Различные толкования единства мира в истории философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Различные толкования единства мира в истории философии



Приведем три классические трактовки единства мира – материалистическую, идеалистическую и религиозно-философскую, согласно трем типам философских систем.

Материалистическая толкование представлено в работах Ф. Энгельса «Анти-Дюринг» и в рукописи «Диалектика природы». Мир един, потому что он материален, а не потому, что мы его мыслим единым. Таков главный тезис Энгельса. Бесструктурное состояние материи в процессе ее самодвижения дифференцируется на атомы, молекулы, сложные молекулярные соединения, живую клетку и, наконец, в человека. Согласно этим различным образованиям дифференцируются, усложняясь, и формы самодвижения материи – механическая, физическая, химическая биологическая и социальная. Последующая форма самодвижения включает в себя все предшествующие формы, но не сводится к ним по своим свойствам, а содержит новообразование. Предшествующие формы составляют естественный базис для последующих форм. Человек – высший продукт природы, а социальная форма самодвижения материи включает в себя все предыдущие и является самой богатой по содержанию. Дух – это «высший цвет материи». В лице человека природа приходит к осознанию самой себя: воспринимает, познает саму себя и наслаждается сама собой. Человеческая история есть воскресение природы из состояния «бытия-в-себе» в состояние «бытие-для-себя». В человеке сфокусированы силы природы, которые он излучает вовне в культурно оформленном виде. В процессе истории люди вовлекают в свою практику все формы самодвижения материи, с помощью техники они превращают природу во внешние органы своей сознательной воли, и техническому могуществу разумных людей нет конца. Ведь материя не исчерпаема по своим свойствам и силам. Одни силы человек направляет на другие, и их взаимодействие ведет к заранее известному и нужному для людей результату. Поэтому у людей неограниченные возможности своего могущества перед бессознательной природой. Мир потому и познаваем, что познание природы человеком есть самопознание природой самой себя через человека. Это решение проблемы единства мира весьма последовательное.

Классическое толкование единства мира с позиций объективного идеализма содержится в работах Платона и Гегеля. Согласно Платону, эйдосы есть чистые формы, правда, в особом «тонком теле»; они существуют сами по себе как нетелесные атомы. Не отягощенные природным материалом, идеи суть эталоны-образцы. Соединяясь с бесформенной материей, они, как семена, порождают чувственно-воспринимаемый мир. Сами идеи имеют субординацию, иерархию – они объедены верховной идеей блага. Единство идей сообщает и единство космосу, т. е. хаос организован идеями в космос; примерно так же, как идеи в головах людей формируют и организуют предметную среду, очеловечивая ее. Гегель возрождает платонизм в понимании единства мира. Первоначалом является Абсолютная Идея (Бог, логизированный на протестантский манер). В самой себе она саморазличается на логические формы в направлении от абстрактных форм ко все более конкретным: от бытия к ничто и к становлению; затем к качеству, количеству и мере, далее, к сущности, к миру явлений и к действительности и т.д. В итоге такой дифференциации Идея сформировала себя в полноте всех логических определений. Такая полнота служит сценарием для развития природы и человека. В лице человеческого разума Идея приходит к самосознанию и обретает бытие не только в «себе», но и «для-себя», преобразуется в знающий себя дух. Все части мироздания, все их взаимные влияния и взаимодействия так же объеденены внутренним смыслом, как мир значений в голове разумного человека являет собой целостность на основе главных смыслов. Поэтому «все действительное разумно, все разумное действительно» (Гегель).

Религиозно-философское толкование единства мира присуще классикам русской философии – В. С. Соловьеву, Н. О. Лосскому, И. А. Ильину, С. Л. Франку. В русской философии единство мира понимается не с позиций только одного естествознания или только одного научного рационального мышления, но аксиологически (ценностн о) – с позиций единства истины, добра и красоты. Мир един не потому, что он материален, а потому, что он сотворен по единому Промыслу Божию. Бог сотворил мироздание и человека не из любопытства, что получится, а от полноты своего совершенства и любви. Последовательное изложение такой гипотезе о единстве мира дал Н. О. Лосский в учении об иерархическом персонализме [ ].

4. 4. Смысл и значение вопроса о единстве мира

В мифах народов мира проблема первоначала и единства мира составляла, как это ни странно, начало, середину и конец размышлений, отвлеченных от мирских забот. Казалось, следовало бы думать о виноградниках и иных мирских делах. То же поражает и в философии на этапе ее становления. Проблема первоначала, из чего все происходит «мучила» и Фалеса, и Гераклита, и Эмпедокла, не говоря уже об атомисте Демокрите и Платоне. Почему эта проблема не ушла в «архив» памяти, и обсуждается весьма остро во все периоды истории философии? Актуальность этой проблемы состоит в том, что в ее решении философы решали не загадки космологии, как устроен мир, а иной вопрос – как людям жить в этом мире. То или иное решение вопроса о первоначале, о единстве мира непосредственно влияет на содержание мировоззрения, а мировоззрение, в свою очередь направляет идеологию, а идеология прямо оказывает конкретное влияние на политику. Политика же непосредственно затрагивает все вопросы земных забот о «виноградниках» и иных делах. Люди одарены сознанием. Сознание есть система общих, социально важных значений. Согласие людей во внешних делах невозможно без согласия в их душах. Согласие же в душах всегда основывается на единых основных значениях, смыслах, ценностях. А такие значения и смыслы должны быть обоснованы, чтобы быть убедительными и свободно и добровольно принятыми. Речь идет об основных смыслах, которые являются таковыми потому, что связаны с первоосновой, первоначалом всего сущего. Именно такая связь, укорененность значений и смыслов в первооснову мироздания сообщает им авторитет и внушающее воздействие на сознание людей. Суть такого воздействия – «если так организовано все мироздание, то и нам, людям, самой целостностью космоса велено поступать так, а не иначе». Например, если мир един потому, что он материален, то и единство страны зиждется в первую очередь на материальной основе. И, наоборот, если душа человека есть образ и подобие совершенства Божия, то каждый призван культивировать в своей душе истинное, доброе и прекрасное; объединяться с людьми своими лучшими качествами и совместно творить лучшее общее дело; не материальные скрепы (экономика) гарантируют солидарность, но духовные узы между людьми.

Философия, как и религия, решает самые насущные вопросы духовной жизни. Возьмем самое, казалось бы, отвлеченное от земных дел представление о Святой Троице – Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. Вопрос о Святой Троице вызывал и вызывает самые острые споры. Тайна споров заключается в том, что решается вопрос принципиальной важности для жизни народа и всей государственной политики. Каждая ипостась Святой Троицы «нераздельна», но и «неслиянна», свободна, но в единении! Соборность Святой Троицы – эталон для соборности православной церкви. А соборность церкви – образец для общежития народа, для социальной синергии, дружной кооперации усилий, для солидарности и свободной духовной сплоченности, что означает в политическом плане – индивидуальную свободу в единении людей. Философия «всеединства» так же имеет принципиальное значение для выбора самой модели политики и экономики страны.

Итак, смысл поиска единства мира состоит в том, что в нем в символической, всеобщей форме решаются проблемы первоосновы ценностей, ценностного самосознания. На основе таких ценностей строится мировоззрение, которое сообщает сознанию единство. Мировоззрение служит основой идеологии, которая обосновывает коренные интересы больших социальных групп, убеждает, внушает и побуждает людей к реализации таких интересов. Идеология есть общее руководство для конкретных политических программ.

Вопросы для самопроверки

1. В чем состоит проблема решения вопроса о единстве мира?

2. В чем заключаются особенности материалистического, идеалистического и религиозно-философского понимания единства мира?

3. Каков смысл поиска ответа на вопрос о единстве мира?

4. Определите Вашу позицию по данному вопросу и обоснуйте ее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.69 (0.007 с.)