Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аксиологический аспект наукиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Аксиология есть наука о ценностях. Ценность – явление внешнего или внутреннего опыта, взятое в аспекте его значимости для человека, для реализации потребностей целей, идеалов; в аспекте желаемого, должного. Ценности направляют самоопределение человека, выбор им модели своего Я, образа жизни, жизненного пути. Ценности можно классифицировать по разным основаниям: ▪ по степени значимости для человека (ценности положительные, отрицательные, иерархия ценностей); ▪ по субъекту (ценности индивидуальные, групповые, всенародные, общечеловеческие); ▪ по сферам (ценности экологические, технологические, экономические, социальные, политические, правовые, духовные, ценности культуры (науки, искусства и др.). Ценности в области науки обусловлены тем, что наука есть результат разделения труда, область производства идеального продукта, объективно верного знания, исполняющего важные общественные функции – проектирования моделей будущих вещей и процессов, объяснения, предвидения, прогнозирования, ориентирования человека в сложной системе «человек – общество – природа». С этими функциями связана социальная ответственность как отдельного ученого, так и научного сообщества. Ценности всех наук определяются тем, что науки, в общем и целом, работают на социальный заказ, на удовлетворение назревших потребностей. Ученый должен исходить не только из объективного понимания процессов, но и из тех следствий, которые вытекают из теоретических построений: содействуют ли эти построения большей свободе, справедливости, благополучию людей. Ценностные установки социально-гуманитарных наук (СГН) обусловлены особенностями их предмета познания: ▪ сам предмет СГН включает в себя, в отличие от предмета ЕН, ценностное содержание: процессы экологические, технико-технологические, экономические, социальные, политические, правовые, духовные непосредственно связаны с потребностями, целями, идеалами человека; поэтому ценностный компонент в социально-гуманитарном знании содержится в большей мере; ученый призван исходить в равной мере, не только из объективных оснований, но и из оснований субъективных, из устремлений субъектов общественного жизненного процесса; социальные ценности включены в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности; ▪ предмет СГН в отличие от предмета ЕН обладает свободой воли; субъекты самоопределяются в выборе вариантов действия, общения, мышления, начинают всякий раз новые причинные ряды, самодетерминируют себя; поэтому социально-гуманитарное знание непосредственно переходит в область теории ценностей; т.е. это знание должно содержать такой убедительный ценностный компонент, который принимался бы людьми добровольно, свободно, искренне, эмоционально и знание превращалось бы в убеждение. ▪ чтобы субъект СГН мог порождать такое ценностно определенное знание, он сам должен быть на высоте того сложнейшего предмета, который он исследует; т.е. должен быть с должным духовным уровнем, чувствовать и понимать нравственные, эстетические и иные устремления людей, иметь развитое гражданское самосознание, общекультурную подготовку, историческую память, ответственность перед Богом, Родиной и народом и др. Ценностная нагруженность социально-гуманитарного знания порождает проблемы – как соотнести объективное содержание такого знания с его ценностным компонентом? Как избежать идеологизации такого знания? Например, как толковать историю, т.е. те процессы, которые уже закончились и не существуют в настоящем в своем прежнем виде? Конкретней, как толковать советский период в истории России, сам коммунистический проект? Можно исходить из фактов, наука обязывает. Но факты можно толковать, исходя из личных убеждений, социального опыта, из интересов той или иной социальной группы, класса. В СМИ советский период толкуется сугубо отрицательно. Советский период – это «Гулаг», детище тоталитаризма и т.п. Сталин – это сущий злодей, а коммунистический проект – вредная утопия. С каких же позиций следует на самом деле толковать советский период в СГН? Не с позиций классовых пристрастий, но с позиций целого – интересов народа России, который трудится, создает реальное общественное богатство. По всем социально-культурным показателям советский период превосходит нынешний. Историю надо мерить соответствующей же ей меркой – самим последующим ходом истории. Если советский период – это «Гулаг», а СССР – «империя зла», то с чем мы, ныне живущие, остаемся? В таком случае мы предстаем как обреченные неудачники истории, авторы империи зла. Поэтому мы должны смириться с ролью неудачника истории и послушно следовать за Западом. Но именно Запад пропагандирует такие нелепые оценки советского периода, чтобы сделать из нас свои послушные живые инструменты. Кто же спас Запад от Гитлера и его 17 стран-сателлитов? Кто же руководил страной-победительницей? Кто практически предложил впервые в истории проект самого справедливого общества на планете? Достаточно поставить вопросы с позиций исторической перспективы, с позиций интересов тружеников и от нелепых оценок советского периода не остается и следа. В СГН следует за решением частных вопросов всегда видеть целое, историческую тенденцию, интересы народа, исходить из перспективы процветания Отечества, а процветание Отечества осознавать как фрагмент цветения человечества. Это сложно, но зато и благодатно как в теоретическом, так и в практическом отношениях. За борьбой концепций в СГН всегда скрываются интересы больших социальных групп. Следует осознавать такие интересы и сознательно становиться на ту или иную социально-гражданскую позицию. В выборе позиции существует один верный критерий – нравственный; следует исходить из интересов целого, трудового народа, всеобщего блага. Ныне встают острые проблемы гуманитарного контроля в науке и в высоких технологиях, проблемы экологической и социально-гуманитарной экспертиз научно-технических проектов. Суть проблем состоит в эрозии нравственности, научной совести под давлением алчных интересов нетрудового обогащения. Эмоционально-ценностный аспект научного творчества мало чем отличается от такого же аспекта в иных видах деятельности. Это, во-первых, воодушевление, вдохновение от достойного содержания, которое исследует ученый; порыв к истине, к познанию великого и прекрасного измерения мироздания, человеческой истории, самого человека; т.е. чувство приобщения к великому делу, к великой тайне мироздания, к вечности. Выход за пределы индивидуального сознания, личной субъективности. Без такой сильной познавательной страсти большая наука невозможна. Во-вторых, это особое духовное состояние ученого, горение любящего сердца, которое направляет мышление, волю, воображение на достойный предмет, дает силы перевоплощения в предмет, слияние с ним, погружение в него, растворение в нем. Отсюда возникает предметность мысли: ученый излагает суть предмета, исходя из содержания предмета языком предмета, вынося личное за скобки. Так возникает предметно-конкретное мышление с большим эвристическим потенциалом. Надо духовно созерцать предмет, его самость, его «я», прослеживать, как эта самость становится, оформляется в устойчивые формы, а затем уже излагать весь процесс в понятиях. Иначе будет псевдомышление без предметного содержания, игра терминами, их произвольное связывание. Такими текстами наполнены многие современные «научные публикации» по СГН. В-третьих, это искренняя озабоченность общим важным делом, сочувствие «униженным и оскорбленным», чувство служения Отечеству и человечеству. Такая личная сопричастность процессу облагораживания общей жизни рождает преданность истине, научную совесть, бескорыстие, твердость позиции в экспертизах и рецензиях.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 664; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.65 (0.006 с.) |