Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сравнительный анализ науки с иными формами осознания реальности↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В рамках заявленного анализа уместно отметить различие между целостным и частичным духовными актами. Духовные акты в науке, нравственности, искусстве, религии имеют свои отличительные особенности. Духовный акт – это те продуктивно-творческие силы, какими человек творит свой внутренний мир, свою жизнь и культуру. Он бывает целостным или частичным (обрывочным, односторонним), лабильным (гибким, пластичным) или однообразным, бывают акты ориентированные по-преимуществу на внешнюю реальность (упрощенный материализм) или по преимуществу на духовный мир; можно отметить духовные акты волевого напора (К.Маркс, В.И. Ленин) и акты эмоционально-ценностной направленности. Целостный акт есть единство и взаимная кооперация главных творческих сил – понятийного мышления, продуктивного воображения, эстетического созерцания, нравственной воли, одухотворенной веры, совести и любви. Единство этих сил дарует полноту миропереживания и понимания, стойкий интерес к реальности и радостную полную самореализацию личности в разносторонних видах деятельности, общения и духовного творчества. Теоретическое мышление позволяет понимать объективную истину, нравственно ориентированная воля – творить добро, а не зло, продуктивное воображение и эстетическое созерцания – воспринимать красоту (прекрасное), одухотворенная вера – обретать ценности высшего ранга, божественное, совесть – оценивать помыслы и деяния согласно должному совершенству, а любовь – «увидеть лучшее, воспринять его и жить им» (И. А. Ильин). Любовь – это эмоциональное художественное переживание совершенства. Дух и есть любовь и воля к совершенству. Совершенство есть содержание, гармонично соединяющее в себе истинное, доброе и прекрасное. Дух – это целостный акт, в котором субъект возвышается до всеобщих по значению ценностей и знаний. Частичный акт – результат одностороннего воспитания и самовоспитания, а также такого разделения труда, которое превращает человека в обрывок, в одностороннюю функцию социальной машины. Такой акт односторонний, в нем мышление отрывается от совести и любви. Каждая сила души действует в отрыве от других. Мышление без совести и любви может обосновывать все что угодно; воля вне совести и любви лишена очевидности и творит жесткую дисциплину, организацию, полицейское государство; воображение само по себе может эстетизировать пороки (как современные СМИ), Вера в отрыве от разума и любви продуцирует галлюцинации и фанатизм. Единство главных духовных сил объективируются в общественном сознании: мышление – в философию и науку, свободная воля – в нравственные, правовые, политические отношения и в отношения собственности, воображение и созерцание – в искусство, вера – в религию. Единство субъективных духовных сил выражается в единстве форм общественного сознания – философии, науки, искусстве, религии, правосознании, идеологии. Отношения между этими формами сознания – отношения взаимной дополнительности. Так же и отношения между субъективными духовными силами взаимно дополнительные, обогащающие друг друга. Сциентизм – культ науки, поклонение ее экспериментальным и математическим методам, абсолютизация роли ученых и научных экспертов в обществе; позиция, согласно которой наука является единственно верной формой ориентации человека в мире и истолкования реальности. Сциентизм грубо игнорирует особенности иных форм сознания – нравственного, эстетического, религиозного. Тем самым происходит редукция полноты миропонимания и переживания к научной рациональности, обеднение человеческой субъективности. Сциентизм слеп по отношению к ценностному (духовно-практическому) освоению мира человеком, в рамках которого люди осуществляют духовное делание, возрастание, самовоспитание, исходя из должного и желаемого (добра, красоты, святости и др.). Например, нравственность ненаучна, она исходит из равноценности достоинства каждого человека и требует практически осуществить такие отношения между людьми (экономические, национальные, политические, правовые), при которых такая равноценность сохранялась бы. Т.е. нравственность есть идеология достоинства человека и повелевает поступать должным образом: чти достоинство каждого человека; поступай так, как ты бы хотел, чтобы и другие поступали так же по отношению к тебе; не превращай других лишь в средство для достижения твоих целей и т.д. Так же ненаучны искусство и религия. В рамках эстетического освоения мира люди окультуривают свою чувственность, переводят природные вожделения, желания в культурные формы. Например, любовные отношения (разновидность эстетического) представляют собой окультуривание чувственности согласно красоте; в них главным является переживание богатства человеческой субъективности, потребление этого богатства, присвоение его. Религия есть абсолютная основа воспитания ценностного сознания; иммунная система народного духа от деструктивной, разрушительной социальности; основа нравственного воспитания всякого народа. Жизнеспособным является не сциентизм и не отрицание науки (антисциентизм), а, во-первых, понимание дополнительности форм общественного сознания – научного, нравственного, эстетического, религиозного, идеологического; во-вторых, воспитание самой личностью своего целостного духовного акта в единстве главных творческих сил – мышления, воображения, созерцания, воли, веры, совести и любви. Разумеется, каждому человеку желательно обладать целостным духовным актом, который дарует полноту миропонимания, свободную от односторонних крайностей. Но в различных формах общественного сознания конечный продукт оформляется своеобразно, и в них доминируют различные субъективные основы. Представим эти различия наглядно в виде таблицы (таб.1.):
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.40 (0.009 с.) |