Тема 1. Предмет, особенности, главные разделы и функции философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет, особенности, главные разделы и функции философии



1. Условия и причины возникновения философии

Философия возникает в Древнем мире (Индия, Китай, Греция) в VI веке до н. э. в условиях превращения первобытно-общинного общества в общество рабовладельческое, в условиях отделения города от деревни, духовного труда от материального; на высокой стадии умственного развития людей, способных к понятийному мышлению; когда такое мышление начинает исследовать не только внешний мир, но и само мышление.

Причиной возникновения философии состоит в осознании людьми реальной значимости мышления. Объективно верное понимание и знание приводили к большой практической эффективности в изготовлении орудий, управлении людьми, воспитании, военном деле. Философия возникает из мифа.

2. Предмет и главные разделы философии

Предмет философии связан с наличием у человека развитой способности мышления. Как наличие у человека тела породило потребность в медицине, так и наличие у человека разумной души привело к возникновению философии. Философия исследует отношение человека к миру вполне в определенном аспекте, который касается каждого человека. Предметную область философии составляет освоение мира человеком в аспекте отношения мышления к бытию, духа к материи, мира идеального к миру материальному.

Но к миру относится не мышление как таковое, а мыслящий, разумный человек. Человек же осваивает мир трояко: духовно-теоретически, духовно-практически (ценностно) и практически. Поэтому предмет философии следует конкретизировать: философия исследует всеобщие закономерности духовно-теоретического, ценностного и практического освоения мира человеком как существом разумным. В центре предмета философии находится разумное понимание духовной реальности.

Схематично формы освоения можно изобразить так:

Духовно-теоретическое освоение

Человек Ценностное освоение Мир

Практическое освоение

Три формы освоенияреальности дополняют друг друга. Особенности духовно-теоретического (научного) освоения реальности состоят в следующем: понимание объективных связей в реальном мире (каковы предметы сами по себе, в их взаимном взаимодействии), выявление закономерностей (устойчивых связей), конструирование из таких связей моделей будущих вещей (прикладная наука) и массовое производство вещей согласно их моделям; на основе закономерностей ученые объясняют, предвидят и прогнозируют события. Особенности научного мышления заключаются в объективности понимания, в логической форме отражения и моделирования реальности (понятия, система понятий – теория, совокупность теорий – научная картина мира), в логической и фактической обоснованности. Такое мышление отражает реальности со стороны формы – в аспекте связей, структуры. Блеск кристаллов, заметил по этому поводу Л. Фейербах, пленяет наши чувства, но наш разум интересуется «кристаллономией». Алмазный бриллиант чарует чувства игрой красок, которые исчезают на экране логического мышления, и такое мышление фиксирует лишь кристаллическую решетку алмаза в виде трехгранной пирамиды.

Научное мышление имеет определенные особенности, и именно поэтому оно имеет свои пределы в отражении реальности. Пределы состоят в том, что мышление схватывает форму предмета без его материи, которая дана нам чувственно. Пределы, далее, состоят в том, что наука разрабатывает средства для реализации тех или иных целей. Цели же существенно связаны с ценностями. Ценности же избираются не мышлением, а духовными чувствами. Мышление же может обосновывать избранные ценности. Пределы науки можно представить наглядно: наука дает карту реальности, но какой избрать маршрут, куда идти, к кому и зачем, эти вопросы наука не решает. Из научной картины мира не вычитаешь ответа на вопрос, как человеку надо жить, чтобы жить достойно.

Ограниченность научного освоения преодолевается в рамках ценностного отношения человека к реальности. В рамках ценностного освоения (нравственность, искусство, право, идеология, религия,) человек берет мир не объективно, а субъективно, т.е. со стороны его значимости для потребностей и интересов, целей и идеалов человека; в аспекте должного, желаемого. Ценностное освоение более конкретно и значимо. Реальность осмысливается в характеристиках добра и зла, справедливости и несправедливости, прекрасного и безобразного, божественного и дьявольского, праведного и греховного. Ценности направляют самоопределение человека, выбор им целей, образа жизни и жизненного пути.

На практике человек деятельно изменяет уже не знания и ценности, а саму реальность на основе знаний и ценностей.И человек становится действительным для других людей и для самого себя – каков он есть на самом деле. В процессе практики человек переводитидеальное в материальное, субъективное содержание в объективную предметность, в поступки и дела. Практика – самая богатая по содержанию форма освоения: она включает в свой состав не только знания и ценности, но и реальные действия. Жизнь людей является по существу практической.

Практику можно различать по сферам действия (производственная, экономическая, социальная, политическая, духовная). К духовной практике относится, в частности, самовоспитание, «духовное делание». Субъектом практики может быть отдельный человек, социальная группа, народ, человечество. По своим масштабам во времени практика может быть локальной, привязанной к определенному периоду времени, или же исторической.

Из предмета философии следуют ее главные разделы: онтология – учение о бытии мира и человека в аспекте соотношения идеального и материального, антропология – учение о человеке, гносеология – учение о познающем мышлении и познании, аксиология (от греч. «аксиос» – ценность) – учение о ценностном освоении реальности, праксиология – учение о практическом освоении мира человеком.

В рамках отмеченных разделов решаются принципиальные вопросы. С позиций разработанных принципов исследуются общество (социальная философия) и история (философия истории) в аспекте соотношения идеального и материального. К составу философии относится история философии, изучение которой является необходимой предпосылкой для дальнейшей разработки теории философии. Наконец, следует отметить раздел прикладной философии, исследующей отдельные аспекты предмета философии (философия языка, техники, мифа, искусства и др.).

3. Особенности и функции философии

Из предмета философии следуют ее особенности. Субъективной предпосылкой философии, как и науки, является понятийное мышление. Однако в отличие от науки философия соединяет объективный метод понимания с ценностным. Соединением таких методов философия отличается от науки, по объему и способам осмысления реальности, философия по содержанию шире науки. Далее, философия разрабатывает предельные, конечные ценности бытия человека, чтобы обосновать теоретическое мировоззрение, исходя не из повседневного и локального опыта, а из духовного развития человечества. Мировоззрение есть компас в духовном мире человека; оно есть система ценностных принципов, которые направляют отношение человека к самому себе, к другим людям (обществу), к природе и к высшей, божественной реальности. Без ясного миропонимания человек не может быть самостоятельным в проектировании сценария своей жизни и своего жизненного пути, не будет обладать духовной автонономией и духовным самостоянием.

Функции философии тоже следуют из ее предмета. Философия, во-первых, есть лучшая школа развития теоретического (понятийного) мышления. Подобно тому как лучшим способом развития продуктивного воображения является усвоение искусства, так и самым эффективным методом развития теоретического (понятийного) мышления является основательное усвоение истории философии. Каждая наука создается теоретическим мышлением и представляет собой систему понятий. Развивая способность к понятийному творчеству, философия позволяет личности продуктивно усваивать ту или иную науку, развивает самостоятельное и критичное мышление, необходимое и за пределами профессиональной деятельности.

Во-вторых, философия разрабатывает методы научного, ценностного и практического освоения реальности и исполняет важную методологическую функцию. «Метод» в переводе с греческого означает путь. Философия умудряет личность тем, что предлагает лучший путь к истине, лучший путь к добру, лучший путь к красоте.

В-третьих, важнейшей является мировоззренческая функция философии, т. е. обоснование такого предмета, который в силу своего объективно лучшего, совершенного содержания достоин духовной сущности человека, достоин того, чтобы стать важнейшей ценностью, предметом веры, жизненной цели и великого и прекрасного дела. Мировоззрение выполняет важнейшую функцию интерпретации: оно истолковывает события, придает им те или иные значения и вплетает эти значения в общие интегративные смыслы, обусловливая различные реакции людей на одни и те же события. Человек телом реагирует на материальные свойства реальности; но как сознательное существо, он реагирует исключительно на значения и смыслы, которые сам же часто безотчетно приписывает событиям. Общественное производство и экономика, политико-правовая сфера, все общественные отношения, социальные институты и социальные общности существуют при условии, если они представлены в сознании системой значений. Качественное изменение общественного и государственного строя всегда начинается с изменением системы значений и его интерпретирующего центра – мировоззрения. В мировоззрении человек объективирует те принципы, которые выступают для него как должные и желаемые и которые направляют его поведение как стратегия. Мировоззрение императивно и проективно, оно есть принцип жизни, за который человек платит своей судьбой. И человеку не все равно, является ли он неудавшимся продуктом эволюции природы или ее венцом, добры ли люди или злы, душа есть функция тела или образ Божий. Кто в личном опыте знает истинную свободу, тот, подобно Шеллингу, и космос воспринимает художественно, как свободное эстетическое развертывание имманентных космосу потенций и сил. А кто привык жить по правилам, заимствованным извне, для того жесткий детерминизм, определение извне являются самоочевидным принципом миропонимания и организации собственной жизни.

В-четвертых, философии, как и религии, присуща духовно развивающая функция: философия побуждает личность к духовному деланию, к единению основных творческих сил души – любящего сердца, теоретического мышления, продуктивного воображения, эстетического созерцания, нравственной воли, веры и совести. Единство этих сил дарует личности полноту миропереживания и понимания, свободную от односторонних крайностей. Целостность духовного акта личности составляет такую оптику видения реальности, которая позволяет осознавать реальность целостно и сообщает личности творческую продуктивность. Мышление в отрыве от совести и любви может оправдать все что угодно. Воля сама по себе лишена духовной очевидности и может создавать бесплодную дисциплину и полицейское государство. Воображение без совести и любви плодит безответственные химеры и эстетизирует пороки. Вера вне мышления и любви нередко ведет к фанатизму и галлюцинациям.

Наконец, философия есть методологическая основа педагогики потому, что она специально разрабатывает теорию человека. Педагогика есть прикладная философия, ибо педагогика разрабатывает конкретные технологии реализации такой теории.

В заключение отметим следующее. Каждый человек, коль он обладает телом, должен знать основы гигиены, независимо от пола, социального положения и специальности. Точно так же, каждый из нас, обладающий разумной душой, должен изучать философию, чтобы шлифовать оптику мировосприятия и понимания, очищать свою душу, владеть «гигиеной» своей души.

Вопросы для самопроверки

1. Когда и почему возникла философия?

2. Что исследует философия, каков ее предмет?

3. Каковы особенности трех форм освоения мира человеком?

4. Каковы главные разделы философии?

5. Каковы функции философии?

6. Содержание понятий: миф, философия, онтология, антропология,гносеология, аксиология, материализм, идеализм, монизм, дуализм, плюрализм, эклектика, софистика, теизм, пантеизм, атеизм, гуманизм, диалектика, метафизика как методы мышления, наука, практика, ценность, мировоззрение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.014 с.)