Тема 2. Философская система и методика ее понимания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Философская система и методика ее понимания



Понятие философской системы

Философия существует, как правило, в теоретической форме как система понятий. Но она может быть и в нетеоретической форме – как раскрытие идей в художественных образах, например произведения Ф. М. Достоевского. Ниже речь ведется только о теоретической форме функционирования философии.

Философская система есть теоретическое (понятийное) выражение духа народа, эпохи, она проясняет, систематизирует, организует, проектирует и направляет жизненный опыт народа на основе теоретических принципов, обоснованного мировоззрения. В ней духовный опыт народа осмыслен в разумной форме.

Философские системы, несмотря на их многообразие, имеют единую логику возникновения: из особенного наличного материала культуры своего времени философ индуктивно восходит ко всеобщему первопринципу, а затем из такого первопринципа он дедуктивно развивает содержание философии – онтологию, антропологию, гносеологию, аксиологию, праксиологию, социальную философию и философию истории.

Оформление философской системы проходит два этапа – индуктивно-эмпирический (восхождение от частного, особенного опыта к первопринципу) и дедуктивно-теоретический (развитие из единого принципа конкретного содержания). На первом этапе философ вбирает в себя духовный опыт народа, переживает и мыслит его, целостным духовным актом перерабатывает эмпирию в теорию, вырывается из застенков повседневности и сложившихся социальных форм, стереотипов, предрассудков. Это – путь восхождения к духовной вершине, требующий самостоятельности ума и мужества воли. На втором этапе философ парит в эфире понятий. Оторвавшись от липучей чувственной достоверности и повседневности, он развивает из единого принципа, из идеи богатство содержания. Поскольку содержание теперь развито из единого принципа, то оно предстает как художественное целое– как духовная целостность, как мысленная конкретность, как единство в многообразии разделов философии. Идею (принцип) философской системы можно уподобить семени, из которого вырастает раскидистая крона.

Приведем примеры. Платон () развил теорию идей, которые существуют сами по себе как формы без материи. Лишенные материи, они не деформированы ею и поэтому предстают как эталоны, как образцы и меры чувственно-воспринимаемого мира. Идеи – исходный принцип философской системы Платона. Исходя из идей, Платон развивает учение о составе души, об эросе, о познании, о социальном составе общества, о формах правления в государстве.

И. Кант () исходит из принципа самопроизвольной, спонтанной самодеятельности человеческого «Я» и систематически развивает ответы на вопросы «Что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я могу надеяться?», «что есть человек?». Принцип Канта героически развивает И. Г. Фихте () в области нравственности. Гегель возрождает принцип философии Платона и последовательно развивает все богатство человеческого опыта из Идеи, которая уже является не вечной покоящейся субстанцией, как это было у Платона, но активным Субъектом: Идея стремится познать и осуществить себя в пространстве и во времени. К. Маркс приемлет принцип философии Канта, но преобразует его в принцип практической самодеятельности людей, которые изменяя внешние обстоятельства, изменяют и самих себя, вступают в процесс «абсолютного» самостановления: они обновляют себя в той мере, в какой обновляют предметный мир богатства, содержание деятельности, общения и мышления. И. А. Ильин (1883-1954) исходил из совершенства и обосновал ценностные основы бытия человека, семьи, воспитания, правосознания, государства, Родины, труда и собственности, воинского служения и др. Н. О. Лосский исходил из единой основы, субстанциальных деятелей, и развил поразительно стройную, «математически» последовательную во всех разделах философию.

Если философия развита последовательно из единого принципа, то ее называют монистической (от слова «моно» – один). Однако бывают учения, развитые из двух принципов, оцениваемые как дуалистические («дуа» – два), или из многих, взаимодополняющих друг друга принципов (плюралистическая система, от слова «плюрал» – много). Если же учение исходит из принципов, которые несовместимы по своему содержанию в одном системе, то такое учение называется эклектичным. Следует конкретно ознакомиться с понятиями монизма, дуализма, плюрализма и эклектики в справочной литературе.

Философские системы могут быть по содержанию полными или неполными. В первом случае в отличие от второго дано раскрытие всех разделов философии. Если такие разделы раскрыты основательно, то философская система квалифицируется как классическая; например, учения Платона, Аристотеля, Эпикура (Античность), Фомы Аквинского (Средневековье), Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербах, Маркса (Новое и Новейшее время), В. С. Соловьева, И. А. Ильина, Н. О. Лосского, С. Л. Франка (конец XIX – XX вв.). Вторая половина XIX века отмечена в западной философии постклассическими системами (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр и др.).

2. Методика понимания философских систем

Из логики оформления философских систем следует методика их понимания. В усвоении философии целесообразно:

▪ выявить историческую обусловленность философской системы (когда и где, в среде какого народа, какой культуры она возникла);

▪ выявить первопринцип философской системы и проследить последовательно ли он проводится философом во всех частях его философии, непоследовательность заслуживает критики, но с точки зрения самого автора философской системы; такая критика станет самокритикой философской системы; она развивает самостоятельное и рефлексивное мышление и сообщает живую диалогичность в усвоении философии;

перевоплотиться в самого философа, встать на его точку зрения и посмотреть на мир через ту оптику, через которую философ смотрел на реальность, т. е. необходимо пережить и понять сам духовный акт, каким философ творил свою философскую систему; личное переживание духовного акта автора философской системы развивает духовные чувства, субъективную творческую палитру читателя, значительно расширяет горизонт сознания, позволяет выйти на рамки собственной привычной субъективности и увидеть новые грани бытия; духовный акт означает особое сочетание душевно-духовных сил, которыми творится философское учение; духовный акт может быть целостным, полным, или частичным; он может быть ориентированным на внешний опыт или на внутренний, духовный; в нем могут доминировать разные силы – логическое мышление (Спиноза), воля (А. Шопенгауэр), интуиция (Платон, Гегель), воображение (философия Древней Индии), духовное созерцание (И. А. Ильин); творческая палитра философа накладывает отпечаток на его учение;

▪ ответить на вопрос, какие ценности предложены философской системой, к чему она призывает, какой образ жизни предлагает; т.е. определить социально-культурную значимость философской системы; тем самым читатель вплетает историю философии в личное размышление о современности;

дать личную оценку философской системы и обосновать эту оценку.

Следуя предложенной методике понимания философских систем, можно обогатить не только свое знание, но и личный духовный опыт в нравственном, религиозном, правовом, эстетическом отношениях, развить собственное теоретическое мышлении, его самостоятельность, рефлексивность и критичность.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое философская система?

2. Какова логика создания философской системы?

3. Каково значение первопринципа в философской системе?

4. Что такое монизм, дуализм, плюрализм, эклектика?

5. Приведите примеры монистических, дуалистических, плюралистических систем философии.

6. Какова методика понимания философских систем?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.007 с.)