталин, Мао, Александр Лукашенко в современной Белоруссии, Ельцин в начале 90-х годов и др.).

3. Рационально-правовая (демократическая) легитимность. Ее источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям органов власти, сформированной по общепринятым правилам, т.е. на основе демократических процедур. Эта легитимность характерна для демократических государств и является преимущественно структурной, а не персональной легитимностью: она основана на доверии граждан к устройству государства, а не к отдельным личностям.

Существуют и другие виды легитимности, например идеологическая. Она выступает или как классовая, или как националистическая. Эта легитимность основана на внедрение в сознание масс веры в необходимость достижения определенной цели, в неизбежность жертв и лишений ради победы класса (например, пролетариата), процветания нации (создание нацией своего государства и т.п.).

В чистом виде все перечисленные типы легитимности встречаются редко. Реальная легитимность сочетает в себе несколько видов легитимности.

Легитимность власти может быть разной по своему уровню. Население в разной степени может одобрять власть, ее поддерживать. Часть населения может вообще выступать против власти. Подобный факт может расцениваться как нелегитимность власти, если это большинство населения страны. Но часто имеют место примеры, когда агрессивное меньшинство, выступая против власти, заявляет о её нелегитимности и требует ее свержения. На этом базируется технология так называемых «цветных революций». Ссылаясь на протесты даже незначительной части населения страны, внешние силы, которых не устраивает имеющийся там политический режим, также объявляют его нелегитимным и поддерживают оппозицию власти вплоть до оказания ей вооруженной помощи. Так был свергнут режим М. Кадаффи в Ливии, который пользовался поддержкой большинства населения страны, но не устраивал страны Запада.

 

Экономика и политика

 

Политика связана со всеми сферами общественной жизни. Особенно важно взаимодействие политики и экономики, играющее решающую роль в развитии общества.

Следует отметить, что в основе этого взаимодействия лежит экономика. Уровень ее развития определяет реальные возможности политики. Политические решения должны при своей реализации опираться на те ресурсы, которые дает экономика.

С другой стороны, политика оказывает обратное влияние на экономику. Она может содействовать или препятствовать ее развитию. Идеологи раннего классического либерализма призывали к минимальному политическому вмешательству в экономику. Государство, по их мнению, должно быть «ночным сторожем», то есть лишь оберегать естественный ход экономических процессов, не вмешиваясь в них. Но уже в XIX веке выяснилось, что экономика, предоставленная сама себе, может порождать такие негативные явления, как безработица, обнищание людей, кризисы перепроизводства, монополию производителей и связанный с нею безудержный рост цен. Развитие экономики, основанное на ничем не ограниченных механизмах рыночного саморегулирования, приобретает антигуманный характер. Это показал и опыт постсоветских стран. Там где государство регулирование экономики, там общество в наименьшей мере испытало негативные последствия реформ (Эстония, Белоруссия, Узбекистан). Ставка же на темпы либерализации экономики без сохранения действенных политических институтов дала отрицательные результаты (в качестве примера можно назвать Украину, Молдавию, Киргизию, Грузию и др.)1

Целью многочисленных социалистических проектов было – направить экономику на служение благу людей. В радикальном марксистско-ленинском политическом проекте, осуществленном в России и ряде других стран Европы и Азии, придание экономике гуманного характера связывалось с ликвидацией частной собственности и рыночных отношений. Однако опыт показал, что экономика, лишенная частной собственности и рынка, теряет внутренние силы саморазвития, а ее развитие и функционирование, осуществляемые путем политического регулирования извне, со стороны государства и политических партий, страдают рядом существенных изъянов: перекос в развитии отдельных отраслей, дефицит потребительских товаров, низкое качество продукции, низкая производительность труда. Тем не менее, на сегодняшний день, несмотря на переход к от централизованной плановой экономики к рыночной, от монополии общественной собственности к плюрализму форм собственности, прежняя цель политики по отношению к экономике остается. Это регулирование развития экономики в интересах отдельных людей и общества в целом. Однако уже считается, что данная цель должна достигаться не за счет разовых обманчиво простых решений (национализация, приватизация, снятие контроля над ценами и т.п.), а путем постоянного совершенствования законодательства, совершенствования работы госаппарата по контролю над выполнением принятых решений, корректировке экономических процессов в нужном для общества направлении.

Политическое вмешательство в экономику необходимо, но при этом оно должно считаться с реальными возможностями экономики и не ослаблять, а усиливать внутренние источники ее развития. Это касается и работы по формированию бюджета страны, и налогового законодательства, и проблем приватизации государственных предприятий, контроля над природными ресурсами и др. И политика и экономика не должны в своем функционировании и развитии терять главный ориентир – человека и его благо.

Литература (основная)

Зеркин, Д.П. Основы политологии: курс лекций / Д.П. Зеркин. – Ростов н/Д, 1999. – Лекции 4,5.

Мухаев, Р.Т. Политология: учебник для вузов / Р.Т. Мухаев. – М., 2000. – Тема 1,5.

Пугачев, В.П. Введение в политологию: учеб. для студентов вузов / В.П. Пугачев, А.И.Соловьев. – 2-е изд. – М., 2001. – Гл. 1,3,4,5.

Прокопов, М.В. Политология: курс лекций / М.В. Прокопов. – 2-е изд. – М., 2002. – Гл. 4,7.

Соловьев, А.И. Политология: Политическая теория. Политические технологии: учеб. для студентов вузов / А.И. Соловьев. – М., 2001. – Гл. 3,4.

Шилов, В.Н. Политология: конспект лекций / В.Н. Шилов, В.Ф. Чуркин. – Белгород, 2002. – Тема 3.

Шилов, В.Н. Политология: конспект лекций / В.Н. Шилов. – http:// sdo. bsu. edu.ru/Resource/ – Тема 3.

 

Литература (дополнительная)

Азаров, Н.И. Взаимоотношения морали и политики / Н.И. Азаров // Социально-политический журнал. – 1997. – № 4.

Вебер, М. Политика как призвание и профессия / М. Вебер // Избранные произведения; пер. с нем. – М.: Прогресс, 1990.

Гаман-Голутвина, О. Соотношение политики и морали: российская версия /
О. Гаман-Голутвина // Свободная мысль. – 2005. – № 4.

Гаман-Голутвина, О. О морально-нравственных основаниях политики /
О. Гаман-Голутвина // Вестник аналитики. – 2005. – № 2.

Кравченко, И.И. Политика и мораль / И.И. Кравченко // Вопросы философии. – 1995. – № 3.

Курскова, Г.В. Политический феномен власти / Г.В. Курскова // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – № 1.

Ледяев, В.Г. Власть: концептуальный анализ / В.Г. Ледяев // Политические исследования. – 2000. – № 1.

Ледяев, В.Г. Формы власти: типологический анализ / В.Г. Ледяев // Политические исследования. – 2000. – № 2.

Межуев, В.М. Насилие и свобода в политическом контексте / В.М. Межуев // Политические исследования. – 2004. – № 3.

Политология: Энциклопедический словарь. – М., 1995.

Скакунов, Э.И. Природа политического насилия / Э.И. Скакунов // Социологические исследования. – 2001. – № 11.

Скиперских, А.В. Персонифицированная легитимность / А.В. Скиперских // Свободная мысль. – 2005. – № 8.

Сулимов, К.А. Политико-философское понимание политического насилия: поиски смысла / К.А. Сулимов // Политические исследования. – 2004. – № 3.

Сытин, С.В. Морально-политическая проблематика в отечественной философско-политической литературе/ С.В. Сытин // Социально-гуманитарные знания. – 2004. – № 5.

Темы докладов и рефератов

1. Формы власти.

2. Политика и мораль.

3. Насилие и ненасилие в политике.

4. Персонифицированная легитимность.

 

 

Тема 4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

 

План

1. Политическая система, ее сущность, структура, содержание, функции.

2. Типы политических систем.

3. Политические режимы:

а) тоталитарный политический режим;

б) авторитарный политический режим;

в) демократический политический режим.

1. Политическая система, ее сущность, структура, содержание, функции

 

Термин «политическая система» имеет два значения:

1. Политическая система – это любое политическое явление, рассмотренное как совокупность взаимосвязанных элементов, с точки зрения системного подхода. Политической системой может быть государство, партия, политическая культура и т.п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.017 с.)