Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Для сдачи экзамена (сокращенные)↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Содержание Вопросы (сокращенные) Примерные контрольные вопросы по философии Для сдачи экзамена (сокращенные) 1. Предмет, особенности, основные разделы и функции философии. 2. Философская система. Различные принципы создания философских систем в истории философии. Приведите примеры. 3. Принципы и исторические формы материалистической, идеалистической, религиозной философии. Приведите примеры. 4. Сравнительный анализ философии античности и средневековья. 5. Особенности философии Возрождения; протестантская этика и капитализм, Возрождения и Нового времени. 6. Ф.Бэкон и Р.Декарт о научном методе. 7. Идеология французских просветителей XVIII века. 8. Кант о роли чувств, воображения, рассудка и разума в познании. Этика Канта. 9. Строение философской системы Гегеля, его учение о диалектике, развитии сознания. 10. Философия Фейербаха: критика идеализма и религии, антропологический материализм. 11. Тезисы Маркса о Фейербахе. Отличие марксистской диалектики от гегелевской. 12. Маркс, Энгельс о социальной сущности человека, сознании и практике. 13. Маркс, Энгельс об общественной формации, об источниках развития общества, периодизации истории, обосновании коммунизма. 14. Особенности постклассической западной философии. Характеристика одного из направлений (по выбору). 15. Особенности и основные идеи русской философии. 16. Проблема единства мира в философии. 17. Универсальность человека как родового, культурно-исторического существа. 18. Понятие материи, материального; идеальное, его функции; идеальное и психика. 19. Идеальное и сознание. Анализ связи: совместная деятельность – общение – общие значения – язык – совместное знание – сознание. 20. Сознание индивидуальное и общественное. Уровни и формы общественного сознания. 21. Дух, духовность как высший уровень субъективности. Формы бездуховности. 22. Особенности научно-теоретического, ценностного и практического освоения мира человеком. 23. Наука, ее назначение, особенности научного понимания реальности. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. 24. Диалектика как метод мышления и теория развития. Понятия развития, противоположностей, противоречия. Принципы диалектического мышления. 25. Объективное содержание и субъективная форма в познании. Истина как процесс; догматизм, релятивизм, субъективизм и диалектика на пути к истине. Критерии истины. 26. Особенности нравственного, эстетического и религиозного освоения мира человеком. 27. Человек как субъект и объект социальных процессов. Субъектные качества, их отчуждение; социальное манипулирование. 28. Соотнесите понятие: человек, личность, индивидуальность, индивид; субъектность и субъективность. 29. К. Маркс о взаимном влиянии друг на друга основных сфер общества (экономической, социальной, политической и духовной).. 30. Техника, ее виды, причины ее развития; социальные последствия. Вопросы для самопроверки 1. Когда и почему возникла философия? 2. Что исследует философия, каков ее предмет? 3. Каковы особенности трех форм освоения мира человеком? 4. Каковы главные разделы философии? 5. Каковы функции философии? 6. Содержание понятий: миф, философия, онтология, антропология,гносеология, аксиология, материализм, идеализм, монизм, дуализм, плюрализм, эклектика, софистика, теизм, пантеизм, атеизм, гуманизм, диалектика, метафизика как методы мышления, наука, практика, ценность, мировоззрение. Тема 2. Философская система и методика ее понимания Понятие философской системы Философия существует, как правило, в теоретической форме как система понятий. Но она может быть и в нетеоретической форме – как раскрытие идей в художественных образах, например произведения Ф. М. Достоевского. Ниже речь ведется только о теоретической форме функционирования философии. Философская система есть теоретическое (понятийное) выражение духа народа, эпохи, она проясняет, систематизирует, организует, проектирует и направляет жизненный опыт народа на основе теоретических принципов, обоснованного мировоззрения. В ней духовный опыт народа осмыслен в разумной форме. Философские системы, несмотря на их многообразие, имеют единую логику возникновения: из особенного наличного материала культуры своего времени философ индуктивно восходит ко всеобщему первопринципу, а затем из такого первопринципа он дедуктивно развивает содержание философии – онтологию, антропологию, гносеологию, аксиологию, праксиологию, социальную философию и философию истории. Оформление философской системы проходит два этапа – индуктивно-эмпирический (восхождение от частного, особенного опыта к первопринципу) и дедуктивно-теоретический (развитие из единого принципа конкретного содержания). На первом этапе философ вбирает в себя духовный опыт народа, переживает и мыслит его, целостным духовным актом перерабатывает эмпирию в теорию, вырывается из застенков повседневности и сложившихся социальных форм, стереотипов, предрассудков. Это – путь восхождения к духовной вершине, требующий самостоятельности ума и мужества воли. На втором этапе философ парит в эфире понятий. Оторвавшись от липучей чувственной достоверности и повседневности, он развивает из единого принципа, из идеи богатство содержания. Поскольку содержание теперь развито из единого принципа, то оно предстает как художественное целое– как духовная целостность, как мысленная конкретность, как единство в многообразии разделов философии. Идею (принцип) философской системы можно уподобить семени, из которого вырастает раскидистая крона. Приведем примеры. Платон () развил теорию идей, которые существуют сами по себе как формы без материи. Лишенные материи, они не деформированы ею и поэтому предстают как эталоны, как образцы и меры чувственно-воспринимаемого мира. Идеи – исходный принцип философской системы Платона. Исходя из идей, Платон развивает учение о составе души, об эросе, о познании, о социальном составе общества, о формах правления в государстве. И. Кант () исходит из принципа самопроизвольной, спонтанной самодеятельности человеческого «Я» и систематически развивает ответы на вопросы «Что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я могу надеяться?», «что есть человек?». Принцип Канта героически развивает И. Г. Фихте () в области нравственности. Гегель возрождает принцип философии Платона и последовательно развивает все богатство человеческого опыта из Идеи, которая уже является не вечной покоящейся субстанцией, как это было у Платона, но активным Субъектом: Идея стремится познать и осуществить себя в пространстве и во времени. К. Маркс приемлет принцип философии Канта, но преобразует его в принцип практической самодеятельности людей, которые изменяя внешние обстоятельства, изменяют и самих себя, вступают в процесс «абсолютного» самостановления: они обновляют себя в той мере, в какой обновляют предметный мир богатства, содержание деятельности, общения и мышления. И. А. Ильин (1883-1954) исходил из совершенства и обосновал ценностные основы бытия человека, семьи, воспитания, правосознания, государства, Родины, труда и собственности, воинского служения и др. Н. О. Лосский исходил из единой основы, субстанциальных деятелей, и развил поразительно стройную, «математически» последовательную во всех разделах философию. Если философия развита последовательно из единого принципа, то ее называют монистической (от слова «моно» – один). Однако бывают учения, развитые из двух принципов, оцениваемые как дуалистические («дуа» – два), или из многих, взаимодополняющих друг друга принципов (плюралистическая система, от слова «плюрал» – много). Если же учение исходит из принципов, которые несовместимы по своему содержанию в одном системе, то такое учение называется эклектичным. Следует конкретно ознакомиться с понятиями монизма, дуализма, плюрализма и эклектики в справочной литературе. Философские системы могут быть по содержанию полными или неполными. В первом случае в отличие от второго дано раскрытие всех разделов философии. Если такие разделы раскрыты основательно, то философская система квалифицируется как классическая; например, учения Платона, Аристотеля, Эпикура (Античность), Фомы Аквинского (Средневековье), Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербах, Маркса (Новое и Новейшее время), В. С. Соловьева, И. А. Ильина, Н. О. Лосского, С. Л. Франка (конец XIX – XX вв.). Вторая половина XIX века отмечена в западной философии постклассическими системами (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр и др.). 2. Методика понимания философских систем Из логики оформления философских систем следует методика их понимания. В усвоении философии целесообразно: ▪ выявить историческую обусловленность философской системы (когда и где, в среде какого народа, какой культуры она возникла); ▪ выявить первопринцип философской системы и проследить последовательно ли он проводится философом во всех частях его философии, непоследовательность заслуживает критики, но с точки зрения самого автора философской системы; такая критика станет самокритикой философской системы; она развивает самостоятельное и рефлексивное мышление и сообщает живую диалогичность в усвоении философии; ▪ перевоплотиться в самого философа, встать на его точку зрения и посмотреть на мир через ту оптику, через которую философ смотрел на реальность, т. е. необходимо пережить и понять сам духовный акт, каким философ творил свою философскую систему; личное переживание духовного акта автора философской системы развивает духовные чувства, субъективную творческую палитру читателя, значительно расширяет горизонт сознания, позволяет выйти на рамки собственной привычной субъективности и увидеть новые грани бытия; духовный акт означает особое сочетание душевно-духовных сил, которыми творится философское учение; духовный акт может быть целостным, полным, или частичным; он может быть ориентированным на внешний опыт или на внутренний, духовный; в нем могут доминировать разные силы – логическое мышление (Спиноза), воля (А. Шопенгауэр), интуиция (Платон, Гегель), воображение (философия Древней Индии), духовное созерцание (И. А. Ильин); творческая палитра философа накладывает отпечаток на его учение; ▪ ответить на вопрос, какие ценности предложены философской системой, к чему она призывает, какой образ жизни предлагает; т.е. определить социально-культурную значимость философской системы; тем самым читатель вплетает историю философии в личное размышление о современности; ▪ дать личную оценку философской системы и обосновать эту оценку. Следуя предложенной методике понимания философских систем, можно обогатить не только свое знание, но и личный духовный опыт в нравственном, религиозном, правовом, эстетическом отношениях, развить собственное теоретическое мышлении, его самостоятельность, рефлексивность и критичность. Вопросы для самопроверки 1. Что такое философская система? 2. Какова логика создания философской системы? 3. Каково значение первопринципа в философской системе? 4. Что такое монизм, дуализм, плюрализм, эклектика? 5. Приведите примеры монистических, дуалистических, плюралистических систем философии. 6. Какова методика понимания философских систем? Вопросы для самопроверки 1. Определите особенности материалистических, идеалистических и религиозно-философских систем и приведите примеры из истории философии. 2. Каковы отличительные особенности материалистических учений античной философии, Нового времени (XVII-XVIII вв.), К. Маркса и Ф. Энгельса? 3. Чем отличаются объектные и субъектные установки в философии и приведите примеры из истории философии. 4. Приведите примеры философских систем, ориентированных на природу, Бога, человека, общество. 5. Определите общие закономерности в развитии философии и приведите примеры из истории философии. 3. Основные периоды в развитии философии Основанием выделения периодов философии является новые принципы философствования, которые порождены новыми общественными условиями К таким периодам, как правило, относят философию Древнего мира (Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция6 в. до н.э., - 3 век н.э.), философию Средневековья (1 – 14 вв н. э.), философию Возрождения (14 – 16 вв.), философию Нового времени (17 – 18 вв), немецкую классическуюфилософию, марксистскую философию (19 в.), постмаркситскую неклассическую западную философию (сер. 19 – 21 вв.), русскую философию (19 – 20 вв). Вопросы для самопроверки 1. В чем состоит проблема решения вопроса о единстве мира? 2. В чем заключаются особенности материалистического, идеалистического и религиозно-философского понимания единства мира? 3. Каков смысл поиска ответа на вопрос о единстве мира? 4. Определите Вашу позицию по данному вопросу и обоснуйте ее. Вопросы для самопроверки 1. В чем состоит отличие объективной реальности от реальности субъективной? Приведите примеры. 2. Почему логически не правильно определять материю через ее конкретные состояния? 3. Какова роль идеального в деятельности людей? Приведите примеры. Тема 5. Социальная природа сознания. 1. Генезис сознания из совместной деятельности и общения 2. Стадии в развитии сознания: чувственное сознание, самосознание, дух. 3. Уровни и формы осознания реальности человеком 5. 1. Генезис сознания из совместной деятельности и общения Выше идеальное было раскрыто при полном отвлечении от психики человека. Идеальное представлено в психике человека как система значений, причем, как система социально важных и общих значений. Само слово «со-знание» указывает на то, что сознание есть совместное знание. Какова причина доминирования в психике человека социально важных и общих значений? Люди – существа общественные, каждый индивид включен в то или иное общее дело, будь то семья, труд в коллективе, образование в вузе или служение в армии. Люди работают друг на друга. В общем деле необходимо координировать индивидуальные усилия для реализации общей цели. Такая координация (согласование) осуществляется в актах общения. Общение принуждает психику к обобщению тех значений, которые индивиды передают друг другу в общении. Без общих значений общение невозможно. Общие значения фиксируются материально в языке. Язык – самое важное средство общения. В нем закреплены только общие значения. Оперируя языком, индивиды закрепляют тем самым общие значения нейрофизиологически, в больших полушариях головного мозга. Создается видимость возникновения сознания как «функции мозга», а не как «функции» совместной деятельности и общения! Психика индивида начинает организовываться не только инстинктивными побуждениями тела, но и общими значениями, которые возникают из общего дела и технологически необходимы для него. Усваивая язык в актах общения, индивид тем самым осваивает общие значения, зафиксированные и «накопленные» в языке. Он может вносить свои значения в язык, если они важны для общего дела, для жизни других людей. Итак, можно схематически представить исходную ячейку зарождения сознания: общее дело – общение – обобщение – общие значения – язык – материальное кодирование общих значений в голове индивида – совместное знание – сознание. Сознание есть социально-психическая форма функционирования идеального; или, конкретнее, сознание есть психика, организованная социально важными и общими значениями, которые возникают в совместной деятельности и общении и которые необходимы для регуляции этих процессов. Такие значения направляют, согласовывают и регулируют совместную деятельность и общение. Более того, в системе общих значений социальность представлена в обобщенном и концентрированном виде. Теперь, чтобы войти в общество людей, необходимо в первую очередь усвоить такие значения путем усвоения языка. Воистину, вначале было слово! Общее дело расширяется по своему составу по мере развития производства людьми своей собственной жизни. Разделение труда, иных социальных функций порождает различные социальные группы людей. Общение тоже обретает иной масштаб и превращается в общественные отношения. В общении индивид представляет самого себя. В общественных отношениях он выступает как представитель той или иной социальной группы (рабочий, крестьянин, художник, политик и т. д.). В общественных отношениях индивид расширяет круг общения. Поэтому обобщаются в большей степени значения, необходимые для обслуживания общественных отношений. Именно общественные отношения утверждают в психике людей предельно общие, всеобщие значения. С дифференциацией деятельности и общения развивается и язык. Вначале, у истоков антропогенеза, это был, вероятно, язык жестов. Жест есть телодвижение для передачи значений. Но воздействие жеста на других индивидов ограничено в пространстве полем восприятия и световым днем. Язык жестов вытесняется новым «лидером» – звуковым языком, который не скован прежними ограничениями. Звуковой язык превращается в речь и с развитием этносов закрепляется в форму родного национального языка. Однако звуковой язык протекает лишь во времени. Скачок произошел с образованием письменного языка. Благодаря такому языку содержание сознания предшествующих поколений стало транслироваться, передаваться новым поколениям не только во времени, но и в пространстве. На основе национального языка созданы искусственные языки – математики, музыкальные ноты и др. Усваивая иностранные языки, личность тем самым приобщается к опыту иных народов, к содержанию их сознания. Конкретизируем размышление о сознании. В антропогенезе действия индивидов раздваиваются на качественно различные виды: на действия материальные, направленные на деятельное преобразование предмета, и на действия коммуникативные, обращенные к другим индивидам для передачи значений, будь то жест или звуковой комплекс. Коммуникативные действия материальны лишь по форме, но идеальны по содержанию. Например, ударом кулака можно материально изменить предмет. Но кулак, как жест угрозы, материально ничего не изменяет, а отсылает собой к возможным будущим действиям, т. е. передает значение. С дифференциацией материальных действий в процессе разделения труда дифференцируются и коммуникативные действия. Трудовые операции преобразуются в символические общие действия с классами предметов – в логические операции, система которых становится особым процессом – мышлением. Мышление возникает из материальных технологических действий, сознание же непосредственно возникает из коммуникативных действий, из общения и общественных отношений. Представим генезис мышления и сознания в виде схемы: Мышление и сознание – не одно и тоже. Люди мыслят, часто не осознавая того, как они это делают. Прошли тысячелетия прежде, чем были осознаны процессы мышления Платоном, Аристотелем, Р. Декартом, И. Кантом, И. Г. Фихте, Гегелем и др. Осознать явление, значит отстраниться от него и взглянуть на него со стороны, включить его в систему социально важных значений, в контекст накопленного социального общего опыта. Осознание – более сложная процедура, оно связано со степенью социализации человека, с социальной зрелостью. Мышление есть тот же процесс труда, но протекающий символически – не с вещами, а с их заменителями, со значениями. В акте мышления субъект оперирует значениями. Логические операции мышления производны от трудовых операций. Различие состоит в том, что логически субъект оперирует не единичными «этими» предметами, а классом предметов того или иного рода (студент, государство, долг и др.). На предмет проецируются устоявшиеся трудовые операции. Понять предмет логически – значит мысленно построить его. Общение, общественные отношения есть реальная основа того, идеальной формой чего является общественное сознание. Если общественные отношения, социальные статусы и социальные институты нуждаются в системе значений, закрепленных в сознании, то сознание людей находит в общении, общественных отношений свою реализацию и реальное существование, свою реальную опору. Более того, социальное бытие человека возможно при условии признания данного человека, его статуса и значения в сознании других, в общественном сознании; т. е. социальное бытие людей предполагает признанность такого бытия другими людьми, их сознанием. Поэтому первым социальным актом является признание, признанность, будь то инициации в древности, гражданство, экзамены в школе или защита диссертации в ученом совете. «Мое всеобщее сознание есть лишь теоретическая форма того, живой формой чего является реальная коллективность, общественная сущность» (39, с. 118). Живая общественность и всеобщность сознания суть разные выражения единого процесса, предполагающие друг друга как реальное и идеальное. Общность людей предполагает соответствующую всеобщность значений в сознании людей. Сознание есть для-себя-бытие коллективности, общественности. «Как родовое сознание, человек утверждает свою реальную общественную жизнь и только повторяет в мышлении свое реальное бытие, как и наоборот, родовое бытие утверждает себя в родовом сознании и в своей всеобщности существует для себя как мыслящее существо» (39, с.119). Без соответствующей символики и идеальных образов национальной культуры этносы распадаются и исчезают в истории, превращаются в блуждающие потоки населения. Таким образом, причиной того, что мышление воспроизводит реальность в общей форме, является не особая нервная ткань мозга, а бытие человека как субъекта общения и общественных отношений. По этой же причине функция представительства обретает форму всеобщности, выталкивает из эмпирических содержаний такое содержание, которое всеобщим образом представляет типы тех или иных отношений, которые мыслятся. Единые меры, будь то меры веса, времени или логические категории, обретают единое и общепризнанное выражение по мере расширения общения и общественных отношений, в которых такие меры функционируют в деятельности людей. Реальная общественная связь между людьми, проходя через их сознание, порождает с необходимостью «общественно значимые, … объективные мыслительные формы для производственных отношений данного исторически определенного способа производства» (5, с.86). Именно мышление непосредственно обслуживает (проектирует, планирует, направляет, регулирует, и контролирует) общение и общественные отношения, при этом эта субъектная функция мышления может и не осознаваться во всей ее полноте. Не случайно, Маркс употреблял термины «мысленное» представление, «мыслительные» формы, «мышление». Практико-функциональный уровень мышления непосредственно опосредствует реализацию потребностей в системе общественных отношений и функционирование органов общественной практики – как технологии материального производства, так и экономические, социальные и политические процессы. Такое опосредствование позволяет понять, почему люди вбивают себе в голову те или иные «иллюзии». Если мышление опосредствует противоречащие друг другу отношения, то оно само будет логически противоречивым, как это показал Маркс в своей критике Прудона (32, с. 65 – 185). Функционирующие органы общественной практики диктуют соответствующие себе мыслительные процессы, которые нельзя отменить пожеланию потому, что они есть функционально необходимые «объективные» мыслительные формы. Этот уровень мыслительных процессов не может не отражать закономерности потому, что он призван их идеально опосредствовать – направлять, регулировать и проч. Закономерности производства и общественных отношений проходят через сознание и воспроизводятся в форме духовных аналогов. Функционирующие органы общественной практики с необходимостью актуализируют и держат в напряжении те или иные содержания практико-функционального мышления, навязывают соответствующие себе оперативные мыслительные схемы, которые обслуживают исторически определенные отношения людей к природе и друг к другу. Обновляя эти органы-посредники, люди обновляют и логико-категориальные структуры, «прочно сидевшие» ранее в сознании. Прежние схемы мысли интеллектуально устаревают потому, что не могут опосредствовать новые общественные отношения и технологии, и «здравый рассудок» приходит в замешательство. Такие органы-посредники поддаются объективному научному анализу, который переносится на само идеальное, на мышление. Сделаем выводы. Если сознание производно от деятельности и общения, то с дифференциацией деятельности и с расширением круга общения, с его многообразием расширяется горизонт сознания и разнообразится состав сознания – возрастает степень обобщенности значений и обогащается система значений. Содержание деятельности и общения позволяет объяснить и состав сознания, которое вплетено в общее дело и обслуживает (направляет и регулирует) деятельность и общение. Сознание социально по следующим параметрам: ▪ по своему происхождению (возникает из совместной деятельности и общения; ▪ по содержанию (оно состоит из социально важных и общих значений); ▪ по форме функционирования (такой формой является язык, как материальная оболочка сознания, как материальный носитель значений, как средство общения); ▪ по функциям (сознание направляет и регулирует функционирование всех звеньев социальной системы); ▪ по своему общему носителю, хранителю и транслятору состава сознания новым поколениям (сознание сохраняет и транслирует новым поколениям социальная общность – этнос, нация посредством национального же языка). Актуальное (живое) сознание «оседает» и закрепляется в знаковых и символических системах. Так создается историческая память народа. Это – накопленное, опредмеченное сознание передается новым поколениям. Образование есть процесс такой передачи. Без достаточной исторической памяти новые поколения, как правило, деградируют. Таким образом, сознание с самого начала является общественным продуктом. Люди производят, заметил К. Маркс, не только холст и шелковые ткани. Производя материальный продукт, они производят и общественные отношения друг к другу. Производя такие общие (общественные) отношения, они тем самым производят и свое сознание с его всеобщими значениями. Возникают целые специальные отрасли такого производства в форме науки, искусства, религии, правосознания, философии, идеологии и др. Невозможно быть субъектом общественных отношений, не освоив всеобщие значения сознания. Обновляя содержание деятельности и общения, люди обновляют и содержание своего сознания. 5. 2. Стадии в развитии сознания: чувственное сознание, самосознание, дух Выше было определено сознание вообще. Далее следует рассмотреть сознание на уровне отдельного человека, а затем – их общее (общественное) сознание, которое направляет и регулирует общую жизнь народа. В психике человека сознание составляет лишь один из уровней – это та часть психики, которая захвачена общественными процессами. В психике существует и подсознательная сфера, включающая как прошлое сознание личности в виде памяти, так и сферу инстинктивных сил, побуждений. Сознание, отмечал Гегель, развивается от стадии чувственного сознания к самосознанию и к духу. К душевной стадии психики относятся как вся сфера подсознания, так и чувственное сознание. Самосознание есть сфера перехода от душевной стадии психики к духовной. Сущность духовности В публикациях о духовности нет самого главного – монизма, истолкования духовности из единого основания 1. Авторы, как правило, приводят высказывания классиков философии и сопровождают их своими комментариями. Неудовлетворительность состоит в потере теории, концептуальности. То, что духовности присущи всеобщие значения, а не замыкание горизонта сознания на значениях частных и единичных («здесь» и «теперь»), это Гегель убедительно раскрыл в своей работе «Феноменология духа». Как же возникают всеобщие значения? Принцип деятельности, взятый сам по себе, на эти вопросы не отвечает. Г.С.Батищев, вдохновенно изложивший принцип деятельности в философии2, в последние годы своего творчества подверг этот принцип критике, настаивая на «глубинном общении»3. Трудность в синтезе деятельности и общения заключается в том, что формы общения (включая общественные отношения) постигаются только мышлением и требуют для их понимания высокого уровня абстракции, умения схватывать невидимое через внешние формы обнаружения. При этом сам субъект должен быть сознательно причастным общественным отношениям. Но и деятельно-коммуникативный подход в понимании человека тоже является неполным именно потому, что существует неразрывная связка «деятельность – общение – мышление». Упрощенный материализм не понимает направляющей и регулятивной роли мышления (идеального) в функционировании социальных систем, и поэтому он всегда плетется в «хвосте» событий, предоставляя лидерство в философии и в общественных процессах своим оппонентам, умудренным опытом классиков как немецкой, так и русской философии. Уместно напомнить, что «общественные отношения между людьми возможны лишь в той мере, в какой люди мыслят и обладают этой способностью абстрагироваться от чувственных деталей и случайностей»4 и что «мое всеобщее сознание есть лишь теоретическая форма того, живой формой чего является реальная коллективность, общественная сущность»5. Общие, т.е. общественные отношения, принуждают мышление к всеобщим схемам работы. Всеобщность значений сознания есть выражение общественности человека. Диапазон общения и общественных отношений определяет и степень универсальности мышления, всеобщности сознания. Деятельно-коммуникативно-духовный подход содержателен тогда, когда понимается решающее значение искусственных органов общественной практики, которые составляют надставку к органическому телу человека в виде неорганического тела – материальной техники, социальных институтов и знаково-символических систем. Духовная стадия человеческой субъективности постигается яснее путем ее сравнения с душевной стадией. Особенности душевной стадии психики. Они заключаются в том, что человек живет по преимуществу внешним, чувственным опытом, непосредственно переживает его и сливается с ним. Явления этого опыта изменчивы и единичны («это», «здесь» и «теперь»). Поэтому сознание тоже неустойчиво и затрудняется фиксировать значения в их всеобщей форме, сосредоточиваться на них, свободно оперировать и направлять ими свой внешний и внутренний опыт. Оно находится в плену внешнего сенсорного поля и эмоциональных переживаний, индивидуальных предпочтений; оно не выходит за рамки конечного к вечному, за пределы относительного (что хорошо для данного лица или данной группы людей) к абсолютному (что хорошо само по себе, безусловно). Душе еще не присуще «для-себя-бытие», т.е. ценностно-рационально-волевая самость как тот автономный центр апперцепции (Я), из которого исходят законодательные функции разума и повеления разумной воли на основе всеобщих значений. Чувства и эмоции размывают автономию разума и воли, чем объясняется шаткость и несамостоятельность души. Человек на душевной стадии избирает ценности, как правило, не потому, что они объективно хороши по своему качеству, а потому, что они хороши относительно него или его окружения. Субъективное чувство – здесь критерий (на вкус и цвет товарищей нет). Душе присущи ценности частные и относительные, ценностный релятивизм и субъективизм. Относительные ценности молодые люди часто возводят в абсолютные и творят кумиры, которые быстро развенчиваются жизнью потому, что качество таких ценностей не соответствует их статусу абсолютных. В юных душах возникают разочарование и уныние, нигилизм и цинизм, разнуздывается инстинкт вне идеала. Так молодые люди вступают на путаную тропу, ведущую к душевному нездоровью, социальному риску, девиантному поведению и преступному деянию. Глубинной причиной душевных болезней несоматического характера является в юном возрасте размытость ценностного самосознания, эрозия апперцепции и ее центра (Я) Обучение технике жизни (методам и технологиям) не выводит само по себе из мира относительных ценностей. Душевная стадия связана не только с молодостью, но и с тем, что индивид еще не выступает субъектом весьма обширных по диапазону общественных отношений. А не является он таким субъектом из-за своего социального статуса: индивид находится на попечении у старших, он, во-первых, по преимуществу, потребляет, а не производит, во-вторых, он еще не включен как самостоятельная личность в большое общее дело и поэтому не владеет объективной мерой оценки себя и других лиц. такой мерой как раз и является общее дело, взвешивающее социальный вклад, «социальный вес» каждого. Вот этот аспект социального статуса индивида Гегель в «Феноменологии духа» начисто игнорирует и описывает только движение сознания, не вскрывая причин его движения от «чувственной достоверности» к «основанию» явлений, т.е., к их сущности. Почему же конкретно осуществляется переход от чувственного сознания к самосознанию? Потому, что чувственная достоверность разоблачает свою несамостоятельность и несостоятельность. Во-первых, в ней «все течет», все изменяется. Было утро, оно сменилось днем, а день – вечером и ночью. Ребенок радуется подаренной ему вишне, но тут же съедает ее и уничтожает. Сегодня у него – дружба с кем-то, а завтра – ссора. Ему многое непонятно в поступках взрослых. Во-вторых, оказывается, не все то хорошо, что хорошо лично для него. Внешняя сторона явлений бывает обманчивой. В-третьих, во всяком общем деле, будь то семейные дела, игра или занятия, надо исходит из общих же значений, а не из единичного и отдельного, иначе само общение прекратится. Сознание теперь разочаровывается в самостоятельности и подлинности внешнего состава событий. Оно интуитивно чувствует: то, что ранее казалось самодостаточным, оказывается лишь явлением чего-то иного, скрытого, на самом деле «прочного», устойчивого, чего-то основательного. Но беда в том, что скрытая основа внешних явлений чувственному сознанию никак не раскрывается. Для ее понимания нужна иная «оптика». И сознание отворачивается от внешних «кумиров», обращается внутрь себя. В самом себе оно надеется найти ту основу, из которой и надо исходить в деятельности и общении. Теперь оно ищет истину в себе, а не вовне. Это, как правило, стадия возрастного «переходного периода» (12-18 лет). Однако в этот период индивид мало знает и может. Он самоопределяется в отвлеченных значениях, чем объяснима романтика юности. Самоопределение сопровождается желанием утвердить себя во мнении других, а не в делах общеинтересных и полезных. Важно самоутверждение, а не то дело, в котором осуществляется самоутверждение. Поэтому, столь часто молодые
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.63 (0.021 с.) |